Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный план урока по предмету Человек Общество Право на тему "Социальная стратификация и мобильность"»
Предмет:Человек. Общество. Право.
Тема урока:Социальная стратификация и мобильность
Тип урока: изучение нового материала,
Методы: беседа, составление схем, работа с учебником
Цели урока: изучить теорию стратификации общества, рассмотреть основные социальные группы
Задачи:: уметь различать признаки социальных классов, отличать открытое и закрытое общество, характеризовать их
Ресурсы: учебник
Межпредметные связи:история
Основные понятия, которые должны знать учащиеся в конце урока: стратификация, классы, страты, мобильность и ее разновидности, миграция.
Ход урока.
1.Оргмомент:
2.Повторение домашнего задания:
Составление тонких и толстых вопросов
3.План изложения нового материала.
Социальная стратификация
Социальная мобильность
4. Стадия вызова
Мы все знаем, что люди не похожи друг на друга, не только в физическом, духовном, но и в социальном плане. В социологии разделение людей в обществе на группы, занимающие разное социальное положение называют социальной дифференциацией. Различия людей по образованности, квалификации, по роду деятельности, по образу жизни – всё это проявления социальной дифференциации.
Пример: Составьте ассоциации современной группы людей
5. Осмысление. Работа с текстом
На формате А4 раскройте понятие стратификации и мобильности
Экономические стороны социальной дифференциации выражаются в различии доходов, уровня жизни, т. е. в существовании богатых, бедных и средних слоёв населения. Политические стороны социальной дифференциации связаны с делением общества на людей, имеющих политическую власть, или правящие слои, и людей, реальное влияние которых на политику, участие в управлении обществом незначительно.
Взятые в целом, все эти различия характеризуют социальную дифференциацию общества, т. е. его разделение на группы, между которыми существуют различия с точки зрения их прав и обязанностей, привилегий, престижа и влияния на жизнь общества.
Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли, этажам расположенных зданий, предметов, ярусам растений и т. п.
Стратификация – это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними – основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.
В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и выстраивается иерархия из социальных слоев. Таким образом фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.
По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты, сословия, классы и т. д.
Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места, и как оно происходит?
Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобильности.
Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие.
Социальная мобильность – изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.
Различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность – это переход человека в другую социальную группу без изменения социального статуса, например развод и образование новой семьи, переход на работу в той же должности с одного предприятия на другое. Вертикальная мобильность связана с переходом вверх либо вниз по ступеням социальной лестницы. Это, например, повышение в должности или, наоборот, понижение, а то и вовсе лишение работы. Частный предприниматель может из мелкого собственника превратиться в хозяина солидной фирмы, но может и разориться.
В современном обществе интенсивность протекания процессов горизонтальной и вертикальной мобильности резко возрастает. Причина этого – в динамизме общественной жизни, стремительных преобразованиях в экономике, появлении новых профессий и родов деятельности и свёртывании, даже исчезновении многих старых, когда-то вполне респектабельных производств и соответствующих рабочих мест.
Стратификация – совокупность больших групп людей (страты), расположенных иерархически по критериям социального неравенства: доход, власть, образование и престиж. Автор теории Питирим Сорокин.
Что предопределяет сущность стратификации
Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли.
Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.
Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Скажем, начальная школа означает 4 года, неполная средняя — 9 лет, полная средняя —11, колледж — 4 года, университет — 5 лет, аспирантура — 3 года, докторантура — 3 года. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.
Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть — возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).
Престиж — уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятий.
Исторические типы стратификации
Закрытое общество Открытое общество
(переход из одной страты в (допускаются свободные
другую практически не возможен) переходы)
1Рабство 1Классы
2Касты
3Сословия
Вшироком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода (рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне и пр.)
Класс — любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.
Высший класс
Средний класс
Низший класс
Верхний — высшийкласс включает «аристократов по крови», которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.
Нижний — высший класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители — профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет «аристократов по крови».
Верхний — средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов, как-то крупные адвокаты, известные врачи, актеры или телекомментаторы. Образ жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они еще не могут.
Средний — средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Он включает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.
Нижний — средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта — приличествующий образ жизни.
Верхний — низший класс включает средне- и малоквалифицированных рабочих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса. Отличительные черты: невысокое образование (обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассивный досуг (просмотр телевизора, игра в карты или домино), примитивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.
Нижний — низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих мало пригодных для жизни мест. Они не имеют никакого либо начальное образование, чаще всего перебиваются случайными заработками либо попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть «социальным дном», или андерклассом. Чаще всего их ряду рекрутируются из хронических алкоголиков, бывших заключенных, бомжей и т. п.
2. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своего статуса, называетсясоциальной мобильностью.
Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — принудительное.
Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто — вниз.
Виды мобильности
Мобильность может быть: индивидуальной и групповой, добровольной и принудительной.(подумайте над примерами)
Задание: Какие аргументы вы могли бы привести в защиту этих суждений? (1 на выбор)
• Богатства желают, бедности избегают.
• Богатыми люди становятся по желанию, а бедными — по принуждению.
• К «новым бедным» относят самую образованную часть общества —интеллигенцию, которая в развитом обществе всегда входит в средний и высший класс.
• Бедность — это экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.
Подводя итог, нужно отметить, что определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения – престарелых, инвалидов, многодетных семей.
На следующем уроке будет рассмотрено, как социальные институты влияют на развитие общества.
Вопросы для закрепления (рефлексия):
Приведите примеры индивидуальной принудительной и и добровольной мобильности, групповой.