kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краткосрочный план урока по предмету Человек Общество Право на тему "Социальная стратификация и мобильность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок может быть использован на уроке ЧОп в 11 классе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный план урока по предмету Человек Общество Право на тему "Социальная стратификация и мобильность"»


Предмет: Человек. Общество. Право.

Тема урока: Социальная стратификация и мобильность

Тип урока: изучение нового материала, 

Методы: беседа, составление схем, работа с учебником

Цели урока: изучить теорию стратификации общества, рассмотреть основные социальные группы

Задачи:: уметь различать признаки социальных классов, отличать открытое и закрытое общество, характеризовать их

Ресурсы: учебник

Межпредметные связи: история

Основные понятия, которые должны знать учащиеся в конце урока: стратификация, классы, страты, мобильность и ее разновидности, миграция.

Ход урока.


1.Оргмомент: 

2.Повторение домашнего задания:

Составление тонких и толстых вопросов

3.План изложения нового материала.

Социальная стратификация

Социальная мобильность

4. Стадия вызова

Мы все знаем, что люди не по­хо­жи друг на друга, не толь­ко в фи­зи­че­ском, ду­хов­ном, но и в со­ци­аль­ном плане. В со­цио­ло­гии раз­де­ле­ние людей в об­ще­стве на груп­пы, за­ни­ма­ю­щие раз­ное со­ци­аль­ное по­ло­же­ние на­зы­ва­ют со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ци­ей. Раз­ли­чия людей по об­ра­зо­ван­но­сти, ква­ли­фи­ка­ции, по роду де­я­тель­но­сти, по об­ра­зу жизни – всё это про­яв­ле­ния со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции. 

Пример: Составьте ассоциации современной группы людей

5. Осмысление. Работа с текстом

На формате А4 раскройте понятие стратификации и мобильности

Эко­но­ми­че­ские сто­ро­ны со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции вы­ра­жа­ют­ся в раз­ли­чии до­хо­дов, уров­ня жизни, т. е. в су­ще­ство­ва­нии бо­га­тых, бед­ных и сред­них слоёв на­се­ле­ния. По­ли­ти­че­ские сто­ро­ны со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции свя­за­ны с де­ле­ни­ем об­ще­ства на людей, име­ю­щих по­ли­ти­че­скую власть, или пра­вя­щие слои, и людей, ре­аль­ное вли­я­ние ко­то­рых на по­ли­ти­ку, уча­стие в управ­ле­нии об­ще­ством незна­чи­тель­но.

Взя­тые в целом, все эти раз­ли­чия ха­рак­те­ри­зу­ют со­ци­аль­ную диф­фе­рен­ци­а­цию об­ще­ства, т. е. его раз­де­ле­ние на груп­пы, между ко­то­ры­ми су­ще­ству­ют раз­ли­чия с точки зре­ния их прав и обя­зан­но­стей, при­ви­ле­гий, пре­сти­жа и вли­я­ния на жизнь об­ще­ства.

Тер­мин «стра­ти­фи­ка­ция» вошел в со­цио­ло­гию из гео­ло­гии, где он обо­зна­ча­ет рас­по­ло­же­ние пла­стов земли. Но люди из­на­чаль­но упо­доб­ля­ли су­ще­ству­ю­щие между ними со­ци­аль­ные ди­стан­ции и пе­ре­го­род­ки слоям земли, эта­жам рас­по­ло­жен­ных зда­ний, пред­ме­тов, яру­сам рас­те­ний и т. п.

Стра­ти­фи­ка­ция – это де­ле­ние об­ще­ства на спе­ци­аль­ные слои (стра­ты) путем объ­еди­не­ния раз­лич­ных со­ци­аль­ных по­зи­ций с при­мер­но оди­на­ко­вым со­ци­аль­ным ста­ту­сом, от­ра­жа­ю­щее сло­жив­ше­е­ся в нем пред­став­ле­ние о со­ци­аль­ном нера­вен­стве, вы­стро­ен­ное по го­ри­зон­та­ли (со­ци­аль­ная иерар­хия), вдоль своей оси по од­но­му или несколь­ким стра­ти­фи­ка­ци­он­ным кри­те­ри­ям (по­ка­за­те­лям со­ци­аль­но­го ста­ту­са). Де­ле­ние об­ще­ства на стра­ты осу­ществ­ля­ет­ся ис­хо­дя из нера­вен­ства со­ци­аль­ных ди­стан­ций между ними – ос­нов­ное свой­ство стра­ти­фи­ка­ции. Со­ци­аль­ные стра­ты вы­стра­и­ва­ют­ся вер­ти­каль­но и в стро­гой по­сле­до­ва­тель­но­сти по ин­ди­ка­то­рам бла­го­со­сто­я­ния, вла­сти, об­ра­зо­ва­ния, до­су­га, по­треб­ле­ния.

В со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции уста­нав­ли­ва­ет­ся опре­де­лен­ная со­ци­аль­ная ди­стан­ция между лю­дь­ми (со­ци­аль­ны­ми по­зи­ци­я­ми) и вы­стра­и­ва­ет­ся иерар­хия из со­ци­аль­ных слоев. Таким об­ра­зом фик­си­ру­ет­ся нерав­ный до­ступ чле­нов об­ще­ства к тем или иным со­ци­аль­но зна­чи­мым де­фи­цит­ным ре­сур­сам путем уста­нов­ле­ния на гра­ни­цах, раз­де­ля­ю­щих со­ци­аль­ные стра­ты, со­ци­аль­ных филь­тров. На­при­мер, вы­де­ле­ние со­ци­аль­ных слоев может осу­ществ­лять­ся по уров­ням до­хо­дов, об­ра­зо­ва­ния, вла­сти, по­треб­ле­ния, ха­рак­те­ру труда, про­ве­де­нию сво­бод­но­го вре­ме­ни. Вы­де­лен­ные в об­ще­стве со­ци­аль­ные слои оце­ни­ва­ют­ся в нем по кри­те­рию со­ци­аль­но­го пре­сти­жа, вы­ра­жа­ю­ще­го со­ци­аль­ную при­вле­ка­тель­ность тех или иных по­зи­ций.

По мере услож­не­ния (струк­ту­ри­ро­ва­ния) об­ще­ства про­ис­хо­дит па­рал­лель­ный про­цесс встра­и­ва­ния со­ци­аль­ных по­зи­ций в опре­де­лен­ную со­ци­аль­ную иерар­хию. Так по­яв­ля­ют­ся касты, со­сло­вия, клас­сы и т. д.

Итак, каж­дый из нас может быть от­не­сен к той или иной со­ци­аль­ной груп­пе, каж­дый за­ни­ма­ет опре­де­лен­ное место в со­ци­аль­ной струк­ту­ре. А воз­мож­но ли из­ме­не­ние этого места, и как оно про­ис­хо­дит?

От­ве­ты на эти во­про­сы дает тео­рия со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.

Под со­ци­аль­ной мо­биль­но­стью по­ни­ма­ет­ся пе­ре­ход людей из одних об­ще­ствен­ных групп в дру­гие.

Со­ци­аль­ная мо­биль­ность – из­ме­не­ние ин­ди­ви­дом или груп­пой места, за­ни­ма­е­мо­го в со­ци­аль­ной струк­ту­ре (со­ци­аль­ной по­зи­ции), пе­ре­ме­ще­ние из од­но­го со­ци­аль­но­го слоя (клас­са, груп­пы) в дру­гой (вер­ти­каль­ная мо­биль­ность) или в пре­де­лах од­но­го и того же со­ци­аль­но­го слоя (го­ри­зон­таль­ная мо­биль­ность). Резко огра­ни­чен­ная в ка­сто­вом и со­слов­ном об­ще­стве, со­ци­аль­ная мо­биль­ность зна­чи­тель­но воз­рас­та­ет в усло­ви­ях ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства.

Раз­ли­ча­ют го­ри­зон­таль­ную и вер­ти­каль­ную мо­биль­ность. Го­ри­зон­таль­ная мо­биль­ность – это пе­ре­ход че­ло­ве­ка в дру­гую со­ци­аль­ную груп­пу без из­ме­не­ния со­ци­аль­но­го ста­ту­са, на­при­мер раз­вод и об­ра­зо­ва­ние новой семьи, пе­ре­ход на ра­бо­ту в той же долж­но­сти с од­но­го пред­при­я­тия на дру­гое. Вер­ти­каль­ная мо­биль­ность свя­за­на с пе­ре­хо­дом вверх либо вниз по сту­пе­ням со­ци­аль­ной лест­ни­цы. Это, на­при­мер, по­вы­ше­ние в долж­но­сти или, на­о­бо­рот, по­ни­же­ние, а то и вовсе ли­ше­ние ра­бо­ты. Част­ный пред­при­ни­ма­тель может из мел­ко­го соб­ствен­ни­ка пре­вра­тить­ся в хо­зя­и­на со­лид­ной фирмы, но может и ра­зо­рить­ся.

В со­вре­мен­ном об­ще­стве ин­тен­сив­ность про­те­ка­ния про­цес­сов го­ри­зон­таль­ной и вер­ти­каль­ной мо­биль­но­сти резко воз­рас­та­ет. При­чи­на этого – в ди­на­миз­ме об­ще­ствен­ной жизни, стре­ми­тель­ных пре­об­ра­зо­ва­ни­ях в эко­но­ми­ке, по­яв­ле­нии новых про­фес­сий и родов де­я­тель­но­сти и свёр­ты­ва­нии, даже ис­чез­но­ве­нии мно­гих ста­рых, ко­гда-то вполне ре­спек­та­бель­ных про­из­водств и со­от­вет­ству­ю­щих ра­бо­чих мест.


Стратификация – совокупность больших групп людей (страты), расположенных иерархически по критериям социального неравенства: доход, власть, образование и престиж. Автор теории Питирим Сорокин.

Что предопределяет сущность стратификации

Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли.

Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Скажем, начальная школа означает 4 года, неполная средняя — 9 лет, полная средняя —11, колледж — 4 года, университет — 5 лет, аспирантура — 3 года, докторантура — 3 года. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.

Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть — возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

Престиж — уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятий.

Исторические типы стратификации


Закрытое общество Открытое общество

(переход из одной страты в (допускаются свободные

другую практически не возможен) переходы)

1Рабство 1Классы

2Касты

3Сословия



В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода (рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне и пр.)

Класс — любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.


Высший класс



Средний класс




Низший класс


Верхний — высший класс включает «аристократов по крови», которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.

Нижний — высший класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители — профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет «аристократов по крови».

Верхний — средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов, как-то крупные адвокаты, известные врачи, актеры или телекомментаторы. Образ жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они еще не могут.

Средний — средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Он включает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.

Нижний — средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта — приличествующий образ жизни.

Верхний — низший класс включает средне- и малоквалифицированных рабочих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса. Отличительные черты: невысокое образование (обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассивный досуг (просмотр телевизора, игра в карты или домино), примитивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.

Нижний — низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих мало пригодных для жизни мест. Они не имеют никакого либо начальное образование, чаще всего перебиваются случайными заработками либо попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть «социальным дном», или андерклассом. Чаще всего их ряду рекрутируются из хронических алкоголиков, бывших заключенных, бомжей и т. п.

2. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — принудительное.

Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто — вниз.

Виды мобильности


Мобильность может быть: индивидуальной и групповой, добровольной и принудительной. (подумайте над примерами)


Задание: Какие аргументы вы могли бы привести в защиту этих суждений? (1 на выбор)

• Богатства желают, бедности избегают.

• Богатыми люди становятся по желанию, а бедными — по принуждению.

• К «новым бедным» относят самую образованную часть общества —интеллигенцию, которая в развитом обществе всегда входит в средний и высший класс.

• Бедность — это экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.

Под­во­дя итог, нужно от­ме­тить, что опре­де­лен­ное ре­гу­ли­ру­ю­щее воз­дей­ствие на со­ци­аль­ные от­но­ше­ния стре­мит­ся ока­зы­вать го­су­дар­ствен­ная власть. В за­пад­ных стра­нах одной из глав­ных забот го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся предот­вра­ще­ние со­ци­аль­ных кон­флик­тов. Мно­гое де­ла­ет­ся для под­держ­ки наи­бо­лее уяз­ви­мых в усло­ви­ях кон­ку­рент­ной эко­но­ми­ки слоев на­се­ле­ния – пре­ста­ре­лых, ин­ва­ли­дов, мно­го­дет­ных семей.

На сле­ду­ю­щем уроке будет рас­смот­ре­но, как со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты вли­я­ют на раз­ви­тие об­ще­ства.

Вопросы для закрепления (рефлексия):

Приведите примеры индивидуальной принудительной и и добровольной мобильности, групповой.

Приведите примеры мобильности из сказок.


Домашнее задание: Домашнее задание §10 прочитать, термины конспекта учить.

Рефлексия. Дерево Блоба



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всемирная история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Колпакова Галина Викторовна

Дата: 14.12.2017

Номер свидетельства: 444356


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства