kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории в 9 классе по теме:: "Новый империализм". Предпосылки Первой мировой войны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На рубеже 19 - 20 вв. началась борьба за передел колоний и сфер влияния. Эта борьба стала предвестницей Первой мировой войны.

Характерной чертой нового империализма является борьба за предел рынка как ''мирными'' средствами, так и путем войн.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 9 классе по теме:: "Новый империализм". Предпосылки Первой мировой войны.»

Тема урока: "Новый империализм". Предпосылки Первой мировой войны.

Дата:

Класс: 9

Цель: познакомить учащихся с причинами Первой мировой войны, ее влиянием на социально-экономическое и политическое положение стран, вступивших в войну.

Задачи: выявить цели, преследуемые каждой из стран участниц Первой мировой войны; научить учащихся работать со статистическим материалом, способствовать закреплению навыков самостоятельной групповой работы учащихся с новым материалом и историческими документами, составления тезисного плана ответа; способствовать пробуждению у учащихся чувства сострадания к рядовым участникам военных действий, принявших на свои плечи всю тяжесть беспощадной и кровопролитной войны.

Основные понятия: империализм, протекционизм, Антанта, Тройственный союз

Оборудование: учебник тетрадь, карточки с терминами, раздаточный материал (текст документа).

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация знаний.

1)Работа с терминами: демократизация, индустриализация, модернизация, урбанизация, колонизация).

2) Верно. Неверно. Отметить признаки партии.

+ борьба за власть, стремление к осуществлению или соучастию во власти;

+ наличие структуры организации;

+ наличие программы и устава;

+ наличие аппарата управления:

+ наличие определенной идеологии;

+ наличие социальной опоры в обществе;

+ постоянство, долговременность существования;

- наличие большого капитала;

- стремление к военным действиям.

3)Фронтальный опрос.

- Назовите типы партий.

- Перечислите политические партии, которые существовали в Европе в нач. 20 в.

  1. Изучение новой темы.

План.

  1. «Новый империализм».

  2. Протекционизм.

  3. Смена военно-политических союзов.

  4. Франко-русский союз и Антанта.

Беседа с классом.

- Что такое империализм?

- Какую роль сыграл Венский конгресс в расстановке сил на мировой арене?

Работа с картой.

- Покажите крупнейшие колониальные державы и их главные приобретения в нач. 20 в.

1.Самостоятельная работа. Новый империализм.

Прочитайте текст учебника и выполните задания (устно).

  1. Дайте определение термину «Новый империализм».

  2. К чему привела борьба за передел колоний и сфер влияния?

  3. Расскажите о процессе передела колоний в нач. 20 в.

  4. Назовите главные причины «Нового империализма.

(Проверка выполненного задания, вывод!!!)

Учитель: «Новый империализм».

К концу 19 в. произошло завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами.

Перечислим крупнейшие колониальные державы и их главные территориальные приобретения:

  • Англия: Канада, Австралия, Индия, Южно-Африканская республика, Бирма

  • ФранцияЗападная Африка, Марокко, Алжир, Индокитай, Мадагаскар

  • Германия: Камерун, Восточная Африка, Юго-западная Африка, Новая Гвинея

  • Италия: Ливия, Сомали

  • Япония: Корея, Тайвань, Курильские острова

На рубеже 19 - 20 вв. началась борьба за передел колоний и сфер влияния. Эта борьба стала предвестницей Первой мировой войны.

Войны за передел мира носили локальный характер — ограниченный как территориально, так и составом участников.

Среди таких локальных войн можно выделить такие, как:

  • Испано-американская война (1898),

  • Англо-бурская война (1899—1902),

  • Русско-японская война (1904—1905)

Борьба за передел колоний получила название «Новый империализм».

Характерной чертой нового империализма является борьба за предел рынка как ''мирными'' средствами, так и путем войн.

Главные причины «нового империализма» - это стремление индустриальных стран упрочить свои позиции в мировом балансе сил. Кроме политических причин, были и экономические: для промышленных стран были необходимы сырье и продовольствие, а также новые рынки для сбыта своей продукции.

Германия стремилась занять новое международно-политическое положение, соответствующее ее возросшей экономической мощи.

Для Италии также важным было обрести полноценный статус колониальной державы, чтобы иметь возможность называться великой державой.

2.Рассказ учителяПротекционизм.

- Вспомните из истории России, что такое протекционизм? (экономическая политика гос-ва, направленная на поддержку отечественного производителя путем ограничения ввоза товара из-за границы).

Крупнейшими рынками сбыта оставались сами индустриальные страны.

Торговля между ними составляла большую часть мировой торговли. Бурное развитие индустриальной экономики вело к обострению конкуренции на международном уровне. Многие страны перешли к политике ограничения ввоза иностранных товаров – протекционизму, ввели высокие таможенные тарифы.

За свободную торговлю и против протекционизма выступала только Великобритания, для которой торговля с другими странами была просто жизненно необходимой. США в 1913 г. резко снизили тарифы, их уровень экономического развития был так высок, что они не боялись конкуренции.

Политика протекционизма

Бурное развитие индустриальной экономики вело к обострению конкуренции на международном уровне. Многие страны перешли к политике ограничения ввоза иностранной продукции – протекционизму.

Протекционизм - ограничение ввоза иностранной продукции путем введения высоких таможенных тарифов.

Рост индустриальной экономики уже не мог идти без захвата все новых и новых рынков, сама логика развития индустриального общества вела к войне.

3.Работа в парах.

Прочитайте текст учебника

- Назовите причины Первой мировой войны.

- Назовите военно-политические союзы, образовавшиеся на момент Первой мировой войны, перечислите государства, которые вошли в данные союзы.

(Проверка выполненного задания, вывод!!!)

Работа с документом.

Прочитайте отрывок из интервью специалистов по истории первой мировой войны профессоров В.Дайеста (Германия) и П.Лиддла (Великобритания)

“События лета 1914 года показывают, что за редким исключением все политические лидеры были настроены чрезвычайно решительно. Многие жаждали войны. ... Империалистические устремления Франции и Великобритании сыграли свою роль в развертывании войны. Никто из них не хотел иметь в лице Германии мощного политического и экономического конкурента. ... нельзя не учитывать стремлений держав к господству и наживе...”

- Как вы считаете, можно ли было предотвратить Первую мировую войну? Обоснуйте свою позицию.

(Беседа по вопросу к документу).

Происхождение первой мировой войны

Причины возникновения Первой мировой войны связаны с

  • Объективными факторами: экономическими – война необходима для развития индустриальных стран.

  • Субъективными факторами: политическими - стремления ряда европейских держав к переделу границ.

4.Франко-русский союз и Антанта.

Бисмарк ушел в отставку, и созданная им система международных союзов развалилась. У кайзера Вильгельма II был другой взгляд на политику, и он взял курс на войну.

Отказ кайзера возобновить договор, заставил Россию искать союзников против Германии. Франция дала согласие и был заключен франко-русский союз.

Таким образом, в конце 19 в. в Европе сложились два блока государств: с одной стороны Германия, Австро-Венгрия, Италия, а с другой Россия и Франция. Англия соблюдала нейтралитет. Но Германия приняла программу морских вооружений, и это подтолкнуло Великобританию к союзу с Францией. Так в 1904г. Англия и Франция заключили союз, который назывался «сердечное согласие» (на франц. языке - Антанта). Англия постаралась уладить отношения с Россией, которая тоже стремилась к сближению с Великобританией после поражения в Русско-японской войне.

В 1907г после подписания англо-русской конвенции завершилось формирование Тройственной Антанты в составе Англии, Франции и России. Сформировался раскол Европы на два противостоящих друг другу блока великих держав:

  • «Тройственный союз» - Германия, Австро-Венгрия, Италия

  • «Антанта» - Англия, Франция Россия.

Англия и Франция вступили в союз с Россией из-за германской угрозы своей безопасности.

Взаимная подозрительность двух блоков, Тройственного союза и Тройственной Антанты, усилила гонку вооружений. Началась «война» дредноутов: на каждый новый германский корабль Великобритания закладывала два. Пресса в странах, входящих в противостоящие блоки, начала создавать образ врага. Антивоенные настроения в Европе пошли на убыль.

Германская империя, образованная после франко-прусской войны в 1871 году, стремилась к политическому и экономическому господству в Европе, а для этого Германии был необходим передел мира.

На Балканах начались войны за освобождение от турецкого господства. Две войны балканских стран в 1912 и 1913 гг. изгнали Османскую империю из Европы

На Балканах завязался узел острых противоречий между Россией, Австро-Венгрией, Германией, Францией и Великобританией. Поэтому Балканы стали называть «пороховой бочкой» Европы.

Так Европа была подведена к мировой войне.

5.Закрепление изученного.

- Назовите причины и истоки политики «нового империализма».

- Перечислите причины Первой мировой войны.

- Назовите военно-политические союзы, которые образовались на кануне Первой мировой войны, и государства, входившие в них.

  1. Что означает понятие «новый империализм»?

  2. Какие страны входили в Тройственный союз и какие - в Тройственную Антанту?

  3. Что означает понятие «протекционизм»?

6.Задание на дом. п. заполнить таблицу





Колониальная держава


Принадлежащие державе колонии


Англия



Франция



Германия



Италия



Япония




7. Рефлексия.

Отрывок из интервью специалистов по истории первой мировой войны профессоров В.Дайеста (Германия) и П.Лиддла (Великобритания)

“События лета 1914 года показывают, что за редким исключением все политические лидеры были настроены чрезвычайно решительно. Многие жаждали войны. ... Империалистические устремления Франции и Великобритании сыграли свою роль в развертывании войны. Никто из них не хотел иметь в лице Германии мощного политического и экономического конкурента. ... нельзя не учитывать стремлений держав к господству и наживе...”

- Как вы считаете, можно ли было предотвратить Первую мировую войну? Обоснуйте свою позицию.

Отрывок из интервью специалистов по истории первой мировой войны профессоров В.Дайеста (Германия) и П.Лиддла (Великобритания)

“События лета 1914 года показывают, что за редким исключением все политические лидеры были настроены чрезвычайно решительно. Многие жаждали войны. ... Империалистические устремления Франции и Великобритании сыграли свою роль в развертывании войны. Никто из них не хотел иметь в лице Германии мощного политического и экономического конкурента. ... нельзя не учитывать стремлений держав к господству и наживе...”

- Как вы считаете, можно ли было предотвратить Первую мировую войну? Обоснуйте свою позицию.

Отрывок из интервью специалистов по истории первой мировой войны профессоров В.Дайеста (Германия) и П.Лиддла (Великобритания)

“События лета 1914 года показывают, что за редким исключением все политические лидеры были настроены чрезвычайно решительно. Многие жаждали войны. ... Империалистические устремления Франции и Великобритании сыграли свою роль в развертывании войны. Никто из них не хотел иметь в лице Германии мощного политического и экономического конкурента. ... нельзя не учитывать стремлений держав к господству и наживе...”

- Как вы считаете, можно ли было предотвратить Первую мировую войну? Обоснуйте свою позицию.

Отрывок из интервью специалистов по истории первой мировой войны профессоров В.Дайеста (Германия) и П.Лиддла (Великобритания)

“События лета 1914 года показывают, что за редким исключением все политические лидеры были настроены чрезвычайно решительно. Многие жаждали войны. ... Империалистические устремления Франции и Великобритании сыграли свою роль в развертывании войны. Никто из них не хотел иметь в лице Германии мощного политического и экономического конкурента. ... нельзя не учитывать стремлений держав к господству и наживе...”

- Как вы считаете, можно ли было предотвратить Первую мировую войну? Обоснуйте свою позицию.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всеобщая история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок истории в 9 классе по теме:: "Новый империализм". Предпосылки Первой мировой войны.

Автор: Логинова Марина Алексеевна

Дата: 07.04.2021

Номер свидетельства: 577694


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства