kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УРОК – ПРОЕКТ по всемирной истории «Тоталитарные режимы 20 столетия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный

Форма урока: презентация проектов

Используемые технологии: технология развития критического мышления, элементы мастерской ценностных ориентаций

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УРОК – ПРОЕКТ по всемирной истории «Тоталитарные режимы 20 столетия»»

Лукашенко Валерия Леонидовна Приложение №2

УРОК – ПРОЕКТ по всемирной истории

«Тоталитарные режимы 20 столетия»

10 класс



Тип урока: комбинированный

Форма урока: презентация проектов

Используемые технологии: технология развития критического мышления, элементы мастерской ценностных ориентаций



Предметные задачи урока:

  • Познакомиться с причинами формирования тоталитарных режимов в Европе.

  • Определить сущность тоталитарных режимов



Межпредметные задачи урока:



  • Регулятивные –  уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

  • Познавательные – анализировать различные источники информации; находить причинно-следственные связи; формулировать вывод.

  • Коммуникативные – использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.



Личностные задачи урока:

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества. (Современные гуманистические ценности выражены в том числе в Международной конвенции прав человека, которая была принята после Второй мировой войны. Ужасы войны заставили людей задуматься над ценностями человеческой жизни и достоинства личности. Этот урок, как и другие, посвященные XX веку, позволяет работать с такими категориями как свобода, личность, нравственный выбор, достоинство и т. д.).

Лукашенко Валерия Леонидовна Приложение №2

Осмысление социально-нравственного опыта человечества; развитие компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. (Изучение данной темы помогает понять условия, при которых становится возможным формирование тоталитарных режимов, ставит вопросы нравственного выбора)

Формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Принятие ценности семьи и семейной жизни.



Образовательные:

Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в СССР, Ливии, Кубе, Ираке, Румынии, Германии, Италии.

Объяснить смысл и значение важнейших исторических понятий (фашизм, тоталитаризм, нацизм) и добиться их усвоения.

Выяснить основные черты тоталитаризма как феномена ХХ века.

Определить роль личности в истории на примере А. Гитлера, Б. Муссолини, И. Сталина, М. Каддафи, С. Хусейна, Н. Чаушеску,

Ф. Кастро.

Развивающие:

Развитие аналитического и синтезирующего мышления.

Выработка умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы.

Отработка навыков работы в должном темпе.

Развитие умений действовать в группе и самостоятельно.

Реализация принципа проблемности развивающего обучения.

Воспитательные:

Воспитание чувства неприятия к насилию, бесчеловечности тоталитарных режимов.

Воспитание настойчивости, упорства, целеустремленности.

Воспитание гуманности.



Оснащение урока: мультимедийный проектор, доска, раздаточный материал.



Лукашенко Валерия Леонидовна Приложение №2

Тема урока: «Формирование тоталитарных режимов». Данный урок знакомит учащихся с сущностью тоталитарных режимов, позволяет выявить причины их прихода к власти. Урок имеет межпредметный характер, т.к. изучение материала построено с учетом курса обществознания, на котором ученики уже успели изучить основные черты тоталитарных режимов. Это дает возможность учителю опираться на знания детей и больше времени посвятить анализу документов и формированию личностной позиции детей.



Почему в ХХ веке возникла такая бесчеловечная система как тоталитаризм?



Вступительное слово



Мы продолжаем изучение истории стран мира в межвоенный период. Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строится сегодняшний и завтрашний день: это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.



Один из важных уроков прошлого сегодня мы рассмотрим на занятии.



Президент РК К. Токаев об истории «Уроки истории нужны нам, прежде всего, для примирения, укрепления общественного, политического гражданского согласия, которого нам удалось сегодня достичь. Недопустимо тащить раскол и злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь».



ХОД УРОКА



ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Учащимся заранее были розданы задания по самостоятельной подготовке презентаций о развитии тоталитарных режимов 20 века в следующих странах:

СССР – И. Сталин

Ливия – М. Каддафи

Лукашенко Валерия Леонидовна Приложение №2



Куба – Ф. Кастро

Ирак – С Хусейн

Румыния – Н. Чаушеску

Германия – А. Гитлер

Италия – Б. Муссолини

по следующей памятке:

  • Годы власти

  • Сложившаяся обстановка в стране

  • Формирование культа личности

  • Основные действия формирующие тоталитарный режим

  • Внутренняя и внешняя политика

  • Историческое значение данных действий





Рождение тоталитаризма



Термин «тоталитаризм» возник в 20-е годы в окружении Муссолини. Когда он появился, нет единого мнения среди политологов, одни считают его вечным атрибутом истории (исторический прототип – восточные деспотии), другие – достоянием индустриальной эпохи, а третьи – феноменом ХХ века.



Давайте вспомним из курса обществознания, что такое тоталитаризм?

Каковы его признаки?



Ответ: тоталитарный режим характеризуется контролем над всеми сторонами жизни общества и проникновением во все его сферы.



(запись в листы)



Тоталитаризм (от лат. «весь», «полный») - антидемократический режим, в котором установлен полный контроль государства над человеком, ликвидированы все проявления гражданского общества, отсутствует оппозиция, парламентская демократия.

Лукашенко Валерия Леонидовна Приложение №2

Признаки: (запись в листы)

- наличие единой правящей партии

- сращивание партийного и государственного аппарата

- ликвидация гражданских прав и свобод

- контроль над хозяйственной, экономической и семейной жизнью

- культ вождя, наличие лидера-диктатора

- монополия на СМИ

- террористический и полицейский контроль



- Так как вам уже кое-что известно из курса обществознания о тоталитаризме, давайте проверим ваши знания. У вас на партах лежат таблицы. Я буду читать характеристики политических режимов, они под цифрами, ваша задача распределить их по колонкам. Ставить только цифры



Тоталитарный режим

Демократический режим

2, 3, 4, 6, 10

1, 5, 7, 8, 9



1). Наличие правового государства.

2). Одна идеология.

3). Монополизация политической жизни.

4). Централизация экономики.

5). Реальное разделение властей.

6). Отсутствие политических свобод граждан.

7). Свободные демократические выборы органов власти.

8). Гарантированные политические свободы личности.

9). Многопартийная политическая система.

10). Монополия власти на информацию.

Проверка выполнения

- Поменяйтесь тетрадью с товарищем, сидящим позади вас. Проверим работы. Если правильно – ставим плюс, неправильно – минус. Посчитайте количество плюсов. Поставьте оценку.



Лукашенко Валерия Леонидовна Приложение №2

Итоговый вопрос: Так почему формировались в странах 20 столетия тоталитарные режимы?

ИТОГИ УРОКА

ТОТАЛИТАРИЗМ

  • КОНТРОЛЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ НАД ВСЕМИ СФЕРАМИ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА;

  • ФАКТИЧЕСКАЯ ЛИКВИДАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД;

  • НАСИЛЬСТВЕННОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ ОДНОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ;

  • ПАРТИЯ - ЯДРО ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЫ;

  • СРАЩИВАНИЕ ПАРТИЙНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА;

  • СОЕДИНЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ;

  • РЕПРЕССИИ

Сегодня на уроке мы познакомились с политической системой в Германии и Италии в 30-е годы и её основными чертами. Установили, что на долгие годы установился тоталитаризм – худший из политических режимов. Но люди верили, что живут в лучшей стране мира. «Свободные  граждане Великой страны» пели: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!» Пели и те, кто вовсе так не считал. Привычным становилось двоедушие. Иначе не выжить.

Рефлексия

Методика «Открытая кафедра»

А теперь я вам предлагаю высказаться по теме нашего урока, используя методику «Открытая кафедра» - «Если я был писателем, журналистом, критиком, президентом, политиком и т.п. и имел бы одну минуту в эфире, то я бы сказал людям или вождям следующее…»

Домашнее задание. Заполните таблицу «ДИКТАТОР или РЕФОРМАТОР»

«+»

«-»

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всемирная история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
УРОК – ПРОЕКТ по всемирной истории «Тоталитарные режимы 20 столетия»

Автор: Лукашенко Валерия Леонидовна

Дата: 03.11.2021

Номер свидетельства: 590385


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства