Просмотр содержимого документа
«Раздел Всеобщая история. Конспект урока по теме: "В рыцарском замке"»
Всеобщая история 6 класс
«В рыцарском замке»
Цель урока:
сформировать у учащихся представления о жизни одного из привилегированных сословий в Средневековой Европе.
Задачи
Обучающие:
создать условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни феодалов, о снаряжениях рыцаря, турнирах, моральных нормах и установках;
Развивающие:
способствовать продолжению формирования умений работать с текстами по алгоритму, анализировать исторические источники, расширять понятийный аппарат, уметь работать в паре, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения.
Воспитательные:
формирование моральных и этических норм и ценностей, проверка их актуальности через усвоение понятий: «честь», «слава», «благородство».
Учебник “История Средних веков” (авт. Агибалова Е. В., Донской Г. М.)
Компьютер, интерактивная доска
Раздаточный материал
Презентация “Рыцарский замок”
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учителя. Обозначение формата работы на уроке, раздача учебного материала.
1). Замок феодала.
а) создание проблемной ситуации через диалог, открытие темы урока.
- Обратите внимание на доску (слайд № 1): Как выдумаете какое из трех сословий могло построить себе такой дом? (Средневековый замок).
- На экране появляется (слайд № 2).
Учитель обращает внимание учеников на изображение рыцаря на доске и рыцарский замок на и просит сформулировать тему урока.
-Дети называют тему урока: “В рыцарском замке” или “Рыцарский замок”, “Замок рыцаря”.
- Учитель просит учеников, работая в паре с текстом учебника, обсудить и выписать особенности дома рыцаря (на слайде № 3 представлено несколько вариантов замков), ответив на следующие вопросы: Для чего строили замки? (для защиты от нападений норманнов и венгров)
- Из чего строили замки? (из дерева, позднее из камня)
- Какие места выбирали для строительства замков? (на холме или высокой скале, на острове посреди реки или озера)
- Чем был окружен замок? (широким рвом и водой)
- Как можно было попасть в замок? (через подъемный мост)
Перед учащимися ставится проблема: С чем было связано то, что у рыцаря был именно такой дом, а не другой? (Ответы учащихся: для защиты от врагов, для хранения богатства,
для приёма гостей, для ведения воины и т.д.)
2) «Мой дом – моя крепость». Рассказ учителя.
Начиная с VIII века в Европе было построено немало замков. Каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей – огромный или скромный. (Слайд № 4)
Замок – это жилище феодала и его крепость. (определение записывается в тетрадь).
Вход в замок был только один. За рвом возвышались мощные укрепления: крепостных стен могло быть несколько. В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход.
Над стенами замка возвышался донжон (цитадель)– самая высокая и большая башня замка, в которой феодал укрывался во время осады, когда вся территория замка была захвачена врагом. (Слайд № 5). Учащимся демонстрируется изображение донжона.
Внутри башни один над другим были расположены залы. (Слайд № 6).
В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов- это позволяло выдержать осаду замка. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники.
На верхнем этаже находились покои владельца. Чтобы попасть туда нападавшие боролись за каждый этаж. Этажом ниже располагались помещения для слуг – здесь они спали, ели и работали во время осады. В нижнем этаже находились кухня и трапезная, где во время осады питались защитники замка. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в подземный ход (Слайд № 7).
-Учитель просит учеников найти ответ в учебнике, насколько легко было взять замок приступом. И как рыцари защищали свой амок от врагов? (Чтобы проникнуть в замок, надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, по открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота. Сбрасывали камни и бревна на головы врагов, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали врагов стрелами)
3)«Снаряжение рыцаря»
а) Проблемное задание.
Первоначально рыцарем мог стать человек, способный купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость 45 коров), но позднее это звание передавалось по наследству. Подумайте, каждый желающий мог стать рыцарем? (Только богатый, обеспеченный человек)
Рассказ учителя.
Рыцарь имел 2–3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади, “вооруженные” таким образом, назывались “латными”. (Слайд № 8).
б) На каждой парте лежит изображение рыцаря и его доспехов.
-Учитель дает задание с опорой на текст учебника подписать снаряжение и собрать рыцаря на войну.
-Проверяем: рыцарь обладал следующим снаряжением (Слайд № 9).
(Рыцарь был вооружен большим мячом и длинным копьем (3,5 м), большим щитом, который прикрывал рыцаря с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из железных колец, позднее кольчугу заменили латы – доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз. Чтобы сражаться в тяжелых доспехах, нужна была долгая выучка.
в) Работа с новыми терминами.
-выпишите в тетрадь определения понятий: палица, кольчуга, латы, забрало.
4) Воспитание рыцаря. (Слайд № 10).
а) Беседа с учащимися.
-Как вы думаете, легко ли было стать рыцарем?
-Нужно ли было для этого учиться и чему?
б) Рассказ учителя о воспитании рыцарей.
Умение писать и читать было не главным. Но специальным умениям мальчиков обучали с детства. (Слайд № 11).
Посвящение знаменовало длительный переход к зрелости и самостоятельности. Оно завершало семилетний курс, когда юноша в качестве пажа (слуги) и оруженосца проходил обучение у опытного рыцаря, прислуживая ему за столом, чистя его коня и разделяя с несвободными слугами все заботы о своем наставнике.
Церемония посвящения в рыцари состояла из нескольких этапов. (Слайд № 12). Прежде всего, ему надевали шпоры, и один из старейших рыцарей препоясывал его мечом – самым почетным оружием. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку или по щеке – единственную в жизни пощечину, которую рыцарь может получить не возвращая. Весь ритуал завершался показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень.
1. Как воспитывали рыцаря?
2. Зачем феодалам было необходимо специальное воспитание?
Знатные рыцари считали себя людьми “благородными”, гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков.
Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и свой девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба. (Слайд № 13). Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.
Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.
в) Работа с новыми терминами.
-выпишите в тетрадь определения понятий: оруженосец, герб, девиз.
Кодекс рыцарской чести: (Слайд № 14).
Рыцарь должен искать подвиги;
Бороться с врагами христианской веры;
Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;
Быть справедливым и галантным.
5) «Развлечения рыцарей». (слайд № 15)
Рыцари шли на войну по первому требованию своего вассала. Но как они проводили время когда не были в походах.
-Учитель дает задание прочесть п.4 на стр. 97-100 и выполнить задание в парах.
- Что же это были за занятия? (охота и турниры)
- Что такое турнир? (военные состязания)
-Чем отличался один рыцарь от другого? (Каждый рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и девиз – краткое изречение, объясняющее смысл герба)
- Кто объявлял имена и девизы рыцарей? Рыцарь сам себя объявлял, он что кричал свое имя, девиз? (герольды – специальные глашатаи)
- Прошу выйти по одному глашатаю от каждой группы и прикрепить к своим рыцарям гербы и озвучить девизы.
- Как проходили военные состязания рыцарей? Вы знаете?
(участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По знаку судьи они мчались на конях навстречу друг к другу.Тупым турнирным корьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязание кончалось серьезными увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного противника. Изредка разыгрывалось сражение двух рыцарских отрядов, которые выстраивались цепью. Обычно турнир завершали пиром)
- Кому посвящались победы в рыцарском турнире? (Прекрасной даме, чье расположение рыцарь хотел получить. Только на турнире дама могла увидеть отвагу, ловкость и благородство рыцаря и оценить это все по достоинству. Вот мальчики, как привлекают внимание девочек, которые им нравятся – дергают за косички, обижают, а ведь можно поступать по рыцарски, совершать благородные поступки, помогать, защищать).
-Назовите известных вам рыцарей, чьи имена дошли да нас из глубины веков, чьи подвиги служили примером благородства (Ричард Львиное Сердце, Фридрих I Барбаросса, Филипп II Август, Король Артур и рыцари круглого стола, Дон Кихот, Айвенго).
Работа с терминами.
-выпишите в тетрадь определения понятий: турнир, герольд.
6.Итоговый контроль и оценка
- Учитель. На каждой парте лежит комплект ТРИМИНО с понятиями, с которыми мы сегодня с вами познакомились. Ваша задача на скорость собрать.
Задание на дом:
§12 читать, выучить новые слова, придумать свой герб