Урок в нетрадиционной форме – урок - исследование, с применением игровых технологий. Этот выбор я обосновываю психологическими особенностями детей среднего школьного возраста: детям очень нравится что-то исследовать самим, а не просто сидеть и читать то, что написано в учебнике. Дети стремятся самостоятельно добывать знания. Именно с него начинается поиск ответов, обсуждение проблемы. Я всегда приветствую это качество в детях и как можно чаще предлагаю им проявлять самостоятельность, где, конечно, это выполнимо. В соответствии с возрастной доминантой исследовательская деятельность проходит в игровой форме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока. «Индийские касты».»
Самоанализ урока.
Автор: Тихонова Галина Игоревна
Класс: 5 – г.
Дата: 04.12.2018 г.
Предмет: история.
Тема: «Индийские касты»
Тип урока: открытие новых знаний.
УМК: История древнего мира. 5 кл.: учебник для общеобразовательных школ. /А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2017.
Цели по содержанию:
- обучающие: дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах
- развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, составлять схему под руководством учителя, составлять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях, строить рассуждение, делать вывод.
- воспитательные: оценивать действия партнера на основе заданных критериев, осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками на основе заданных правил взаимодействия, контролировать ответы напарника).понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соблюдать последовательность действий по ее решению.
Личностные результаты: Л1– достаточный объем понятийного аппарата и усвоенных терминов для свободного выражения мыслей в процессе исторической речи; Л-2 понимание истории как одной из базовых наук.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать исторические термины в соответствии с задачами коммуникации; планирование и регуляция своей деятельности.
Предметные результаты:
Научатся: самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное.
Получат возможность научиться: анализировать исторические источники(мифы), заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях.
УУД личностные: Л3 – ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные: Р1 – целеполагание и планирование своей деятельности; Р2– принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 – выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними; П3 – определяют основную и второстепенную информацию; П4 – строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).
УУД коммуникативные: К1 – приобретают опыт работы в группе; К2 – практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
Цели определяют тип урока – открытие новых знаний(история).
Урок в нетрадиционной форме – урок - исследование, с применением игровых технологий. Этот выбор я обосновываю психологическими особенностями детей среднего школьного возраста: детям очень нравится что-то исследовать самим, а не просто сидеть и читать то, что написано в учебнике. Дети стремятся самостоятельно добывать знания. Именно с него начинается поиск ответов, обсуждение проблемы. Я всегда приветствую это качество в детях и как можно чаще предлагаю им проявлять самостоятельность, где, конечно, это выполнимо. В соответствии с возрастной доминантой исследовательская деятельность проходит в игровой форме.
В ходе данного урока среди всех содержательных линий образования: государственного образовательного стандарта, реализуется в большей степени линия формирования умения проектировать свою деятельность, строить социальные коммуникации. Активные методы обучения позволили учащимся взаимодействовать друг с другом, быть активными участниками учебного процесса)
Структура урока включала в себя следующие этапы:
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности с элементом актуализации знаний по истории (приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся в ходе выполнения упражнения:, которое помогло мотивировать учащихся, проверка дом здания)
Актуализация знаний:
Приёмы: Игра «Пазлы» на основе ранее полученных знаний и личного жизненного опыта учащихся. Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания. Игра «Что? Где? Когда?»
Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока) Предполагает готовность к восприятию новых знаний, определение целей урока, учебных задач с выходом на самостоятельное изучение нового материала. Игра «Молодые исследователи»
Усвоение новых знаний и первичное закрепление с последующим применение их на практике (самостоятельный поиск нужной информации,- воспроизведение учащимися вновь полученных знаний в форме защиты своей темы исследования. . Игра «Продолжи фразу»
Закрепление изученного материала в форме организации деятельности по нахождению нужной информации и защиты проекта.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) проходит в форме самооценки (заполнения листа личных достижений) и игровой форме «Дерево».
Итог урока. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Урок прошёл в оптимальном темпе, части урока логически связаны друг с другом и сопровождались ярким, информационно-насыщенным презентационным материалом, применением игровых технологий, что позволило формированию интереса к изучению исторического материала, воспитания толерантного отношения к представителям других народов гражданской позиции.
Активизация мыслительной деятельности и эмоционального настроя проходило в форме игры «Пазлы», которое помогло мотивировать учащихся и выйти к теме урока по истории. Выявление знаний учащихся по пройденному материалу проходило в форме игры «Что? Где? Когда?» , по группам, в режиме диалога «учитель-ученик» на основе ранее полученных знаний и личного жизненного опыта учащихся.
Активизация новых знаний включала в себя целеполагание с выходом на самостоятельное изучение нового материала и отработку умений. Способы: диалог, групповая или парная работа: Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания; организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования в форме игры «Молодые исследователи», проводимого под руководством учителя. Новые правила, они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.
При изучении нового материала использовалась технология коллективного способа обучения (по Ривину). Обучающиеся шли к усвоению новых знаний, умений, навыков через самостоятельный поиск информации; развитие способностей аналитического творческого мышления в условиях групповой работы. (Путём размышлений, выбора необходимой информации из многообразия предложенного, собственных умозаключений, сравнивая свои рассуждения и предположения с материалом учебника).
Закрепление знаний, применение их на практике, воспроизведение учащимися вновь полученных знаний проходило (игра «Продолжи фразу») с последующей защитой проекта исследования. Деятельность учащихся носила познавательный, развивающий и обучающий характер: «учусь сам - учу другого».
Рефлексия проходила в форме «Дерево» с определением оценки всего урока, так и самооценки. При подведении итогов урока контрольно-оценочная функция была передана учащимся: им необходимо было заполнить оценочные карты и дать оценку своей деятельность на уроке. На этом отрезке занятия школьники осмысливали собственную деятельность и давали самооценку.
В результате активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая (дети работали активно, хотя их ответы были не всегда точными), основной материал усвоен в достаточном объёме, дана перспектива дальнейшего обучения, а также закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия (умение работать в группе, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности).
На протяжении всего урока прослеживаются межпредметные связи (география, история), проводится терминологическая работа, развивается понятийный аппарат, применяются различные методы организации и самоорганизации образовательного процесса:
наглядный метод обучения, частично - поисковый метод с опорой на наглядность, исследовательский метод с опорой на сравнение, словесно-индивидуальный при эвристической беседе, ведущей к выводу;
* Методы стимулирования и мотивации образовательного процесса (игровые ситуации, создание ситуации успеха на уроке);
* Методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Применение мультимедийного оборудования в ходе урока позволило акцентировать внимание учащихся на значимых моментах изучаемой темы и создать наглядные эффектные образы. А также помогло при диагностике своих возможностей.
Считаю, что поставленные цели и задачи на уроке были реализованы.