kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по всемирной истории по теме: «Эпоха Петра Великого»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока

♦ Усвоение учащимися знаний о важнейших событиях, явлениях, процессах, тенденциях и закономерностях развития российского общества во всем его многообразии и противоречивости

♦ Развитие умений называть даты исторических событий, раскрывать понятия терминов, сравнивать исторические события и раскрывать причинно-следственные связи между ними, анализировать полученную информацию

♦ Формирование познавательного интереса к прошлому, развить навыки уважительного отношения к одноклассникам при коллективной, групповой, парной и индивидуальной работе.

Цели урока

♦ Усвоение учащимися знаний о важнейших событиях, явлениях, процессах, тенденциях и закономерностях развития российского общества во всем его многообразии и противоречивости

♦ Развитие умений называть даты исторических событий, раскрывать понятия терминов, сравнивать исторические события и раскрывать причинно-следственные связи между ними, анализировать полученную информацию

♦ Формирование познавательного интереса к прошлому, развить навыки уважительного отношения к одноклассникам при коллективной, групповой, парной и индивидуальной работе.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по всемирной истории по теме: «Эпоха Петра Великого»»

План-конспект урока по всемирной истории по теме: «Эпоха Петра Великого»

Цели урока

♦ Усвоение учащимися знаний о важнейших событиях, явлениях, процессах, тенденциях и закономерностях развития российского общества во всем его многообразии и противоречивости

♦ Развитие умений называть даты исторических событий, раскрывать понятия терминов, сравнивать исторические события и раскрывать причинно-следственные связи между ними, анализировать полученную информацию

♦ Формирование познавательного интереса к прошлому, развить навыки уважительного отношения к одноклассникам при коллективной, групповой, парной и индивидуальной работе.

Тип урока – комбинированный урок.

Формы обучения: Сочетания различных видов работ: коллективная, групповая, учебная дискуссия

Методы обучения: Частично-поисковые, эвристические

Оборудование: учебное пособие, мультимедийная установка, анимированная карта

План урока

1. Орг. Момент (1минут)

2. Проверка домашнего задания (10 минут )

3. Актуализация (3 минут)

4. Изучение нового материала + физкультминутка (25 минут)

5. Рефлексия (5 минут)

6. Домашнее задание (2 минуты)

Ход урока

1.Здраствуйте ребята, сегодня мы продолжаем рассматривать историю российского государства. Но прежде чем приступить к изучению новой темы мы проверим как вы усвоили предыдущий материал

2. Проверка домашнего задания

Вопросы:

1) Какое событие произошло в 1613 году

2) Кого избрали новым царем России

3) Почему на престол избрали 16-ти летнего Михаила Романова

4) Важнейшие события правления Михаила Романова

5) Кто стал приемником царя Михаила

6) Достижения Алексея Михайловича

7) Кто такой Степан Разин

8) Какое неписанное правило действовало у казаков живших на Дону

9) расскажите о востании Степана Разина

10) Опишите новые черты экономического развития



3. Вот мы повторили пройденный материал, и переходим к новой теме Эпоха Петра Великого. Это одна из самых интересных тем в российской истории.

Мы должны рассмотреть следующие вопросы:

  1. Предпосылки реформ

  2. Начало правления Петра 1

  3. Реформы

  4. Северная война

  5. Итоги реформ

4. Но для начала вспомним экономическое состояние России и сравним с Европейскими







Предпосылки реформ:

  1. Отставание России в социальном, экономическом, культурном и военном развитии

  2. Попытки реформ при Алексее Михайловиче

  3. Поездка Петра в Европу 1697-1698

  4. Осознавание необходимости использования Европейского опыта

Реформа- изменение в устройстве чего- нибудь, сделанное в целях улучшения; преобразование.

Рассказ учителя о Петре Великом

Петра не готовили в наследники престола, и по этой причине он не получил особого образования. После смерти бездетного царя Федора Алексеевича (старшего сына Алексея Михайловича от первого брака с Марией Млославской) в 1682 г. в результате компромисса были возведены на российский престол сразу два царя — Пётр I и его сводный брат Иван V (сын Марии Милославской). Правительницей при юных царях (Пётру исполнилось10 лет, а Ивану — 16) должна была стать царица Наталья Кирилловна. Но стрельцкое войско отказалось присягать Пётру. На глазах десятилеьнего Пётра стрельцы подняли на пики около 45 близких ему людей. Регентшей при Пётре и Иване стала властолюбивая и тщеславная царевна Софья Алексеевна (сестра Пётра по отцу).

После смерти Федора Алексеевича наследниками остались два его брата: Иван от Марии Милославской — больной, полуслепой, слабоумный и Пётр от Натальи Нарышкиной — здоровый, даровитый. Возникли две стороны, борющиеся за царский престол. Иван был старше, но для него требовалась постоянная опека. Такая опека нашлась в лице его сестры Софьи. Дело могло дойти до великого спора, так как Нарышкины тоже не молчали.

Вначале патриарх провозгласил и благословил на царство Пётра, за которого в силу малолетства должна была править мать Наталья Нарышкина. Стрельцы, подстрекаемые Софьей и ее сторонниками, поднялись на бунт против Нарышкиных. Милославские стали распространять слух, что Нарышкины удушили Ивана, призывали стрельцов идти в Кремль. Стрельцам вывели Ивана и Пётра, живых и здоровых, но все-таки многие Нарышкины в тот день были убиты.

Софья выдвинулась на первый план и никто ей не мог помешать. Она спешила удовлетворить все просьбы стрельцов и на деле уже управляла государством. Тогда стрельцы предложили провозгласить царями Ивана и Пётра вместе, причем Ивана — первым, Пётра — вторым.

Шло время. Видя, как чахнет Иван и набирает силу Пётр, в 1689 году Софья приняла решение стать самодержицей всея Руси. Вновь она пыталась найти опору в стрельцах, заставить их присягнуть себе. Однако на этот раз не все стрельцы поверили Софье. Со сторонниками Софьи Пётр жестоко расправился, а сестру заключил в Новодевичий монастырь, где она провела около 15 лет и умерла в 1704 году.

Государством по-прежнему правили два государя, но Иван сам передал всю полноту власти Пётру, лишь формально занимая место на троне.

При правительнице Софье Пётр жил в селе Преображенском. Здесь из своих ровесников Пётр сформировал «потешные полки» — будущую императорскую гвардию. В те же годы царевич познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, который в последствии станет «правой рукой» императора.

В 1689 г. Наталья Кирилловна заставила сына жениться на боярской дочери Евдокии Лопухиной. Через год у них родился сын Алексей. В том же году отстранена от власти царевна Софья. Главную роль в низложении правительницы сыграло ближайшее окружение опальной царицы Натальи Кирилловны. В течении 5 лет, до своей смерти, она была фактической правительницей государства.

В 1695 г. после безвременной кончины матери (Наталье Кирилловне шел сорок первый год) Пётр фактически стал самодержцем, хотя его брат Иван V сохранял формальные функции «первого царя». Иван V умер в 1696 г. — Пётр стал самодержцем не только фактически, но и юридически.

Для постижения наук и искусства кораблестроения, а также в поисках союзников в борьбе за выход к Черному морю царь отправился в Западную Европу. За время путешествия он посетил Лифляндию, польскую Курдяндию, Пруссию, Гановер, Голландию. В Амстердаме Пётр жил четыре месяца. Побывало посольство и в Англии, где царь изучал новейшие навигационные приборы. На обратном пути царь посетил Германию, Австрию и Чехию.

Великое посольство Пётра I было прервано стрелецким бунтом 1698 г. Расправа над бунтовщиками была жестокой. Вернувшийся из-за границы Пётр сам рубил стрельцам головы. Всего казнили 1000 человек, гораздо больше людей было искалечено пытками. После истребления стрельцов Пётр приступил к созданию новой уже регулярной армии.

Физкультминутка

Реформы деление класса на 5 групп и самостоятельное изучение

1 группа. Административная реформа.

2 группа. Военная реформа.

3 группа. Экономические реформы.

4 группа. Церковная реформа.

5группа. Преобразования в области культуры.

АРМИЯ

 Создал регулярную армию на основе рекрутского набора и военный флот

 1716 г. Воинский устав стал определять права и обязанности всех чинов армии и флота

 1720 г. был написан Морской устав

 1722 г. издан Табель о рангах всех воинских, статских и придворных служебных чинов, по которой родовое дворянство можно было получить «за беспорочную службу императору и государству». Устанавливая порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам

 Указом о единонаследии 1714 г. уравнивались поместья и вотчины, вводился майорат (предоставление права наследования недвижимости старшему из сыновей)

 1711 г. Создан Сенат, ведавший отныне законодательством и делами управления

 1718-1720 гг. -исполнительными учреждениями нового типа стали– коллегии

1721 г. - учреждение подконтрольной правительству Духовной коллегии, или Синода.

Областная ,городская реформы и изменения в экономике.

 1708–1710гг. - проведена областная реформа, разделившая страну на 8 губерний во главе с губернаторами и генерал-губернаторами, губернии были поделены на провинции, провинции на уезды.

 1720 г -реформа городского управления. Были созданы по европейскому образцу Главный магистрат в столице (на правах коллегии) и магистраты в городах. Все они были призваны «размножать» торговлю и мануфактуры.

 1724 год -подворное обложение крестьян заменила подушная подать

 Проведение политики протекционизма, направленной на подержание отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и меркантилизма, выражавшаяся в государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь страны и преобладании вывоза товаров из страны над возом с целью концентрации денежных средств внутри страны.

Реформы в области культуры и образования.

 Стал отправлять молодых дворян за границу для обучения

 Открыл новые учебные заведения: навигацкую школу (1701), Медико-хирургическое училище (1707) – будущая Военно-медицинская академия, существующая до сих пор, Морская академия (1715), Инженерная и Артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях.

 В 1719 г. начал действовать первый в русской истории музей – Кунсткамера с публичной библиотекой.

 Издавались буквари, учебные карты и вообще было положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию.

 1708 г. реформа алфавита (замена скорописи гражданским шрифтом) содействовала распространению грамотности

 С 1703 г. - выход первой русской печатной газеты «Ведомости».

 В эпоху Петра I было возведено много зданий для государственных и культурных учреждений, архитектурный ансамбль Петергофа (Петродворца). Строились крепости (Кронштадт, Петропавловская крепость и др.), началась плановая застройка столицы (Петербург), положившая начало градостроительному планирования.

Северная война – работа с анимированной картой

Вывод: петровские реформы проведены ценой невероятного напряжения сил народа, поэтому нередки были восстания; цена за реформы заплачена немалая, по некоторым оценкам в России погиб каждый десятый

Новый 7208-й год по русско-византийскому календарю («от сотворения мира») стал 1700-м годом по юлианскому календарю. Пётр же ввёл и празднование Нового Года 1 января, а не в день осеннего равноденствия, как праздновалось ранее.

Народ не слагал песен, прославляющих победы и деяния Петра I, так как преобразования Петра легли тяжелым бременем на плечи народных масс, повлекли за собой снижение их жизненного уровня. Народу Петр и его дела были чужды: в этом монархе многие не без оснований видели виновника своих бед. Нередко дело доходило и до открытой борьбы против царя-реформатора. Правительство может и должно проводить преобразования, если в них назрела необходимость; для успеха преобразований необходимо привлекать людей на сторонуреформатов, приходится преодолевать сопротивление; начиная реформы, надо смело идти вперед, доводя дело до конца; при этом, однако надо думать об интересах всего общества, а не какой-то группы лиц.

Личность Петра и его реформы – предмет острых споров, которые усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, так было в начале 20-го века, когда Россия встала на путь революционных преобразований. И сегодня, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.

Рефлексия учебного действия.

Оцените свое понимание темы и участие в уроке . « На уроке мне удалось…».

Вывод по уроку:

Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С.М.Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение... пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.

Объяснение домашнего задания


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всемирная история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
План-конспект урока по всемирной истории по теме: «Эпоха Петра Великого»

Автор: Полозок Игорь Николаевич

Дата: 24.04.2019

Номер свидетельства: 508313

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства