kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения игрового интерактивного занятия – викторины : «Как стать рыцарем».

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения игрового интерактивного занятия – викторины : «Как стать рыцарем»/ В рамках проекта  «Музей – пространство воспитания». Направление "Ожившая история". Учащиеся 14-17 лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения игрового интерактивного занятия – викторины : «Как стать рыцарем».»

14


ГБУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи

«Молодёжный творческий Форум Китеж плюс»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения игрового интерактивного занятия – викторины : «Как стать рыцарем»

В рамках проекта «Музей – пространство воспитания».

Направление "Ожившая история"

Учащиеся 14-17 лет.

















Педагог дополнительного образования:

Чернышов К.М.


Санкт-Петербург

2022



Цель и задачи:

Цель: создание условий для развития познавательных интересов к истории, исторической реконструкции как области культурной практики современного поколения, развитие мотивации к участию в социально-значимых инициативных движениях (на примере клуба исторической реконструкции).


Задачи


Образовательные:

  • Расширить представлении о понятии рыцарства и рыцарь через использование элементов исторической реконструкции

  • узнать, как и почему видоизменялось европейское защитное снаряжение в средние века.


Развивающие:

  • развитие познавательных интересов к сфере исторического прошлого и современным способам освоения исторической реальности;

  • развитие умение решать познавательные и коммуникативные задачи в группе; развитие коммуникативных позиционных умений: взаимодействовать с разными людьми в игровом и деловом пространстве (педагогом, сверстниками, разновозрастными группами)

  • развитие исторического мышления



Воспитательные:

  • формирование ценностей социально-значимой деятельности

  • формирование ценностей здорового образа жизни

  • приобщение к общественно – инициативной деятельности

  • поддержка мотивации к вступлению в клуб исторической реконструкции «Витязь» (на базе ГБУ ДО «Китеж Плюс»).



Время: 60 минут

Место проведения мероприятия: Музей «Ремесла Северо – Запада России»

Форма проведения занятия: игровое интерактивное занятие - викторина


Учебно-материальное обеспечение

- наглядное пособие в виде 4 педагогов (или старших воспитанников , давно посещающих занятия), облаченных в реплики доспеха и костюма XII – XV вв.


справочные материалы; - дидактический материал педагога - картинки из бумаги, представляющие элементы доспеха разных эпох, используемые в игровом этапе при проведении викторины.


технические средства обучения: мультимедиапроектор, слайды, дидактический материал педагога):


спортивный тренировочный инвентарь: мягкие тренировочные мечи (2 шт), поролоновая защита кисти руки(2 шт), мягкие тренировочные щиты (2 шт), 2 мягких поролоновый шлема с решёткой на лице («Рэй Спорт»)


Характеристика целевой группы (воспитанники, родители, педагоги, кто-еще): класс из 20-30 человек, подростки 14 – 17 лет старших классов, ранее не посещавшие занятия по Д.О. Ожидаемая целевая аудитория - физически развитые юноши с выраженной физической и социальной активностью, но еще не сложившейся дифференцированной сферой интересов.


Литература, методические пособия для педагога:

1. Педагогические технологии: Учебное пособие // Автор – составитель Т.П. Сальникова. М. 2010

2. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения. М. 2009

3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных пед. Поисках. Пособие. М. 1994

4. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учебное пособие. М. 2006

5. Чернышов К.М. «Урок живой истории в школе. «Древнерусское войско»». https://kopilkaurokov.ru/istoriya-rossii/meropriyatia/569394 Последняя дата обращения - 06.01.2021


Литература, методические пособия, наглядные материалы (и т.п.) для

самостоятельной работы для целевой группы по теме занятия:

  1. Дугалд Стир. Как стать рыцарем. Наставление для юного рыцаря. М 2010, пер. с англ.

  2. К.А.Жуков, Д.С.Коровкин. Западноевропейский доспех раннего Ренессанса. СПб 2005

  3. Д. П. Алексинский, К. АЖуков, А. М. Бутягин, ДСКоровкин. Всадники войны. СПб 2005

  4. Клод Блэр "Рыцарские доспехи Европы» М. 2008, пер. с англ.



Мероприятие проводится в музее ремесел Северо-Запада, куда по предварительному приглашению педагоги школ района приводят класс/ классы. Всего в зале 20-30 подростков, юношей 14 – 17 лет старших классов. В проведении мероприятия участвуют обучающиеся по дополнительной образовательной программе «Наследники традиций», они же участники клуба исторической реконструкции «Витязь». (Далее в тексте – «помощники»).





ХОД ЗАНЯТИЯ, РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ


  1. Вступительная часть: (10 мин.)

Мотивационный этап

– встреча и знакомство с группой

- костюмированное представление. К участникам мероприятия выходят 4 рыцаря разных эпох в «полном вооружении». Педагог-ведущий предлагает высказать группе предположения о том, к какому веку и почему принадлежат доспехи каждого из 4 рыцарей-помощников.

Организационный этап

-объяснение правил предстоящей игры

- деление учащихся на 3-4 команды по 6 – 8 чел., выборы названия команд и капитанов

- объявление темы, объяснение правил викторины

2. Основная часть: (40 мин.). Игра состоит из 4 смысловых блоков, на каждый – отводится 10 мин (этапы посвящены доспеху 12, 13, 14, 15 вв.). Каждый из 4 блоков делится на подэтапы. Структура каждого блока:


а) демонстрационный этап: рассказ педагога о доспехе определенного века с демонстрацией его реплики на примере одного из манекенов – 5 мин,


б) игровой этап: в конце каждого смыслового блока педагог предлагает задание – викторину, ответы дает капитан после обсуждения с командой – 3 мин (см. приложение 1 - 4).


в)Ход основного этапа – см. приложения 1 – 4


г) В перерывах между каждым этапом – поединок на мягком тренировочном оружии капитана или «бойца от команды» с педагогом или старшим воспитанником, представляющим доспехи «пройденного» века в течении 1 – 1,5 мин.


  1. Заключительная часть (10 мин.).

- подведение итогов викторины, объявление результатов.

- краткое сообщение о клубе «Витязь» и приглашение для желающих в него вступить

- оценка мероприятия участниками - участники высказываются, что нового узнали, что показалось ценным и значимым, кто готов посещать ДЗ по исторической реконструкции

- фамилии учащихся, готовых вступить в клуб исторической реконструкции, вписываются в специальную грамоту с печатью, оформленную в «средневековом» стиле.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ (МЕРОПРИЯТИЯ)


1) ожидаемые результаты занятия:


  • созданы условия для развития познавательных интересов к истории, исторической реконструкции,

  • развитие мотивации к участию в социально-значимых инициативных движениях (на примере клуба исторической реконструкции на базе ГБУ ДО «Китеж Плюс).


  • уточнены представления о понятии рыцарства и рыцарь через использование элементов исторической реконструкции


  • Расширен опыт применения умений решения познавательных и коммуникативных задач в игровых ситуациях историко-культурного содержания;

  • Расширен опыт соревновательного и взаимоподдерживающего взаимодействия с разными людьми в игровом и деловом пространстве (педагогом, сверстниками, разновозрастными группами)


  • Созданы условия для актуализации ценностей социально-значимой деятельности и здорового образа жизни



2) педагогические (психолого-педагогические) концепции (теории), философские идеи, лежащие в основе подготовки и проведения мероприятия – -


- Культурологический подход в философии образования. Концепция В.С.Библера «Школа диалога культур». И задача школы диалога культур – создавать условия для вхождения ребенка, ученика в культуру, т.е. формировать человека культуры.

- Концепция и опыт А.С.Макаренко о потенциале воспитывающего коллектива, методе авторитета, перспективных линиях развития.

Эти основания сохраняются и в дальнейшем в образовательных технологиях при проведении регулярных встречах со вступившими в клуб.


3) какие (чьи) педагогические школы (направления) обусловили выбор данной концепции (теории)

- принципы музейной педагогики (Шляхтина Л.М. Мастеница Е.Н. др), позволяющие объединять в пространственно-временном отношении усилия разных образовательных учреждений, социальных институтов и создавать смысловые и событийные среды для:


- Осознавания участниками цивилизационных единых ценностей через музейные формы существования и представления культуры

- освоения опыта диалога, определяющего гуманитарную природу взаимодействия взрослых, детей с культурой музея;

- переживания сопричастности к творческим, созидательным процессам.


- дидактическая игра (М.В. Кларин, Ф.Персиваль, Г.Эллингтон) - При проведении игры учитель выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности учащихся — игровой и уч.-познавательной, стремится не только достичь дидактич. цели, но и сохранить и развить увлечённость, заинтересованность, самостоятельность детей. Напр., при проведении Д. и. соревноват. характера он обращает внимание на правильность и точность ответов (действий) учащихся, адекватность принимаемых ими решений и т. п. В то же время, не ограничиваясь узкоучебными результатами игры, учитель поощряет быстроту реакции, находчивость, сообразительность, ловкость, соблюдение правил, сплочённость команды, взаимопомощь и т. д.

.

4) каковы основания подбора учебного (воспитательного) материала занятия

– ориентация на потребности подростков и юношей реализовать свою активность в социальной среде,

  • ориентация на реализацию потребностей подростков в физической активности,

  • запрос со стороны родителей и педагогов района на организацию условий для позитивной социализации учащихся (подросткового возраста), в т.ч. «группы риска».

  • Педагогический (воспитательный, развивающий, дидактический) потенциал исторической реконстркукции


5) педагогические (психолого-педагогические) технологии, используемые при проведении занятия (мероприятия)

– игровая технология,

- элементы педагогики сотрудничества (технология обучения в сотрудничестве),

- элементы технологии организации интерактивной музейной среды



6) краткая характеристика методов обучения (воспитания), используемых в ходе занятия по теме –

- историческая реконструкция как наглядный метод изучения истории и метод воспитания, социализации;

- рассказ, демонстрация,

- дидактическая игра (викторина)

решение практико–ориентированные задания в музейном пространстве, (Шляхтина Л.М. Мастеница Е.Н.)


7) описание методики использования учебно-материальных средств проведения занятия – последовательный показ рыцарских доспехов и рассказ об эволюции защитного вооружения на людях,


8) стиль педагогического общения, реализуемый на занятии – стиль дружеского расположения в концепции педагогики авторитета.


9) средства, используемые педагогом для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся

- наглядное пособие в виде 4 педагогов или старших воспитанников в репликах доспеха и костюма XII – XV вв.,

картинки из бумаги, представляющие элементы доспеха разных эпох, используемые в игровом этапе при проведении викторины

- смена видов деятельности между интеллектуальной активностью (поединок на разных видах тренировочного оружия с педагогом или старшим воспитанником, представляющим «свой» век)

- соревнование

- личный пример участников клуба


10) методика оценки эффективности занятия (достижения целей и решения задач). – анализ обратной связи (ответы на 2 представленных вопроса), количество записавшихся в клуб.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - 4

Сценарий занятия «Как стать рыцарем»



Ведущий: Здравствуйте ребята, сегодня мы проведем урок, посвященный интереснейшей для любого мальчишки теме – воинским доспехам, о том, как они развивались и видоизменялись с течением времени. Сделаем мы .это с помощью соревнования – викторины на быстроту и сообразительность.


Я предлагаю вам разделиться на три команды и избрать трех капитанов. Пусть это будут ребята, у которых по истории твердое «пять»! Капитаны будут на время выполнять мои задания, а команда может помогать им советом


Тема сегодняшнего занятия – 12 век, но, начнем мы знакомство с эпохи викингов X в. В те далекие времена общий уровень развития материальной культуры не позволял наладить широкое производство доспехов. Все свои завоевательные походы основная масса викингов совершала, будучи защищенной лишь шлемом и щитом. Лишь немногие имели кольчужную рубаху, не доходящую до колен, а рукава ее обычно заканчивались на локтях. Между тем, на юге со времен античности были в ходу ламинарные доспехи (типа римской лорики), в них железные пластины соединялись изнутри кожаными ремешками. Кроме того, с Востока, из глубокой древности в Европу пришел ламеллярный (см.рис.1) и чешуйчатый доспех (см. рис 2), в первом пластины как правило небольшого размера соединялись друг с другом кожаными ремнями, а во втором они клепались или пришнуровывались снаружи к кожаной основе. После падения Римской империи производство ламинарных доспехов на долгое время прерывается, а ламеллярка и чешуя были столь редки, что их использовали только крупные военачальники или правители.


Первое задание. Вам даются картинки с кольчужным, римским ламинарным и чешуйчатым доспехом. Расположите их в соответствующих квадратиках


Считается, что концом эпохи викингов была битва при Гастингсе 1066 г., с этих времен на смену варварским армиям приходит феодальное войско.


Кстати, кто знает, на территории какого современного государства прошла эта битва?


Завоеванию Англии Вильгельмом, герцогом Нормандским, посвящены сюжеты знаменитого ковра из Байе, но выткан он был уже в конце 11 в. и является ценнейшим источником и по вооружению 12 в. На данном изображении представлена реконструкция воина конца 11 –начала 12 в. на основе ковра из Байе (рис.3)

Эпоха «Высокого Средневековья» характеризуется господством кольчужного доспеха. Но в отличие от викингов, кольчужная защита закроет практически все тело рыцаря. На ковре из Байе мы видим слуг, несущих длинные, ниже колена доходящие кольчуги (см.рис.4) Постепенно в течение 12 в.рукава кольчуги удлинятся до рукавиц, появится соединенный с кольчугой капюшон (такой кольчужный комбинизон получит название обер, хауберг или хаубергон). Кроме того, в течение 12 в. появляются кольчужные чулки, защищающие ноги.


Обратите внимание на скульптуру 12 в., изображающую Роланда. В чем необычность этой скульптуры, какого элемента доспеха явно не хватает Роланду?


Правильно, на правой ноге Роланда (см.рис.5)отсутствует кольчужный чулок, ибо в пешей стойке у воинов-щитовиков вперед была выставлена левая нога, ее и было важнее защитить.


Кольчугу- хауберг, видимо, уже с 11 в. носили поверх длинной, стеганой боевой рубахи (нем. Waffenrock, фр. bliaud), край которой выглядывал снизу. Такая нижняя поддоспешная одежда становится распространенной повсеместно с 12 в. Данные скульптуры начала 12 в. (см. рис.6) впервые бесспорно доказывают применение в это время стеганого поддоспешника.


Как вы думаете, какой элемент из защитного снаряжения был наиболее дешев в те далекие времена, когда железо было чрезвычайно дорогим?


Это, разумеется, щит.


Интересна эволюция щитов в 10 – 12 вв. Щит 10 в. круглый, с кулачным хватом. Подобная форма могла применяться и позже (см.рис 7) В течение 11 в. щит удлиняется, приобретает миндалевидную форму (см.рис.8). Есть мнение, что в конце 11 в. щит все еще плоский, как доказательство приводится вот этот сюжет с ковра из Байо, где показано, как воины используют щиты вместо столов (см.рис 9).

На протяжении 12 в. щит еще и выгибается для лучшей защиты рыцаря, и становится самым большим за всю европейскую историю. Существует предположение, что в 12 в. поверхность щита могла укрепляться различными железными полосами. Позднее подобная железная арматура исполнялась в виде кованного узора и в 13 в.могла трансформироваться в некоторые гербы (см.рис10)


Задание на сообразительность – из представленных щитов выберите такой, который не содержит на своей поверхности никаких железных элементов


. Перед нами единственный оригинальный щит, дошедший из 12 в. К сожалению, он был переделан в начале 13 в. (см.рис.11) К 13 в. верхняя часть щита как бы «обрезается», и на смену миндалевидной форме приходит треугольная.


Это было напрямую связано с эволюцией шлема. Если в 10-11 вв. шлемы простые купольные и сфероконические, не защищающие лицо (см. рис12), то в течение 12 в. к передней части постепенно приделываются различные маски (см.рис13), а к 13 в. появляются знаменитые горшковидные «топфхельмы», или большие шлемы. Для лучшего обзора в таком шлеме и происходит «срезание» верхней части миндалевидного щита. (рис.14)


Новое задание. Определите, какой из представленных шлемов цельнокованый, какой сделан из 4 сегментов, а какой – из многих частей


Примерно с 1170 года, т. е. как раз в то время, когда шлемы закрыли лицо, стали рисовать на щите и шлемах, позднее на флагах, покровах лошадей, определенные изображения как личные знаки. Так среди рыцарства развивается геральдика

Впрочем, в цельную систему геральдические изображения складываются только в 13 в., об особенностях воинского снаряжения которого мы поговорим на следующем этапе.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Итак, на протяжении всего 12 в. кольчужный доспех постепенно покрывает все тело рыцаря, образуя кольчужный хаубергон в ¾, в котором кольчуга, капюшон и рукава с рукавицами соединяются воедино. Ноги защищают кольчужные же чулки, все это одевается на стеганый поддоспешник. Подобный кольчужный доспех остается основным и на протяжение всего 13 в. Две миниатюры из Библии Мациевского середины 13 в. представляют типичное вооружение европейских воинов того времени. Сравните миниатюру со сценой сражения (рис. 1) с другой миниатюрой этого же цикла, изображающей Давида и Голиафа (рис.2).


Пусть команды подумают, какой элемент доспеха уникален для обоих этих изображений


Наибольший интерес вызывают одностворчатые латные наголенники Голиафа, доказывающие, что подобные протекторы появляются уже в первой половине 13 в.


Наиболее характерным элементом, если угодно, «визитной карточкой» 13 в. является большой горшковидный шлем, или топфхельм. У ранних топфхельмов, как мы видим на этой прорисовке, (рис. 3). шея сзади еще открыта, а маска сравнительно с задней частью выдается вперед. На протяжение 13 в. топфхельм трансформируется в массивное «ведро», защищающее голову и шею воина со всех сторон. (рис. 4) Подобный шлем, являясь прекрасной защитой на первом этапе боя, при копейной сшибке, становится обузой, когда рыцари съезжались и начинали рубиться на мечах. В этой связи в конце 13 в. на следующем этапе боя топфхельм снимался и закидывался за голову на ремне. Именно по этой причине, с сер. 12 в. рыцари начинают поддевать под топфхельм второй шлем, небольшой круглый сервильер (рис. 5)


Исходя из полученной информации, расположите в правильном порядке картинке с изображением шлема 12 в., начала, середины и конца 13 в.


Впрочем, большой шлем был атрибутом только посвященного рыцаря, воины попроще могли использовать нормандки старой конструкции, кроме того, в 13 в. появляется новый вид шлема с полями – «шапель де фер» или «айзенхут». Он широко использовался как пехотой и оруженосцами, так и рыцарями, как показано на данной прорисовке (рис. 6).


Давайте теперь вернемся к первой миниатюре. Перечислите мне все виды защит головы, применяемых воинами, изображенными на ней.


После того, как лица воинов скрылись за железными масками шлемов, жизненно необходимым стало обозначить себя на поле сражения. Это было одним из главных толчков к появлению европейской геральдики, чей бурный рассвет мы наблюдаем в 13 в. Геральдические изображения размещались на щитах, коттах, одеваемых поверх доспехов, конских попонах, особые знаки, клейноды, могли размещаться на топфхельмах.


Пересчитайте, сколько геральдических изображений мы видим на данной миниатюре Манесского кодекса


Помимо геральдики, на данной миниатюре (рис. 7) весьма интересен чешуйчатый доспех одного из арбалетчиков, который, впрочем, наряду с ламеллярным, был большой редкостью для 13 в. Между тем, поражающие свойства наступательного оружия в 13 в. весьма возросли сравнительно с веком 12. Появляются полутораручные мечи, фальшионы, двуручные фальшионы и секиры. Потребовались новые, более жесткие защитные конструкции. В середине 13 в. в употребление входит так называемая «бригандина». Этот доспех формировался пластинами, зафиксированными посредством заклепок на изнанке тканевой несущей основы. Первые бригандины не отличались по покрою от рыцарских котт. Покрой бригандин, а также основные разновидности их пластинчатого набора, демонстрируют два памятника 1250-1280-х годов. Первый – это уникальная скульптура Св.Маврикия (рис. 8). Живот закрыт тремя широкими полосами, расположенными снизу вверх. Аналогично закрыта и спина, на которой находится застежка. Второй памятник – это барельеф 1260-1280 гг. с изображением спящего воина с алтаря в церкви монастыря в Винхаузене. (рис.9) Обычнвая длиннополая котта воина подбита тремя рядами узких и длинных, расположенных вертикально, пластин.


В следующем задании обязательно активное участи должны принять девушки. На основе изображения Св.Маврикия и спящего стража постройте выкройки самых первых европейских бригандин.


Что же касается щитов, то к 13 в. верхняя часть миндалевидного щита как бы «обрезается», и на смену миндалевидной форме приходит треугольная. Это было напрямую связано с эволюцией шлема, с появлением топфхельмов. Для лучшего обзора в таком шлеме и происходит «срезание» верхней части миндалевидного щита.

Перед нами типичный щит середины 13 в. (рис. 10) Он треугольной формы, еще достаточно вытянутый, однако, к концу 13 в. в связи с появлением глухих топфхельмов, латных протекторов рук и ног, бригантин, размеры щита продолжают уменьшаться.


Последнее задание. Расположите в правильном порядке картинки со щитами середины 12, конца 12 – начала 13, середины 13 и конца 13 веков.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Итак, уже к концу 14 в. на смену бригантине начинает приходить кираса, кроме того, латная защита рук и ног окончательно вытесняет все остальные. На данной французской миниатюре конца 14 - начала 15 в. спешенные рыцари защищены уже в основном латными доспехами (рис.1).


Первое задание, выиграет тот, кто перечислит как можно больше доспешных элементов на спешенном рыцаре на переднем плане.


Первые кирасы были одностворчатыми, защищающими только грудь и живот, где держателями являлись ремни, крепившиеся крест/накрест на спине. Потом появляются двустворчатые кирасы, где наспинник соединялся с нагрудником на плечах и боках посредством ремней и пряжек. Для защиты низа живота с 1370- 80 гг. к кирасе начали крепить ламинарный подол, который повторял очертания и отчасти конструкцию из бригантинных полос. Впрочем, даже в начале 15 в. вместе с кирасой могла использоваться весьма архаичная чешуйчатая юбка, что мы и видим на данной миниатюре (рис. 2). На следующем рисунке представлена эволюция кирас в 14 и 15 вв. (рис. 3)

В 30-40 гг. интересным явлением была так называемая кираса-кастенбрюст (дословно ящик/грудь). Она имела не скругленные, а квадратные очертания, что демонстрирует нам данная картина с Нюрнбергского алтаря (рис.4)


Давайте заодно проверим, как вы усвоили материал предыдущих этапов. Расположите в правильном порядке надгробия рыцарей середины 13, начала 14, середины, конца 14 и начала 15 в.


Одевалась латная защита также на стеганый поддоспешник, который в 15 в.

становится значительно тоньше и состоит из нескольких прошитых слоев льна. Кольчужная защита практически сходит на нет, кольчуга перестает поддеваться под латы, только на акетон вшивается кольчужное полотно в те места, которые не закрывают стальные пластины – паховые, подмышечные и локтевые впадины. Бригандина остается в употреблении преимущественно у легкой конницы и пехотинцев, например стрелков.


Следующее задание. Перечислите все части тела, которые защищены бригандинной защитой на данной миниатюре (рис. 5)


Весьма редким для 15 в. элементом тут являются бригандинные наголенники на одном из воинов.

Интересную трансформацию переживают перчатки. Для перчаток типа «песочные часы», характерных для 14 в. самым уязвимым местом оставались пальцы. В 15 в. эта проблема была решена с появлением латных рукавиц, где пальцы и кистевой сустав защищались латными пластинами, наложенными одна на другую. Впрочем, латные перчатки продолжали также быть в ходу. На данном рисунке продемонстрирована эволюция защиты кисти в 14 – 15 вв. (рис. 6)


А теперь расположите типы защит ног по хронологии самостоятельно (рис. 7)


Что касается шлемов, то в начале 15 в. продолжает использоваться большой бацинет но забрало типа клаппвизор уже не в ходу, используется исключительно забрало, крепящееся в височных долях тульи (рис. 8). На протяжение 15 в. бацинет постепенно трансформируется в шлем нового типа – армэ, как продемонстрировано на данном рисунке. (рис. 9)

Кроме того, типичным шлемом для 15 в. является салад, использующийся вместе с латным горжетом.


Подумайте, какой ранний тип шлемов мог лечь в основу для салада.


К концу 15 в. рыцарские доспехи становятся настоящим произведением искусства. Основными типами лат являлись миланские (рис. 10), характерной особенностью которых являлась большая скругленность форм и массивная ламинарная юбка, прикрывающая паховую область. Другим типом для второй пол. 15 в. были готические латы, отличающиеся большей рифленостью составных частей и худшей защитой паховой области (рис. 11)


С появлением подобных лат щит фактически в 15 в. теряет свое былое значение.

Во второй половине 15 в. он в основном остается в качестве турнирной принадлежности, хотя применение щитов рыцарской конницей доказано изобразительными источниками 70-х гг. 15 в. Эти щиты имели вид сложногнутых фигурных тарчей (рис. 12). Что же касается осадных и фехтовальных павез, то пехотинцы продолжают их использовать и в 16 в. Также продолжается использование щитов легкой конницей в восточноевропейских областях – в Польше и Венгрии. На фото представлен типичный венгерский тарч конца 15-начала 16 вв. (рис. 13)


А теперь финальное для последнего этапа задание. Вам даются нарезанные элементы одежды и доспеха 15 в. Побеждает команда, которой первой удастся правильно «одеть» во все это рыцаря.






Педагог ДО К.М.Чернышов



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всеобщая история

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чернышов К.М.

Дата: 18.03.2022

Номер свидетельства: 602569


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства