План-конспект урока по всемирной истории по теме: «Эпоха Петра Великого»
План-конспект урока по всемирной истории по теме: «Эпоха Петра Великого»
Цели урока
♦ Усвоение учащимися знаний о важнейших событиях, явлениях, процессах, тенденциях и закономерностях развития российского общества во всем его многообразии и противоречивости
♦ Развитие умений называть даты исторических событий, раскрывать понятия терминов, сравнивать исторические события и раскрывать причинно-следственные связи между ними, анализировать полученную информацию
♦ Формирование познавательного интереса к прошлому, развить навыки уважительного отношения к одноклассникам при коллективной, групповой, парной и индивидуальной работе.
Цели урока
♦ Усвоение учащимися знаний о важнейших событиях, явлениях, процессах, тенденциях и закономерностях развития российского общества во всем его многообразии и противоречивости
♦ Развитие умений называть даты исторических событий, раскрывать понятия терминов, сравнивать исторические события и раскрывать причинно-следственные связи между ними, анализировать полученную информацию
♦ Формирование познавательного интереса к прошлому, развить навыки уважительного отношения к одноклассникам при коллективной, групповой, парной и индивидуальной работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по всемирной истории по теме: «Эпоха Петра Великого»»
План-конспект урока по всемирной истории по теме: «Эпоха Петра Великого»
Цели урока
♦ Усвоение учащимися знаний о важнейших событиях, явлениях, процессах, тенденциях и закономерностях развития российского общества во всем его многообразии и противоречивости
♦ Развитие умений называть даты исторических событий, раскрывать понятия терминов, сравнивать исторические события и раскрывать причинно-следственные связи между ними, анализировать полученную информацию
♦ Формирование познавательного интереса к прошлому, развить навыки уважительного отношения к одноклассникам при коллективной, групповой, парной и индивидуальной работе.
Тип урока – комбинированный урок.
Формы обучения: Сочетания различных видов работ: коллективная, групповая, учебная дискуссия
Методы обучения: Частично-поисковые, эвристические
4. Изучение нового материала + физкультминутка (25 минут)
5. Рефлексия (5 минут)
6. Домашнее задание (2 минуты)
Ход урока
1.Здраствуйте ребята, сегодня мы продолжаем рассматривать историю российского государства. Но прежде чем приступить к изучению новой темы мы проверим как вы усвоили предыдущий материал
2. Проверка домашнего задания
Вопросы:
1) Какое событие произошло в 1613 году
2) Кого избрали новым царем России
3) Почему на престол избрали 16-ти летнего Михаила Романова
4) Важнейшие события правления Михаила Романова
5) Кто стал приемником царя Михаила
6) Достижения Алексея Михайловича
7) Кто такой Степан Разин
8) Какое неписанное правило действовало у казаков живших на Дону
9) расскажите о востании Степана Разина
10) Опишите новые черты экономического развития
3. Вот мы повторили пройденный материал, и переходим к новой теме Эпоха Петра Великого. Это одна из самых интересных тем в российской истории.
Мы должны рассмотреть следующие вопросы:
Предпосылки реформ
Начало правления Петра 1
Реформы
Северная война
Итоги реформ
4. Но для начала вспомним экономическое состояние России и сравним с Европейскими
Предпосылки реформ:
Отставание России в социальном, экономическом, культурном и военном развитии
Попытки реформ при Алексее Михайловиче
Поездка Петра в Европу 1697-1698
Осознавание необходимости использования Европейского опыта
Реформа- изменение в устройстве чего- нибудь, сделанное в целях улучшения; преобразование.
Рассказ учителя о Петре Великом
Петра не готовили в наследники престола, и по этой причине он не получил особого образования. После смерти бездетного царя Федора Алексеевича (старшего сына Алексея Михайловича от первого брака с Марией Млославской) в 1682 г. в результате компромисса были возведены на российский престол сразу два царя — Пётр I и его сводный брат Иван V (сын Марии Милославской). Правительницей при юных царях (Пётру исполнилось10 лет, а Ивану — 16) должна была стать царица Наталья Кирилловна. Но стрельцкое войско отказалось присягать Пётру. На глазах десятилеьнего Пётра стрельцы подняли на пики около 45 близких ему людей. Регентшей при Пётре и Иване стала властолюбивая и тщеславная царевна Софья Алексеевна (сестра Пётра по отцу).
После смерти Федора Алексеевича наследниками остались два его брата: Иван от Марии Милославской — больной, полуслепой, слабоумный и Пётр от Натальи Нарышкиной — здоровый, даровитый. Возникли две стороны, борющиеся за царский престол. Иван был старше, но для него требовалась постоянная опека. Такая опека нашлась в лице его сестры Софьи. Дело могло дойти до великого спора, так как Нарышкины тоже не молчали.
Вначале патриарх провозгласил и благословил на царство Пётра, за которого в силу малолетства должна была править мать Наталья Нарышкина. Стрельцы, подстрекаемые Софьей и ее сторонниками, поднялись на бунт против Нарышкиных. Милославские стали распространять слух, что Нарышкины удушили Ивана, призывали стрельцов идти в Кремль. Стрельцам вывели Ивана и Пётра, живых и здоровых, но все-таки многие Нарышкины в тот день были убиты.
Софья выдвинулась на первый план и никто ей не мог помешать. Она спешила удовлетворить все просьбы стрельцов и на деле уже управляла государством. Тогда стрельцы предложили провозгласить царями Ивана и Пётра вместе, причем Ивана — первым, Пётра — вторым.
Шло время. Видя, как чахнет Иван и набирает силу Пётр, в 1689 году Софья приняла решение стать самодержицей всея Руси. Вновь она пыталась найти опору в стрельцах, заставить их присягнуть себе. Однако на этот раз не все стрельцы поверили Софье. Со сторонниками Софьи Пётр жестоко расправился, а сестру заключил в Новодевичий монастырь, где она провела около 15 лет и умерла в 1704 году.
Государством по-прежнему правили два государя, но Иван сам передал всю полноту власти Пётру, лишь формально занимая место на троне.
При правительнице Софье Пётр жил в селе Преображенском. Здесь из своих ровесников Пётр сформировал «потешные полки» — будущую императорскую гвардию. В те же годы царевич познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, который в последствии станет «правой рукой» императора.
В 1689 г. Наталья Кирилловна заставила сына жениться на боярской дочери Евдокии Лопухиной. Через год у них родился сын Алексей. В том же году отстранена от власти царевна Софья. Главную роль в низложении правительницы сыграло ближайшее окружение опальной царицы Натальи Кирилловны. В течении 5 лет, до своей смерти, она была фактической правительницей государства.
В 1695 г. после безвременной кончины матери (Наталье Кирилловне шел сорок первый год) Пётр фактически стал самодержцем, хотя его брат Иван V сохранял формальные функции «первого царя». Иван V умер в 1696 г. — Пётр стал самодержцем не только фактически, но и юридически.
Для постижения наук и искусства кораблестроения, а также в поисках союзников в борьбе за выход к Черному морю царь отправился в Западную Европу. За время путешествия он посетил Лифляндию, польскую Курдяндию, Пруссию, Гановер, Голландию. В Амстердаме Пётр жил четыре месяца. Побывало посольство и в Англии, где царь изучал новейшие навигационные приборы. На обратном пути царь посетил Германию, Австрию и Чехию.
Великое посольство Пётра I было прервано стрелецким бунтом 1698 г. Расправа над бунтовщиками была жестокой. Вернувшийся из-за границы Пётр сам рубил стрельцам головы. Всего казнили 1000 человек, гораздо больше людей было искалечено пытками. После истребления стрельцов Пётр приступил к созданию новой уже регулярной армии.
Физкультминутка
Реформы деление класса на 5 групп и самостоятельное изучение
1 группа. Административная реформа.
2 группа. Военная реформа.
3 группа. Экономические реформы.
4 группа. Церковная реформа.
5группа. Преобразования в области культуры.
АРМИЯ
Создал регулярную армию на основе рекрутского набора и военный флот
1716 г. Воинский устав стал определять права и обязанности всех чинов армии и флота
1720 г. был написан Морской устав
1722 г. издан Табель о рангах всех воинских, статских и придворных служебных чинов, по которой родовое дворянство можно было получить «за беспорочную службу императору и государству». Устанавливая порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам
Указом о единонаследии 1714 г. уравнивались поместья и вотчины, вводился майорат (предоставление права наследования недвижимости старшему из сыновей)
1711 г. Создан Сенат, ведавший отныне законодательством и делами управления
1718-1720 гг. -исполнительными учреждениями нового типа стали– коллегии
1721 г. - учреждение подконтрольной правительству Духовной коллегии, или Синода.
Областная ,городская реформы и изменения в экономике.
1708–1710гг. - проведена областная реформа, разделившая страну на 8 губерний во главе с губернаторами и генерал-губернаторами, губернии были поделены на провинции, провинции на уезды.
1720 г -реформа городского управления. Были созданы по европейскому образцу Главный магистрат в столице (на правах коллегии) и магистраты в городах. Все они были призваны «размножать» торговлю и мануфактуры.
1724 год -подворное обложение крестьян заменила подушная подать
Проведение политики протекционизма, направленной на подержание отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и меркантилизма, выражавшаяся в государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь страны и преобладании вывоза товаров из страны над возом с целью концентрации денежных средств внутри страны.
Реформы в области культуры и образования.
Стал отправлять молодых дворян за границу для обучения
Открыл новые учебные заведения: навигацкую школу (1701), Медико-хирургическое училище (1707) – будущая Военно-медицинская академия, существующая до сих пор, Морская академия (1715), Инженерная и Артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях.
В 1719 г. начал действовать первый в русской истории музей – Кунсткамера с публичной библиотекой.
Издавались буквари, учебные карты и вообще было положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию.
С 1703 г. - выход первой русской печатной газеты «Ведомости».
В эпоху Петра I было возведено много зданий для государственных и культурных учреждений, архитектурный ансамбль Петергофа (Петродворца). Строились крепости (Кронштадт, Петропавловская крепость и др.), началась плановая застройка столицы (Петербург), положившая начало градостроительному планирования.
Северная война – работа с анимированной картой
Вывод: петровские реформы проведены ценой невероятного напряжения сил народа, поэтому нередки были восстания; цена за реформы заплачена немалая, по некоторым оценкам в России погиб каждый десятый
Новый 7208-й год по русско-византийскому календарю («от сотворения мира») стал 1700-м годом по юлианскому календарю. Пётр же ввёл и празднование Нового Года 1 января, а не в день осеннего равноденствия, как праздновалось ранее.
Народ не слагал песен, прославляющих победы и деяния Петра I, так как преобразования Петра легли тяжелым бременем на плечи народных масс, повлекли за собой снижение их жизненного уровня. Народу Петр и его дела были чужды: в этом монархе многие не без оснований видели виновника своих бед. Нередко дело доходило и до открытой борьбы против царя-реформатора. Правительство может и должно проводить преобразования, если в них назрела необходимость; для успеха преобразований необходимо привлекать людей на сторонуреформатов, приходится преодолевать сопротивление; начиная реформы, надо смело идти вперед, доводя дело до конца; при этом, однако надо думать об интересах всего общества, а не какой-то группы лиц.
Личность Петра и его реформы – предмет острых споров, которые усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, так было в начале 20-го века, когда Россия встала на путь революционных преобразований. И сегодня, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.
Рефлексия учебного действия.
Оцените свое понимание темы и участие в уроке . « На уроке мне удалось…».
Вывод по уроку:
Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С.М.Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение... пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.