Просмотр содержимого документа
«Арабский халифат: его расцвет и распад»
Арабский халифат
его расцвет и распад
Причина разделения мусульман:
Борьба за власть после убийства халифов Усмана и Али. Противники халифа Усмана убили его, а против халифа Али выступил наместник Сирии, что привело к нескольким сражениям.
Вывод: Раскол ослабил единство халифата и сохраняется до сих пор. Сунниты преобладают в исламском мире, а шииты проживают в основном в Иране, Ираке, Азербайджане и Бахрейне.
Шииты: Считали, что халифом может быть только потомок Али и Фатимы (дочери Мухаммеда). Они называли себя «приверженцами» и выступали за наследственную власть.
Сунниты: Признавали законность избрания халифа общиной. Они опирались на Сунну — священную книгу, содержащую изречения и деяния Мухаммеда.
Вывод: Раскол ослабил единство халифата и сохраняется до сих пор. Сунниты преобладают в исламском мире, а шииты проживают в основном в Иране, Ираке, Азербайджане и Бахрейне.
Правящие династии Халифата
Омейяды (661-750 гг.):
Столица: Дамаск .
Активные завоевания: Северная Африка, Пиренейский полуостров, Средняя Азия. Однако продвинуться дальше в Европу им не удалось из-за сопротивления хазар и других народов.
Правящие династии Халифата
Аббасиды (750-1258 гг.):
Столица: Багдад .
Завоевательные походы прекратились, но халифы сосредоточились на укреплении власти и развитии империи.
Халиф– правитель и религиозный лидер, обладавший абсолютной властью.
Великий визирь– первый министр, помощник халифа, отвечавший за административные и финансовые вопросы.
Эмиры– наместники провинций, которые со временем стали проводить независимую политику
Вывод: Система управления была централизованной, но со временем эмиры стали усиливать свою власть, что способствовало распаду халифата
Кади– судьи, решавшие дела по шариату — своду религиозных и правовых норм
Арабский язык стал языком науки, религии и культуры для всего исламского мира ( как латынь в Европе). Все мусульмане были обязаны читать Коран только на арабском.
Медресе – мусульманские школы, где изучали Коран, арабский язык, математику, астрономию и другие науки.
Дом мудрости в Багдаде– центр переводов и исследований, где учёные сохраняли и изучали труды античных авторов (Платона, Аристотеля и др.).
Вклад мусульманских учёных в мировую науку
Аль-Хорезми (780-850).
Основоположник алгебры, ввёл арабские цифры , которые на самом деле были переработаны из индийских.
Ибн Сина (Авиценна) (980-1037).
Автор "Медицинского канона" — учебника для врачей в течение многих веков. Он описал оспу, чуму, туберкулёз и другие болезни.
Ключевая мысль: Мусульманские учёные сохранили и развили знания древних цивилизаций, а их труды стали известны в Европе благодаря переводам
Сокровища мусульманской литературы
Фирдоуси (935-1020). Поэма «Шахнаме» («Книга царей») — эпос о истории Персии и Средней Азии.
Омар Хайям (1048-1131).
Автор рубаи — философских четверостиший, которые стали всемирно известными.
«Тысяча и одна ночь».
Сборник сказок, включающий истории об Аладдине, Синдбаде-мореходе и других героях.
Мечеть– мусульманский храм с михрабом (нишей, указывающей направление на Мекку), внутренним двором с фонтаном для омовения и куполом
Минарет– башня для призыва на молитву
Распад халифата:
Для государства: ослабление центральной власти, войны между провинциями, потеря единства
Для культуры:
Возникли новые центры (Кордова, Каир, Бухара), где правители соперничали в поддержке науки и искусства.
Культура стала более разнообразной, впитав традиции разных народов.
Расцвет литературы, архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Вывод: Распад империи стимулировал культурный расцвет, так как правители новых государств стремились превзойти друг друга в покровительстве учёным, поэтам и архитекторам.
Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе по теме «Раннее Средневековье»