kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта по истории Отечества 7 класс. Эпоха поздних кочевников на территории Донецкого края. Салтова-маяцкая культура. Хазары.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить детей с эпохой поздних кочевников. Объяснить, что такое салтова-маяцкая культура.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по истории Отечества 7 класс. Эпоха поздних кочевников на территории Донецкого края. Салтова-маяцкая культура. Хазары.»



Технологическая карта

по истории Отечества. 7 класс.

Эпоха поздних кочевников на территории Донецкого края.

«Салтова – маяцкая культура. Хазары.





Подготовила учитель истории и

обществознания

МОУ «Школа № 101 г. Донецка»

Гришина Е.А.



Донецк, 2020

Технологическая карта урока.

История Отечества. 7 класс.

Эпоха поздних кочевников на территории Донецкого края (2 ч.)

Салтово – маяцкая культура. Хазары.

Содержательная часть урока


Основные понятия и термины: доминцы, дромос, каган, угры, тудун.


Основные даты:

VII-XI вв. – период существования Хазарского каганата, салтово – маяцкой культуры.

Тип урока комбинированный


Методы и формы обучения:


Методы: проблемное изложение, наглядный, словесный


Формы: коллективная, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.


Приемы: работа с исторической картой, работа с историческим документом, иллюстрациями, работа с учебным фильмом, викторина.

План урока (для учителя)

  1. Салтово – маяцкая культура.

  2. Поселения салтово – маяцкой культуры.

  3. Салтаво – маяцкие могильники.

  4. Хазары.

Эпиграф к уроку: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо» М. Горький

Оборудование и материалы: тетради, историческая карта, иллюстрации.

Образовательные ресурсы

Учебный фильм Хазарский Каганат. История.

https://www.youtube.com/watch?v=LXc1PMEAyAU

Материал по салтово – маяцкой культуре

studbooks.net586366/istoriya/saltovo_mayatskaya…


Учебник «История родного края» (Часть первая). Учебное пособие для 6-9 классов/ Авторы: А.В.Колесник, В.А. Пирко, С.М.Нестерцова, Е.В.Щербинина. – Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал» 1998 г., - с.52-63.

«Историческое краеведение. Учебное пособие. 7 класс/ Авторы: П.Л.Морозов, Е.В.Сиверская. – Донецк ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» 2019 г., - с.43-51



Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся:

- Выделять общие и отличительные черты кочевых и оседлых народов.

- Сопоставлять и сравнивать различные археологические культуры.

- Рассматривать и изучать деятельность древних народов.

Получат возможность научиться:

формулировать собственную точку зрения, работать в парах; систематизировать и анализировать информацию из различных исторических источников; делать выводы; формулировать и выделять причины событий и их последствия, расширять свой кругозор.

Познавательные: применяют знания для выполнения конкретных заданий, работают с текстом, видео материалом,отвечают на вопросы, подводят итоги и делают выводы, выделяют основное.

Коммуникативные: договариваются о распределении фукнций и ролей в совместном сотрудничестве; задают вопросы, необходимые для организации совместной деятельности.

Регулятивные: принимают и осуществляют учебную задачу, планируют свои действия, организуют свою учебную деятельность; формулируют правила работы на уроке, выстраивают правила работы в группе, учатся оценивать собственную работу.

Обучающиеся:

- находят общие и отличительные черты;

- составляют схемы, таблицы;

- развивают поисковый интересв работе с разными источниками.


Предметно-методологическое содержание урока

Действия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

Дидактическая задача: подготовка класса к началу урока.

Организация урока

Эмоционально-психологическая подготовка учащихся к усвоению материала. Приветствие, проверка присутствия на уроке и готовности к нему

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, психологически настраиваются на работу.

  1. Актуализация опорных знаний.

Дидактическая задача этапа: проверка выполнения домашнего задания и уровня усвоения материала предыдущего урока, установление уровня подготовленности учащихся к работе над новой темой.

Исторический диктант

Учитель раздает листоччки с тестовыми заданиями в которых один правильный ответ (Материал заданий в ПРИЛОЖЕНИИ 1)

Внимательно и быстро за определенное время ответить верно.

Фронтальный опрос


Работа в группах

Организует беседу на повторение

  1. Раскройте содержание понятия археологическая культура?

  2. Какие археологические культуры Вам известны на территории нашего края?

Сравните артефакты кочевых и оседлых культур?




Составьте таблицу отличительные признаки археологических культур: ямной, катакомбной, срубной.

Фронтальная работа.

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают.

Объединяются в группы.

Первая группа раскрывает сущность кочевой культуры, вторая группа оседлой культуры.

Разделяются на три группы и записывают в тетради отличительные признаки, а потом переносят на доску.

  1. Мотивация к изучению нового материала.

Дидактическая задача этапа: постановка цели и задачей урока, ознакомление с планом работы, постановка проблемного вопроса.

Работа над эпиграфом

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку целей урока.

Эпиграф к уроку: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо» М.Горький

Фронтальная работа.

Участвуют в диалоге, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Работа над проблемным вопросом

Организует учебный диалог по проблемному вопросу

- Хазарский каганат и его роль в истории нашего края?

- Какая археологическая культура железного века возникла в период оседлости и складывания феодальных отношейний у кочевников входившихв состав Хазарского каганата?

Сформулируйте тему и цель нашего урока.

Участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения на проблемный вопрос.

  1. Изучение нового материала.

Дидактическая задача этапа: изучить новый материал.

1.Салтово – маяцкая культура.

2. Хазары.

Цели урока:

- дидактическая – определить территорию, занятия и общественные отношения праславян, сформировать представление обобъединении древнегреческих племен;

- развивающая – прививать обучающимся навыки работы с историческим документом, презентацией, учебным материалом, учебным фильмом; продолжать формирование умений обучающихся устанавливать причинно-следственные связи; выражать собственную точку зрения на проблемный вопрос; усовершенствовать работу в малых группах;

- воспитательная – прививать интерес к истории своего края, воспитывать чувство патриотизма, толерантности и национального самосознания.

  1. Салтово – маяцкая культура.

Работа над понятиями



Просмотр материала по салтово – маяцкой культуре


studbooks.net586366/istoriya/saltovo_mayatskaya…


Просмотр учебного фильма «Хазарский каганат История»

Предлагает переписать новые понятия, представленные на мультимедийном экране, одновременно объясняя их значение: домницы, дромос, каган, угры, тудун (Определения понятий находятся в ПРИЛОЖЕНИИ 2)


Формулирует проблемный вопрос, на который обучающиеся должны ответить в ходе просмотра материала:

- Как вы оценваете уровень развития салтово-маяцкой культуры? Какие специфические особенности данной культуры можно выделить?






  1. Хазары.

Организуя просмотр учебного фильма «Хазарский каганат. История», предлагает обучающимся указать территорию занимаемую Хазарским каганатом, крупные города. Проанализировать историю, развитие и устройство каганата.

Индивидуальная работа

Запись в тетради кратких определений основных новых понятий по теме.

Коллективная работа

Обучающиеся составляют тезисы материала, которые должны содержать аргументы для ответа на проблемный вопрос

  1. Закрепление изученного новогоматериала

Дидактическая задача этапа: проверить знания, умения и навыки обучающихся на основе нового материала, закрепить новый материал, подготовить обучающихся к выполнению домашнего задания

Тестовые задания

Закрепление изученного материала проводит в форме тестовых заданий совместно с учащимися обобщает результаты. Задания находятся в ПРИЛОЖЕНИИ 3

Отвечают навопросы, после чего осуществляют взаимопроверку, обменявшись тетрадями, по ответам, которые зачитывает учитель, предварительно выслушав ответ обучающихся.

  1. Подведение итогов

Дидактическая задача этапа: подвести итоги урока, отвечают на проблемный вопрос, поощрить обучающихся

Выводы по теме

Ещё раз возвращаю вас к цели нашего урока. Выскажите своё мнение относительно того, достигнута ли цель урока.

Обобщение полученных на уроке сведений.

Насколько удачно был выбран эпиграф к уроку?

Отвечают, высказывают свое мнение по эпиграфу к уроку. Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке.

Оценивают уровень своих достижений на уроке.

Оценивание знаний

Анализирует работу учащихся на уроке, оценивает.

Делают самооценку на уроке по памятке

  1. Домашнее задание.

Дидактическая задача этапа: провести инструктаж по выполнению домашнего задания, мотивировать обучающихся к выполнению домашнего задания.

Формулировка домашнего задания

Конкретизирует домашнее задание.

Учебное пособие для 6-9 классов/ Авторы: А.В.Колесник, В.А. Пирко, С.М.Нестерцова, Е.В.Щербинина. – Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал» 1998 г., - с.52-63, читать; отвечать на вопросы.

- выучить понятия, изучить записи в тетради

Записывают, уточняют не ясные моменты.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Историчческий диктант (тестовые задания)

  1. Первое название Донецка?

а) Сталино; б) Юзовка; в) Донетчина; г) Донбасс

2. Несколько раз Донецк менял свое название. Какое имя город носил с 1924 по1961 год?

а) Сталино; б) Ленино; в) Дзержинск; г) Свердлово

3. Кто впервые ввел понятие «Донецкий горный бассейн», которое в скором времени начали называть – Донбасс?

а) А.Анисимов; б) Е.Ковалевский; в) А.Иванницкий; г) Б.Блер

4. Где находится оригинал пальмы Мерцалова на данный момент?

а) на площади Ленина в Донецке; б) на майдане Независимости в Киеве; в) горный институт в Санкт-Петерурге; г) здание Кремля в Москве

5. Как называлась первая газета, в будущем Донбассе, которая вышла в 1905 году?

а) Перспектива; б) Известия молодого города; в) Новости горняков; г) Известия Юзовского района

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Словарь терминов и понятий:

Дромос – вход в подземелье или в погребальный склеп, наподобие короткого коридора

Каган – высший титул суверена в средневековой кочевой иерархии. Хан ханов.

Угры- предки современных венгров.

Тудун – наместник кагана, выполнявший надзорные и организационные функции при местных администрациях.




ПАМЯТКА

Лист самооценки


Фамилия имя_______________________________________________________________класс______________

На уроке я

Выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

Соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

Понятен/ не понятен

Интересен / не интересен

Моя оценка себе

За работу на уроке:

5 баллов – полностью доволен своей работой

4 балла – не совсем доволен своей работой, т.к. работал не в полную силу

3 балла – не совсем доволен, т.к. в моей работе было много недостатков

2 балла – не доволен совершенно

1 балл – не могу оценивать свою работу


На что я должен (должна) обратить внимание, выполняя домашнее задание:



Дополнительный материал к вопросу 1.


  1. Салтово-маяцкая культура.

На огромной территории Хазарского каганата – от предгорий Кавказа на юге до верховьев Северского Донца и Дона на севере и от Волги и Прикаспия на востоке до Приазовских степей на западе – образовалась единая культура, известная под названием салтово-маяцкой, или салтовской. Толчком к формированию в научной литературе понятия «салтово-маяцкая культура» послужили открытие и последующие раскопки в начале ХХ в. нескольких лесостепных и степных памятников Восточной Европы. Все они, судя по находкам, были единовременны. Дата их определялась, во-первых, по нескольким монетам, обнаруженным в Верхне-Салтовском могильнике, и, во-вторых, аналогиями с находками в северо-кавказских катакомбных погребениях, уверенно относимых археологами того времени к VIII-IX вв. Салтово-маяцкая культура названа так по с.Верхнее Салтово Харьковской обл. и Маяцкому городищу. Причины, по которым городищу дали имя «Маяцкое» остаются неясными и по сей день. Можно предполагать, что на высоком, выдающемся в пойму реки мысу стоял маяк, дававший возможность речникам, плывшим ночью или в тумане по извилистому руслу, ориентироваться и поворачивать суда в соответствии с изгибами Дона. Никаких следов от маяка не сохранилось, а местные жители не знают (не помнят) названия мыса «Маяцкое».

Носителями культуры являлись группы населения Хазарского каганата – болгары, аланы и собственно хазары. Салтово-маяцкая культура является крупнейшей археологической культурой тюркской раннесредневековой Евразии. Эту культуру, кроме поселений и жилищ, представляет также немалое число могильников и множество разнообразных орудий труда и оружия, бытовых предметов, бронзовых, серебряных и золотых украшений, глиняных и стеклянных сосудов, детских игрушек и т.д. Все они свидетельствуют о достаточно богатой земледельческой и степной культуре, развитой экономике, высоком уровне вооружения и военного дела. Датируется салтово-маяцкая культура VIII-IX веками.


  1. Поселения салтово-маяцкой культуры.

Поселения салтово-маяцкой культуры представлены, прежде всего, хорошо укрепленными крепостями и прилегающими к ним обширными открытыми селищами. Маяцкая крепость представляла собой довольно мощный, хорошо укрепленный феодальный замок. Он был построен на мысу высотой около 70 м над рекой Тихая Сосна. Крепость с трех сторон окружена рвом, глубина которого от современной поверхности – до 2,5 м, ширина – 7 м. На образованной рвом прямоугольной площадке размерами 115 х 90 м по периметру расположен вал высотой около 2 м и шириной 10-15 м. Внутренняя площадка крепости имеет размеры 95 х 80 м. В середине юго-западной стены находился въезд. Вал представляет собой остатки каменных стен, построенных из тесаных меловых блоков, битого камня и щебня. Стены строились из двух щитов: внутреннего и внешнего, каждый из которых сооружался из больших меловых блоков. Блоки ровные, с хорошо обработанными поверхностями. К настоящему времени стены сохранились на высоту не более 1,5 м, при ширине между щитами до 6 м. В момент функционирования крепости они достигали 5-6 м высоты. Нижние ряды меловых блоков были положены без фундамента, прямо на дерновую почву, а последующие уложены без специального раствора, лишь между отдельными каменными валунами были положены доски. В пространство между щитами ставились деревянные срубы, напоминающие по конструкции срубы, открытые в валах славянских городищ. Срубы засыпались меловой щебенкой, камнями, заливались жидким мелом. Верх стены представлял собой площадку, на которой размещались защитники крепости. С внешней стороны площадка была огорожена зубчатым парапетом. Общая высота укреплений (от дна рва до верхней площадки стены) составляла около 9-10 м.

Внутри крепости хорошо просматриваются остатки прямоугольного сооружения площадью 27 х 47 м. Это своеобразная цитадель – место обитания владетеля крепости, наместника кагана. Внутри крепостных стен было обнаружено несколько котлованов довольно крупных жилищ, принадлежавших владельцу крепости и его семье.

Особый интерес представляют процарапанные на стенах Маяцкого городища многочисленные граффити. Их можно разделить на три группы: изобразительные, тамгообразные и рунические надписи. В первой группе можно выделить изображение сцены боя всадника с пешим лучником, изображение верблюда с ведущим его проводником, сцены ритуальной пляски двух обнаженных мужчин с копьями. Наиболее длинная надпись состоит из двух строк. К сожалению она пока не прочитана. Прочтение некоторых надписей предложено: «Элчи и Атаач и Бука – трое их»; «Ума и Ангуш – наши имена».

Маяцкая крепость является одной из многих в цепи подобных ей крепостей на пограничье Хазарского каганата. Ольшанское городище на Тихой Сосне, Дмитриевское на р. Короче, Верхне-Салтовское на р. Сев. Донец и, вероятно, ряд других были построены по единой строительной традиции, хорошо прослеженной на многих раннесредневековых крепостях в Восточной Европе и на территории Болгарии.

Кроме того, на реке Тихая Сосна в Белгородской области выявлен ряд крепостей салтово-маяцкой культуры, укрепления которых сложены из сырцовых кирпичей (Красное, Колтуновское, Алексеевское городища). Они не выглядят столь неприступными, как каменные крепости, вероятно, их функции были иными. Как подчеркивает С.А.Плетнева, специалист по истории и археологии Хазарского каганата, эти поселения служили или ритуальным целям, или были своеобразными караван-сараями (стоянками) для проходивших купеческих караванов.

На некоторых поселениях в качестве оборонительных сооружений использовались деревянные конструкции без применения камня или сырцового кирпича (Ютановское городище в Белгородской области).

Как правило, к укрепленным поселениям примыкали обширные неукрепленные селища, которые занимали значительные пространства (Маяцкое селище имело площадь 40 га).

Именно раскопки селищ раскрывают разнообразные стороны жизни населения, оставившего эти памятники. Наиболее распространенными типами жилищ на поселениях являются полуземляночные постройки, с длиной стен до 5,5 м. Котлованы вырубались мотыжками в твердом грунте (мел, глина). Стенки ровные, вертикальные. В полу ямки от столбов – остатки деревянной конструкции стен и крыши. Во многих постройках имеются входы в виде коридоров – тамбуров, которые нередко выполняли и функции кладовых – хранилищ. К некоторым полуземляночным постройкам примыкают хозяйственные постройки для содержания в них скота. В жилищах иногда имеются ямы – погреба с вентиляционными устройствами. Полуземляночные жилища у населения салтово-маяцкой культуры выглядят довольно капитальными строениями, приспособленными для длительного проживания, но отопительные устройства в них в виде очагов (открытых, обложенных камнями, на глиняных подушках, в ямах) отражают определенные кочевнические традиции. В полуземлянках салтово-маяцкого населения встречаются печи, сооруженные из камня и глины или просто глинобитные, располагаются они в углу или у стены. Это безусловно славянская традиция, заимствованная их южными соседями. Кроме полуземляночных построек, нередко встречаются юртообразные – почти наземные сооружения округлой формы с мелкими ямками по периметру – остатки кольцевой конструкции. Посередине этих построек выявлены очаги.

Наряду с жилыми постройками существовали и хозяйственные сооружения: ямы для хранения зерна и других продуктов, сверху перекрывающиеся навесом; погреба квадратной или прямоугольной формы площадью 10-12 кв.м, углубленные в материк на 1-1,5 м, также использовавшиеся в качестве хранилищ.

О развитии земледелия у алан свидетельствуют и письменные источники, в которых нашла отражение история Хазарского каганата, и некоторые археологические материалы: находки серпов, обломков жерновов на Маяцком селище. Раскопано и специальное помещение с большой ямой, где могла храниться не одна тонна зерна, ямой для ручной мельница и очагом для просушки зерна перед помолом. Большое место в хозяйственной деятельности занимало животноводство, о чем можно судить по находкам костей на поселениях, прежде всего на Маяцком и Дмитриевском. Более 90% костей на Маяцком селище принадлежит домашним животным: это кости крупного рогатого скота, лошадей, свиней, коз, овец. Из орудий ухода за скотом найдены путы для лошадей, ботала. Состав стада домашних животных свидетельствует о прочной оседлости населения салтово-маяцкой культуры в бассейне Лесостепного Дона.

Необходимо отметить достаточно высокий уровень развития металлургии и металлообработки. Открытые в последние годы домницы для сыродутной выплавки железа из бурого железняка на реке Оскол (Белогородская область) дали возможность установить технологию получения железа. Вероятно, не на каждом поселения было металлургическое производство, а существовали специализированные районы, откуда металл доставлялся в различные поселения салтово-маяцкой культуры. Металлообработка, вероятно, была развита на всех крупных поселениях. Как показало исследование металлических изделий с Маяцкого селища, кузнецы владели в совершенстве разнообразными приемами кузнечной ковки, освоили приемы сварки железа со сталью, применяли химико-технологическую обработку. Металлообработка выделилась в самостоятельную отрасль хозяйства. Безусловно, было развито производство изделий из цветных металлов, хотя нужно признать, что прямых свидетельств этого вида ремесла (мастерских, литейных форм, правильных сооружений) на салтово-маяцких поселениях не обнаружено, но обилие изделий из цветных металлов (меди, бронзы, серебра) и некоторые орудия труда (пинцеты) позволяют говорить о местном ювелирном производстве.

Ассортимент изделий из металла исключительно разнообразен. К сожалению, на поселениях в культурном слое и в постройках находок чрезвычайно мало. Сосредоточены они главным образом в погребениях в качестве сопровождающего покойника инвентаря.

Разнообразны орудия труда – ножи, мотыжки, ножницы, серпы, кресало, рабочие топоры; оружие – боевые топоры, сабли и кинжалы, наконечники стрел, детали колчанов и луков; конская сбруя – удила с псалиями, различные бляшки и наконечники, стремена; разнообразные предметы одежды – пуговицы, бубенчики, поясные наборы, нашивные подвески и бляшки; предметы туалета – копоушки, туалетные ложечки, пинцеты, многочисленные бронзовые круглые литые зеркала местного производства и импортные, маленькие ножницы; украшения и амулеты – серьги, браслеты, перстни, бусы, копьеобразные подвески, солнечные амулеты. Этим перечнем далеко не исчерпаны находимые на поселениях и в погребениях салтово-маяцкой культуры вещи из металлов. Но и он свидетельствует о высочайшем уровне развития населения Хазарского каганата в данном регионе. Исключительно разнообразны изделия из кости и дерева.

Салтово-маяцкая посуда отличается необычным богатством форм, орнаментов и технических приемов изготовления. Появилась она в результате взаимодействия кочевых и полукочевых традиций. Сосуды делались лепным способом и ни гончарном круге.

Вся посуда очень высокого качества, прекрасно «отмученное» тесто с примесями дресвы, шамота, песка. Многие сосуды имеют хорошее лощение черного, серого, коричневого, оранжевого цветов. Специфическим типом глиняной посуды у населения салтово–маяцкой культуры являются котлы с налепными ушками, за которые сосуд подвешивался над очагом. В одном из жилищ на Маяцком поселении в очаге обнаружен раздавленный котел.

На ряде поселений обнаружены специализированные центры по производству керамики. Один из них раскопан на Маяцком поселении. Он располагался в стороне от основной жилой зоны, с северо-восточной стороны на склоне оврага. Здесь обнаружены мастерские по производству посуды. Это прямоугольные в плане полуземлянки площадью 14-16 кв.м. В них расчищены очаги, предназначенные для отопления помещений и, что самое главное, - чашевидные углубления с квадратной ямкой в центре для установки гончарных кругов. В мастерских обнаружены запасы глины, предназначенной для изготовления посуды. Рядом с мастерской выявлены двухярусные круглые гончарные печи. Особенно хорошо сохранились горны на Ольшанском поселении.

В целом материальная культура сатово-маяцкого населения впитала традиции многих народов и племен: античных центров Причерноморья и Нижнего Дона, византийских мастеров – и явилась результатом тесных контактов кочевых, полукочевых и оседлых племен. Этим можно объяснить ее достаточно сильное воздействие на культуру многих народов Восточной Европы, в том числе и славян Днепро-Донского междуречья.


  1. Салтово-маяцкие могильники.

Могильники салтово-маяцкой культуры свидетельствуют о сложном составе населения. Катакомбные располагались в районных, заселенных в основном аланскими племенами, ямные соответствуют расселению болгар, а в могильниках с трупосожжением погребены люди, близкие к кагану.

Для алан были характерны бескурганные катакомбные захоронения. Все аланские могильники в Лесостепном Подонье расположены рядом с поселениями, на склонах оврагов. Погребальное сооружение состояло из двух частей: прямоугольной ямы (дромоса), ведущей в пещеру (катакомбу), в которой и совершалось захоронение. Катакомбы имели куполообразную форму. Мужчин хоронили вытянуто на спине в центре катакомбы, женщин – в скорченном положении. Кроме одиночных захоронений есть и коллективные: мужчин, женщин, детей. Вход в катакомбу закрывали или каменной плитой, или деревянными плахами. Затем засыпали дромос землей. При многих общих чертах, характерных для аланских могильников в бассейне Доне, имеются и серьезные отличия в отдельных могильниках. В катакомбах Маяцкого могильника встречено очень мало вещей в отличие от Дмитриевского и других аланских могильников, в которых погребения, как женские, так и мужские, отличаются обилием инвентаря (оружие, орудия труда, украшения, бытовые предметы, керамика). В некоторых захоронениях на Маяцком могильнике прослеживается ритуал специального преднамеренного разрушения скелетов. Кости разбрасывали, ломали. Чаще других этому обряду подвергались женские захоронения. На могильниках встречены остатки поминальных тризн в виде скоплений целых и битых сосудов и костей животных. Вещевой комплекс могильников, и прежде всего Дмитриевского, позволил художнику О. Федорову воссоздать внешний облик воинов. Специфическим элементом воинского снаряжения являются пояса с металлическими пряжками, окончаниями и накладками, найденными в ряде погребений.

Кроме катакомбных погребений в ареале салтово-маяцкой культуры встречены и погребения, совершенные в ямах. Есть они на Маяцком поселении, Дмитриевском могильнике, имеется целый ямный могильник – у села Волоконовка на реке Оскол (Белгородская область). Это могильник без каких-либо внешних признаков. Могилы располагались рядом. Ямы прямоугольной формы 0,50,8 х 1,2-2,5 м, глубиной 0,5 -2 м. В яму устанавливалась деревянная рама (гроб) без дна высотой 0,150,65 м. Дно могилы устилали камышом или толстым слоем угля. Пространство между рамой и стеной ямы забивали плотной глиной. Сверху рама перекрывалась крышкой. Скелеты лежали на спине и вытянутыми вдоль тела руками, головой на запад. Ямные погребения отличаются от катакомбных более скромным набором вещевого инвентаря: глиняные сосуды, украшения и некоторые бытовые предметы. В качестве заупокойной пищи в могилы клали мясо животных (коровы, овцы).

Волоконовский ямный могильник (р. Оскол) принадлежит болгарам, которые, конце IX - начале X века вынуждены были из-за печенежской угрозы уйти на север в близкую им среду. Присутствие болгарских племен в ареале салтово-маяцкой культуры довольно заметно. Оно прослеживается в антропологическом материале Маяцкого могильника: у Маяцкой крепости найдено болгарское погребение в яме. Степные болгарские традиции заметны и в керамическом комплексе. В строительстве Маяцкой и ей подобных крепостей в Лесостепном Подонье активно участвовали болгары.

Болгарское влияние ощущается ив духовной жизни населения салтово-маяцкой культуры. На Маяцком поселении раскопано два святилища, сооруженных по одному принципу. Одно из них наиболее выразительно. Это квадратная почти наземная столбовая постройка площадью около 52 кв. м, углами ориентированная по сторонам света. Внутри нее имеется почти квадратное углубление размером 3,5 х 4 м с северо-западной стороны, к которому примыкала каменная площадка, а в центре углубления выявлены остатки огромного кострища. С северо-западной стороны в сооружение вел вход в виде небольшого тамбура, у входа в стене были найдены черепа трех свиней – жертвенные приношения во время строительства храма. К западу от святилища обнаружены жертвоприношения животных (лошадей, коз) в специальных ямах и захоронения в катакомбах с богатым инвентарем. Аналогичные святилища обнаружены на Северном Кавказе, в раннесредневековой Болгарии. Культовые постройки по принципу квадрат в квадрате – одна из характерных традиций тюркских культовых сооружений, в которых культ огня, солнца занимал ведущее место.

И еще одну сторону духовной жизни салтово-маяцкого населения необходимо отметить. На меловых стенах Маяцкой крепости выявлено большое количество разнообразных рисунков, знаков, букв, отдельных изображений животных, всадников, надписей коротких и относительно длинных. Разные мнения были высказаны в литературе о характере этих надписей и рисунков. Одни считают, что они носили культовый характер, другие – что это просто рисунки воинов, охранявших крепость. Но совершенно ясно одно: аналогии рисункам и знакам на стенах и, главное обычай наносить их на ровные плоскости характерны для степных тюркоязычных народов Евразии – от предгорий Хакасии до стен болгарских крепостей Подунавья. Аланы этого обычая не придерживались: на аланских памятниках их или совсем нет, или они редки и неизвестно кем начертаны. Свидетельством связей алан с финно-угорским миром является находка «шумящих» подвесок в виде коней.

Таким образом, на северных и северно-западных рубежах Хазарского каганата, в Лесостепном Подонье, на территории распространения памятников салтово-маяцкой культуры в последних веках I тысячелетия н.э. происходило довольно активно объединение разнокультурных компонентов при полном господстве аланского этноса. Этот процесс не был завершен.

Жизнь на салтово-маяцких поселениях прервалась в первой половине X века. Надвигавшаяся печенежская опасность заставила людей покинуть освоенные районы и уйти на север, на славянские поселения на реке Воронеж или еще.


Дополнительный материал к вопросу 2


Хазары.

Хазары – тюркоязычный кочевой народ. В V-VI вв. они создали свое племенное объединение на территории современного Дагестана. Основная часть хазар занималась скотоводством и кочевала по степям. В немногочисленных городах развивались ремесла и торговля. Столицы каганата – города Беленджер и Семендер – были хорошо укрепленными крепостями. В VII в. хазары образовали раннефеодальное государство во главе с каганом. Его власть распространялась на подданных и на покоренные народы.

В начале VII в. на хазар обрушилось большое бедствие – война с арабами. В это время арабы захватили значительную часть Ирана и Закавказья, воевали с Византией. Потерпев поражение, хазары построили новый город Итиль на Волге и перенесли туда свою столицу. Однако, это не спасло их от нападений арабов. В 737 г. арабский полководец Мерван разорил каспийские земли хазар и их соседей, дошел до Волги. Под давлением завоевателей большие группы хазар и подвластных им алан (Алания – средневековая страна на территории Северного Кавказа; аланы – предки осетин) переместились в Подонье и осели на этой земле.

К середине VII в. в Подонье и Северном Приазовье обитали покоренные еще раньше хазарами болгары. Рядом кочевали угры (предки современных венгров). В лесостепи в верховьях Северского Донца и Дона размещались поселки и городища славянских племен вятичей и северян. Хазары и северокавказские аланы вклинились в этот разноэтнический (этнос – народ) мир и подчинили его своему контролю. В конце VIII в. границы Хазарского каганата охватывали весь Северный Кавказ, Южный Крым, низовья Волги, Приазовье, Подонье, Северский Донец и доходили до славянских земель. Средневековые летописи и хроники хорошо различают народы, входившие в каганат, но часто называют всех собирательным именем – хазарами. Собственно хазары составляли небольшую часть населения. Каган управлял землями через своих наместников – тудунов. Военно-административная власть тудунов не всегда была сильной. Иногда вассальная зависимость входящих в каганат народов ограничивалась выплатой дани.

В целом Хазарский каганат представлял собой значительную военно-политическую силу. Византийские императоры вынуждены были считаться с хазарами и периодически платить им дань за сохранение мирных отношений. Каганы пытались вести самостоятельную внешнюю политику. Для того, чтобы противопоставить себя христианской Византии и мусульманским странам, в IX веке хазарская аристократическая верхушка приняла иудаизм. Были распространены династические браки между византийскими императорами и каганами. Византийские инженеры помогали хазарам строить крепости на границе каганата, в частности, город Саркел на Нижнем Дону.

Крепости и укрепленные города возводились на границах Хазарии и вдоль основных торговых путей. Крупная белокаменная (т.е. построенная из известняковых плит) крепость с большими угловыми башнями и стенами высотой 10-12 метров была поставлена в верховьях Северского Донца у современного села Верхний Салтов в Харьковской области. Вокруг укрепления располагались большие поселки оседлых алан и очень крупный катакомбный могильник. Возможно, здесь находилась ставка тудуна. Подобная крепость возникла у села Маяки на Среднем Дону.

Крепости и укрепленные города возводились на границах Хазарии и вдоль основных торговых путей. Крупная белокаменная (т.е. построенная из известняковых плит) крепость с большими угловыми башнями и стенами высотой 10-12 метров была поставлена в верховьях Северского Донца у современного села Верхний Салтов в Харьковской области. Вокруг укрепления располагались большие поселки оседлых алан и очень крупный катакомбный могильник. Возможно, здесь находилась ставка тудуна. Подобная крепость возникла у села Маяки на Среднем Дону.

От названия двух сел произошло наименование салтово-маяцкой археологической культуры, которая обозначает все оставленные народами Хазарии древности.

В Хазарском каганате сложилось несколько крупных районов со своими внутренними экономическими и политическими связями. Два из таких районов – донской и приазовский – частично располагались на землях Донецкого края.

В конце VIII в. В северных районах Донецкой области возникла целая серия укрепленных алано-болгарских городищ – у сел Богородичное, Татьяновка, Сидорово, Маяки, города Славяногорска Славянского района, села Новоселовка и поселка Кирово Краснолиманского района. Большинство из них расположены на 15-километровом отрезке правого берега Донца в пределах Славянского района. Наверное, здесь располагался какой-то крупный хазарский административный центр. Большинство городищ находятся на высоком правом берегу Северского Донца и укреплены со стороны поля системой рвов и земляных валов. Со стороны реки укрепления не возводились. Городища у села Богородичное и Святогорского монастыря полностью заросли лесом, поэтому хорошо сохранились. Глубина рва достигала 2-3 метров, на такую же высоту поднимался земляной вал. По гребню вала сооружался частокол (стена) из заостренных бревен. Деревянные стены хазарских крепостей часто штукатурились и белились мелом. Склоны Святогорского городища дополнительно укрепляли эскарпом. Эскарп – это искусственная подрезка склона, которая увеличивала его крутизну. Святогорское городище небольшое – 50 на 70 м – и нежилое т.е. городище-убежище. Люди жили в расположенном рядом поселке и прятались в убежище только в случае опасности. В остальных городищах люди постоянно жили под защитой крепостных стен. Самые большие городища известны у сел Сидорово и Маяки. Их размеры достигают несколько десятков гектаров. Рядом находились неукрепленные поселки, так называемый посад. Вокруг располагались могильники. В поселках и городищах строились землянки, полуземлянки и наземные жилища. Стены полуземлянок возводились из досок или земляных (дерновых) кирпичей, крыша была соломенной или камышовой, двускатной или односкатной. Наземные жилища имели вид мазанок. Стенки мазанок делались из переплетенных прутьев и обмазывались глиной.

Сельское хозяйство алано-болгарского населения Подонцовья основывалось на пашенном земледелии. На поселениях сохранились остатки железных лемехов от плугов сложной конструкции. Возделывались пшеница, ячмень и просо. Зерно хранилось в больших глиняных бочках – пифосах, врытых в землю по горлышко. Вместимость одного пифоса достигала нескольких сотен литров. Зерно растиралось в муку и крупу при помощи ручных мельниц. Круглые жернова таких мельниц в большом количестве найдены на Маяцком городище. Важное место занимало огородничество. Выращивались лук, репа, чеснок и другие культуры. О развитии огородничества свидетельствуют железные теслообразные мотыжки. Животноводство было придомным и отгонным. Разводились коровы, лошади, овцы, в меньшей степени козы и свиньи. При придомном содержании скот (коровы, свиньи) выпасался возле жилищ и требовал запаса кормов в зимний стойловый период. Отгонное животноводство (лошади, коровы и овцы) связано с постоянными перекочевками по степи и в богатой сочными травами пойме Северского Донца. Вокруг городищ и долговременных поселков в Славянском, Краснолиманском и Артемовском районах найдено большое количество кратковременных пастушеских стоянок-кочевий.

Местное население хоронило своих умерших в основном по языческому обряду. Иудаизм охватил только верхушку господствующего класса. Вместе с тем часть алан в IX в. Приняла христианство. В нескольких типичных аланских катакомбах IX-X вв. Верхнесалтовского могильника найдены медные нательные крестики. В IX-X веках в Подонцовье получил распространение ислам. Крупный мусульманский могильник расположен в селе Сидорове. В целом для разноэтнического населения Хазарского каганата была свойственна религиозная терпимость.

Вторым крупным районом салтово-маяцкой культуры является Приазовье. В настоящее время здесь учтено более 100 раннесредневековых памятников VIII-X вв. В основном это кочевья и поселения. Кочевья возникали на месте кратковременных остановок подвижных групп скотоводов. На них сохраняются следы от круглых юртообразных жилищ диаметром 3-4 метра, колоколовидные хозяйственные ямы, кости животных, фрагменты разбитой посуды. Долговременные поселения аналогичны подобным поселениям в Подонцовье. Планировка жилищ на них была беспорядочная. Круглогодичные кочевья (существовавшие во все времена года) датируются в основном VI- VIII вв. Позже происходит оседание части болгарского населения на землю и возникновение долговременных земледельческих поселков. Кочевья IX-X вв. в Приазовье носили сезонный характер, т.е. возникали в теплое время года в период выпаса скота. Большие долговременные неукрепленные поселки IX-X вв. отмечены вдоль северного побережья Азовского моря в устьях рек и балок, впадающих в море. В экономике поморских болгар важное место занимало рыболовство. В хозяйственных ямах поселений у Новоазовска, сел Безыменное Новоазовского района и Урзуф Першотравневого района найдены кости осетровых и судака. Выше этих поморских поселков располагались сезонные кочевья. Дальше в степи, в пределах Приазовской возвышенности и южных отрогов Донецкого Кряжа, в основном в долинах больших рек, известны рассеянные поселки и кочевья вокруг них. Например, такие поселки известны у сел Белояровка и Великая Шишовка в бассейне реки Крынки, в балке Хантарама в бассейне Кальмиуса и других местах.

Поселения и кочевья находят по большому количеству фрагментов красноглиняных амфор и сероглиняных сосудов местного производства. Амфоры имели круглое, две ручки и служили тарой для привозных продуктов из Крыма, Византии и других территорий. Емкость амфор достигала 7-8 литров. Круглодонные амфоры были очень популярной в Хазарии тарой и в результате торговли поступали дальше в русские земли. Сероглиняные горшки и круглые котлы с ушками для подвешивания на костре имели костровый обжиг и производились на месте. О погребальной культуре приазовских поселений практически ничего не известно, так как большие могильники еще не найдены. Ясно только, что эти могильники были грунтовыми, т.е. без курганов.

Собственно, кочевыми хазарами оставлено совсем небольшое количество древностей на территории Донецкого края. К ним относятся несколько погребений под курганами с квадратными ровиками вокруг могилы. Одно из таких погребений найдено у города Тореза. В могиле обнаружили плоские глиняные фляги, золотую монету византийского императора Константина V Копронима (741-775 гг.), круглодонную амфору, железные стремена, нож, украшения и простые глиняные горшки.

В конце IX в. Хазарский каганат начинает испытывать все более растущий натиск со стороны печенегов. Часть болгар со среднего Дона откочевала на Волгу. Здесь они смешались с угро-финнами и основали новое государство – Волжскую Булгарию. В начале X в. печенеги фактически полностью оккупировали степи Восточной Европы.

Сильный удар по каганату нанес русский князь Святослав. В 965 г. Он разрушил хазарский Саркел и основал здесь свою крепость – Белую Вежу. В конце X - начале XI вв. народы каганата влились в новые политические образования.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Тестовые задания на закрепление изученного материала.


  1. Поселения салтово-маяцкой культуры представляют собой:

а) юрты; б) избы; в) укрепленные крепости и городища; г) кибитки


2. Посуда салтово-маяцкой культуры изготавливалась:

а) лепным способом; б) на гончарном круге; в) шлифованием


3. Могильники представлены в виде:

а) катакомб; б) ямные захоронения; в) курганы; г) пирамиды


4. Какой русский князь разрушил хазарский Саркел:

а) Олег; б) Святослав; в) Владимир Великий; г) Ярослав Мудрый


5. Основное занятие хазар:

а) скотоводство; б) ремесло; в) торговля; г) земледелие


6. Под давлением каких народов хазары переместились в Подонье:

а) печенегов; б) арабов; в) греков; г) болгар


7. Какие города были столицами Хазарского каганата:

а) Царьград ; б) Беленджер; в) Итиль; г) Семендер; д) Пантикапей; е) Дербент


8. Проанализируйте причины падения Хазарского каганата.


9. Роль и значение салтово-маяцкой культуры в истории нашего края.



Список использованной литературы

  1. Авдусин Д.А. Археология СССР. – М.: Высшая школа, 1977. – 272 с.

  2. Винников А.З., Плетнева С.А., На северных рубежах Хазарского Каганата. Маяцкое поселение. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1998. – 215 с.

  3. Мартынов А.И. Археология СССР. – 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1982. – 271 с.

  4. Плетнева С.А. Хазары. – М.: Издательство «Наука», 1976. – 96 с.

  5. Сафонов, И.Е. Археология Центрального Черноземья (культуры древних скотоводов III тыс. до н.э. – XIV в н.э.) Электронное учебное пособие/И.Е. Сафонов, М.В. Цыбин. – Воронеж: Б.и., 2004. - http://www.lib.vsu.ru/elib/texts/safonov/index.htm

  6. Фахрутдинов Р.Г.. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье). Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. – Казань: Магариф, 2000. – 255 с. Электронное учебное пособие. - http://www.tataroved.ru/obrazovanie/textbooks/1/r3/




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всеобщая история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Гришина Елена Анатольевна

Дата: 12.06.2020

Номер свидетельства: 553203

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства