kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бухара - столица мусульманской культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нестандартный урок с использованием презентаций, видеоматериалов и ресурсов интернета. Урок раскрывает тему культурного исторического религиозного наследия города Бухары,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бухара - столица мусульманской культуры.»

Дата _________________________ Класс _______________________

Предмет: Всемирная история.

Тема: Промышленность и сельское хозяйство Узбекистана на службе фронту.

Цели урока:

1.Образовательная. формирование ключевых компетенций учащихся через интеграцию современных педагогических информационных технологий. Познакомить учащихся с участием Узбекистана во 2 Мировой войне, вкладом, который он внес в победу над фашизмом.

2.Развивающая. Создать условия для формирования е и умения вести аргументированную беседу по указанной теме, а также навыка классификации. Создать условия для начала формирования исторического мировоззрения и понимания особенностей развития в новейшее время. (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать)

3.Воспитательная. Воспитать в учащихся любовь и интерес к истории, создать условия для формирования гражданской позиции, умения слушать оппонента.

Компетенция: коммуникативная и компетенция работы с информацией

Задачи:

- Обучение деятельности: умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;

- Формирование личностных качеств: ума, воли, гражданственности и патриотизма, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни;

- Формирование картины мира: адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Методы урока:

1. методы групповой технологии: метод диалога;

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

2.Объяснительно-иллюстративный метод;

3.Репродуктивный метод.

Оборудование урока:

1.учебник «История Узбекистана» для 10 классов;

2.политическая карта мира; карта Узбекистана

3. презентация

4. иллюстрации по теме урока.

5. фильм «Узбекистан в годы Великой Отечественной войны»

6. материалы научно-практической конференции «Дискуссионные страницы истории»

Основные понятия и термины: Декларация, конституция, советские республики

Ход урока:

Организационный момент (5 минут).

1.Приветствие, перекличка учеников по журналу.

2.Создание рабочей обстановки, концентрация внимания учащихся.

3.О важных событиях, произошедших в мире.

Объяснение новой темы (20-25 минут).

План:

1.Повторение:

1.Какие факторы послужили толчком для начала Второй мировой войны?

2.Каков был характер советско-финской войны? Какое значение имела эта война для СССР?

3.Расскажите о вкладе узбекского народа в фонд обороны?

4.Какая часть населения мира приняло участие в войне? Какими тыловыми работами занималось население Узбекистана, не принимавшее участие в непосредственных военных действиях?

5.Как изменилось внутреннее положение страны с началом войны?


2.НОВЫЙ МАТЕРИАЛ:

Презентация « 9 мая»

Интернет ресурс https://www.google.com/search?q=9+%D0%BC%D0%B0%D1%8F+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%A3%D0%B7%D0%B1%D0%B5%D0%

Работа в малых группах

В классе 24 человек поделены на 4 группы:

Задание 1. Работа с текстом «Промышленность Узбекистана в годы войны

1гр 230 -

2гр 63-

3гр 75 -

4гр 5 до 8-

Определите какие цифры соответствуют какой информации

Задание 2.

В сентябре-декабре 1941 года руководство республики определило конкретные задачи по переводу народного хозяйства на военные рельсы, установило сроки запуска в действие тех или иных предприятий, полной мобилизации внутренних ресурсов. Несмотря на катастрофическую нехватку кадров, промышленного сырья, горючего, станков, оборудования к декабрю 1941 года в Ташкенте наладили выпуск оборонной продукции в 63-х, а всего по республике – в 230 промышленных предприятиях. Наращивали свою мощность и эвакуированные заводы.

С декабря 1941 года работники военных предприятий были причислены к категории мобилизованных на войну и были прикреплены к ним. Нарушители трудовой дисциплины жёстко наказывались. Для самовольно покинувших рабочее место были определены тюремные сроки от 5 до 8 лет. В 1942 году в Узбекистане в два раза увеличился выпуск новой промышленной продукции. В 1943 году удельный вес промышленности в народном хозяйстве республики возрос до 75 %. Необходимость увеличения мощностей военного производства требовало увеличения промышленного строительства.

Задание 3. Работа с текстом «В годы войны в Узбекистане были построены»:

1гр. строительство Электростанций, где какие, мощность.

2 гр. Металлургическая промышленность, где какие, мощность.

3 гр. строительство водохранилищ , где какие, объем.

4 гр. строительство сахарных заводов, где какие, мощность.

7 крупных гидроэлектростанций, в том числе Аккавакская, Кибрайская, Саларская и Фархадская ГЭС, открыты новые угольные и нефтяные месторождения, стали более эффективно использовать старые месторождения. В марте1944 года в Бекабаде была сдана в эксплуатацию первая очередь первого в Средней Азии современного металлургического комбината – Узбекского металлургического завода.

В период войны действующая армия бесперебойно получала всё необходимое: технику, оружие, боеприпасы, продовольствие. Как один из основных арсеналов Союза, Узбекистан поставил на фронт более 2000 самолётов,22 млн миномёт 500 000 штук снарядов и миллионы штук гимнастёрок, санитарных поездов, ватные комплекты одежды, сапоги и другие необходимые вещи для воина. Тяжёлое бремя труда в основном легло на плечи женщин, стариков и подростков.

Состояние сельского хозяйства. Несмотря на все трудности, узбекские дехкане беззаветно трудились для обеспечения фронта необходимой продукцией. В 1941 году они сдали государству более 1,6 млн тонн хлопка. С избытком были выполнены обязательства по сдаче плодоовощной продукции, бахчевых культур, коконов шелковичного сырья, шерсти, мяса. С целью увеличения посевов зерна и технических культур весной 1942 года было дополнительно освоено 220 500 гектаров земли. В годы войны увеличение производства хлопка была поставлена в качестве самой важной задачи.

Силами дехкан-колхозников, трудящихся всего Узбекистана были построены Верхнечирчикский, Североферганский, Сох-Шахимарданский, Учкурганский каналы, Касансайский и Рудасайский водохранили ща. Стало наполняться водой Каттакурганское водохранилище. В Самаркандской, Ферганской, Ташкентской областях были выделены плодородные земли для выращивания сахарной свеклы и в 1943 году было сдано государству более 1,5 млн центнеров этой продукции. В Зирабулаке, Красногвардейске, Коканде и Янгиюле для переработки сахарной свеклы были построены сахарные заводы. В годы войны Узбекистан поставлял четвертую часть всего производимого в стране сахара.Таким образом, в годы войны дехкане Узбекистана, работая в сложнейших и тяжёлых условиях, поставили государству более 4 млн тонн хлопка-сырца, 82 млн пудов зерна и другой продукции. Это был достойный вклад в победу над фашизмом.

Задание 4.Вопросы и задания группам: используются иллюстрации.

1. Какую продукцию выпускали заводы и фабрики на территории Узбекистана?

2. В чем проявился героизм на трудовом фронте?

3. Какое наказание применялось к нарушителям дисциплины?

4. В каких условиях находились простые люди в годы войны?

5. Как расширялись посевные площади? Какую продукцию фронту они давали?

6. Какие новые отрасли промышленности появились в Узбекистане в годы войны?

7. Какие новые отрасли сельского хозяйства появились в Узбекистане в годы войны?


1 2


3 4


Жизнь населения и её тяготы.

Война поставила в тяжёлое материальное положение каждую семью в Узбекистане. В городах была введена карточная система обеспечения продовольствием: рабочим и служащим выдавалось 400-500 грамм, а членам их семей по 300-400 грамм хлеба. Руководящие работники обеспечивались специальным продовольственным пайком. Трудности привели к обострению социально-психологической обстановки в обществе, но вера в победу над фашизмом нисколько не ослабла. В годы войны очень тяжёлым было положение в узбекских кишлаках. В 1,5 раза увеличен обязательный минимум трудодней. В колхозах норма обязательного минимума трудодней для колхозников и детей, начиная с подростков 12 лет был увеличен в 1,5 раза. Колхозники, которые не могли выполнить установленную трудовую норму безжалостно наказывались. В результате разных болезней и голода в кишлаках умирали десятки тысяч людей. В годы войны голод охватил и крупные промышленные центры страны.

Задание 5.Вопросы и задания группам: используются иллюстрации

1.Что такое карточная система, как она работала?

2.Что такое государственный паек и кто им мог пользоваться?

3. Каково положение узбекских кишлаков?

4. В каких условиях находились простые люди в годы войны?

5. что означает «минимум трудодней»? Как это влияло на размер трудовой нормы?

6. Если дехканин не выполнял трудовой нормы, какое наказание для него предусматривалось?




Радушие, гостеприимство узбекского народа

и его интернациональная помощь.


1.


3

С целью улучшения обеспечения населения продовольственными товарами на предприятиях разрешили создавать подсобные хозяйства. Для них было выделено 53 тыс. гектаров земли во временное пользование. Среди рабочих и служащих широко распространились индивидуальное огородничество и бахчеводство.

  • В годы войны в структуре общества появились такие социальные группы населения, как семьи военнослужащих, эвакуированные, инвалиды войны, сироты.

  • В Узбекистан было эвакуировано более 1 млн

  • Семья Ш.Шомахмудовых человек, в том числе 200 000 детей.

  • Узбекские семьи приняли и воспитали как своих детей сирот разных национальностей. Например, простой ташкентский кузнец Шоахмад Шомахмудов принял в свою семью 15 детей, инвалид войны Хамид Самадов из Каттакургана воспитал 13 детей, самаркандская колхозница Фотима Косимова – 10 детей.

  • В период войны в республике действовало более 30 госпиталей. Многие раненые были вновь возвращены в боевой строй. Многие инвалиды обеспечивались работой.

  • Из-за нехватки продуктов питания стоимость рубля стала падать, процветала спекуляция. Несмотря на лишения, работники предприятий и колхозники ради победы, ради воюющих на фронте сыновей и мужей продолжали самоотверженно трудиться. Несмотря на все трудности, они заботились о семьях фронтовиков, устраивали в детские сады и ясли их детей. Колхозы и совхозы выделяли семьям фронтовиков продукты питания, земельные участки под огороды.

Задание 6.

1. В чём проявилось гостеприимство узбекского народа по отношению к эвакуированным народам?

2.Какие народы были переселены в Узбекистан в 1943-1944 годах? Почему они были переселены?

3. Почему семьи из Узбекистана старались взять детей в семью?

4. Назовите известные всем семьи взявшие в свой дом детей мобилизованных с оккупированных территорий ?



Работа с текстом дополнительного материала.

К 1942 году все перебазированные в республику промышленные предприятия, которых было около 100, работали на полную мощность, поставляя фронту военную технику, боеприпасы и снаряжение.На них по 11 часов ежедневно трудились мобилизованные мужчины от 16 до 55 лет и мобилизованные женщины от 16 до 45 лет. Из-за нехватки рабочих рук к работе были привлечены подростки с 12 лет.

С первых дней войны медицинская служба испытывала серьезные трудности, ощущался резкий дефицит в средствах, не хватало кадров. Значительная часть мобилизационных материальных и людских ресурсов здравоохранения, составлявшая 39,9% от всего количества врачей и 35,8% от численности больничных коек, находилась в западных областях Советского Союза и уже в первые дни войны была захвачена наступающими частями противника. Большие потери несла медицинская служба непосредственно на поле боя. Более 80% всех ее санитарных потерь приходилось на рядовой и сержантский состав, то есть на передовое звено, действовавшее на линии фронта. Во время войны погибли или пропали без вести более 85 тыс. медиков. Из них 5 тыс. врачей, 9 тыс. средних медицинских работников, 23 тыс. санитарных инструкторов, 48 тыс. санитаров и санитаров-носильщиков. 


В Узбекистане было организовано более 113 военных госпиталей, где раненные воины поправляли свое здоровье и вновь возвращались на передовую. Госпитали были размещены в лучших зданиях Ташкента, Самарканда, Ферганы, Бухары и других городов и хорошо снабжены медикаментами, перевязочными материалами и т. п. Коллективы фабрик, заводов и учреждений шефствовали над эвакогоспиталями. Свыше двух тысяч сан.дружинниц в свободное от работы время помогали в уходе за ранеными. Через действующие на территории Узбекистана эвакогоспитали только за 1941-1942 гг. прошло более 100 тыс. человек.


На месте военного госпиталя, развернутого в Ташкенте в 1941-1945 годах в 1975 году был установлен мемориальный комплекс "Братские могилы". На территории комплекса похоронены полторы тысячи советских солдат и офицеров, скончавшихся в госпитале во время войны


Задание 7.


1. Почему медицинская служба испытывала серьезные трудности в годы войны?

2. Какой вклад, медицинские работники, сделали на фронте и в тылу?

3. сколько военных госпиталей было организовано в Узбекистане?

4. Какой работой они занимались?

5. Сколько человек получило медицинскую помощь в эвакогоспиталях на территории Узбекистана?

6. какую работу выполняли сандружинницы в свободное от работы время?

Политика переселения.

В годы войны в национальной политике были допущены непростительные факты насилия. По указанию руководителей тоталитарной системы многие народы Кавказа (чеченцы, ингуши, карачайцы, турки-месхетинцы, балкары и др.), крымские татары и немцы Повожья в 1943-1944 годах в короткие сроки были выселены на восточные территории страны.

В Узбекскую ССР

  • из Крыма были переселены 151 604 крымских татар,

  • из Грузии - 110 000 турков-месхетинцев,

  • с Северного Кавказа - 175 000 чеченцев,

  • более 20 000 ингушей,

  • 4500 балкарцев и греков..

Местное население оказало радушный приём и искреннюю помощь. Таким, образом, узбекский народ ещё раз показал своё радушие, гостеприимство, терпимость и выдержку, внёс достойный вклад в достижение победы над фашизмом.

Из архивов Республики Узбекистан….



Во время войны в Узбекистане работали эвакуированные театры из России и Украины, около 200 известных писателей. Были срочно эвакуированы в Узбекистан такие деятели искусства и культуры, как Алексеи Толстой, Анна Ахматова, Владимир Луговской, Фаина Раневская, Якуб Котас, академик Векюр Жирмундский, Эмиль Мадарас, Корней Чуковский, Иосиф Уткин, Вячеслав Иванов, Николай Ушаков и Николай Погодин и другие. Оставался в то время в Узбекистане и знаменитый еврейский театр Соломона Мнхоэлса. Знаменитое стихотворение Константина Симонова «Жди меня», написанное известной актрисе Валентине Серовой, прозвучало по радио для нее, когда она находилась в эвакуации в Ташкенте. Вместе со своими родителями Марией Мироновой и Александром Менакером провел здесь часть своего детства Андрей Миронов, с матерью жил в Ташкенте и известный актер Михаил Светин.

«Два бойца»  — художественный фильм, снятый режиссёром Леонидом Луковым в условиях эвакуации во время Великой Отечественной войны в 1943 году на Ташкентской киностудии.

Задание 8.

1. Что вам известно о эвакуированных в Узбекистан деятелях искусства и культуры?

2. Вспомните уроки литературы, кто из известных писателей и поэтах создавал здесь свои

произведения?

3.Кто сможет прочитать стихотворение Константина Симонова «Жди меня»?

4. для кого оно было написано?

Из архивов Республики Узбекистан

В материалах научно-практической конференции в г. Санкт-Петербурге,

впервые опубликованы архивные сведения о вкладе Бухарской области в дело победы над фашистами.

Тема: «Мы гордимся тобой, Ленинград!»

(собран архивный материал Пондиной И.К. и Усмановой М.Н.)

«В документах Бухарского областного архива отражена помощь города и области осажденному Ленинграду.

На страницах газеты «Красная Бухара» за 12 октября 1941 года мы читаем о малоизвестных фактах такой помощи ленинградцам:

«Свыше 3,5 тонн железа и 2 тонны чу­гуна собрано на территории Депо Каган. Собранный здесь металл отправлен на строительство танков, для обороны города на Неве. Развернулось необычное соревнование, каждый машинист должен был привезти из поездок по линии чугун и железо, собранные на пере­гонах и промежуточных станциях».

На постройку танкового подразделения пошли средства, выру­ченные за сбор хлопка: 3 тыс. трудящихся города в 11 колхозах со­брали сотни тонн хлопка.

Каганские железнодорожники заработали на воскреснике 222 97 5 рублей; к 1 октября г. Каган Бухарской области в помощь Ленинграду собрал 207 212 рублей 75 копеек деньгами и облигация­ми, 1 кг 544,3 г серебра, 21,83 г золота. Наиболее массовой формой оказания помощи ленинградцам был сбор подарков: 17 апреля 1942 года в Ленинград ушли 3 вагона первомайскими подарками, 6 тонн пряников, 5 тонн сушеных дынь, 100 тыс. рублей1.

«Кзыл-Тепинский район сдал в фонд Ленинграда 650 кг мяса, 24 кг жиров, 150 кг урюка, 17 тыс. шт. яиц;

Ромитанский район: 4540 рублей, 222 кг урюка, 10 кг жиров, 242 кг мяса, 48 кг кишмиша».

В сентябре 1942 года специальным эшелоном из 13 вагонов в Ленинград отправлены подарки ленинградским детям, собранные пионерами и комсомольцами республики. С эшелоном прибыла и делегация комсомольцев.

С тех пор прошло больше полувека, и мы стремимся учиться на нашем прошлом, извлекать из него уроки брат­ства и взаимопомощи народов, актуальные для нашего настоящего и будущего с учетом нынешней, качественно новой обстановки.

Задание 8.

1. Какое необычное соревнование организовали работники и машинисты депо?

2. Опишите наиболее массовую форму оказания помощи взятому в блокаду городу Ленинграду?

3. чем могли помочь голодающему населению Бухарская область?

4. О какой черте характера народов проживающих на территории Узбекистана можно говорить, узнавая новые факты второй мировой войны?

Огромный резонанс имело письмо написанное узбекистанцами народам вступившим в борьбу с ненавистным фашизмом.

ПИСЬМО!.

«Слышишь, Сталинград! Слышишь, фронт! – писали трудящиеся Узбекистана. - … В дом твоего старшего брата – русского, в дом твоих братьев – белоруса и украинца и других – ворвался германский басмач. Он несет коричневую чуму, виселицу и кнут, голод и смерть. Но дом русского так же и твой дом, дом украинца и белоруса так же и твой дом! Ибо Советский Союз – дружная семья, где каждый живёт, хотя и в своем доме, но двор и хозяйство едины и неделимы…».

Это письмо подписали 2 млн 412 человек. Оно было опубликовано на страницах газеты «Правда» и местных газетах на узбекском и русском языках.

В 1991 году Узбекистан приобрел Независимость, строит свое гражданское и

демократическое общество.

«А разве можно забыть о страданиях, выпавших на долю тысяч и тысяч наших земляков, которые во время войны, дрожа от лютого холода или сгорая под палящими лучами солнца, отказывали себе во всем, отправляя все на фронт, во имя победы, терпя немыслимые лишения, показывая чудеса мужества?!» (Каримов И. Родина священна для каждого. Т. 3. — Т.: Узбекистан, 1996. С. 74.)

2 марта 1999 года в нашей стране по инициативе Президента Ислама Каримова

9 мая объявлен Днём памяти и почестей.



Память — павшим, а почести — живым.

Это является проявлением большого внимания к памяти и достоинству человека

В Узбекистане бережно относятся к памяти о тех событиях, каждый год участников войны и тружеников тыла поздравляют государственные и общественные организации. Кроме того, помощь ветеранам оказывается адресно, чтобы не обделить вниманием ни одного из них. Сейчас в республике проживает около 

3 тысяч ветеранов войны и около 70 тысяч тружеников тыла.


Памятник в Ташкенте Мемориал памяти погибшим евреям




Мемориал памяти, открытый при содействии Областного РКЦ, Бухара 2019г.





Толкование терминов:

Гимнастёрка - предмет одежды для верхней части тела, представляющий собой рубашку, надеваемую через голову, из плотной ткани, обычно с прямым стоячим воротником (официальная военная одежда).

Миномёт-орудие, предназначенное для навесной стрельбы по укрытым целям, а также для разрушения полевых укреплений.

Санитарный поезд – железнодорожный состав, предназначенный чаще всего для эвакуации и оказания медицинской помощи раненым и больным в ходе военных действий.


Вопросы и задания для закрепления:

1.Какое официальное отношение в годы войны было к нарушителям трудовой дисциплины?

2.В чём проявилось гостеприимство узбекского народа по отношению к эвакуированным народам?

3.Какие народы были переселены в Узбекистан в 1943-1944 годах? Почему они были переселены?

4.Какие изменения в годы войны произошли в сельском хозяйстве Узбекистана?

5.Как вы прокомментируете деятельность детей, привлечённых к труду в годы войны?

6.Домашнее задание. Заполните следующую таблицу:


Фонд обороны

Промышленность

Сельское хозяйство

Эвакуация






ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: параграф 17 , вопросы после параграфа

Использованная литература:

История Узбекистана (1917-1991) стр.91-96

История Второй мировой войны 1939-1945 гг.: энцикл.: в 12 т. М.: Воениздат, 1975. Т. 4. С.66-67.

Ильясов Д. Согретые теплом, заботой и лаской // Новый век. 2004. 27 мая. С. 3.

Использовать местные ресурсы

На постройку танкового подразделения // Красная Бухара. 1941. 10 октябрь

Красная Бухара. Областная газета 12 октября 1941Интернет ресурсы

https://nuz.uz/sobytiya/13851-v-buhare-vozveli-monument-pogibshim-vo-vtoroy-mirovoy-voyne-buharskim-evreyam.html

https://www.google.com/search?q=2+tbm=isch&ved=2ahUKEwiG9az597LnAhWDY5oKHVVWDKwQ2-c






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всемирная история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Бухара - столица мусульманской культуры.

Автор: Пондина Ирина Константиновна

Дата: 02.02.2020

Номер свидетельства: 538231


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства