Просмотр содержимого документа
«КИМ по Всеобщей истории 7 класс, тема "Раннее Новое время".»
Контрольная работа №1 по теме «Мир в начале Нового времени»
7 класс
Пояснительная записка
Назначениеработы
Контрольная работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 7 класса по предмету «Новая история», раздел «Мир в начале Нового времени», выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.
Документ, определяющий содержание контрольной работы
Контрольная работа составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта, Историко-культурного стандарта. Содержание контрольной работы соответствует учебнику А.Я. Юдовская, П.А. Баранов. Л.М. Ванюшкина, Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800 7 класс.
Подходы к отбору содержания и структурыКИМ
Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учетом требований указанных выше документов, и включают требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учет:
требований федерального государственного образовательного стандарта;
требований историко-культурного стандарта;
целей исторического образования в основной школе;
специфики курса истории основной школы;
ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.
Характеристика структуры и содержания контрольной работы
Работа охватывает содержание курса Новая история, раздел «Мир в начале Нового времени»
Общее число заданий – 14.
Работа содержит 12 заданий с кратким ответом и 2 задания с развёрнутым ответом.
Распределение заданий контрольной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Задания условно разделены на тематические блоки: 1) Великие географические открытия 2) Абсолютизм в Европе, 3) Экономические отношения, 4) Европейское общество в раннее Новое время, 5) Наука и культура эпохи Возрождения 6) Начало реформации в Европе
Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности (для заданий, направленных исключительно на проверку знаний, указаны проверяемые знания).
Проверяемые элементы
подготовки
Код
Число
заданий
Максимальный
первичный
балл
Процент
максимально
го первичного
балла за всю
работу,
равного 17
Знание терминов
1.1
1
1
5,9
Знание фактов
1.2
10
16
94
Знание имен
1.4
2
3
17,6
Объяснять явления, процессы, связи и отношения
2.3
1
1
5,9
Выявлять и называть причины события, явления
2.4
1
3
17,6
Определять логические связи между предметами и/или явлениями
2.7
1
2
11,7
Интерпретировать текст
2.9
2
4
23,5
Проводить ознакомительное, изучающее и поисковое чтение
2.10
2
4
23,5
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл
2.14
2
4
23,5
Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
3.1
1
3
17,6
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее
3.11
3
7
41
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
3.16
1
3
17,6
Находит в тексте требуемую информацию
4.16
1
3
17,6
Продолжительность контрольнной работы
На выполнение работы отводится 40-45 минут.
Распределение заданий КИМ по уровню сложности.
В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.
К заданиям базового уровня сложности относятся те здания, где учащимся 7 класса предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию.
К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность учащегося является по преимуществу репродуктивной.
К высокому уровню сложности относятся задания, где учащиеся выполняют частично-поисковые действия, используя приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию. К высокому уровню сложности относится задание 11.
Обобщенный план варианта контрольных измерительных материалов для проведения контрольной работы в 7 классах
№
Коды контролируемых элементов содержания
Проверяемое
содержание
Проверяемые виды
деятельности
Коды планируемых результатов обучения
Примерное время
выполнения
задания
(мин.)
Максимальный балл за
задание
1
4.1.1
Великие географические открытия и их последствия
Знание фактов
1.2
1–2
1
2
4.1.1
Великие географические открытия и их последствия
Знание фактов
1.2
1-2
1
3
4.1.4
Утверждение абсолютизма
Знание фактов
1.2
1-2
1
4
4.2.1
Зарождение и развитие капиталистических отношений в Европе. Переход от аграрного общества к индустриальному.
Знание фактов
1.2
1-2
1
5
4.2.1
Зарождение и развитие капиталистических отношений в Европе. Переход от аграрного общества к индустриальному.
Знание терминов
Знание фактов
1.1
1.2
1-2
1
6
4.2.3
Эпоха просвещения в Европе.
Знание имен
1.4
1-2
1
7
4.2.1
Зарождение и развитие капиталистических отношений в Европе. Переход от аграрного общества к индустриальному.
Знание фактов
Определять логические связи между предметами и/или явлениями
1.2
2.7
2-3
2
8
4.2.1
Зарождение и развитие капиталистических отношений в Европе. Переход от аграрного общества к индустриальному.
Знание фактов
1.2
2-3
2
9
4.1.3
Реформация и Контрреформация. М.Лютер. Ж.Кальвин. И.Лойола.
Знание фактов
Знание имен
Интерпретировать текст
Проводить ознакомительное, изучающее и поисковое чтение
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл
Находить в тексте требуемую информацию
1.2
1.4
2.9
2.10
2.14
3.11
5-7
2
10
4.1.3
Реформация и Контрреформация. М.Лютер. Ж.Кальвин. И.Лойола.
Знание фактов
Интерпретировать текст
Проводить ознакомительное, изучающее и поисковое чтение
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл
Находить в тексте требуемую информацию
1.2
2.9
2.10
2.14
3.11
7-10
2
11
4.1.3
Реформация и Контрреформация. М.Лютер. Ж.Кальвин. И.Лойола.
Знание фактов
Объяснять явления, процессы, связи и отношения
Выявлять и называть причины события, возможные последствия
Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
1.2
2.3
2.4
3.1
3.11
3.16
7-10
3
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задания с выбором ответа 1 – 6 оцениваются в 1 балл если правильно указан ответ. Задания 7 – 10 оценивается в 2 балла если правильно указаны последовательность цифр или слово. Если допущена 1 ошибка ставится 1 балл, 2 и более ошибок – 0 баллов.
Задание 11 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Таблица 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Отметкапо
«2»
«3»
«4»
«5»
пятибалльной
шкале
Работа 1
0-5
6-8
9-12
13-17
Контрольная работа №1 по теме «Мир в начале Нового времени»
класс
1 вариант
Популярное ручное огнестрельное оружие
Бомбарда
Мушкет
Аркебуза
Мортира
Тип судна, благодаря которому стали возможны длительные путешествия
Галера
Неф
Каравелла
Мортира
Одной из главных черт абсолютизма было стремление
Укрепить феодальную раздробленность
Передать власть выборным органам на местах
Присоединить окраинные территории
Сохранить независимость старой феодальной знати
В Англии в XVII в. мануфактуры более всего были распространены в производстве
Фарфора
Стекла
Сукна
чая
Место встречи и заключения сделок банкиров, торговцев, негоциантов в XVI-XVII вв.
Резиденция
Банк
Биржа
Лавка
Кто из ученых совершил переворот в науке, первым отказавшись от учения о неподвижности Земли?
Джордано Бруно
Галилео Галилей
Николай Коперник
Исаак Ньютон
Установите соответствие между терминами и их значением.
Термины
Значение
А) фермер
Б) откупщик
В) шевалье
Г) гульден
1) денежная единица Нидерландов
2) дворянский титул во Франции
3) крестьянин, использующий наемный труд и технику
4) человек, бравший на откуп сбор какой-либо пошлины или налога
5) налог, который сидит во Франции государство собирало с крестьян
По какому принципу образованы ряды?
А) биржа, банк, мануфактура
Б) ремесленный цех, мастерская ремесленника, крестьянское хозяйство
Известный русский историк Нового времени Николай Иванович Кареев (1850 – 1931), автор труда «История Европы в Новое время», дал высокую оценку известному государственному деятелю Франции. Напишите фамилию этого человека.
«Прежде всего это был великий «государственник», человек, ставивший выше всего государство, все ему подчинявший, стремившийся устранить из жизни все, что противоречило интересам государства, воплощенного в абсолютизме центральной власти… он создал целую школу, из которой вышло немало крупных деятелей абсолютизма».
Прочтите извлечение из работы французского историка Люсьена Февра «Капитализм и Реформация». Какое место занимала религия в жизни людей XVI в.?
«… Религия проникала всюду, пронизывала все действия людей, даже самые, с нашей точки зрения, мирские. Составить завещание или выдержать экзамен на степень доктора – это акты церковные. Докторская степень часто присуждалась в церкви, перед алтарем, под органную музыку, а в заключение служили мессу. В завещании из восьми страниц – более четырех отводят обращениям к Богу, к Пресвятой Деве, к «святым царствия небесного в раю», особенно к покровителям завещателя. От рождения до смерти человек живет под постоянным надзором религии. Не акт о рождении, а крещение. Не свидетельство о смерти, а церковное погребение прихожанина. Церковь подробно регламентирует труд и отдых, питание и образ жизни. Сердце прихода, центр, где верующие собираются в час радости или опасности, - храм Господень».
Прочтите извлечение из исторического источника и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воззвания Мартина Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» (1520)
«Пресветлейшему, могущественнейшему Императорскому Величеству и христианскому дворянству немецкой нации
Доктор Мартин Лютер.
Выдумали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян – к светскому сословию. Все это измышление и надувательство. Они не должны никого смущать, и вот почему: ведь христиане воистину принадлежат к духовному сословию и между ними нем иного различия по должности и занятию… У нас одно Крещение, одно Евангелие, одна вера; все мы в равной степени христиане, ибо только лишь Крещение, Евангелие и вера превращают людей в духовных и христиан…
Поскольку светские владыки крещены так же, как и мы, и у них та же вера и Евангелие, мы должны позволить им быть священниками и епископами и их обязанности рассматривать как службу, которая связана с христианской общиной и полезна ей. И вообще каждый крестившийся может провозглашать себя рукоположенным во священники, епископы и папы, хотя не каждому из них подобает исполнять такие обязанности… мы все играем равные права. Ведь то, что принадлежит общине, никто не может, помимо воли и разрешения общины, присвоить себе…
… необходимо, чтобы священник у христиан был только должностным лицом. Пока он служит, он возвышается; когда его смещают, он такой же крестьянин или горожанин, как и другие…
… они намереваются быть единственными истолкователями Писания. Не изучив в нем на протяжении жизни ни строчки, они имеют наглость считать себя единственными авторитетами; обманывают нас бесстыдными высказываниями, что папа, независимо от того – злой он или благочестивый, не может заблуждаться в вере, но подтвердить это… они не в состоянии.
… папа не должен быть единственным авторитетом. В противном случае наша молитва должна сводиться к словам: «Верую в папу римского». А это было бы отождествлением всей Христианской Церкви с одним человеком и не более чем дьявольским и адским заблуждением.
И самое главное, мы ведь все христиане, как отмечено выше; у всех у нас одна вера, одно Евангелие, одно Причастие. Как же можем мы не обладать и властью воспринимать и судить, что истинно или неистинно в вере?..»
Изложите основные положения учения Лютера, нашедшие свое отражение в этом документе.
Изложите положения учения Лютера, которые в этом тексте не представлены, но о которых вы знаете из учебника или из других источников.
Выскажите ваше суждения о значении учения Лютера для европейского общества XVI-XVII вв.
Контрольная работа №1 по теме «Мир в начале Нового времени»
7 класс
вариант
Впервые мушкет был применен
В XV в. англичанами
В XVI в. испанцами
В XVII в. французами
В XVIII в. швейцарцами
С именем Генриха Мореплавателя, принца Энрике, младшего сына португальского короля, связано(о)
Колонизация Мексики
Открытие ближней Атлантики
Изобретение каравеллы
Открытие Тихого океана
Как назывались высшие судебные органы в провинциях Франции?
Звездная палата
Парламент
Тайный совет
Кортесы
Средства, вкладываемые в производство для получения прибыли
Сокровища
Деньги
Капитал
Акции
О каком городе говорили в XVI в., что он «поглотил торговлю других городов» и стал «воротами Европы»?
Париж
Кельн
Антверпен
Лондон
Кто из великих ученых XVII в. считается основоположником философии Нового времени?
Джон Локк
Ренэ Декарт
Уильям Гарвей
Галилео Галилей
Установите соответствие между терминами и их значением.
Термины
Значение
А) поденщик
Б) арендатор
В) джентри
Г) буржуа
1) крестьянин, получивший землю во временное пользование
2) новые дворяне
3) предприниматель капиталист
4) сгон крестьян с их наделов и превращение этих земель в пастбища для овец
5) бедняк, нанимавшийся в работу поденно (не на постоянную работу)
По какому принципу образованы ряды?
А) камзол, жилет, куртка
Б) корсет, веер, сетка для волос
Прочтите извлечение из речи короля Франции, произнесенной им на приеме депутации тулузского парламента (Нантский эдикт вызвал неудовольствие у большинства парламентов Франции). Напишите имя Французского короля, издавшего Нантский эдикт.
«Странно что вы до сих пор не можете отделаться от дурных повадок…
Кто бы поверил, что люди, ставившие на карту свою жизнь, свое имущество, состояние и личное благополучие ради защиты и сохранения королевства, будут недостойны почетных общественных должностей… в то же время те, которые делали все возможное для того, чтобы погубить государство, должны рассматриваться как добрые французы, достойные и способные занимать должности! Нет не слеп, я вижу ясно! Я хочу, чтобы протестанты жили мирно в моем королевстве и допускались к общественным должностям не потому, что они протестанты, а постольку, поскольку они верные слуги мне и французской короне. Я хочу, чтобы мне повиновались и чтобы мой эдикт был обнародован по всему королевству. Все мы опьянели от войны, и пора, наконец, взяться за ум!»
10. Прочтите извлечение из работы французского историка Люсьена Февра «Капитализм и Реформация». Назовите причины, по которым буржуазия предпочла учения Мартина Лютера и Жака Кальвина традиционному учению Католической церкви.
«… Считать же, что в те времена люди были равнодушны к вере, - заблуждение; только что же предлагала Церковь верующим?
Для людской массы – суеверия. Для элиты… поучения докторов-богословов, которые… проповедовали, что учение Церкви непостижимо, поэтому долг христианина верить – не размышляя и не любя – в догматические положения и исполнять обряды, не вкладывая в них ничего личного…
Ну а как относятся к этому верующие? Одни уходят в мистицизм, который становится глубинным источников, питающим их потребность в вере. Монастыри заполнены до отказа…»
Прочтите извлечение из исторического источника и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода и умений.
Из трактата Жана Кальвина «Наставление в христианской вере» (1535)
«Существует четыре степени должностей, установленных господом нашим для управления его церковью: во-первых, пасторы, затем – доктора, далее – старейшины и в-четвертых – диаконы.
… Что касается пасторов… их обязанностью является возвещать слово Божие… совершать таинства и вместе со старейшинами и приставами налагать братские наказания.
Чтобы ничто в церкви не совершалось беспорядочно, никто не должен вступать в эту должность без призвания…
Экзамен (на должность пастора) состоит из двух частей. Во-первых имеет ли тот, кто подлежит посвящению, хорошее и святое знание писания... Вторая часть – о жизни, именно добрых ли он нравов.
Далее, кому принадлежит право поставлять пасторов?
Прежде всего пасторы изберут того, кого надлежит посвятить в сан. Затем его представят совету, который примет его, если найдет достойным.
Чтобы предотвратить все житейские соблазны, надо будет позаботиться о способе исправления, которому все бы подчинялись и который также будет средством сохранять сан в почтении. Чтобы поддерживать эту дисциплину, пасторы каждые три месяца должны будут иметь специальное суждение относительно того, не заслуживает ли кто из них упреков.
Что касается тех лиц второго сана, которых мы назвали докторами, то собственно их обязанностью является наставление верных в святом учении.
Следующий, третий сан – старейшины. Их обязанностью является следить за жизнью каждого, дружески увещевать тех, кого они заметят в проступке или в беспорядочной жизни. Их следует избрать так, чтобы они имелись в каждом квартале города и повсюду имелись в каждом квартале города и повсюду имели глаз.
Четвертый сан, именно диаконы, всегда в древней церкви были двух родов: одним поручалось принимать, расходовать и сохранять имущество бедных – как ежедневную милостыню, так и предназначенные для того имущества, другим заботиться о больных».
Какие задачи должна была решать установленная Кальвином церковная иерархия?
Можно ли считать, что прихожанин кальвинистской церкви был более свободен в вопросах веры и личной жизни, чем католик? Свое суждение аргументируйте.
Как вы считаете, почему кальвинистское учение – протестантизм – существует и сегодня?
Ключи КИМ
№№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1 вариант
2
3
3
3
3
3
3421
А) Черты капитализма
Б) Черты феодализма
герцог де Ришелье
2 вариант
2
2
2
3
3
2
5123
А) Предметы мужского гардероба
Б) Предметы женского гардероба
Генрих IV Бурбон
Критерии оценивания заданий с развернутым ответом
№10
1 вариант
1 вариант
Вся мирская жизнь человека от рождения до смерти была подчинена правилам, которые устанавливала религия
2 вариант
2 вариант
Католическая церковь предлагала верить и не размышлять, учения Лютера и Кальвина пытались дать ответы на проблемы, которые интересовали верующих.
№11
1 вариант
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа не искажающие его смысл)
Баллы
Верующие равны между собой и перед Богом, священнослужитель – должность, на которую может быть избран каждый верующий; каждый верующий имеет право сам толковать Священное Писание, «судить что истинно, и что неистинно вере»
Человек спасается только верой; веру он получает только через милость Бога, а не за какие-то заслуги; только Священное Писание, слово Божье, является авторитетом в делах веры.
Учение Лютера способствовало превращению человека в индивидуальность; способствовало обмирщению церкви; отрицало претензии католического духовенства на руководящую роль в политической жизни государств и в духовной жизни верующих.
Верно даны полные ответы на все три вопроса.
3
Верно даны полные ответы на два вопроса.
ИЛИ
Даны неполные ответы на три вопроса
ИЛИ
Даны неполные ответы на два вопроса
2
Верно даны краткие ответы на два вопроса.
ИЛИ
Дан полный ответ на один вопрос
1
Нет ответа на вопрос
0
Максимальный балл
3
2 вариант
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа не искажающие его смысл)
Баллы
Каждый чин кальвинистской церкви имел свои обязанности по отношению к верующим, которые строго соблюдались. Одни наставляли прихожан в делах веры, другие следили за жизнью прихожан, вмешивались в их частную жизнь, третьи должны были заботиться о бедных.
Кальвинистская церковь лишала верующих духовной свободы, требовала от них жесткой дисциплины, не прощала сомнений в правильности своего учения (вплоть до казни)
Учение приспосабливается к современности, пытается помогать в решении жизненных проблем. Кроме того, учение направляет верующих на активную трудовую деятельность, на стремление разбогатеть, что актуально в капиталистическом обществе.