Учебник :Н.В. Загладин «Всеобщая история конец 19-начало 21 века»
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения + ЦОР | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации взаимодействия на уроке | Планируемые результаты | Форма контроля |
| предметные | Формируемые умения (УУД) |
1.Организационный этап | | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. | Фронтальная | | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. | |
2.Актуализация знаний | Беседа по пройденному материалу. | Беседует с учащимися по вопросам. -Почему в конце 1970-х годов начала расти структурная безработица? -Что представляет собой «революция управляющих? -Какова роль интеллектуальной собственности в развитии современного предпринимательства? | Отвечают на вопросы. Приводят примеры. | Фронтальная | Знание дат, событий, явлений 1950-1960-х годов,1970-х годов | Умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал, умеют применять понятия (средний класс ,маргинал ,революция управляющих) | Ответы на вопросы домашнего задания |
3.Постановка учебных задач | Беседа | Организует беседу с учащимися, характеристика процесса изменения социальной структуры общества развитых стран к концу 20 века. Озвучивает тему урока. | Анализируют процесс социальной структуры общества стран развитых 20 века. Записывают тему урока в тетрадь. | Фронтальная | Умение сравнивать, обобщать и делать выводы | Анализ высказывания, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами | Ответы на вопросы |
4.Изучение нового материала | Изучение исторического документа из книги Д. Белла «Грядет постиндустриальное общество» | Чтение документа и анализ(см .стр. учебника 210) | Анализируют источник, представленный в рабочем листе, отвечают на поставленные вопросы . -Кого Д. Белл имеет в виду под технократической элитой? | Фронтальная | Умение работать с, источниками, умение сравнивать, выявлять характерные и особенные черты, обобщать и делать выводы | Анализ текста, умение понимать и анализировать прочитанный материал | Ответы на вопросы. |
| Картографическое задание | Определить как менялся состав слоя предпринимателей в странах Запада в указанный период. Дать понятиям свое объяснение, основываясь на сравнении карт. | Изучают и анализируют карту. Записать определение понятия Кадровый менеджемент, маргиналы ,венчурные предприятия. | Индивидуальная, фронтальная | Умение работать с картой | Умение пользоваться приобретёнными основными учебными умениями - сравнение, анализ, суждение, умение делать выводы | Участие в беседе, ответы на вопросы |
| Изучение текста учебника, составление схемы слайд 6 | Ознакомиться с текстом учебника и самостоятельно зарисовать схему «Социальные последствия структурных изменений в экономике» После составления схемы сверить свой результат с образцом на доске | Изучают текст учебника, самостоятельно составляют схему на основании текста | Индивидуальная | Умение работать с научной литературой, умение сравнивать, выявлять характерные и особенные черты, обобщать и делать выводы, умение работать с картой | Анализ текста, умение понимать и анализировать прочитанный материал, умение представить материал в виде схемы | Участие в беседе, работа с картой, ответы на вопросы |
| Изучение материала, ответы на письменные вопросы | Рассказ учителя о рабочих в информационном обществе с использованием презентации. Предупреждение для учащихся быть особо внимательными, в конце рассказа им нужно будет выполнить тест. Выполнение теста на основе рабочего листа. Тест на тему: «Социальные перемены в развитых странах» Взаимопроверка. Обмен тетрадями и проверка работы соседа. Ключ перед учащимися на слайде. Если сосед допустил ошибку - прокомментировать её. | Слушают учителя, Отвечают на тесты, взаимопроверка в парах | Индивидуальная, групповая | Знание дат, событий, явлений | Умение воспринимать устную информацию Умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал, умение оценить соседа и адекватно реагировать на оценку сверстника | Письменные и устные ответы на поставленные вопросы |
Физминутка. | | Давайте представим, что у нас есть машина времени, и мы можем отправиться в 20 век. | Выполнение физических упражнений | Групповая | | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. | |
| Изучение вопроса-Средний класс: основные черты. | На основе материала учебника ответить на вопросы :какие категории населения следует отнести к среднему классу и почему он стал опорой стабильности в обществе | Изучают текст учебника, индивидуально отвечают письменно на вопрос | Индивидуальная | Умение работать с научной литературой, умение сравнивать, выявлять характерные и особенные черты, обобщать и делать выводы | Умение заполнять таблицу на основе научного текста, умение переводить текст в табличную форму | Ответы на вопросы, работают в тетрадях |
| Изучение текста учебника | .Изучают учащиеся вопрос «Новые маргинальные слои »и отвечают у доски на вопрос: Кого называют маргиналами? | Изучают текст учебника, выполняют письменно задание-причины маргинализации человека . | Индивидуальная, фронтальная | Умение работать с научной литературой, умение сравнивать, выявлять характерные и особенные черты, обобщать и делать выводы | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Умение находить информацию в тексте | Работают в тетрадях, устные ответы на вопросы |
| Работа с текстом параграфа 24 | Беседа по вопросам: -Как меняется состав слоя предпринимателей в странах Запада? -Что такое венчурные фирмы? | Изучают и анализируют карту, отвечают на вопросы, работают в парах | Групповая | Умение работать с картой. | Умение пользоваться приобретёнными основными учебными умениями | Участие в беседе, ответы на вопросы |
| Работа с текстом учебника | Рассказать о различных категориях служащих. -Что такое революция управляющих? | Изучают текст учебника, выполняют письменно задания | Групповая | Умение работать с научной литературой, умение сравнивать, выявлять характерные и особенные черты, обобщать и делать выводы | Умение находить информацию в тексте | Работают в тетрадях, устные ответы на вопросы |
5. Закрепление изученного материала | Работа с учебником | Подумайте, есть ли различия между западным и российским средним классом? | Думают и делают вывод . | Фронтальная | Умение сравнивать, обобщать и делать выводы | Анализ высказывания, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами | Ответы на вопросы |
5. Закрепление изученного материала | | Игра «Аплодисменты» Учитель называет понятия, даты, слова. Если они касаются темы сегодняшнего урока, дети аплодируют, если нет – сидят тихо. | Слушают учителя, на ответы, требующие “да” - аплодируют, на ответы, требующие “нет” - отвечают безмолвием | Фронтальная | Знание дат, событий, явлений, имён деятелей. | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. | Ответы на вопросы |
6. Подведение итогов | | Подсчитаем баллы. Если бы вы, сидели вместе, баллы было бы больше? Объединившись, вы бы объединили свои знания. Выставление оценок за урок, комментарии учителя. | Ответы на вопросы | | | Умение адекватно воспринимать оценку своей деятельности | |
7. Рефлексия | | Рефлексия. Ребята сегодня мы с вами хорошо поработали. Все поставленные задачи выполнили. Мне с вами было интересно, поэтому я ухожу с урока с прекрасным настроением. А какое настроение у вас осталось после нашего урока. Помните, в Древнем Риме судьбу гладиатора решали поднятым или опущенным пальцем руки. Все кому понравился наш урок поднимите палец вверх, а у кого сегодня настроение не очень опустите его вниз. И так по моей команде. | Оценивают урок и свою деятельность на уроке | Фронтальная | | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. | Ответы на вопросы |
| | Домашнее задание – параграф24. Написать сообщение на тему: «Революция управляющих» | Записывают домашнее задание | | | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. | |