kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка посвящена деятельности братьев Гракхов и их реформам

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Тема: Народные трибуны – братья Гракхи – 5 класс


Цель урока: Формировать представление о причинах разорения крестьян в Риме и его последствиях, о реформах братьев Гракхов и их значении.

Планируемые результаты:

Личностные: познавательный интерес к истории, процессу научного познания, осознание справедливости борьбы человека за свои права.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме и ее участников, важнейшие события в период разработки земельного закона братьев Гракхов; работать с различными источниками информации, прогнозировать развитие событий

Личностные УУД: умение доброжелательно относиться к окружающим, не применять насилие для решения проблем.

Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения, совместной деятельности.

Регулятивные УУД: умение контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.

Предметные УУД: знание причин начала гражданской войны в Римской республике; содержание законодательства Гракхов, исторического значения их деятельности, описание личности Гая и Тиберия Гракхов.

Реализация результатов:

  1. Личностные: основы социально-критического мышления посредством выявления причин разорения крестьян в Риме, установление связей между общественными и политическими событиями;

  2. Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи, объяснять исторические явления (избрание народным трибуном Тиберия Гракха, принятие земельного закона, его реализация, причины неудачи в реализации принятого закона);

  3. Предметные: давать определение понятиям трибун, земельный закон, реформы, народное собрание, определять время и место событий, работать с картой по теме «Древний Рим», объяснять причины разорения земледельцев и принятия Тиберием Гракхом Земельного закона, определять сущность закона, предложенного Тиберием Гракхом, выявить причины неудачи с реализацией принятого закона.


Задачи урока:

1. Рассмотреть причины разорения крестьян во 2 в до.н.э. и его последствия. Показать, что земельный закон братьев Гракхов был справедлив, но его исполнение являлось невозможным для того периода.

2.Включить в активный словарь обучающихся термины народный трибун, земельный закон, народное собрание, реформы.

3.Охарактеризовать земельный закон Тиберия Гракха и его значение.

4. Развивать умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события.

5. Воспитывать чувство сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремиться совершать хорошие поступки.


Тип урока: комбинированный


Форма урока: урок-исследование.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация «Народные трибуны – братья Гракхи»; карта «Древний Рим»;

  • учебник Ф.А. Михайловского «История Древнего мира». 5 класс, параграф 44.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Организационный момент

Цель этапа: организация учебной деятельности обучающихся в начале урока, доброжелательный настрой.


Настрой на успешную работу, включение в урок.

Закон хорошей учебы:

На уроке не вертитесь и старательно учитесь,
На вопросы отвечайте и пятерки получайте.


- Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны, города, села, района, семьи. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

Ребята, как можно прославиться?

Дежурный сообщает о готовности детей к уроку.


Дети распределены на три группы, в каждой из которых находятся дети с равномерно уровнем подготовки. (Совершая хорошие поступки, сделав открытие и т.д.)



Ответственное отношение к уроку, формирование готовности к действию








Осуществлять начало диалогового общения

Актуализация знаний обучающихся.

Цель этапа: мотивация учащихся на изучение нового материала посредством повторения изученного по теме «Рим – завоеватель Средиземноморья».



Ребята, сегодня мы продолжаем наше путешествие в Древний Рим. Как вы думаете, что мы «увидим» во время нашего путешествия?

- Молодцы! Действительно, мы увидим, что же изменилось в Риме в результате завоеваний?

«Препятствие-лабиринт»

- Поскольку мы с вами путешествуем, нельзя забывать, что каждого путешественника на пути могут встретиться преграды. Вот и перед нами появилось препятствие – лабиринт

Из него можно найти выход, но только объясняя значения этих слов.

- Молодцы, вы прекрасно справились с препятствием.


Работа с картой.

- Где находился Древний Рим?








- Какие территории были завоёваны Римом?


- Какой город был разрушен римлянами?

- Какие провинции были основаны Римом?








Объяснение терминов по теме «фаланга»--«войско»--«сенат»--«провинция»--«проконсул»--«закон»--«реформа»










Работа с картой

(«чтение карты»)

(Он располагался в центральной части Аппенинского полуострова на реке Тибр)

Рассказ по карте

о завоеваниях римлян.

(Римом были завоёваны: Греция, Македонию, Сицилия, Корсика, Сардиния, Галлия)

(Карфаген)


Рассказ о разрушении Карфагена.


Рассказ о создании провинций.

(Сицилия, Корсика, Сардиния, Испания, Африка, Македония, Азия


Ответы на поставленные вопросы.

Формулирование цели и задач урока


Умение преодолевать препятствия, нести ответственность за свои знания и действия













Нести ответственность за свои действия

Отработка терминологического материала




















Давать определение понятиям, обобщать понятия




Осуществлять поиск информации по карте

Осуществление самоанализа




















Умение отвечать на поставленные вопросы
























Умение осуществлять целеполаганиие





















Адекватно оценивать ответы одноклассников, корректно исправлять допущенные ошибки.


Коррекция действий партнёра

















Проблемное объяснение нового материала

Цель этапа: сформировать представление о последствиях завоевательных войн римлян- о разорении земледельцев.


- План

1. Разорение крестьян

2. Земельный закон Тиберия Гракха.

3. Гибель Тиберия Гракха.

4. Борьба и гибель Гая Гракха.

























Организация беседы с классом

- Давайте вспомним, кто же составлял римское войско?

- Почему разорение крестьян было для Рима опасно?

Что же ждёт крестьянина после возвращения домой? Давайте послушаем «разговор» нищих на улице Рима.


Картинный рассказ о возвращении крестьянина домой.


Рассказ об избрании Тиберия Гракха народным трибуном.


Информация о принятии Земельного закона Тиберием Гракхом.


- На основании материала учебника стр. 235 и слайда, определите суть предложенного земельного закона.


Как вы считаете, кому мог не понравиться этот закон?


Что же стало с законом и с самим Тиберием?


Работа с текстом на стр. 235 – 236

Почему сенаторы убили Тиберия Гракха?

Но через 9 лет брат Тиберия Гай, стал трибуном и продолжил его дело.

Смог ли Гай завершить передачу земли тем, кто на ней работает?

Почему?



Запись темы урока.









запись плана урока





Выявление причин разорения крестьян.

Записи причин разорения крестьян в тетрадях





Запись даты в тетради (133 г. до н.э.)


Рассказ учащегося о семье Гракхов

работа в парах

1)работа с текстом на стр. 235 и материалом на слайдах

2) определение основной сути земельного закона


Ответ на вопрос учителя


Работа с текстом параграфа стр. 235 - 236


Рассуждение о причинах гибели Тиберия Гракха.


Работа с текстом стр. 236 – 237,

Составление верного ответа на поставленный вопрос.
















основы социально-критического мышления
















установление связей между общественными и политическими событиями















Определение причин разорения крестьян на основе картинного рассказа учителя









Устанавливать причинно-следственные связи















Умение анализирован Земельный закон Тиберия ракха; знание его сущности


Умение корректировать свои действия









Умение производить необходимые записи материала.












Оценивать правильность выполнения действий при работе в паре


Осуществлять поиск необходимой информации.


Умение осуществлять совместную деятельность































Работа в паре






Организация деятельности для поиска необходимой информации.

Формулировка верного ответа.

Первичное применение новых знаний:

Цель этапа: проговаривание и закрепление новой темы


Какие новые понятия вы записали в свою тетрадь?

Какая дата у нас сегодня основная?

Назовите имя трибуна, принявшего первый закон, защищающий интересы крестьян.

Какое значение для истории имеет Земельный закон братьев Гракхов?

Формулировка верных ответов на вопросы учителя

Формирование ответственного отношения к процессу получения знаний


Умение оперировать полученной информацией.

Умение адекватно оценивать свои ответы.

Умение корректировать ответы одноклассников.

Первичное закрепление

Цель этапа: формирование представления о причинах и последствиях разорения крестьян, о необходимости прекращения захвата земель знатью, об исторической роли Тиберия Гракха и Гая Гракха для Римской и мировой истории (Это был первый закон, защищающий права низов общества).

- Корнелия, мать Тиберия и Гая Гракхов , очень хотела, что бы её называли «матерью Гракхов, а не дочерью Спициона». Как вы считаете, её мечта сбылась? Если «ДА», то почему вы так считаете?

Корректировка суждений учащихся

Рассуждение с использованием новой терминологии, личная оценка событий и исторического лица

основы социально-критического мышления

Умение давать оценку исторической личности






Выслушивать мнение одноклассников, быть толерантным






Устанавливать и сравнивать точки зрения прежде чем принять решение

Информация о домашнем задании

Цель этапа: инструктаж по его выполнению


Параграф 44,

Ответить на вопросы к § 44

Для любознательных

Задача: Как вы считаете, есть ли в истории случаи, когда реформаторы удостаивались благодарности?


установление связей между общественными и политическими событиями


Умение понимать необходимость выполнения заданий учителя

Умение толерантно относиться к желанию одноклассников выполнить более объёмное задание

Рефлексия

Цель этапа: подведение итогов урока.

Наше путешествие подошло к концу. Составление синквейна с именем Тиберий

Тиберий

Справедливый, смелый

Возглавлял, защищал, наделял

Отнимал излишки общинных земель у аристократов

Реформа


Составление синквейна с именем Тиберий


Умение применять полученные знания на практике, оперировать новыми понятиями


Осознавать достижение цели


Оказание взаимопомощи



Тема: Народные трибуны – братья Гракхи – 5 класс


Цель урока: Формировать представление о причинах разорения крестьян в Риме и его последствиях, о реформах братьев Гракхов и их значении.

Планируемые результаты:

Личностные: познавательный интерес к истории, процессу научного познания, осознание справедливости борьбы человека за свои права.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме и ее участников, важнейшие события в период разработки земельного закона братьев Гракхов; работать с различными источниками информации, прогнозировать развитие событий

Личностные УУД: умение доброжелательно относиться к окружающим, не применять насилие для решения проблем.

Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения, совместной деятельности.

Регулятивные УУД: умение контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.

Предметные УУД: знание причин начала гражданской войны в Римской республике; содержание законодательства Гракхов, исторического значения их деятельности, описание личности Гая и Тиберия Гракхов.

Реализация результатов:

  1. Личностные: основы социально-критического мышления посредством выявления причин разорения крестьян в Риме, установление связей между общественными и политическими событиями;

  2. Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи, объяснять исторические явления (избрание народным трибуном Тиберия Гракха, принятие земельного закона, его реализация, причины неудачи в реализации принятого закона);

  3. Предметные: давать определение понятиям трибун, земельный закон, реформы, народное собрание, определять время и место событий, работать с картой по теме «Древний Рим», объяснять причины разорения земледельцев и принятия Тиберием Гракхом Земельного закона, определять сущность закона, предложенного Тиберием Гракхом, выявить причины неудачи с реализацией принятого закона.


Задачи урока:

1. Рассмотреть причины разорения крестьян во 2 в до.н.э. и его последствия. Показать, что земельный закон братьев Гракхов был справедлив, но его исполнение являлось невозможным для того периода.

2.Включить в активный словарь обучающихся термины народный трибун, земельный закон, народное собрание, реформы.

3.Охарактеризовать земельный закон Тиберия Гракха и его значение.

4. Развивать умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события.

5. Воспитывать чувство сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремиться совершать хорошие поступки.


Тип урока: комбинированный


Форма урока: урок-исследование.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация «Народные трибуны – братья Гракхи»; карта «Древний Рим»;

  • учебник Ф.А. Михайловского «История Древнего мира». 5 класс, параграф 44.

Ход урока.


  1. Организационный момент. (1- 2 минуты)

– Здравствуйте ребята.

Ну-ка посмотри, дружок,

А готов, ты, на урок.

Ручка, книжка и тетрадка,

Всё ли у тебя в порядке?

II. Актуализация опорных знаний по теме« Рим – завоеватель Средиземноморья» (7-10 мин.)

1.Вступительное слово учителя.

- Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны, города, села, района, семьи. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

Ребята, как можно прославиться? (Совершая хорошие поступки, сделав открытие и т.д.)

- Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Я надеюсь, что сегодня каждый из вас постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.

- Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие в Древний Рим.

2. Преодоление препятствий.

Учитель: Поскольку мы с вами путешествуем нельзя забывать, что каждого путешественника на пути могут встретиться преграды. Вот и перед нами появилось препятствие – лабиринт. Из него можно найти выход, но только объясняя значения этих слов.

Фаланга – Войско—Сенат—Провинция—проконсул—Закон—Реформа

(Фаланга – построение римского войска в виде квадрата, Войско – армия, Сенат- высший совет знати в Риме, Провинция – часть Римского государства, Проконсул – управляющий провинцией, Закон – правила, которые необходимо выполнять всем жителям страны, Реформа – преобразования)

- Молодцы, вы прекрасно справились с препятствием и благополучно добрались до Рима.

3. Работа с картой.

Обратите внимание на настенную карту, откройте атласы и найдите, где находилась Древний Рим?

- Где находиться река Тибр?

- Какие территории были завоёваны римлянами?

- Какие провинции были образованы Римом?

- Покажите Карфаген.

4. Объявление темы урока, формулировка цели и задач урока.

Что мы должны знать, чтобы ответить на проблемный вопрос, обозначенный в теме урока?



III. Проблемное объяснение нового материала

План

1. Разорение крестьян.

2. Земельный закон Тиберия Гракха.

3. Гибель Тиберия Гракха.

4. Борьба и гибель Гая Гракха.


1. ( Сл. 5) Задание на урок.

- Подумайте, почему земельная реформа братьев Гракх была обречена на провал.


4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

- ( сл. 6) -

После того, как римляне установили свою власть в Средиземноморье, в самом государстве вспыхнула вражда между различными группами населения. В Риме началась эпоха гражданских войн.

Сл. Гражданская война – это война между людьми одной страны

Их первой жертвой стал Тиберий Гракх, выступавший в защиту земледельцев Италии.


- Причины разорения земледельцев давайте попытаемся установить из фактов: (работа с текстом стр. 235 – 236 и слайдами)

( сл. 7) Вернулся римский крестьянин в Италию после длительных походов, а его земельный участок зарос сорняками, плетень развалился, сарай для скота пуст, т.к. жена вынуждена была продать быков. Чтобы восстановить хозяйство нужны были деньги, поэтому приходилось уходить на заработки.

( сл. 8) Не все крестьяне сразу продавали участок. Вернувшись, они пытались восстановить хозяйство. Но очень быстро разорялись. Соберёт, например, пшеницу, повезёт в город, а там за неё такую низкую цену предлагают, что хоть выбрасывай в реку.


( сл. 9) - Крупные землевладельцы завозили пшеницу из Сицилии. Нанимать крестьян на работу было затратно, дешевле было использовать труд рабов. И хоть качество товара, произведённого рабами хуже, но их труд был дешёвле, поэтому крестьяне разорялись.


( сл. 10) - Каковы же причины разорения крестьян?

( сл. 11)

  1. Длительные заморские походы

  2. Обработка земли и выпас скота стоили дорого

  3. Не было сбыта товара, производимого крестьянами

  4. Приток массы рабов


( сл. 12) братья Гракхи с матерью.

- Давайте немного познакомимся с биографией Гракха. (выступление учащегося с сообщением)


- Гай и Тиберий Гракхи родился в семье Тиберия Семпрония Гракха старшего и Корнелии Африканы, дочери Сципиона Африканского. Гай рос без отца и воспитывался матерью.

Братья находились в хороших отношениях и позднее действовали вместе, несмотря на разницу в возрасте. Плутарх, сравнивая братьев, отмечает более неровный и горячий характер Гая по сравнению со старшим братом. Впервые Тиберий отличился во время 3-й Пунической войны, согласно исторической традиции, первым ворвался в осаждённый Карфаген; его храбрость была признана строгим Сципионом Эмилианом.

Отправленный квестором в Испанию, он сделал по дороге много поучительных наблюдений над состоянием римских земель; особенно в Этрурии он был поражён пустынностью страны и исчезновением крестьян-землевладельцев. В нём сложилось убеждение, что преобладание крупного землевладения и страшное обеднение среднего класса — существеннейший недостаток римского экономического и социального строя и источник всех бедствий республики.


( сл. 13) - Проезжая однажды по Италии, он был поражён тем, что нигде не видел свободных земледельцев: пахари и пастухи - рабы. Он понимал, что скопление массы невольников опасно. К тому же разорение земледельцев ослабляло военное могущество Рима. Вернувшись, Тиберий стал добиваться должности народного трибуна. На сходах он произносил такую речь : «« Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим – нет ничего, кроме воздуха и света…»


- Тиберия выбрали трибуном. И он приступил к разработке земельного закона.


- Возвратясь в Рим, он добился избрания в трибуны (133 г. до н.э. ) и предложил закон (lex agraria), по которому определялась высшая норма владения общественной землёй (ager publicus) — именно, 500 югеров на человека (югер = 1/4 десятины), а если у владельца есть сыновья, то на долю каждого ещё по 250 югеров — впрочем, не более 1000 югеров на семью.

Образовавшиеся вследствие этого правила отрезки от существовавших до того времени крупных владений должны были поступить в казну для раздачи участками по 30 югер. безземельным гражданам на условиях наследственной аренды. Участки должны были считаться неотчуждаемыми (отличие от Лициниевых закон.); получавшие их обязаны были возделывать их и платить в казну умеренный оброк.

Этот закон, наносивший удар крупному аристократическому землевладению, находил деятельную поддержку только в тесном кругу друзей и родственников Тиберия Гракха и вызвал ожесточённое противодействие со стороны большинства сенатской аристократии. Мягкий по природе Тиберий поневоле должен был прибегнуть к революционному способу действий. Борьба началась с того, что один из товарищей Тиберия по трибунату, Марк Октавий, наложил своё вето на закон. Тогда Гракх нарушил неприкосновенность трибунской власти, задав народу вопрос: «может ли оставаться трибуном тот, кто идёт против интересов народа?» Голосование решило вопрос против Октавия, и он силой был сведён со скамьи трибунов. Теперь закон прошёл, и назначена была комиссия для его осуществления: в комиссию вошли сам Гракх, его брат Гай и тесть Аппий Клавдий. Опасаясь мщения со стороны врагов, Тиберий стал ходить по улицам в сопровождении многочисленной вооружённой толпы телохранителей.

Особенно он боялся наступления нового года, когда кончится его трибунат, а вместе с тем и гарантия неприкосновенности. Поэтому он вопреки закону (нельзя было два года подряд занимать одну и ту же должность) выставил свою кандидатуру на выборах в трибуны 133 до н. э.

( сл. 14 – 15)

( сл. 17 – 18 ) - В Сенате Тиберий не нашёл поддержки, так как сенаторы уговорили другого народного трибуна, Октавия, сорвать замысел Тиберия. Октавий использовал право вето и запретил голосовать за этот закон. Но Тиберий обратился со словами к Собранию


( сл. 19) - На случай, если бы аристократия стала противодействовать его избранию, в день выборов им была приготовлена вооружённая сила. В Сенате, собравшемся по соседству с местом народного собрания, стали раздаваться голоса, требовавшие немедленной казни бунтовщика и нарушителя вековых установлений. В то же время в народном собрании послышался треск от случайно сломавшихся скамей. Сенаторы приняли этот треск за начало возмущения и, схватив в руки первые попавшиеся тяжёлые предметы, выбежали на площадь. Народ расступился; толпа сенаторов прямо направилась к трибуну. Среди происшедшего шума Гракх не мог говорить и рукой показал на свою голову в знак того, что ему угрожает опасность. Этот жест тотчас же объяснили, как требование царской диадемы, и народ (не сельское население, а городской пролетариат, не заинтересованный в судьбе Гракхова закона) совершенно отступился от трибуна. Тиберий Гракх пытался бежать, но оступился и был убит.

Согласно Веллею Патеркулу, когда Гракх «cбегал по склону Капитолия, его настиг обломок скамьи»[2].

В тот же день убито 300 приверженцев Тиберия, а затем начались уголовные преследования, хотя аграрный закон отменён не был и комиссия продолжала действовать; место убитого в ней занял тесть Гая Гракха, Публий Красс Муциан, а по смерти последнего и Аппия Клавдия их заменили Марк Фульвий Флакк и Гай Папирий Карбон. Комиссия работала успешно и в течение 5 лет довела количество крестьян-землевладельцев с 300000 до 400000. Судьба Тиберия Гракха обнаружила косность римской аристократии и неспособность её к своевременному удовлетворению нарождающихся потребностей. Друзья народного дела и сторонники коренных реформ убедились, что для успеха их начинаний необходимо прежде всего ослабить в политическом строе преобладание аристократии. Горячим деятелем в этом направлении явился младший брат Тиберия Гракха, Гай Гракх.


2) работа по учебнику:

Стр. 236 – 237 « Борьба и гибель Гая Гракха»

Деятельность Гая Гракха. Через 10 лет народным трибуном был избран Гай Гракх. Он учел печальный опыт старшего брата. Предложив новые земельные преобразования, Гай постарался учесть не только интересы крестьян. Он попытался опереться и на всадников, землевладельцев, которые не участвовали в управлении государством, а также на низшие слои народа.

Гай провел судебную реформу в пользу всадников. Всадники с 3 века до н. э. превратились во второе после сенаторов сословие. Всадники владели крупными земельными наделами, имели высокий имущественный ценз. Политическое влияние всадников в римском обществе было намного слабее, чем влияние патрициев. В результате преобразований Гая Гракха всадники стали руководить судами, разбиравшими дела о вымогательстве в провинциях. Это давало им большую власть над наместниками провинций, открывало путь к их обогащению. Римским беднякам, согласно одному из законов Гая Гракха, хлеб должен был продаваться государством по самым низким ценам.

Главным же направлением в деятельности Гая Гракха было создание римских колоний за пределами Италии. Таким образом часть крестьянства, покинув родину, могла получить землю и улучшить свое положение. В эти колонии предполагалось также послать "наилучших граждан" для организации строительства и жизни поселенцев. В пылу преобразовании Гай Гракх презрел религиозное проклятие, тяготевшее над землей города Карфаген. Он замыслил организовать там большую римскую колонию.

Сенат с тревогой наблюдал за чрезмерно активной, как ему казалось, деятельностью народного трибуна. Был поставлен вопрос о незаконности основания колонии на месте Карфагена. Сенат сделал ставку на другого народного трибуна, соперничавшего с Гаем Гракхом, На каждое предложение Гракха тут же поступало предложение его противника, доводившее идеи Гракха до абсурда. Если Гай Гракх предлагал основать одну колонию, его противник говорил об основании 12 колоний. Авторитет Гая Гракха падал, и в третий раз он не был избран народным трибуном.


4. Гибель Гая Гракха. Сторонники Гая Гракха организовывали вооруженные отряды. Сенаторы стали подозревать их в покушении на законную власть. Тем не менее некоторые из законов Гая Гракха были предложены для утверждения народному собранию.

Римские историки рассказывают, что весь Рим собрался в тот день на Капитолии. На оскорбление, последовавшее от посланца консула, сторонники Гая Гракха ответили самым решительным образом. Посланец был заколот. Сенат, узнав об этом, объявил: "Отечество в опасности" Сенаторы и изменившие Гаю Гракху всадники вооружились. Гай Гракх и его сторонники укрепились на Авентине. С Капитолия на них двинулись вооруженные отряды. В рядах плебеев началась паника. 3 тысячи сторонников Гая Гракха были убиты. Сам Гай вынужден был приказать рабу убить себя. Его голова была доставлена в сенат, что вызвало ликование у сенаторов.


Реформы братьев Гракхов потерпели поражение. Обнищание римского крестьянства продолжалось.

В начале своей деятельности Гай Гракх сказал: "Я бросаю ножи на форум, чтобы римские граждане перерезали ими друг друга". Это страшное пожелание Гая Гракха сбылось. После его гибели непрочный мир в Риме был восстановлен ненадолго. Противоречия не угасли. Вскоре они вспыхнули с новой силой.

Римский народ, словно очнувшись, снова воздал почести братьям Гракхам. В общественных местах были установлены их изображения, освящены места их гибели. Сюда люди приносили жертвы, здесь молились. Особым почетом была вознаграждена мать Гракхов Корнелия. Хоть и трагическим образом, но исполнилась ее мечта. Корнелию стали называть матерью славных героев Гракхов.


5 . Первичное закрепление материала.

- Корнелия, мать Тиберия и Гая Гракхов , очень хотела, что бы её называли «матерью Гракхов, а не дочерью Спициона». Как вы считаете, её мечта сбылась? Если «ДА», то почему вы так считаете?


6. Закрепление материала

Беседа.

- Итак, давайте вспомним, каковы причины разорения крестьян.

- Какие же изменения предложил Тиберий Гракх?

- Смог ли он завершить реформу?

- Кто продолжил дело Тиберия Гракха?

- Какова судьба Гая Гракха?

- Сделайте вывод о том, почему же земельная реформа братьев Гракх была обречена на провал.


6. Информация о домашнем задании: параграф 44, вопросы, записи, Задача: Как вы считаете, есть ли в истории случаи, когда реформаторы удостаивались благодарности?

7. Рефлексия. Составление синквейна с именем Тиберий.

Тиберий

Справедливый, смелый

Возглавлял, защищал, наделял

Отнимал излишки общинных земель у аристократов

Реформа

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всемирная история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка

Автор: Калмыкова Татьяна Алексеевна

Дата: 07.12.2019

Номер свидетельства: 530769

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Методическая разработка по теме "My family''"
    ["seo_title"] => string(42) "mietodichieskaiarazrabotkapotiemiemyfamily"
    ["file_id"] => string(6) "282871"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453739739"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami"
    ["file_id"] => string(6) "322321"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569081"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami1"
    ["file_id"] => string(6) "322322"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569088"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami2"
    ["file_id"] => string(6) "322323"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569094"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami3"
    ["file_id"] => string(6) "322324"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства