Просмотр содержимого документа
«КИМ по Всеобщей истории 6 класс, тема "Развитое Средневековье".»
Контрольная работа №2 по теме «Развитое Средневековье»
6 класс
Пояснительная записка
Назначениеработы
Контрольная работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 6 класса по предмету «Всеобщая история», раздел «Развитое Средневековье» выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.
Документ, определяющий содержание контрольной работы
Контрольная работа составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Содержание контрольной работы соответствует учебнику Е.В. Агибалова, Г. М. Донской Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс.
Подходы к отбору содержания и структурыКИМ
Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учетом требований указанных выше документов, и включают требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учет:
требований федерального государственного образовательного стандарта;
требований историко-культурного стандарта;
целей исторического образования в основной школе;
специфики курса истории основной школы;
ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.
Характеристика структуры и содержания контрольной работы
Работа охватывает содержание курса история Средних веков, раздел «Развитое Средневековье»
Общее число заданий –19.
Работа содержит 17 заданий с кратким ответом и 2 задания с развёрнутым ответом.
Распределение заданий контрольной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Задания условно разделены на тематические блоки: 1)Католическая церковь и крестовые походы; 2) Византийская империя и славяне; 3) образование централизованных государств в Западной Европе; 4) Культура Западной Европы в Средний века.
Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности (для заданий, направленных исключительно на проверку знаний, указаны проверяемые знания).
Проверяемые элементы
подготовки
Код
Число
заданий
Максимальный
первичный
балл
Процент
максимально
го первичного
балла за всю
работу,
равного 26
Знание терминов
1.1
7
12
46,2
Знание фактов
1.2
7
7
26,9
Знание дат
1.3
3
4
15,4
Знание имен
1.4
1
1
3,8
Отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам
2.1
2
6
23,1
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности
2.3
3
7
26,9
Определять логические связи между предметами и/или явлениями
2.7
1
2
7,7
Интерпретировать текст
2.9
1
2
7,7
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл
2.14
1
1
3,8
Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
3.1
2
6
23,1
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее
3.11
2
6
23,1
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
3.16
2
6
23,1
Находить в тексте требуемую информацию
4.16
1
2
7,7
Продолжительность контрольной работы
На выполнение работы отводится 45 минут.
Распределение заданий КИМ по уровню сложности.
В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.
К заданиям базового уровня сложности относятся те здания, где учащимся 6 класса предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К базовому уровню относятся задания 1 – 19.
К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность учащегося является по преимуществу репродуктивной. К повышенному уровню относятся задания 20 – 24.
К высокому уровню сложности относятся задания, где учащиеся выполняют частично-поисковые действия, используя приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию. К высокому уровню сложности относится задание 25.
Обобщенный план варианта контрольных измерительных материалов для проведения контрольной работы в 6 классах
№
Коды контролируемых элементов содержания
Проверяемое
содержание
Проверяемые виды
деятельности
Коды планируемых результатов обучения
Уро
вень
слож
ност
и
зада
ния
Примерн
ое время
выполнен
ия
задания
(мин.)
Максималь
ный балл за
задание
1
3.1.4
История
Средних веков
(всеобщая
история), V –
XV вв.
Знание фактов
1.2
Б
1–2
1
2
3.1.5
История
Средних веков
(всеобщая
история), V – X
вв.
Знание терминов
1.1
Б
1–2
1
3
3.1.5
История
Средних веков
(всеобщая
история), V – X
вв.
Знание имен
1.4
Б
1-2
1
4
3.1.4
История
Средних веков
(всеобщая
история), V – X
вв.
Знание терминов
1.1
Б
1–2
1
5
3.1.8
История
Средних веков
V – X вв.
Знание дат
1.3
Б
1–2
1
6
3.1.8
История
Средних веков
V – X вв.
Знание фактов
1.2
Б
1-2
1
7
3.1.8
История
Средних веков
V – X вв.
Знание фактов
Ориентироваться в содержании текста
1.2
2.14
Б
1–2
1
8
3.1.9
История
Средних веков
V – X вв.
Знание фактов
1.2
Б
1–2
1
9
3.1.9
История
Средних веков
V – X вв.
Знание фактов
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности
1.2
2.3
Б
1-2
1
10
3.1.8
История
Средних веков
V – X вв.
Знание дат
1.3
Б
1-2
1
11
3.1.8
3.1.12
История
Средних веков
Знание терминов
1.1
Б
1-2
1
12
3.1.8
История
Средних веков
Знание фактов
1.2
Б
1–2
1
13
3.1.8
История
Средних веков
Знание терминов
1.1
Б
1–2
1
14
3.1.8
История
Средних веков
Знание фактов
1.2
Б
1-2
1
15
3.1.5
История
Средних веков
V – X вв.
Определять логические связи между предметами/или явлениями
2.7
П
2-3
2
16
3.1.9
История
Средних веков
V – X вв.
Знание дат
1.3
П
2-3
2
17
3.1.8
История
Средних веков
V – X вв.
Знание терминов
Интерпретировать текст
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл
Находить в тексте требуемую информацию
1.1
2.9
2.14
4.16
П
2-3
2
18
3.1.8
История
Средних веков
V – X вв.
Знание терминов
Отличать факты от суждений, мнений, оценок
Объяснять явления, процессы, связи и отношения
Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее
Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
1.1
2.1
2.3
3.1
3.11
3.16
В
2-3
3
19
3.1.8
История
Средних веков
V – X вв.
Знание терминов
Отличать факты от суждений, мнений, оценок
Объяснять явления, процессы, связи и отношения
Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее
Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
1.1
2.1
2.3
3.1
3.11
3.16
В
2-3
3
Общее время выполнения работы – 40-45 мин. Максимальный первичный балл - 26
8. Планируемые результаты
Планируемые результаты
Умения
Локализовать во времени и пространстве.
- указывать даты событий, определят их принадлежность к веку, тысячелетию, историческому периоду
- объяснять последовательность и длительность событий (раньше, позже)
- объяснять на какие этапы делится Всеобщая история
Применять знание фактов для характеристики исторической эпохи
- указывать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий
- группировать, систематизировать факты по заданному признаку
Анализировать информацию из исторических источников
- находить в тексте ключевые слова, имена, названия, даты
- определять смысл высказывания
- объяснять назначение источника
- соотносить информацию отдельного источника с контекстными знаниями
Описывать условия существования, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях в древней истории
- осуществлять отбор необходимой информации
- составлять последовательное описание, рассказ
- формулировать заключение, выводы
Раскрывать существенные черты форм государственного устройства древних обществ; положения основных групп населения; религиозных верованиях людей в древности.
- выделять главные признаки исторических явлений, событий
- конкретизировать содержание общих понятий применительно к данной эпохе, исторической общности
- выявлять изменения в экономическом, социальном и политическом развитии стран в отдельные периоды Средневековья
Объяснять причины и следствия ключевых событий всемирной истории
- находить в источниках и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий
- соотносить объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах
Сопоставлять однотипные события и процессы в разных странах в период Средневековья
- Выделять черты сходства и различий в исторических ситуациях, событиях и процессах
- выявлять общие черты и особенности развития отдельных стран
Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории
- излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе
- высказывать свои оценочные суждения
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение с выбором ответа (1–19) выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.
Задание с кратким ответом (20–24) считается выполненным верно, если верно указаны цифра, последовательность цифр, слово (словосочетание), правильно обозначены объекты на контурной карте. За правильный ответ ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две или более ошибки или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.
Задание 25 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Таблица 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Отметкапо
«2»
«3»
«4»
«5»
пятибалльной
шкале
Работа 2
0–9
10-14
15-19
20-26
Контрольная работа №2 по теме «Развитое Средневековье».
Вариант 1
К сословию воюющих относились:
Ремесленники оружейники
Епископы
Бароны
Купцы
Глава католической церкви:
Папа
Монах
Патриарх
Архиепископ
Инициатором первого крестового похода являлся:
Папа римский Урбан II
Папа римский Иннокентий III
Английский король Ричард Львиное Сердце
Святой Франциск, основатель нищенствующего ордена
Сословно-представительная монархия – это государство, в котором:
Власть короля опирается на собрание представителей сословий
Территория раздроблена на феодальные владения
Общество разделено на сословия
Вся власть принадлежит королю
Какое событие произошло позднее других?
Открытие парламента в Англии
Нормандское завоевание Англии
Подписание Великой хартии вольностей
Создание Генеральных штатов во Франции
Общая черта, характерная для английского парламента и Генеральных штатов во Франции:
Состояли из представителей различных сословий
Состояли из представителей крупных феодалов
Не имели права утверждать новые налоги
Состояли из палаты лордов и палаты общин
О каком событии идет речь в отрывке из документа?
… Англичане, спустя семь месяцев после начала осады и девять дней после того, как Дева заняла город, отступили без боя все до последнего, и произошло это 8 мая.
О битве при Креси
О битве за Орлеан
О битве у города Пуатье
О сражении близ Азенкура
Результат Столетней войны:
Французы одержали победу
В руках англичан осталась Фландрия
Во Франции произошла смена династии
Была подписана Великая хартия вольностей
Общая черта восстаний под предводительством Уота Тайлера и Жакерии:
Стихийность выступления
Борьба против власти папы римского
Участие в восстании отрядов рыцарей
Использование новой передовой тактики боя
Объединение Франции завершилось в:
XIII в.
XIV в.
Конце XV в.
Середине XVI в.
Реконкистой называют:
Завоевательные походы арабов
Отвоевание крестоносцами Гроба Господня
Поход тевтонских рыцарей на земли Прибалтики
Отвоевание территории Пиренейского полуострова у арабов
Отсутствие сильной поддержки германских королей со стороны мелких и средних феодалов Германии привело к:
Сохранению раздробленности страны
Освобождению крестьян от феодальной зависимости
Созданию сословно-представительных органов власти
Прекращению завоевательных походов королей
Для тирании как формы государственного устройства характерно:
единовластие правителя
признание зависимости от папы римского
наличие сильных выборных органов власти
правило «вассал моего вассала – не мой вассал»
Чешский мыслитель и проповедник Ян Гус выступал против:
власти крупных феодалов
закрепощения крестьян
христианской религии
богатства церкви
Часть 2
Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Понятие
Определение
А) Десятина
Б) Инквизиция
В) Индульгенция
1) налог в пользу церкви
2) грамота об отпущении грехов
3) монашеский орден
4) специальный церковный суд
Расположите в правильной последовательности следующие события в истории Англии:
А) Война Алой и Белой розы
Б) создание парламента
В) восстание под предводительством Уота Тайлера
Г) нормандское завоевание Англии
Как называется форма правления о которой идет речь в отрывке из документа?
Возросшая популярность Лоренцо позволила ему… ввести желательные для него перемены в государственное устройство. Теперь решение всех дел поручалось совету из семидесяти граждан, приверженцев политики Лоренцо. Совет в частности назначал на все должности, заведовал финансами и, естественно, он исполнял все пожелания Лоренцо… В конце концов государственная казна сделалась едва ли не личной собственностью Лоренцо, а Флорентийская республика оставалась таковой только по названию – фактически Лоренцо обладал властью суверенного монарха.
Часть 3.
Сравните раздробленное государство и централизованное государство. Сделайте вывод, какая форма государственного устройства, на ваш взгляд, наиболее устойчива? Ответ оформите в виде таблицы.
Вопросы для сравнения
Раздробленное государство
Централизованное государство
Какие права имел король?
Каковы были источники доходов короля?
Кто издавал законы и вершил суд?
Кто осуществлял управление на местах?
Какими воинскими силами располагал король?
Вывод:
Когда завершилось образование централизованного государства во Франции? Что этому способствовало? Назовите 2-3 предпосылки.
Контрольная работа №2 по теме «Развитое Средневековье».
Вариант 2
Часть 1
К сословию молящихся относились:
Аббаты
Рыцари
Патриции
Крестьяне
Что подрывало авторитет церкви в глазах верующих в средние века?
Продажа индульгенций
Празднование масленицы
Запрещение священникам вступать в брак
Требование жесткой дисциплины у монахов
Целью Первого Крестового похода было завоевание города:
Рима
Парижа
Иерусалима
Константинополя
Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству, - это:
Общины
Ордена
Гильдии
Сословия
Название «Генеральные штаты» во Франции получил орган:
Помогавший королю выносить судебный приговор
Состоявший из представителей трех сословий
Осуществлявший городское самоуправление
Проводивший перепись земельных владений
Английский парламент в отличие от Генеральных штатов во Франции:
Состоял из двух палат
Имел право утверждать налоги
Собирался только по требованию короля
Был сословно-представительным органом власти
Кому принадлежат слова?
…Англичане будут изгнаны из Франции, кроме тех кто найдет здесь гибель… Бог пошлет Французам победу над англичанами!
Жанне д`Арк
Черному принцу
Герцогу Бургундскому
Вильгельму Завоевателю
Результат Столетней войны:
Полностью завершилось объединение Франции
Ослабла королевская власть во Франции
Была создана «Книга Страшного суда»
В руках у англичан оказался порт Кале
Война Алой и Белой розы продолжалась в:
1096 – 1291 гг.
1337 – 1453 гг.
1419 – 1434 гг.
1455 – 1485 гг.
В 1479 году произошло объединение:
Англии
Испании
Франции
Византии
Завершение Реконкисты в конце XV в. связано с:
Учреждением инквизиции
Прекращением правления династии Тюдоров
Завершением Великого переселения народов
Объединением христианских государств Пиренейского полуострова
Специализация немецких городов на торговле с другими странами способствовала:
Сохранению раздробленности
Созданию централизованного государства
Сокращению ремесленного производства
Созданию сословно-представительного государства
В отличие от Англии и Франции в XV в. Священная Римская империя была государством:
Монархическим
Политически-раздробленным
С сильной властью императора
Вассально-зависимым от арабов
В результате гуситских войн в Чехии:
Усилились католическая церковь
Утвердилась абсолютная монархия
Крестьяне перестали платить десятину
Было уничтожено феодальное землевладение
Часть 2.
Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Понятие
Определение
А) суд присяжных
Б) парламент
В) шериф
1) орган сословного представительства
2) королевская резиденция
3) королевский чиновник
4) несколько достойных людей, помогающих королю в вынесении приговора
Расположите в правильной последовательности следующие события в истории Франции:
А) присоединение к владениям короля Бургундии и Прованса
Б) создание Генеральных штатов
В) Жакерия
Г) присоединение к Французскому королевству Нормандии
В каком году произошли описанные ниже события?
Выбрали короля из своей среды… И величали его, короля, Жак Простак. Они сожгли и начисто разгромили… более 60 добрых домов и крепких замков, а если бы бог не пришел на помощь Своей благостью, эти злодеи так бы размножились, что погибли бы все благородные воины, святая церковь и все зажиточные люди по всему королевству…
Часть 3.
Сравните Крестьянские восстания XIV в. в Англии и во Франции. Сделайте вывод о причинах поражения восстаний. Ответ оформите в виде таблицы.
Линии сравнения
Восстание во Франции
Восстание в Англии
Причины и повод к восстанию
Руководители и состав восставших
Требования восставших
Основные события восстаний
Результаты восстания
Вывод:
Когда завершилось образование централизованного государства в Испании? Что этому способствовало? Назовите 2-3 предпосылки.
Ключи к КИМ
№ варианта
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1
3
1
1
1
4
1
2
1
1
3
4
1
1
4
А1
Б4
В2
ГБВА
тирания
2
1
1
3
4
2
1
1
4
4
2
4
1
2
3
А4
Б1
В3
ГБВА
1358 г.
Критерии оценивания заданий части 3
18.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа не искажающие его смысл)
Баллы
Полностью заполнена таблица, сделан вывод, доказана собственная точка зрения на поставленный вопрос.
3
Полностью заполнена таблица
ИЛИ
Ученик не заполнил таблицу, но есть ответ на второй вопрос.
2
Таблица заполнена не полностью и нет вывода. Не доказана собственная точка зрения.
1
Нет ответа на вопрос
0
Максимальный балл
3
19.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа не искажающие его смысл)
Баллы
Образование централизованных государств завершилось в конце XV века.
Могут быть названы следующие общие предпосылки:
- развитие сельского хозяйства и ремесла, рост городов;
- стремление землевладельцев держать в повинности крестьян с помощью сильной центральной власти
- борьба против иноземных завоевателей (за национальную независимость)
Верно названы период и 2-3 предпосылки
3
Верно названы период и одна предпосылка
ИЛИ
Период указан расширенно (XV – XVI вв. или конец XV – XVI вв), названо не менее двух предпосылок.