kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Экономическое положение России1905-1907г и ее влияние на Казахстана. Революция 1917г. Установление Советской власти

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока формирует представления о том что революция, начатая в России в 1905 г. с «кровавого воскресенья», послужила поводом к началу борьбы казахских рабочих против колониальной политики правительства. а также созданию политических партий и движений между 2-мя революциями 2017г

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Экономическое положение России1905-1907г и ее влияние на Казахстана. Революция 1917г. Установление Советской власти»

Урок №

Группа:___________________________ Дата:


Тема урока: Экономическое положение России1905-1907г и ее влияние на Казахстана.

Революция 1917г. Установление Советской власти

Цель: Формирование представления о том что революция, начатая в России в 1905 г. с «кровавого воскресенья», послужила поводом к началу борьбы казахских рабочих против колониальной политики правительства.

Задачи:

Образовательная: Объяснить главенствующую роль политических групп и партий в усилении политических движений, в объединении рабочих, указать причины провала революции 1905-1907гг., раскрыть значение революции для общественно-политического развития Казахстана

Развивающая: Развивать навыки анализа, самооценки предстоящим событиям и политике в то время

Воспитательная: Воспитать гуманность, любовь к родной земле

Методы: словесный, наглядный

Тип урока: Комбинированный.

Форма проведения: урок -лекция.

Обеспечение занятия: политическая карта мира, термины, даты

  1. Организационный момент: 5 мин

  1. Приветствие обучающихся, проверка готовности к занятиям.

  2. Перекличка

  3. Краткое содержание урока

2.Актуализация и коррекция опорных знаний

3.Контроль и учет опорных знаний: устный опрос по вопросам см:

  1. В каком году опубликован Указ царский о «реквизиции мужского населения на тыловые работы?

  2. Что послужило поводом к национально-освободительному восстанию 1916 г.?

  3. Каковы причины восстания 1916 года?

  4. Назовите лидеров восстания

  5. Каковы цели и характер национально-освободительного движения?

  6. Назовите основные очаги восстания, причины поражения восстания

  7. Дайте сравнительную характеристику событиям, произо­шедшим в Семиреченском и Тургайском центрах национально-освободительного движения.

  8. Какие методы борьбы применялись колонизаторами против повстанцев?

  9. Выскажите свое мнение о значении движения 1916 г.


4. Изложение нового материала по плану:

  1. Значение революционных событий 1905г. в России

  2. Политические волнения в Казахстане

  3. Крупная забастовка на Успенском руднике

  4. Рост политических движений

  5. Значение революции 1905-1907 для общественно-политического развития Казахстана

  6. КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ФЕВРАЛЬСКОЙ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

  7. КАЗАХСТАН НАКАНУНЕ И В ПЕРИОД ОКТЯБРЬСКОГО ПЕРЕВОРОТА 1917 г.

5.Первичное закрепление материала:

  1. В каких областях Казахстана под влиянием революции 1905-1907гг. в России проходили волнения?

  2. На каком руднике Казахстана произошла крупная забастовка казахских и русских рабочих?

  3. Какие требования выдвигали забастовщики?

  4. В каком городе Казахстана в 1906г. произошло крупное выступление рабочих?

  5. Покажите на карте области, охваченные крестьянскими волнениями?

  6. Кого из среды казахов избрали депутатом во 2 Гос Думу

  7. Какое влияние оказала революция 1905-1907гг. в России на последующее общественно-политическое развитие Казахстана?

  8. Почему национальная интеллигенция с удовлетворением встретила известие о победе Февральской революции?

  9. 2. Дайте характеристику политическим событиям в Казахстане в период после Февральской революции, определите при­знаки развития общественной мысли.

  10. 3. Обратите внимание на причины развития общественной мысли в период после революции.

  11. 4. Определите цели и задачи Февральской революции 1917 г. и сравните их с целями и задачами казахского независимого государства 1991 г.



4.Итог урока:Учитель подводит итог урока- делает вывод о работе студентов, выставляет оценки за урок.

5.Домашнее задание: составить по 5 тестовых вопроса



Новые слова:

Революция- коренной переворот, переход от одного качественного состояния к другому

Профзоюз – профессиональный союз

Самодержавие – форма правления в России, при которой неограниченная верховная власть царя опиралась на господствующий класс дворян-помещиков

Забастовка –один из способов разрешения трудового конфликта, когда коллектив рабочих прекращает работу до удовлетворения выдвинутых ими требований

Гос. Дума – законосовещательный орган России(1906-1917) учрежден манифестом 17окт 1905г.



















1. В период 1905-1907гг. в России произошла первая русская революция. Казахстан находился на значительном расстоянии от крупных политических центров России, однако весть о революции стала распространяться ч/з политические листовки, материалы из газет «Искра», создавались подпольные кружки(первый марксистский 1902 в Оренбурге), группы которые изучали революционную литературу. И все это доходило до казахских степей.

Повод к революции: «Кровавое воскресенье» 9 января 1905гг. в Санкт-Петербурге. Местная рос. администрация пыталась скрыть эти события, контролируя почтово-телеграфную службу, печать и т.д. Поэтому события в Петербурге дошла до Казахстана с большим опозданием.

Казахские шаруа стали выступать против массового, насильственного изъятия земель и раздачи ее крестьянам-переселенцам. Один из организаторов антиправительственного митинга в Каркаралинске был Миржыкым Дулатов, который был задержан царской охраной и препровожден в г. Омск. Создавались стачечные комитеты.

Дата/гг.

Местоположение

Недовольство

Требование

1. Февраль 1905

Туркестан, Перовск, Челкар

Демонстрация против расправы над рос. рабочими


2. Май 1905

Верном, Кустанае, Перовске

В качестве поддержки крестьянской массы


С разоблачением манифеста выступила каз. Национал-демократическая интеллигенция: А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Тынышпаев. Подвергали критике положения царского Манифеста. Проходили лозунги «Долой самодержавие!», «За 8 часовой рабочий день!», «Да здравствует свобода!», «Да здравст демократическая республика!».

Дата/гг.

Местоположение

Недовольство

Требование

3. 16-28 ноября 1905

Почтово-телеграфные служащие в Семипалатинске


Честные политические

4. декабрь1905(самое кр выступление)

Успенский рудник в ЦК, руководили комитет «Русско-киргизский союз против капитала» Топорнин П., Л.Байчагиров, С. Невзоров.

Низкая зарплата, невыносимые условия труда, пренебрежительное отношение иностранных специалистов.

Снижение цен на продукты питания, повышение зарплаты на 25%, обеспечение одеждой, открытие 3классного училища, отстранение от службы ненавистного фельдшера Костенко.

5. 13 декабря - митинг

Павлодар-рабочие Иртышского отделения


Речные суда, повышения з/п, увеличение пенсионного фонда, оказание мед помощи

6. июль 1906

Стачка в Семипалатинске, число стачечников до 500 человек


Ограничение рабочего времени до 10 часов, для детей 8 часов, оплату по болезни, повышение з/п и уравнения прав женщин, запрещение труда во внерабочее время

3. Были попытки усмирения забастовщиков солдатами батальона Западно-Сибирского полка, солдатами гарнизона г. Жаркенда.

4. Подразделения окружили рудник, угрожая расправой. Англичанин Фель отказался от требований рабочих. Карагандинские шахтеры поддержали Русско-киргизский союз. Опасаясь дальнейших забастовок владельцы частично удовлетворили требования.. Организаторы забастовки Невзоров т Топорнин б/арестованы. Забастовка была подавлена, которая продолжалась 12 дней и в ней приняли участие 360 рабочих. Это б/одно из кр выступлений в годы революции. В котором рабочие –казахи и русские – вместе боролись против засилья иностранных капиталистов и приобрели опыт в ведении борьбы за свои требования.

5. Хотя в требованиях рабочих преобладали экономические условия, митинг и его решения были направлены против существующего строя.

Все эти многочленные выступления явились частью общероссийского революционного процесса.

6. 1906г- период подъема крестьянского движения в Казахстане. Протесты местного населения против аграрной политики возникали в Жаркентском уезде, в Аулие-Атинском, Шымкенском уездах Сырдарьинской области. Газеты «Оренбургский край», «Уральский ежедневник», «Урал» постоянно информировали населения о происходящих в аулах волнениях. Правительство принимало меры, хотя б/разрешено применять силу.

В 1907г. вышел закон по которому казахи б/лишены избирательных прав, поэтому казахи в период 1907-1917гг. не избирались в состав Государственной Думы России. Начались митинги. А.Букейханов поставил подпись против роспуска 2 Гос Думы, за что отбывал тюремное наказание в Семипалатинске и Павлодаре. Интересы каз населения защищали русские депутаты: Седельников, Недоносков, Бородин, Космодемияновский, Виноградов(избран депутатов во 2ГосДуму) и др. Политический деятель Мустафа Шокай вошел в мусульманскую фракцию 3и4 Гос Дум России.(доводил до сведения депутатов о тяж положении каз).

5.Причины поражения: Революция 1905-1907гг. потерпела поражение из-за 1. малочисленности главной движущей силы восстания-рабочих. 2. Каз аул, оставался практически не вовлеченным в политические события, что препятствовало созданию единого фронта борьбы против царизма. 3. недостаток опыта в организации агитационно-пропагандистской работы. 4. Интеллигенция не всегда могла выработать политические требования.

Значение: Революционная борьба, развернувшаяся в центральных районах России и в кр городах Сибири и Алтая, способствовала пробуждению политического сознания населения. Накапливался опыт совместных выступлений против засилья царизма

6.КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ФЕВРАЛЬСКОЙ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Влияние Февральской революции на Казахстан. В феврале 1917 г. в России свершилась буржуазно-демокра­тическая революция, пала монархия. Весть о событиях в Петрограде население Казахстана восприняло с ликова­нием. Казахский народ приветствовал свержение самодер­жавия, справедливо рассматривая этот факт как следствие их многовековой борьбы, как некоторое удовлетворение целей национально-освободительного движения 1916 г.

В марте-апреле 1917 г. повсеместно были созданы Советы рабочих и солдатских депутатов. В отдельных городах (Уральск, Верный, Акмола, Семипалатинск, Аулие-Ата) появились киргизские (казахские) нацио­нальные комитеты. Одновременно с Советами действовали органы Временного правительства. В Казахстане, как и во всей стране, установилось двоевластие.

Временное правительство считало, что к развитому ка­питализму необходимо идти реформистским путем, так как из-за отставания в развитии российского капитализма бур­жуазия не сложилась в мощную экономическую и поли­тическую силу. Однако отражавшее во многом политиче­ские и экономические интересы буржуазии и помещиков Временное правительство не смогло подготовить и пред­ставить альтернативную программу возрождения России.

Новое правительство предпринимало шаги для пере­смотра имперской национальной политики. 20 марта 1917 г. были отменены всякие ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию или национальности. Это решение Временного правительства было направлено на установление национального согласия в этом огромном регионе. Был рассмотрен вопрос о возвращении на Родину реквизированных для работ на фронте инородческих рабочих дружин, и Временное правительство приняло по нему окончательное решение. На местах шел процесс консолидации демократических сил. Революционно настроенные рабочие добивались через Советы введения восьмичасового рабочего дня (Верный, Семипалатинск, Экибастуз), включения в программу Советов требований о конфискации помещичьих земель.

Февральская революция 1917 г. оказала влияние на национальную политику, заявила о своей привержен­ности общечеловеческим ценностям — свободе, равенству народов. Вместе с тем она не решила до конца нацио­нальный вопрос, не ликвидировала институты коло­ниального управления. Она сделала лишь первые шаги по урегулированию межнациональных отношений в пределах регионов, снимая тем самым существовавшую напряженность.

Возвращение тыловиков и их влияние на револю­ционный процесс. Огромное влияние на рост поли­тического сознания тыловиков оказывало их общение с русскими рабочими, солдатами. Тыловики объявляли забастовки. Повсюду укреплялся союз тыловиков с русскими солдатами.

Тыловики повсюду шли в первых рядах борцов за свободу, представляли национальный отряд освободительных сил края. Обездоленная, обнищавшая, озлобленная масса тыловиков стала социальной опорой оппозиции Временному правительству.

Политические партии и течения в период после Февральской революции. Носителем идеи национального освобождения, пробуждения национального самосознания казахского народа, вдохновителем борьбы против коло ниализма выступила национальная демократическая интеллигенция. Во главе ее стал видный деятель российского либерально-демокра­тического движения, в прошлом член Центрального Комитета ка­детской партии Алихан Бокей­ханов. Его единомышленниками и соратниками стали известные просветители и демократы, актив­ные участники революционного движения А. Байтурсынов, М. Ду-латов, А. Ермеков, Ж. Досмуха-медов, X. Досмухамедов, Ж. Ак-баев и многие другие. Лейтмо­тивом движения стала идея освобождения казахского народа от колониального ига, создания конституционным путем суверенного автономного национального государ­ства. После Февральской революции алашское движение, ведущее свое начало с 1905 г., вновь активизировалось. В апреле-мае 1917 г. состоялись областные, кое-где — уездные съезды партии "Алаш", на которых рассматри­вались важные проблемы, входящие в компетенцию местного самоуправления.

Весной 1917 г. Семипалатинский областной съезд каза­хов предложил Всеказахскому съезду свое видение будущей автономии Казахстана.

Казахскую демократическую общественность волновала проблема казахской государственности, демократических реформ, создание необходимых предпосылок для самоопределения нации. Съезд рассмотрел также вопрос об образовании казахской политической партии "Алаш" и признал необходимым выработать ее программу. По вопросу о форме государственного управления съезд записал: "В России должна быть демократическая феде­ративная парламентская республика". Делегаты съезда признали, что казахские области "должны получить областную территориально-национальную автономию", выразили свою позицию по отношению к 83 тыс. бежен­цев из Китая, участникам событий 1916 г., подвергав­шихся дискриминации и преследованию со стороны каза­чества Семиречья и органов Временного правительства. Съезд обратился к трудящимся края с призывом органи­зовать скорую и действительную помощь голодающему населению Семиречья.

Бурное развитие мусульманского движения, охватив­шее своим влиянием 30-миллионное население окраин России, привело к созданию ряда исламских партий. В сентябре 1917 г. образовалась первая мусульманская партия — Партия туркестанских федералистов.

После Февральской революции 1917 г. в северных областях Казахстана активизировала работу организация кадетов. В Семипалатинске она издавала свою газету "Свободная речь". Кадеты были сторонниками единой, неделимой России, конституционной монархии, пересе­ленческой политики. Член ЦК кадетской партии А. Бокейханов заявил о своем несогласии с такими программными положениями и выходе из этой партии.

Весной 1917 г. возникли организации эсеров. Лозунги этой партии "Землю надо передать тем, кто ее обра­батывает", "Земля — собственность всего народа", осуж­дение на съезде в Туркестане колониальной политики царизма обеспечили ей временный успех. К лету 1917 г. в руках эсеров оказались все Советы (кроме Черняевского). Кроме того, в Уральске, Гурьеве, Петропавловске, Павло­даре, Кокчетаве, Семипалатинске функционировали отделения казачьей партии.

Таким образом, как в России, так и на ее националь­ной окраине — в Казахстане — сложилась многопартийная система. Возникшие на национальной, религиозной, клас­совой, сословной основе различные партии и группы в Казахстане вели напряженную полемику друг с другом, не приходя в большинстве случаев к согласию или ком­промиссу. Вместе с тем было очевидно, что движение 1916 г., вслед за ним Февральская революция 1917 г. всколыхнули большинство народных масс Казахстана, способствовали ускорению развития исторического процесса.

7. КАЗАХСТАН НАКАНУНЕ И В ПЕРИОД ОКТЯБРЬСКОГО ПЕРЕВОРОТА 1917 г.

Нарастание революционного движения в Казахстане.

Временное правительство получило от былой империи тяжелое наследство. Страну раздирали классовые, социальные, экономические, национальные, религиозные противоречия. Оно не нашло сил для вывода страны из изнурительной, продолжительной империалистической войны. Временное правительство не могло кардинально решить национальные проблемы, аграрный вопрос. На страну надвигался голод.

Недовольство трудящихся Казахстана политикой Вре­менного правительства росло с каждым днем. Свертыва­лось промышленное производство, сокращались посевные площади. От джута погибло много скота. Сокращался завоз товаров первой необходимости, росли цены на сельскохозяйственные продукты. Голод охватил целые районы Сырдарьинской и Семиреченской областей. В этих условиях росло и ширилось оппозиционное Времен­ному правительству движение. Все новые и новые пози­ции завоевывали Советы рабочих, солдатских и крестьян­ских депутатов.

В отдельных регионах, где было сильно влияние клери­кально-буржуазных кругов, трудящиеся создавали Советы по классовому принципу. В Ташкенте был избран Совет мусульманских рабочих депутатов. В ряде районов созда­вались Советы казахских депутатов. По мере роста сознания масс они объединялись с Советами крестьянских депутатов.

В мае бастовали рабочие-казахи рудника Даубай Семи­палатинской области, требовавшие повышения заработ­ной платы, улучшения жилищно-бытовых условий. Администрация рудника отказывалась удовлетворить требования бастующих. Тогда рабочие покинули рудник. Выступления рабочих имели место и в Риддере. По ини­циативе Советов рабочих депутатов летом 1917 г. был введен 8-часовой рабочий день на предприятиях Петро­павловска, Семипалатинска, Уральска, Перовска, на пред­приятиях горнозаводской и нефтяной промышленности.

Не получив от Временного правительства ни земли, ни хлеба, трудящиеся Казахстана стали самостоятельно решать аграрный вопрос. Они насильственным путем захватывали землю и скот волостных управителей и аульных старшин. Так, в отдельных волостях Верненского уезда бедняки-казахи сместили волостных управителей и угнали много скота у баев. Выступления казахских крестьян произошли в Каркаралинском и Павлодарском уездах, в Букеевской Орде и в других местах. На борьбу за землю и хлеб поднялись и крестьяне переселенческих деревень.

29 августа 1917 г. Перовский Совет на совместном заседании с представителями профсоюзов и солдатских комитетов принял резолюцию о необходимости передачи всей власти Советам.

Политические партии и течения, боровшиеся за власть, консолидировались с целью привлечения масс на свою сто­рону, выдвигая различные программы выхода из кризиса.

Тяжелое наследие монархии, надвигающийся голод и разруха, неспособность Временного правительства дать мир народам, землю — крестьянам, фабрики — рабочим, равенство — национальным меньшинствам, реальные гарантированные права — гражданам России, нарастание анархических настроений мелкобуржуазных масс — все это определило назревание общенационального кризиса. Народу предстояло сделать выбор — диктатуру контр­революционной военщины или диктатуру пролетариата.

В такой обстановке свершился Октябрьский пере­ворот. Огромное значение для судьбы переворота имело поднятие на щит таких общечеловеческих ценностей, как мир, земля, свобода, национальное самоопределение. Принятие исторических декретов о земле и мире, про­возглашение основ национальной политики Советской власти, отвечавших стремлениям и чаяниям миллионов людей, сыграли решающую роль в быстрой победе переворота по всей стране.

Создание мусульманских правительств. 22 ноября в Коканде, в старой столице ханства Фергана, открылся IV Чрезвычайный Всетуркестанский съезд. Открыл съезд М.Чокай, который, характеризуя политическое и экономическое положение России и Туркестана, заявил: "То, что творится в центре, заставляет окраины самим заботиться о собственном спасении и о спасении великой национальной революции".

Съезд объявил Туркестан "территориально автоном­ным в единении с Федеративной демократической Россий­ской республикой". Установление форм автономии Тур­кестана было предоставлено Учредительному собранию.

Съезд торжественно заявил, что права населяющих Туркестан национальных меньшинств будут всемерно охраняться. Было про­возглашено создание Туркестанской народной власти — Временного Совета. Премьер-министром и ми­нистром внутренних дел был избран М.Тынышпаев. Позже его заменил М.Чокай. Новое государ­ственное образование называлось "Туркестони мухтариат" ("Тур­кестанская Автономия"). Ислам в автономии был признан государ­ственной религией. В воззвании съезда к народам Туркестана говорилось: "...Ныне про­бил час, когда освобожденный от цепей Туркестан станет хозяином своей земли и станет сам творить свою историю".

Создание правительства Алаш-Орды. В декабре 1917 г. в Оренбурге состоялся Общеказахский съезд. Заслушав доклад лидера автономного Туркестана М.Чо-кая, съезд оценил события в Коканде как отрицание демократического содержания в национально-освободи­тельном движении, расправу с инакомыслящими, идеоло­гическую нетерпимость, увлечение ультрареволюционными лозунгами диктатуры пролетариата. Вслед за этим был рассмотрен вопрос об автономии казахского народа.

Большинство депутатов проголосовали за немедленное объявление автономии. Были избраны члены Всеказахско-го Совета Алаш-Орда. Председателем на альтернативной основе был избран А.Бокейханов. Накануне съезда на страницах газеты "Казах" был опубликован проект программы партии "Алаш".

В этом документе, состоящем из десяти разделов, была дана развернутая программа партии в области государственного строительства, обороны, религии, науки и просвещения, по аграрному вопросу и т.д. Основные программные положения проекта нашли отражение в решении Всеказахского съезда. Таким образом, партия "Алаш" на переломном этапе истории предложила альтернативный путь развития казахского народа с уче­том реалий того времени.

Большевики, ставшие в этот сложный исторический период партией власти, не посчитали возможным идти на диалог с партией Алаш. Различные политические силы вступили в борьбу за власть. Свершившийся в Петрограде Октябрьский переворот вызвал на территории Казахстана невиданное насилие. Но, несмотря на это, народные массы России, в том числе и Казахстана, возлагали большие надежды на Всероссийское Учреди­тельное собрание. Выборы, прошедшие в ноябре 1917— январе 1918 г., показали, что абсолютное большинство казахских трудящихся разделяет программные требо­вания партии "Алаш".

Как свидетельствуют результаты выборов, партия "Алаш" представляла серьезную оппозицию большевикам в борьбе за власть. С самого начала противостояния большевистский революционный экстремизм определил место этой партии по другую сторону баррикад.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всеобщая история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Жвирблене Татьяна Владимировна

Дата: 16.08.2021

Номер свидетельства: 585311

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства