I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Проверка выполнения домашнего задания | Индивиду-альная, фронтальная. Творческий, словесный. Рассказ | Организует проверку выполнения домашнего задания Человеческое стадо – Родовая община – Племя – Совет старейшин - …….. (СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА) | Рассказывают, как первобытные земледельцы вырастили зерно | Коммуникативные: оформляют рассказ, «удерживая» логику повествования, используя информацию, полученную из разных источников | Рассказ |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя, беседа | Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу Родовая община : мужчины – охотой – скотоводством, женщины – собирательством- земледелие(Более 10 тыс. лет назад). Появилось ткачество, горчарное дело. И новые орудия труда. Земледелие и скотоводство дало дополнительные продукты для человека. Получение их в большей степени зависело теперь самого человека. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях. Появляются среди людей мастера, которые лучше, чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а то чем они занимаются, - ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей. Постановка проблемного вопроса: равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. Почему это произошло? Ответить на этот вопрос мы попытаемся с вами на нашем уроке. Записываем тему урока: появление неравенства и знати. Какие цели мы перед собой поставим: Почему появилось неравенство? Познакомиться с терминами «Развитие ремесел. Обработка металлов (около 9 тыс. лет назад). Изобретение плуга. Соседская община. Выделение знати. Ремесленник, гончарный круг, медь, топор, плуг, вождь племени, знать, рабы, дружина, город, святилище, царь, медно-каменный век» | Слушают учителя, формулируют учебную задачу | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя | Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Развитие ремесел. Начало обработки металлов | Индивиду-альная, фронтальная. Словесный, практический, наглядный. Работа с текстом, иллюстрацией, рассказ | Знакомит с новой датой – 9 тыс. лет назад (начало обработки металлов), раскрывает понятие «медно-каменный век» (см. Приложение). Организует самостоятельную работу с п. 1 § 5. Предлагает, используя ил- люстрации, рассказать о технологии изготовления орудий труда из меди (Слайд 5) Около девяти тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда. Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди. Работа с иллюстрацией учебника на странице 25. (Слайд 6) Как происходила отливка медного топора? Какое значение имело для человека освоение меди? (Слайд 7). Мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения. | На основе текста и иллюстраций учебника, составляют описание орудий труда, технологию их изготовления. Объясняют с помощью учителя значения терминов | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи | Работа с текстом, рассказ |
Зарождение плужного земледелия | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | Организует ознакомление с изобретением упряжного пахотного орудия труда путем усовершенствования мотыги, о роли пахотных орудий в земледелии в ходе объяснительного чтения п. 2 § 5 Работа с учебником. Прочитайте текст учебника на странице 25 и выясните: Как появился плуг? Какое значение имело появление плуга? Задание: сравните мотыгу и плуг. (Слайд 9). (Обработать поле с помощью плуга и быков можно было в несколько раз быстрее, чем мотыгой. Плуг рыхлит твердую землю, которую не возьмет мотыга.) | Узнают о зарождении плужного земледелия на основе работы с текстом | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника | Работа с текстом, беседа по вопросам |
От родовой общины к общине соседской | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа со схемой- рисунком, аппликацией, беседа | На основе работы с рисунком-схемой и аппликацией «Раздел земли в общине» рассказывает о переходе от родовой общины к соседской. – Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи? Решение творческой задачи. «Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор. Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?» (появление бедных и богатых). Учитель: мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья смогла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община. Соседская община – коллектив людей, не являющиеся родственниками, но совместно выполняющими ряд работ (осушение болот, расчистка леса под пашню, выкапывание пруда, вода из которого используется для полива и т.д.). (Слайд 10) Давайте сравним родовую и соседскую общины. В начале найдем различия, а потом общее. Различия: вместо одного большого дома появилось много хижин; вместо одной протоптанной скотом тропы появилось много троп: скот был разделен между отдельными семьями; вместо одного поля появилось много небольших полей: пашню также поделили на участки. Учитель: Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим? – пастбище, река, лес, защита от врагов. Учитель: но, как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т.е. неравенство. Позже эти группы людей (богатых и бедных) стали называть классами. | Под руководством учителя излагают суждения о причинах и следствиях исторических процессов, характеризуют условия и образ жизни, занятия людей | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; осуществляют сравнение, делают вывод. Коммуникативные: слушают и понимают речь других | Беседа по вопросам, термины |
Выделение знати. Воз-никновение городов | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа со схемой- рисунком, аппликацией (слайдами), беседа | Формулирует представление о возникновении имущественного неравенства, используя схему-рисунок и аппликацию. Подчеркивает главную мысль урока: равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появились бедные и богатые, знатные и незнатные Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что они имеют. С появлением классов у богатых возникает необходимость держать в повиновении зависимых от них людей: им нужны воины, стражники, чиновники (служащие государства), то есть нужно было государство. Государство – организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов. Дети, внуки и правнуки родовых старейшин и племенных вождей превращались в богатых людей. Они пользовались обширными землями, владели большими стадами скота, медными орудиями и оружием, золотыми украшениями. Потомки старейшин и племенных вождей назвали себя знатью. «Знатный» означает «знаменитый». Чем же были знамениты эти люди? Чем они гордились? Выслушав ответы учеников, учитель объясняет, что члены знатных семей гордились не заслугами перед племенем, не собственным умом и знаниями, не храбростью и даже не богатством, а прежде всего тем, что родились в семье старейшины или племенного вождя. Они гордились своими «знаменитыми» предками, поэтому и себя называли знатными людьми. Им выгодно было убедить своих соплеменников в том, что в их жилах течет кровь иная, чем у остальных людей, что по одному рождению они будто бы имеют право на почет, уважение и власть. | Прослеживают процесс возникновения неравенства между людьми. Усваивают значения новых терминов: вождь племени, знать, рабы, дружина, город, святилище, царь | Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи | Беседа по вопросам, термины |
V. Контроль знаний и способов действий | Индивидуальная. Репродуктивный, проблемный. Тесты | Организует работу с тестами Закрепление изученного материала: «Сумей прочитать». 1. Первый металл, который освоил человек (медь). 2. Орудие труда земледельца 5 – 6 тыс. лет тому назад (плуг) 3. Материал для изготовления посуды на гончарном круге (глина) 4. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку (классы). 5. Род занятия человека (ремесло). 6. Богатые, влиятельные люди (знать). 7. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов (государство). | Самостоятельно выполняют тестовые задания по теме «Жизнь первобытных людей» | Регулятивные: оценивают правильность выполнения задания. Познавательные: выбирают решение из нескольких предложенных | Тесты Учи.ру https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/211769/task/2 |
VI.Рефлексия | Фронтальная. Словесный. | Подведение итогов урока, выставление оценок, достижение поставленных целей! | | | |
Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Параграф 5, читать, пересказыва, отвечать на вопроосы ст. 29 «подведем итоги и сделаем выводы!» устно!!! | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Задания в рабочей тетради |