kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Начало национально-освободительной борьбы турецкого народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

 уважение к национальному единству

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Начало национально-освободительной борьбы турецкого народа»

Всемирная История 17

Тема

§ 16. ТУРЦИЯ

Цели урока. 1 Социально-экономическое положение.

2 В процессе работы приучать учеников к творческому поиску.

2Воспитание патриотизма, уважение к национальному единству.

ФОПД Коллективный, индивидуальный.

Тип урока. Комбинированный.

Вид урока. Традиционный.

Наглядности. Карта, схемы, таблицы.

Ход урока.

Оргмомент

Опрос домашнего задания.

  1. Определите причины национально-освободительного движения в Иране в 1918—1922 гг.

  1. Для чего были введены войска Советской России в Гилян?

  2. Что такое "шахриварские события"?

  1. Для чего вводились советские и английские группы войск на территорию Ирана в годы Второй мировой войны?

  1. В каком году была принята Конституция Афганистана?

  2. Назовите период правления династии Надир-шаха в Афганистане.

  1. Подготовка к восприятью нового материала.

Цели и задачи. Актуальность и значение.

Новая тема. Начало национально-освободи-тельной борьбы турецкого народа. Национально-освободительная борьба турецкого народа тесно связана с хозяйственными последствиями Первой мировой войны. Султанская власть Турции не заботилась о своем народе, войдя в германский блок и поддерживая проведение несправедливой войны. Турецкие рабочие и крестьяне, одетые в солдатские шинели, явились движущей силой освободительной После окончания войны в страну возвратились более 80 тыс. турецких солдат, находившихся в плену в рево-люционной России. Своими рассказами о событиях в России они готовили народные массы к борьбе. Насилие оккупантов Антанты, революционные изменения в сосед-них странах подтолкнули турецкий народ к борьбе за независимость страны. Национально-освободительная борь-ба началась на полуострове Анадолы — территории, где компактно проживало турецкое население. Вначале уча-стники этого движения планировали освободить только отдельные вилайеты, однако по ходу действий оно пре-вратилось в общенародное.

Создание "Общества защиты прав". Во главе нацио-нально-освободительной борьбы турецкого народа в 1918—1923 гг. находилось общество буржуазных патрио-тов под названием "Общёство защиты прав". Организа--ции с таким названием создавались во многих районах Турции. Летом 1919 г. уже имелись четыре центра этой патриотической организации. Работу по созданию обще-национальной организации взял на себя генерал Муста-фа Кемаль-паша, приехавший в Анатолию в целях объе-динения отдельных организаций.

Мустафа Кемаль возглавил группу офицеров-патрио-тов, не одобрявших засилья немцев, и проявил себя как крупный государственный деятель, талантливый военача-льник. Он поднял флаг освободительной борьбы против колонизаторов, был в первых рядах политических деяте-лей Востока. Поэтому национально-освободительная борь-ба 1918—1923 гг. в Турции была названа его именем.

,^-84920 г. в г. Анкаре состоялось заседание Великого националытөгх^собрания Турции (ВНСТ — новьщ-ттарла-мент), где былообъявжңоо тзависимод^ШігаГцелостности

Турции. ВНС Турции было объявлено единственным за-конным органом в стране. Было создано новое прави-тельство под руководством М. Кемаля.

Российско-турецкие соглашения 1921—1922 гг. В мае 1920 г. правительство М. Кемаля отправило особую мис-сию в Москву с целью выработки соглашения, и 16 маргпа 1921 г. было подписано советпско-турецкое соглаше-ние о дружбе и сотпрудничестве. Соглашение уничтожило силу старых договоров между бывшими империями и установило отношения полного равенства между сосед-ними государствами. В соответствии с соглашением пра-вительство Советской России обязалось безвозмездно предоставить для революционных групп Анкары Юмлн. золотых рублей, оружие, боеприпасы.

В 1920—1921 гг. из России правительству Кемаля было доставлено в большом количестве военное орудие, боеприпасы, более 10 млн. золотых рублей, 200,6 кг золотых слитков.

Сакарийские сражения. В марте 1921 г. турецкая армия разбила греческих оккупантов вблизи деревни Иненю и впервые добилась победы. Было уничтожено политическое и экономическое господство иностранных государств над Турцией.

Значение национально-освободительной борьбы.

Кемалистская революция 1918—1923 гг. имела националъно демократический характер. Вместо разгромленной Османской империиУ появиласъ Турецкая Республика.

Реформы правительства Кемаля. Буржуазия Тур-ции, победившая в освободительной борьбе, начала ук-реплять свою власть. В апреле 1923 г. была создана Народно-республиканская партия. Председателем партии был назначен М. Кемаль-паша. Выиграв на парламент-ских выборах, он возглавил правительство. 29 октября 1923 г. была образована Турецкая Республика.. 24 ноября 1934 г. Великое наниональное со^рание Тур-ции присвоило М. КемаяйГ фамилЕтю--ііАтатюрк'' (отец тюрков).

Стабилизация мёждународного положения Турецкой Республики в 30-х годах. Стабилизация әкономического положения Турецкой Республики укрепила и ее между-народное положение. В связи с развитием экономиче-ских отношений с Турцией СССР выделил ей кредит на 8 млн. долларов и с помощью советских специалистов были построены крупные трикотажные предприятия в городах Кайсери и Назилли. В 1932 г. Туредкая Респуб-лика была принята в Лигу Наций.

В 1936 г. по просьбе Турецкой Республики в швейцар-ском г. Монтре состоялась Международная конференция.

Турция в годы Второй мировой войны. В сентябре 1939 г. турецкая делегация, приехавшая в Москву, вы-казала свою готовность к заключению соглашения о взаимной помощи между двумя странами. Сталинское правительство, сблизившееся с гитлеровской Германией, на предложение Турции не обратило особого внимания и не согласилось на сближение двух стран. Германская сторона, увидев в этом выгоду, торопилась сблизиться с Турцией, и 18 июня 1941 г. был подписан Договор о дружбе и мире между Турцией и Германией. 25 июня турецкое прави-тельство объявило о проведении политики нейтралитета. В годы войны из Турции в Германию непрерьшно достав-лялись стратегическое сьфье и руды хрома, меди.

В 1943 г. в г. Каире Исмет Иненю встретился с Рузвельтом и Черчиллем для сближения с Англией и США. 23 февраля 1945 г. Турция объявила войну Гер-мании, доказав тем самым свой переход в антигит-леровский союз. 19 марта 1945 г. Москва расторгла договор о нейтралитете, подписанный с Турцией. По-спешные действия советского правительства стали при-чиной охлаждения советско-турецких дружеских отно-шений, складывавшихся в течение многих лет.

Проверка понимания

  1. Назовите причины национально-освободительной борьбы турецкого народа в 1918—1923 гг.

  2. Расскажите о военной службе Мустафы Кемаля.

  3. Раскройте значение Кемалистской революции.

  4. Опишите реформы правитепьства Кемаля.

  5. Можно ли считать Кемаля Ататюрка прогрессивным политическим деятелем?

  1. Закрепление знании.

Таблица. Работа с картой

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. §


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


§ 11. ТУРЦИЯ

Цели урока:

Образовательная: рассмотреть особенности развития Турции в период между двумя мировыми войнами; пока- зать внутреннюю и внешнюю политику государства; подчеркнуть роль М. Кемаля в становлении Турецкой Республики.

Развивающая: на основе интерактивного обучения развивать аналитическое мышление для критического осмысления исторических событий в мире, в том числе в Турции.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к стремлению народов к независимости; формировать принципы демократического мышления и поведения.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: "Политико-экономическая карта Турции", карты "Турция в первой половине ХХ в.", "Вторая мировая война", карта-схема Турции и др.; портрет Мустафы Кемаля Ататюрка.

План изучения темы:

            1. Начало национально-освободительной борьбы турец- кого народа.

            2. Российско-турецкие соглашения 1921—1922 гг. Сакарийские сражения.

            3. Реформы М. Кемаля.

            4. Стабилизация международного положения Турецкой Республики в 30-х годах.

            5. Турция в годы Второй мировой войны.

Основные понятия: буржуазно-патриотические общества,

Кемалистская революция, партизанское движение, созыв

Великого Национального Собрания Турции, Национально- демократическая революция, Турецкая Республика.

Основные события:

  • Национально-освободительное движение в Турции — 1918—1923 гг.

  • Турецко-советское соглашение — 16 марта 1921 г.

  • Принятие Закона об упразднении султанской влас- ти — ноябрь 1922 г.

  • Провозглашение Турецкой Республики — 29 апреля 1923 г.

  • Турецкая Республика была принята в Лигу Наций — 1932 г.

Во вступительном слове к теме учитель напоминает уча- щимся о создании Османского государства и расширении территории Османской империи в ХГУ—Х^ІІ вв. за счет завоеванных стран. Затем рассказывает о балканских войнах, Русско-турецкой войне 1877—1888 гг., кризисе в Османской империи, обществе "Молодые турки".

1. Рассказывая о тяжелых последствиях войны, препода- ватель может использовать дополнительные сведения. Четырехлетняя война сильно отразилась на финансовом состоянии Османской империи. В конце 1918 г. в войну был вложен 1 млрд. лир. Во время войны Турция попала в сильную зависимость от Германии. В турецких министер- ствах работали немецкие советники и специалисты. В армии и на флоте командные должности занимали германские офицеры. В конце войны в Турции проживали 800 германских граждан и 1800 военных офицеров. Германия превратила Турцию в своего финансового и военного вассала.

Учитель называет предпосылки национально-освобо- дительной борьбы и, используя карту, показывает места дислокации военных сил Антанты на территории Турции, а также турецкие территории, которые были захвачены английскими, французскими, итальянскими и греческими войсками.

В ходе беседы с учащимися определяются предпосылки и движущие силы национально-освободительной борьбы турецкого народа. Во главе движения стояла национальная буржуазия. В связи с этим дается характеристика бур- жуазно-патриотических обществ. Национально-освободи- тельное движение возглавил генерал Мустафа Кемаль.

Мустафа Кемаль-паша (1881—1938) был видным госу- дарственным деятелем. Жизнь и деятельность основателя современной Турции, ее первого президента (1923—1938 гг.) описаны в учебнике. Преподаватель, используя допол- нительные материалы и демонстрируя различные иллюстра- ции, старается конкретизировать задание и предлагает учащимся самостоятельно подготовить сообщения.

В 1919 г. прошел Конгресс обществ защиты прав. Представительский комитет, выбранный на Сивасском конгрессе, сплотил народ на освободительную борьбу.

В Анатолии усилилось партизанское движение. В 1920 г. в Анкаре было созвано Великое Национальное Собрание и провозглашены независимость и целостность Турции. Было сформировано новое правительство под руководством М. Кемаля.

Необходимо обратить внимание учащихся на дружествен- ное соглашение РСФСР и Турции от 16 марта 1921 г., привести примеры помощи Советов правительству Кемаля.

Для конкретизации вопроса можно проанализировать содержание договора между РСФСР и Ираном (Персия) от 26 февраля 1921 г. (хрестоматия).

2. Давая пояснение решающим боям и освободительной борьбе, необходимо использовать карту и обратить особое внимание на победу революционной армии и результаты борьбы. Учащимся дается задание обдуманно ответить на следующие вопросы, задаваемые по ходу урока:

    1. Каким был состав революционной армии?

    2. Какие возможности имелись для вывода войск Антанты с терри-

тории всей страны?

    1. За что турецкий султан был изгнан из страны?

Великая победа турецкого народа была утверждена на мирной конференции в Лозанне (необходимо отметить ее значение). Турция заключила мирное соглашение с семью государствами. Были признаны ее территориальная целостность и государственная независимость. Войска Антанты были выведены с турецкой территории. Было упразднено политическое и экономическое превосходство иностранных государств.

      1. Борьба турецкого народа в 1918—1922 гг. определи- лась как национально-освободительное движение под пред- водительством национальной буржуазии. Преподаватель дает задание учащимся самостоятельно определить экономико-политические и социальные изменения, произо- шедшие во время правления Кемаля. Для экономии времени предлагается выполнять задание, разделив класс на группы.

Задание 1-й группе политические изменения, осуще- ствленные правительством М. Кемаля.

Задание 2-й группе: социальные изменения, осуще- ствленные правительством Кемаля.

Задание 3-й группе: экономические изменения, осуще- ствленные правительством Кемаля.

Преподаватель анализирует ответы каждой группы и дополняет их. Для более глубокого раскрытия содержания темы предлагается прочитать в хрестоматии раздел об упразднении налога ашар в 1941 г. и введении нового налога на землю. Вопросы по материалу:

        1. Что такое налог ашар?

        2. Был ли выгоден новый налог на землю?

        3. На какую продукцию налагались 8% и 10%-ные налоги?

        4. Преподаватель рассказывает о том, что в связи со стабилизацией экономического положения Турецкого госу- дарства его международный статус тоже стал укрепляться, в подтверждение чего приводятся конкретные факты. Можно заимствовать их из хрестоматии.

Затем следует ознокомить учащихся с решениями конфе- ренции в Монтре (Швейцария), прошедшей 20 июля 1936 г., и сравнить их с результатами конференции в Лозан- не в 1923 г. Вопросы по материалу:

          1. Какие решения конференции в Монтре укрепили политическое положение Турции?

          2. Какое предложение внесла турецкая делегация, приехавшая в Москву в сентябре 1939 г.?

          3. После того как Турция не приняла предложение СССР, какое государство стремилось подчинить ее своему влиянию?

          4. Какая из сторон способствовала нарушению дружественных отношений между Турцией и Советским Союзом?

Для подытоживания темы необходимо обсудить меры, принятые турецким правительством 18 января 1940 г., по укреплению безопасности страны (по материалам хрес- томатии).

В конце урока целесообразно провести так называемое хронологическое тестирование, предложив учащимся ответить на следующие вопросы.

            1. Что произошло в эти годы:

а) 1918 — 1923 гг.;

б) 1881 — 1938 гг.;

в) 1911 — 1913 гг.?

            1. Какие законы приняла Турецкая Республика в:

а) 1924 — 1934 гг.;

б) 1920—1930 гг.;

в) 1926 г.?

            1. Каково значение дат:

а) 30 октября 1923 г.;

б) 13 октября 1923 г.;

в) 3 марта 1924 г.;

г) 20 апреля 1924 г.;

д) 24 ноября 1934 г.;

е) 20 июля 1936 г.?

Преподаватель подводит итоги урока и оценивает работу учащихся.

Домашнее задание: ответить на вопросы 1, 4, 5 в конце те- мы; подготовить сообщение о жизни и деятельности М. Кемаля.





Назовите причины национально-освободительной борьбы турецкого народа в 1918—1923 гг.

Расскажите о военной службе Мустафы Кемаля.


Раскройте значение Кемалистской революции.

Опишите реформы правитепьства Кемаля.


Можно ли считать Кемаля Ататюрка прогрессивным политическим деятелем


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всемирная история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Начало национально-освободительной борьбы турецкого народа

Автор: АБДЕНБАЕВ БОЛАТ ШАЙСУЛТАНОВИЧ

Дата: 28.02.2019

Номер свидетельства: 501759


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства