kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Установление господства Рима во всём Средиземноморье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока изучения нового материала для 5 класса по теме "Установление господства Рима во всём Средиземноморье". 

Просмотр содержимого документа
«Установление господства Рима во всём Средиземноморье»

Разработка урока на тему: «УСТАНОВЛЕНИЕ ГОСПОДСТВА РИМА ВО ВСЁМ СРЕДИЗЕМНОМОРЕ»

Цели:

  • выяснить, как Риму удалось установить господство во всём Средиземноморье;

  • выяснить причины могущества и агрессии Рима по отношению к другим государствам;

  • развивать умение работать с исторической картой, историческим источником.

Оборудование: учебник «ИДМ», мультимедийная презентация.

Основные понятия: провинция, император, триумф.

Дата: 146 г. до н. э.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация ЗУНов.

  3. Этап изучения нового материала.

  4. Этап применения ЗУНов.

  5. Рефлексия.

  6. Домашнее задание.


  1. Орг. момент.

  2. Актуализация ЗУНов (10 мин.)

1 СЛАЙД

  • Начнём наш урок с повторения изученного на прошлом занятии. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Вторая война Рима с Карфагеном). Назовите годы 2 Пунической войны. (218-201 гг. до н. э.).

  • Какое ещё название есть у этой войны? (Пуническая) Почему она получила такое название? (Римляне называли карфагенян пунами). Почему же римляне называли карфагенян пунами? Карфаген – город в государстве Финикия. С финикийского название страны переводится как «Страна пурпура» = название жителей страны пурпура – пуны.

  • Каковы причины 2 Войны Рима с Карфагеном? (1. Желание карфагенян отомстить римлянам и покорить их. За что карфагеняне хотели отмстить римлянам? (за проигрыш в 1 Пунической войне) 2. Столкновение интересов Рима и Карфагена за влияние в Западном Средиземноморье.

Напоминаю вам, что Средиземноморье включает в себя страны, которые имеют выход к Средиземному морю. Нас интересует западное Средиземноморье.

  • Какие это территории? (Испания, территория современной Франции, Италия).

  • Кто же развязал 2 Пуническую войну? (карфагенский полководец Ганнибал). В чём особенность войска Ганнибала? (наёмное).

  • Покажите на карте движение войск Ганнибала во время 2 Пунической войны. (1 человек у доски). Какое природное препятствие пришлось преодолеть войскам Ганнибала, чтобы попасть в Италию? (высокие горы Альпы). Мы видим, что Ганнибал не пошёл сражением на Рим, а обошёл город и направился на юг Италии. Почему? (Рим был хорошо укреплён, Ганнибал хотел привлечь на борьбу против Рима народы Италии, выдавая себя за освободителя). Поддержали ли Ганнибала народы, проживающие на юге Италии? Почему?

  • Где произошли основные сражения между Ганнибалом и римлянами? Показать места сражений: Канны (216), закончить путь Ганнибала местом сражения: Зама (202).

СЛАЙД 2. ПЕРЕСКАЗ

  • На прошлом уроке мы с вами подробно рассматривали битву при Каннах. Перед вами план этой битвы, с помощью него ответьте на вопрос: каков итог битвы? (поражение римлян). Как войскам Ганнибала удалось одержать победу? (построение пехоты полумесяцем, сильная и многочисленная конница, талант полководца).

  • Как римлянам удалось изгнать Ганнибала из Италии? (план Сципиона о нападении на Карфаген). Какое сражение стало единственным, в котором Ганнибал потерпел поражение? (в 202 г. до н. э. близ города Зама). Эта битва была последней во 2 Пунической войне. В итоге был подписан мирный договор между Римом и Карфагеном. Каковы его условия? (Карфаген лишился всех владений за пределами Африки. Карфаген обязался выдать Риму военный флот, выплатить большую сумму денег. Рим захватил часть территории Испании). Рим стал хозяином в Западном Средиземноморье.



  1. Этап изучения нового материала (23 мин.)

После победы над Карфагеном, в результате которой, как мы уже знаем, Рим становится хозяином в Западном Средиземноморье, он не останавливается и начинает борьбу за подчинение стран Восточного Средиземноморья для того, чтобы распространить своё господство на всё Средиземноморье.

СЛАЙД 3.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Установление господства Рима во всём Средиземноморье».

  • Как вы думаете, какова цель нашего урока? (выяснить, как Риму удалось установить господство во всём Средиземноморье).

Изучая новую тему, мы будем следовать плану, который представлен на слайде (попросить одного из учеников зачитать план урока).

СЛАЙД 4. Карта

Для начала давайте выясним, какие страны расположены в Восточном Средиземноморье? Для этого откройте учебники на стр. 231 (карта «Рост Римского государства»), обратите внимание на красные стрелки – основные направления римских завоеваний, посмотрите, как стремительно стала разрастаться территория Рима.

Найдите на карте страны Восточного Средиземноморья, которые подверглись нападению римлян. Перечислите их. (Финикия – ст. Карфаген, Египет, п-ова: Малая Азия – Сирия, Балканский – Македония и Греция, находившаяся под властью Македонии после какой битвы? (338 г. до н. э. – битва при Херонее. Филипп II).

Римляне умело натравливали государства Восточного Средиземноморья друг на друга и громили поодиночке. Сегодня на уроке мы остановимся на 4 крупнейших государствах Восточного Средиземноморья, которые были завоёваны Римом.

СЛАЙД 5. Схема.

Это Греция, Македония, Сирия, Карфаген. Перенесите схему себе в тетрадь. По ходу урока мы будем её дополнять именами и событиями.

Начнём с завоевания Римом Македонии, но будьте внимательны, одновременно будем говорить и о Греции. Готовясь к войне с Македонией, римляне привлекли на свою сторону греков, провозгласив себя освободителями Эллады. Напомните мне, какой полководец выдавал себя за освободителя народов, хотя сам и не преследовал цели их освобождать? (Ганнибал). В войне с Римом Македонский царь потерпел поражение и должен был вывести из Греции свои войска.

Как вы думаете, как греки отнеслись к римлянам, которые нанесли поражение Македонии? (версии).

Давайте посмотрим, подтвердятся ли ваши версии. Для этого откроем учебник на стр. 232 и прочитаем два абзаца со слов «Огромные толпы народа…» (один ученик читает вслух).

Итак, как греки отнеслись к римлянам, которые нанесли поражение Македонии? (восприняли римлян как спасителей, освободителей Греции. Мало кто понял, что произошла всего лишь смена власти македонян на римлян и свободу греки не получили).

Однако римляне начали вести себя в Греции как в завоёванной стране. Это привело к тому, что греки взялись за оружие. Они мужественно сражались за свою независимость, но были разбиты. Римляне сурово расправились с восставшими, особенно пострадал богатый торговый город Коринф, который был разрушен римлянами до основания в 146 г. до н. э. (записывают в тетрадях), а место, на котором он стоял, предано проклятию. Уцелевших жителей продали в рабство, произведения эллинского искусства вывезли в Рим. Так Греция была завоёвана Римом.

Но ещё не было покончено с независимостью Македонии. Вскоре римский сенат принимает решение подчинить себе Македонию. Началась новая война. Римляне двинулись на полуостров Малая Азия. Исход был решён в ожесточённой битве у македонского города Пидна в 168 г. до н. э. (записывают в тетрадь)

Давайте узнаем, каковы итоги этой битвы? Для этого откроем учебник на стр. 232 и прочитаем ход битвы и итоги (читают самостоятельно). Со слов: Македонские воины храбро сражались. Кто одержал победу в этой битве? (Рим). Как им удалось это сделать? (воспользовались разрывами в фаланге, вклинились в строй македонян, нападали с незащищённых боков, заходя в тыл). То есть какие минусы у македонской фаланги? (длинные копья, слишком сомкнутые ряды, не могут развернуться и бежать).

В итоге Македонское царство перестало существовать.

У нас остались не заполнены ещё 2 столбика: Сирия и Карфаген. Про завоевание этих государств мы посмотрим видеосюжет (2:19 – 5:50). Сначала речь пойдёт о Сирии, затем о Карфагене. Ваша задача – внимательно слушать, вписать в схему места и даты сражений, важные имена. После просмотра видео, мы побеседуем.

ВИДЕО

Итак, давайте проверим, что вы записали в схеме. (спросить 2 человек).

Сирия. Царь Антиох. Битва близ города Магнезия 189 г. до н. э.

Карфаген. 3 Пуническая война (149-146). Разгром Карфагена – 146 г. До н. Э. Дата разгрома Карфагена совпадает с какой датой? (разгром Коринфа)

Таким образом, к середине 2 века до н. э. Рим завоевал крупнейшие страны Восточного Средиземноморья, значительно расширил свои владения и стал господствовать во всём Средиземноморье. КАРТА В УЧЕБНИКЕ! Западные границы Рима стали проходить по левому берегу реки Дунай, а восточные охватывали северную Африку, Малую Азию. Таким образом, мы видим, что Рим постепенно превращался в мощную державу. Напомните мне, что такое держава? (сильное государство, охватывающее огромную территорию).

Захваченные территории вошли в состав Римского государства, и стали называться провинциями.

СЛАЙД 6

Записываем в тетрадь со слайда определение в тетрадь.

ПРОВИНЦИЯ – завоеванная территория, которая управлялась римским наместником. 

Из провинций в Рим доставлялись полезные ископаемые, дешёвый хлеб. Население, захваченное в ходе войн, обращалось в рабство. Некогда богатые города Греции, Малой Азии были разграблены.

После каждой крупной победы в честь полководца-победителя устраивался торжественный триумф, который обычно длился в течение 3 дней. (записываем в тетрадь). ТРИУМФ – торжественная встреча полководца и его войска, возвращавшизхся с победой. 

В дни триумфа полководец носил почётное прозвище император (по-латински – повелитель, главнокомандующий).(записываем в тетрадь).

ИМПЕРАТОР (по-латински - повелитель, главноко­мандующий) – прозвище, которе носил полководец в дни триумфа.

А сейчас давайте представим себя жителями Древнего Рима – патрициями или плебеями. Мы с вами отправимся на римский форум, и посмотрим на триумф полководца, после победы над Македонией.

СЛАЙД 7.

Текст в учебнике Трёхдневный триумф после победы над Македонией

В первый день на сотнях повозок провезли захваченные у врага статуи и картины. Во второй день проехало множество телег с македонским оружием, сверкавшим начищенной медью и железом. Тысячи людей несли тяжелые сосуды с серебряной и золотой монетой. На третий день по улицам двинулись трубачи. Далее следовала колесница пленного царя с его оружием, поверх которого лежала диадема (головной убор, знак царской власти). За колесницей вели царских детей. Глядя на малышей, римляне не могли сдержать слез. Позади детей шел сам царь в темной одежде. Он словно лишился рассудка. И наконец, на колеснице ехал полководец-победитель. Он был одет в пурпурную, затканную зелотом тогу и держал в руке ветку лавра. Все войско следовало за ним, распевая песни.

Какие чувства у вас вызвало это зрелище? Каково ваше личное отношение к подобным праздненствам?

Ну что ж, таким образом, мы с вами рассмотрели тему «Установление господства Рима во всём Средиземноморье».

СЛАЙД 8

  1. Домашнее задание. Давайте откроем дневники и запишем домашнее задание.

  • Прочитать параграф 48.

  • Ответить на вопросы 1-3 (устно).

  • Выучить даты, понятия, имена.

Давайте закрепим знания, которые получили сегодня на уроке и выполним небольшую самостоятельную работу.


СЛАЙД 9

  1. Этап применения ЗУНов.

  1. Выбери правильный ответ.

Даты III Пунической войны:

  1. 149-146 гг. до н. э.

  2. 146-141 гг. до н. э.

  3. 149-141 гг. до н. э.


  1. Убери лишнее слово из каждого ряда. Объясни, почему, оно лишнее.

  1. Император, диадема, весталка, триумф.

  2. Канны, Пидна, Коринф, Магнезия.

  1. К государствам Восточного Средиземноморья относятся:

  1. Галлия.

  2. Испания.

  3. Греция.

  4. Сирия.

  1. Выбери правильный ответ.

Сражение у города Пидна:

  1. 119 г. до н. э.

  2. 186 г. до н. э.

  3. 168 г. до н. э.


  1. Убери лишнее слово из каждого ряда. Объясни, почему, оно лишнее.

  1. Карфаген, Пунические войны, Гавгамелы, Зама.

  2. Антиох, Испания, Магнезия, Сирия.


  1. К государствам Восточного Средиземноморья НЕ относятся:

  1. Египет.

  2. Испания.

  3. Италия.

  4. Карфаген.


  1. Рефлексия. С какой темой мы познакомились сегодня на уроке? Какие государства расположены в Восточном Средиземноморье? Как Риму удалось их захватить? Как можно оценить действия Рима?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всемирная история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Установление господства Рима во всём Средиземноморье

Автор: Карнацкая Нелли Владимировна

Дата: 07.06.2018

Номер свидетельства: 472581

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства