Просмотр содержимого документа
«Урок 23 Образование и философия, литература в эпоху Средневековья»
Образование,
наука и философия
в эпоху расцвета
Средневековья
Средневековые университеты
Развитие городов и другие перемены в жизни общества сопровождались и изменениями в школьном образовании.
Если в ранее Средневековье образование можно получить было только в церковных школах, то позже лучшие школы стали открываться в городах.
Из некоторых школ со временем выросли первые университеты. Университет - это сообщество преподавателей и студентов, организованное с целью давать и получать высшее образование.
Развитие техники требовало грамотных людей, поэтому в городах стали возникать нецерковные школы, а с 12 века -университеты(объединения преподавателей и студентов.
Это право получали от тех кто их основал: пап; императоров; королей, т.е. кто обладал высшей властью.
В университетах проводились лекции и диспуты. Стремились дать высокий уровень образованности.
Оксфордский
университет.
Во главе университета стоял –ректор. Университет делился нафакультеты, каждый из которых возглавлял –декан. Прослушав определенное количество число курсов, студент становилсябакалавром, а потом имагистром. Магистр получал право преподавать на одном из высших факультетов: медицины, права илитеологии.
Университетское образование было открыто перед каждым свободным человеком. Среди студентов были и богатые и бедные .
Вера, разум и опыт
Большого развития достиг- ла средневековая мысль, несмотря на религиозное засилье. Петр Абеляр ут-верждал что «истинно то, что доказано разумом». Он ставил знание выше веры. Церковный собор осудил Пьера и он вынужден был уйти в монастырь.В конце жизни он описал ее в кни-ге «История моих бедст-вий»,которая стала поль-зоваться огромной попу-лярностью.Церковь вновь осудила его,но его ученики выступили в его защиту.
Пьер Абеляр.
Средневековая
миниатюра.
Враги обвинили Абеляра в ереси. Главным гонителем Абеляра был Бернар – аббат монастыря Клерво в Бургундии. Он отличался редким красноречием, и пользовался влиянием.
Бернар Клеворский отрицал способность человеческого разума познавать мир. Он считал удел смертных – молиться и верить. Бернар был мистиком, то есть верил в то, что в молитве человек может общаться с Богом.
Спор Бернара с Абеляром – столкновение не только противоположных характеров, но и двух разных взглядов на мир человека. Абеляр основывался на разуме, Бернар – на вере.
ВXIIвеке разум должен был уступить вере.
По сравнению с верой и разумом опыту, наблюдению и изучению природных явлений в средневековой науке и философии отводилась огромная роль.
Множество фантастических представлений отводилось об устройстве мира и его обитателей. Их принимали на веру, даже не пытаясь проверить.
Вольнодумца, которые осмеливались опираться на свои выводы не на откровения веры или доводы разума , а на опыт и наблюдение выпадал нелегкая судьба. Так случилось с англичанином Роджером Бэконом. Он считал, что только опыт позволяет проверить, верны ли наши знания.
За смелые взгляды и критику церковных авторитетов подвергались преследованиям.
Одним из величайших достижений средневековой философии и культуры в целом была схоластика (от латинского «схода» - школа; это слово можно перевести как «школьная философия»).
В наши дни слово «схоластика» означает бесплодное умствование, оторванное от реальной жизни.
Но в Средневековье это слово понимали по другому, и европейская культура ей многим обязана.Схоласты считали, что вера и знание должны гармонично сочетаться и помогать друг другу. Разум ни коем случае не должен ставить под сомнение догматы веры.
Один мыслитель называл философию служанкой богословия. Разуму схоласты тоже уделяли много внимания. Они считали, что все рассуждения должны быть логичны. И схоласты разрабатывали логику мысли, выстраивая правильные цепочки из предпосылок и рассуждений.
Фома Аквинский-монах до-миниканского ордена. Он пользовался особым распо-ложением Римского Папы, доверявшего ему в борьбе с «врагами церкви».
Фома предложил обосновывать христианское учение ссылками на библию и схоластический подход к науке.
После смерти Аквинский был канонизирован, и ему присвоили почетное звание «ангельский доктор».