kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Репрессивные меры христианской церкви. Инквизиция

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рождении Западной цивилизации, огромную роль играла церковь, которая различными репрессивными мерами пыталась удержать власть над душами людей, порабощая сознание людей, превращая их в покорных рабов.

Просмотр содержимого документа
«Репрессивные меры христианской церкви. Инквизиция»

ИНКВИЗИЦИЯ или «святая инквизиция»

Такое явление как европейская священная инквизиция в целом, будет выглядеть следующим образом:

  • XIII-XV вв., — период начальный, когда жертвой инквизиции были, в основном, разного рода сектанты;

  • Года Эпохи Возрождения — когда сожжение еретиков — это была, в основном, расправа над деятелями науки и культуры;

  • И третий период — времена эпохи Просвещения, когда церковь, а с нею и государство, избавлялись от сторонников Великой Французской революции.

Кстати, во Франции инквизиционные пытки были отменены Наполеоном, в то время как в Испании они просуществовали вплоть до середины XIX века.

Особый церковный суд католической церкви под названием «инквизиция» возник в 1215 году, то есть действительно в эпоху Высокого Средневековья. В 1229 году в Южной Франции Папа Римский Григорий IX с целью обнаружения, наказания и предотвращения ереси учредил церковный трибунал. Таким образом, речь идет не обо всей Европе. Однако своего апогея этот церковный институт достиг лишь в конце XV века, а именно в 1478 году (то есть на излете эпохи Средневековья и в начале Нового времени). Именно в тот год король Фердинанд II Арагонский и королева Изабелла Кастильская с разрешения папы Сикста IV учредили знаменитую испанскую инквизицию.

В определенном смысле создание святой инквизиции стало реакцией католической церкви на реакцию испуганных европейцев. А испугались они того, с чем боролось христианство более тысячи лет и что стало вновь появляться с эпохой Возрождения (Ренессанса): с магией. Причем инквизиция (не без перегибов на местах) должна была бороться с линчеванием, и для этого было важно понять, что служило мотивом для подозреваемого в колдовстве.

Если колдун или ведьма принимает христианскую веру и при этом призывает дьявола, это уже дезертирство и предательство, причем осознанное. Разумеется, подобное первому примеру было явлением массовым. А вот второе – единичные случаи. С другой стороны, именно эти единичные случаи должны были выявлять инквизиторы из огромного числа подозрений, павших на людей со стороны их соседей. Приведем цифры. В архивах Верховного суда инквизиции в Испании хранится чуть менее 50 тысяч досье. Смертные приговоры вынесены только 775 обвиняемым. И это за период с 1560 по 1700 год. Среди казненных большинство – иудействующие, другие – еретики, порядка 50 людей нетрадиционной сексуальной ориентации и всего несколько ведьм

 По разнящимся данным, выходит, что с 1550 по 1800 год из 125–150 тысяч человек, представших перед судом инквизиции в католических странах, было приговорено к смерти около 3000 человек, из них около 100 – за колдовство. Кстати, в Испании иногда практиковалось сжигание чучела осужденного, а не самого человека. Куда страшнее обстояли дела с протестантскими (а не католическими) странами, то есть с теми, которые оказались затронуты церковной Реформацией. В период с середины XVI и примерно до середины XVIII века в этих странах проходила так называемая большая охота на ведьм. Тогда из 100 тысяч обвиняемых около 50 тысяч распрощались с жизнью – но это было дело рук уже не католической святой инквизиции, поскольку в кальвинистских и лютеранских странах распространились свои законы о колдовстве, во многом более суровые, чем католические. Вдобавок слухи и доносы, обвинявшие того или иного человека в колдовстве, по своему характеру не отличались от политического доносительства, практиковавшегося в государствах XX века: очень удобный был инструмент для разрешения конфликта с неугодным человеком, будь то сосед, родственник или коллега по работе. В 1184 году папа Луций III наделяет монахов нищенствующих орденов, прежде всего доминиканцев и францисканцев, особыми полномочиями – разыскивать и разоблачать еретиков, и предавать их светскому суду. Таким образом, доминиканцы и францисканцы стали главным оплотом средневековой инквизиции. Особенно доминиканцы, которых еще называли «ищейками Божьими», или «псами Господними», так как у них на эмблеме была изображена сидящая на раскрытой книге собака с факелом в зубах. В XIII веке деятельность инквизиции достигает своего апогея. Жестоко преследуются все, кто хоть в чем-то не согласен с официальным учением церкви.

  • В 1245 году Ватиканом издается папская булла, наделяющая инквизицию правом «на взаимное прощение прегрешений». Иными словами, все, что делается инквизиторами, включая пытки и убийства, считается «безгрешным».

  • В 1252 году папа Иннокентий IV дает официальное право инквизиторам применять пытки. Впрочем, пытки активно применялись и до этого, да и не только инквизиторами.

  • В 1302 году инквизицией преследуется Данте Алигерье, за осуждение жесткости церковных трибуналов и критику папской политике. Спасаясь от инквизиторов, Данте был вынужден покинуть родные месте и жить в изгнании, был заочно приговорен в сожжении на костре.

  • В 1415 году на костре по объявлению в ереси сожжен выдающийся чешский проповедник Ян Гус. Ян Гус критиковал современную ему католическую церковь, папскую власть и особенно практику торговли индульгенциями. Его сожжение вызвало гуситское восстание в Чехии, и последовавшие за этим гуситские войны.

  • В 1435 году на костре была сожжена национальная героиня Франции, «Орлеанская дева», Жанна Д’арк, по обвинению в колдовстве, как ведьма.

  • В 1600 году в Риме по обвинению в ереси был сожжен ученый и мыслитель Джордано Бруно, чьи научные взгляды на природу мироздания никак не вписывались в средневековые догмы.

Жертвами инквизиции в средневековье были не только еретики с отличными теологическими взглядами, но и так званые «ведьмы», по сути, обычные женщины, по причине злой судьбы, обвиненные в «колдовстве». Хотя часто «ведьмы» становились не столько жертвами инквизиции, сколько просто обычного человеческого невежества и тотальной безграмотности жителей средневековья. Когда случалась какая-то беда, к примеру, падеж скота, неурожай, засуха, или эпидемия чумы, средневековому обывателю необходимо было найти некого «козла отпущения», того кто несет ответственность за свалившиеся несчастья. Часто такими «козлами отпущениями» делали «ведьм», обычно умных женщин, сведущих в действии трав, снадобий и т. д., или просто странных женщин, чем-то не вписывавшихся в средневековое общество.

С приходом реформации и просвещения влияние инквизиции постепенно стало уменьшаться. Дольше всего, как мы уже знаем, просуществовала инквизиция в Испании. Лишь в 1834 году испанская королева Мария-Кристина Бурбонская подписала указ об окончательном упразднении инквизиционного трибунала.

Как часть католической церкви инквизиция существует и сейчас под названием «Священная конгрегация доктрины веры».

В 2005 году папа римский Иоанн Павел II принес покаяние от лица католической церкви за все грехи религиозной нетерпимости совершенные инквизицией за время ее существования.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всемирная история

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Репрессивные меры христианской церкви. Инквизиция

Автор: Виктор Иванович Цветков

Дата: 16.09.2020

Номер свидетельства: 557632

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства