kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Рождение нового мира» по учебному курсу «Всеобщая история»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволит учащимся усвоить основные характеристики, особенности европейской средневековой феодальной цивилизации: а) социально-экономические основы феодализма, б) особенности общественной структуры, уклада жизни. Продолжить работу по формированию у учащихся средней школы базовых учебных компетенций: способности видеть и понимать окружающий мир; осваивать научную картину мира, расширяющуюся до культурологического и всечеловеческого понимания мира; умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; навыков работы в группе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Рождение нового мира» по учебному курсу «Всеобщая история»»










Конспект урока

«Рождение нового мира»


по учебному курсу «Всеобщая история» по учебнику Н.В. Загладина «Всеобщая история. С древнейших времен до конца 19в.»







Гайдамакина Анна Ивановна,

учитель истории и обществознания,

Лобойковская школа











с. Лобойково - 2020г.









Тема урока: «Рождение нового мира»

Урок разработан по учебному курсу «Всеобщая история» по учебнику Н.В. Загладина «Всеобщая история. С древнейших времен до конца 19в.» параграф 16 «Период раннего средневековья в Западной и Центральной Европе»


Цели урока: 1. Усвоить основные характеристики, особенности европейской средневековой феодальной цивилизации: а) социально-экономические основы феодализма, б) особенности общественной структуры, уклада жизни.

2. Продолжить работу по формированию у учащихся средней школы базовых учебных компетенций: способности видеть и понимать окружающий мир; осваивать научную картину мира, расширяющуюся до культурологического и всечеловеческого понимания мира; умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; навыков работы в группе.


Эпиграфы к уроку: «На Западе появился новый мир, возникший благодаря слиянию римского и варварского миров» (Жак Ле Гофф).

«В истории цивилизаций, как и в человеческой жизни, детство имеет решающее значение. Оно во многом, если не во всем, предопределяет будущее…» (Жак Ле Гофф).


Основные понятия: феод, феодал, феодализм, феодальное поместье, вассально-ленные отношения, феодальная иерархия, феодальные повинности.


Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, компьютер, историческая карта «Европа в 5-10 в.в.», интерактивное наглядное пособие «История средних веков», интерактивная доска, исторические схемы «Родовая и соседская община», «Феодальное поместье», «Феодальная лестница», пакеты исторических документов по теме урока, видеозаписи фрагментов игровых фильмов о средних веках «Царство небесное», «Робин Гуд», «Айвенго».


План урока

  1. Актуализация ранее полученных знаний по теме урока.

  2. Формирование экономической основы европейской феодальной цивилизации:

а). Разложение родовой и переход к соседской общине.

б). Формирование крупного феодального землевладения.

в). Феодальное поместье.

3. Раннее феодальное общество и его специфика:

а). Крестьянство и его статус.

б). Феодалы и феодальная иерархия.

в). Ценности и уклад жизни феодалов.

4).Рефлексия.

5). Домашнее задание.

Ход урока


  1. Работа на уроке начинается с актуализации ранее изученного материала, это необходимо, так как предыдущая тема «Арабы» «разорвала» логическую связь с первым этапом изучения европейской средневековой цивилизации. Актуализация проводится учителем в форме фронтальной беседы по вопросам:

- Какое событие принято считать окончанием истории Древнего мира? Назовите дату?

( падение Западной Римской империи, 474 год)

- Каковы были причины великого переселения народов?

- Когда было введено понятие «средневековье»?

- Какую роль в переходе к новому этапу средневековья(феодализму) сыграли варвары? Под каким названием эти исторические события вошли в историческую науку?

- Каковы хронологические рамки средневековья? ( V-XV в.в.)

Учитель: Какие варварские королевства образовались на обломках Западной Римской империи? ( 476 г).

Учащиеся выполняя задание: Работают с интерактивным наглядным пособием «История средних веков». При отсутствии пособия работают с картой или атласом и дают ответы.

Учитель: Чем обернулось вторжение варваров для хозяйства и культуры Европы в первые века нашей эры? Подтвердите свою точку зрения историческими документами

( задание учащимся). Учащиеся работаю с пакетом документов № 1.

Учитель обобщает ответы учащихся и подводит их к постановке проблемного задания: Как оценить события первых веков нашей эры в Европе? Что это - победа варварства над цивилизацией? Это общественный регресс или прогресс? Откат или движение вперед?

Учитель предлагает учащимся самим определить цель урока: Что мы должны сделать, чтобы найти ответ на этот вопрос?

Ученики: Отвечают. Примерно. Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться, что происходило внутри общества, в его «фундаменте» – экономике, в социальной сфере общества, проанализировать эти процессы.

Учитель: Верно. На этом и сосредоточим свои усилия. Организует работу в группах. Группы получают подготовленные заранее пакеты исторических источников.

Итак, что же происходило в обществе в 3-5 веках в Европе. При всем многообразии на поверхности общественной жизни, в основе, происходивших процессов, немало общего…Найти ответы на эти вопросы нам помогут исторические источники.

2. Главным средством производства в аграрном обществе (и в Древнем мире, и в эпоху Средневековья) и главной ценностью была земля.

Задание учащимся: Опираясь на документ, определите, что происходило с землей на территории Западной Римской империи после вторжения варваров? (учащиеся находят в пакете документ). И дают ответ о смене собственника: переходе крупных земельных владений в руки варварской знати.

Учитель: Медленно, но в том же направлении, протекали процессы в Центральной Европе, там, где слабо или вообще не ощущалось влияние Римской цивилизации… Народы здесь переживали эпоху разложения родового строя…

3. Учитель: Сущность их состояла в том, что на смену родовой сельской общине приходила соседская.

Задание учащимся: Провести сравнение родовой и соседской общины по схемам: Что между ними общего? В чем между ними отличия? Подтвердите это, используя документы ( учащиеся работают с пакетом документов №2) (ответы учащихся)

Учитель: Социально–экономические процессы в общине приводили к разрушению «большой семьи»? В каком документе есть подтверждение этого явления? Внутри соседской общины усиливалось имущественное неравенство. Найдите подтверждение этому в исторических документах.

Учащиеся работают с пакетом документов № 2.

Учитель: Рост неравенства среди общинников, выделение знати, был ускорен политикой королевской власти: пожалованиями земельных владений своему окружению под определенные условия.

Задание учащимся: найдите в документах, на каких условиях давался феод (лен), то есть земельное владение? Учащиеся работают с документами и дают ответ.

Учитель: Таким образом, постепенно сложилась экономическая молекула нового общества – феодальное поместье.

Задание учащимся: посмотрите на схему и дайте характеристику каждого существенного элемента поместья (домена). Учащиеся дают ответы: замок. Дом феодала. Земля господская и крестьянская. Сельская община.

4. Вывод делает учитель: Соседская община просуществовала всю эпоху средневековья.

В сильном классе можно задать вопрос: Почему соседская община могла просуществовать более тысячи лет?

Учащиеся: размышляют, ищут объяснения такой устойчивости, актуализируя имеющиеся знания.

Учитель: обобщает ответы и подчеркивает, что сельская соседская община представляла собой экономическую ячейку сельского хозяйства, базу, фундамент, над которым возвышалась надстройка в виде феодальной власти…

Вывод: в период раннего средневековья сформировался экономический фундамент нового общества, которое называют феодальной общественно-экономической формацией (Маркс) или средневековой европейской цивилизацией.

А само феодальное поместье соединяло основные категории общества: крестьянство и феодалов – в единое целое… Логично будет рассмотреть, как функционировал этот механизм… Подавляющее большинство населения составляли крестьяне – общинники.

3.а). Крестьянство и его статус в феодальном обществе.

Учитель: На заре становления средневековой феодальной европейской цивилизации большинство населения составляли свободные крестьяне – общинники. Однако постепенно, все больше и больше крестьян попадало в зависимость от феодалов.

Работа учащихся в группах: Используя исторические документы, определите пути закрепощения крестьян. Учащиеся работают с пакетом документов и дают ответы.

( пакет докуменов №2). Какие документы подтверждают, что в раннее средневековье наряду с феодально-зависимыми оставались и свободные крестьяне? Учащиеся дают ответы.

Учитель: - Опираясь на материалы, определите, какие повинности возлагались на зависимых крестьян феодалами?

- В чем заключалась власть феодала над крестьянами?

- Какова была реакция крестьян на изменение своего социального статуса (потеря свободы)?

- Какова была реакция феодалов на борьбу крестьян?

Учащиеся дают ответы.

Учитель: Таким образом, мы составили представление, какое положение в социальной структуре феодального общества занимало большинство населения – крестьянство. И логично познакомиться с положением тех, кто стоял на вершине социальной иерархии – феодалами.

3. Изучение третьего вопроса строится как работа учащихся в группах с пакетом исторических документов № 4.Учащиеся овладевают учебными умениями анализировать материал, извлекать необходимую информацию, обобщать и делать умозаключения.

Задания группам учащихся: - Кто мог выступать в роли сеньора и выдавать феод?

- Какие обязанности возлагались на вассала?

- Каковы условия потери феода?

- Какова была процедура формирования вассально-сеньориальных отношений?

-Как защищались права вассала?

- Каковы были пределы (границы) власти феодала над своими владениями? Подтвердить документами.

Завершая анализ вопроса, учащиеся оформляют схему:

Феодальная лестница

Король

Герцоги. Графы

Бароны

Рыцари

И объясняют смысл высказывания: «Вассал моего вассала – не мой вассал».

Учитель: дает дополнительное задание, проливающее свет на специфику феодальных отношений в Англии: «Вассал моего вассала и мой вассал».

Учащиеся дают ответы.

4. Ценности и уклад жизни феодалов.

Представляется важным моментом урока, так как позволяет «понять» учащимся многие черты средневекового европейского общества. С другой стороны, на данном этапе урока целесообразно учителю выстроить работу так, чтобы обеспечить формирование у учащихся информационно-технической компетенции. С этой целью учащихся можно познакомить с фрагментом или фрагментами игрового фильма о средневековом обществе(например, «Айвенго», «Робин Гуд» и другие), в котором ярко представлены занятия, быт, нравы, система духовных ценностей рыцарей. Предварительно учащиеся по группам получают задания: Проанализировав материалы фильма, сделать сообщение: 1 группа – о роде занятий феодалов, 2 группа – о духовно-нравственных ценностях феодалов. В завершении изучения вопроса учитель в беседе с учащимися акцентирует внимание на оценке так называемого «Кодекса рыцарской чести»:

- Какие принципы он в себя включал?

- Какой характер он носил?

- Что из «рыцарской чести» вы бы рекомендовали сохранить в системе

« общечеловеческих нравственных ценностей»?

- Какие положения безусловно устарели?

При отсутствии необходимых условий для организации такой работы учащихся, можно изучить материал, организовав работу групп с пакетом исторических документов, ярко характеризующих занятия, уклад жизни, ценности феодалов ( пакет документов №5. )

8. При обобщении ответов учащихся учитель подчеркивает факт встречавшихся между феодалами конфликтов, вражды, междоусобных войн. И ставит задание: Почему это было возможно? И какие имело последствия?

По первому вопросу учащиеся подчеркивают «экономическую независимость» каждого феодала, укрепления его собственности на землю и власти в условиях господства натурального хозяйства.

По второму вопросу дают ответ о том, что итогом стала феодальная раздробленность в Европе.

Учитель «возвращается» к Проблемному заданию, поставленному в начале урока. Ученики его решают.

5.Рефлексия. Оценка работы групп и в группах. Форму рефлексии выбирает учитель.

6.Домашнее задание: Изучить параграф 16. Заполнить структурную схему полученных знаний.
















Домашнее задание: учащиеся должны заполнить схему


Становление феодального общества в Европе


Пути роста крупного землевладения и закрепощения крестьян

1.Отдача под покровительство


2.Захват земли силой

3.Пожалования короля

4.Закабаление за долги


Образование основных классов


крестьянство

феодалы




Феодальное поместье

Сохранение крестьянской общины, зависимой от феодалов

Разделение земли на господские поля и крестьянские наделы


Признаки феодального строя


Собственность феодалов на землю

Наличие у крестьян своего хозяйства; пользование наделом

Власть феодалов над крестьянами

(феодальный суд и пр.)





Эксплуатация крестьян феодалами, феодальные повинности: барщина, оброк, церковная десятина


Медленное развитие техники, сельского хозяйства



Господство натурального хозяйства








Литература

  1. Н.В. Загладин, Н.А. Симония. Всеобщая история. С древнейших времен до конца 19в. Учебник. 10 класс. Русское слово, 2017.

  2. Н.В. Зайцева. История. Поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина «Всемирная история с древнейших времен до конца 19 века» 10 класс. «Учитель»,2017.

  3. В.Е. Степанова. История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. М., 2100г.

  4. В.М. Хачатурян. История мировых цивилизаций.10-11 кл. М.: Дрофа, 2002.

  5. Книга для чтения по истории средних веков. М.: Просвещение, 2001.

  6. История средних веков. Учебное пособие для студентов вузов. Под ред Н.Ф. Колесницкого. М.: Просвещение, 1996.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всеобщая история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока «Рождение нового мира» по учебному курсу «Всеобщая история»

Автор: Гайдамакина Анна Ивановна

Дата: 07.02.2020

Номер свидетельства: 538707

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства