kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Людовик XI—первый абсолютный король Франции» Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основе актуализации известного учащимся материала и воссоздания картины политической борьбы королевской власти  и крупных феодалов во Франции времён Людовика XI подвести учащихся к осознанию необходимости образования централизованного государства и обеспечить  усвоения его сущности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Людовик XI—первый абсолютный король Франции» Интеллектуальная игра «Умники и умницы»»

15



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение школа № 9












Муниципальный конкурс методических разработок

внеурочных занятий

Методическая копилка учителя истории


Людовик XI—первый абсолютный король Франции»

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»






Составитель работы:

Старостин М.Е.

Учитель истории МБОУ школа № 9

















Кулебаки 2022

Содержание

1 Тема и форма .проведения занятия 3

2. Пояснительная записка 3

3. Средства и методы решения поставленных задач 3

4. Оборудование, оформление 3

5. Методическая разработка занятия 4

6. Выводы, рекомендации по практическим результатам

проведенного занятия 12

7. Список литературы 13



































1 Тема и форма .проведения занятия

Тема: «Людовик XI—первый абсолютный король Франции»

Форма проведения: Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Продолжительность занятия: 40 минут


2. Пояснительная записка.

Современный урок, согласно ФГОС должен способствовать развитию интеллектуально-познавательных способностей школьников.

Лучше всего этому способствует игра, как вид учебной деятельности. - Во время игры происходит быстрое и интересное повторение теоретического материала (а не скучная контрольная работа). Игра позволяет выявить учащихся, которые лучше всех знают учебный материал. В игре развиваются умения применять свои знания на практике и в нестандартной ситуации.

В данном мероприятии участвуют учащиеся 6 класса.

Судьями в данном мероприятии являются учащиеся 9-10 классов.

Цель мероприятия: на основе актуализации известного учащимся материала и воссоздания картины политической борьбы королевской власти и крупных феодалов подвести учащихся к осознанию необходимости образования централизованного государства и обеспечить усвоения его сущности.

Образовательная задача: углубить знания об истории средневековой Франции

Развивающая задача: развить кругозор, логическое мышление и память учащихся, творческие способности

Воспитательная задача: воспитать интерес к истории и эстетические чувства, самостоятельность.

Ведущие методы и приёмы обучения: словесная передача и восприятие информации, метод контроля опрос, самостоятельная работа.

Оборудование, оформление

1.Проектор, компьютер, презентация: «Людовик XI—первый абсолютный король Франции»

2. Картины: Карл VII и Людовик XI .Карл Смелый, Агнесса Сорель, мама Людовика XI—Мария Анжуйская, герб Людовика XI











5. Методическая разработка занятия


- Слова учителя. XV век—время необычное, полное драматических событий, которые будоражили общество, время великого перелома, во многом определившем становление новой Франции. Франция перестала быть раздробленным государством. Слабосильного короля вытеснял абсолютный монарх. И первый из числа подобных монархов обновлённой Франции был король Людовик XI Валуа.

В 1461 г. на французский престол взошёл 38 летний сын короля Карла VII, непревзойденный дипломат и искусный политик. Началу его царствования сопутствовали многие сложные обстоятельства.

Совсем незадолго до этого в 1453 г.закончилась Столетняя война с англичанами, сопровождавшаяся разорением страны и разгулом феодальной вольницы. Многие французские феодалы во главе с герцогом Филиппом Бургундским угрожали и после окончания войны отцу Людовика XI, Карлу VII—слабому и недалёкому монарху, в недавние времена трусливо предавшего свою спасительницу—Жанну д` Арк.

Рождённый и воспитанный в обстановке постоянных интриг и вероломства юный Людовик обладал живым характером, пытливым умом, наблюдательностью. Став королём Франции он сразу дал понять окружающим, что новое царствование ничего общего не будет иметь с предыдущим. Он заявил, что будет править самостоятельно, без советников и опекунов, без принцев крови. Никого и ничего, кроме блага и величия Франции. И сегодняшняя игра «Умники и умницы» посвящена Людовику XI Валуа—королю Франции

Звучит средневековая музыка.

https://www.youtube.com/watch?v=bOYX9CF7irU

Учитель представляет агонистов—участников игры: «В нашей игре принимают участие умники и умницы 6-х классов. Я вам представляю 3 участников-агонистов.»

Учитель представляет теоретиков-участников игры: «Здесь сидят наши теоретики-учащиеся всех 6 классов».

Учитель представляет судей: «Оценивать выступления и ответы будет оценивать ареопаг. Наши судьи-архонты сегодня—учащиеся 10 класса.

Слова учителя: «В начале нашей игры нам необходимо разыграть кому из агонистов достанется та или иная игровая дорожка. Наши агонисты заранее получили задание составить обращение Людовика XI к своим верноподданным. И сейчас каждый из участников игры представит себя на месте Людовика XI.

Выступление участников-агонистов.

Агонист 1. Уважаемый ареопаг и ведущий я –король Франции Людовик XI. Я вырос в эпоху Столетней войны. В руках безжалостных англичан оказалась большая часть владений моего отца Карла VII. Кто спас Францию от такого страшного врага?—Жанна д` Арк, к которой только я относился с уважением и благодарностью. Мой отец Карл VII,обязанный ей своей короной не сделал ни чего, чтобы освободить Жанну д` Арк из плена и позволил англичанам её сжечь. Я был слишком мал, чтобы что-то изменить. В дальнейшем я стал главным врагом своего отца, но после его смерти я начал беспощадную войну с крупными феодалами. Путем хитрости и насилия я стал покорять феодальных владетелей: дом д’Арманьяков был низвергнут, и моя власть на юге Франции стала более прочной. Возбуждая врагов против Карла Бургундского, я стал искать дружбы с Швейцарией, заключил «вечный договор» с Габсбургской династией и швейцарцами, примирился с английским королем Эдуардом IV. После поражения Карла Смелого я присоединил его земли к французской короне.

Для борьбы с феодалами я создал королевскую армию, способную быстро маневрировать по довольно большой территории Франции. Я создал целые новые отрасли, которые должны принести Франции богатства. В частности именно по моей инициативе из Италии с большими трудами, с большими затратами во Францию завозится технология производства шёлка. Знаменитые лионские шелка, , который у нас ассоциируется с Францией, возникли именно благодаря моим усилиям. Я проводит монетную реформу, резко ограничил число людей, имеющих право чеканить монету. Спасибо за внимание.

Агонист 2. Уважаемый ареопаг и ведущий я –король Франции Людовик XI. Я вступил на престол после смерти отца 22 июля 1461 года. Я много ездил по стране, чтобы иметь информацию из первых рук. Я презирал роскошь и не гонялся за военным счастьем, больше веря в силу дипломатических комбинаций. Я не раз говорил, что хитрость лучше, чем сила. Я умел очаровывать партнеров по переговорам сердечностью и простотой, так что те порой не замечали камня за пазухой. Я предпочитал ссорить своих врагов, а затем выступать в роли третейского судьи и примирителя. Удачными дипломатическими маневрами и посредством натравливания одних на других новый я преодолел сопротивление баронов и нейтрализовал самого опасного своего соперника – герцога Бургундии Карла Смелого. Тот владел Бургундией и Нидерландами. Целью жизни Карла стало завоевание территорий, разделяющих два его наследственных владения, и создания единого Нидерландско-Бургундского королевства. В военном столкновении с ним я неизменно терпел поражения. Карл Смелый называл меня «всемирным пауком», который непрерывно ткет паутину заговоров и интриг. Действительно, не блиставший полководческим искусством я с лихвой компенсировал отсутствие этого качества в сфере дипломатии и интриг. Я спровоцировал конфликт между герцогами Бретанским и Беррийским, а затем вторгся в Нормандию, за несколько недель отвоевав только что уступленную провинцию. В 1468 году я созвал Генеральные штаты в Туре и добился от них решения, что Нормандия более не может отчуждаться от королевских владений, а герцог Беррийский должен отказаться от нее за годовую ренту в 12 тысяч ливров. После этого моё войско заняло Бретань и вынудило местного герцога отказаться от всех приобретений по миру в Сен-Мере.

Главным моим врагом был герцог Бургундии—Карл Смеый. Конфликт между мной и Карлом Смелым продолжался более 10 лет. В 1465 г. бургундский герцог в союзе с другими знатными феодалами разгромил мою армию. Затем войско Карла Смелого осадило Париж. Мне пришлось подписать мирный договор, по которому я отдавал победителю значительные территории. В 1471 г. армия бургундского герцога, не встречая сопротивления, прошла огнём и мечом по моим владениям . Однако я сумел заключить союзы с теми, на чью помощь мог прежде рассчитывать Карл Смелый. Я склонил на свою сторону англичан и отобрал у своего брата Нормандию, поскольку подозревал его в сговоре с бургундским герцогом. Оставшийся без союзников, Карл Смелый в 1477 г. потерпел поражение от лотари́нгцев в битве при Нанси́, а сам погиб в бою. После смерти Карла Смелого его земли в ходе войны оказались разделены между мной и императором Священной Римской империи. Спасибо за внимание.

Агонист 3. Уважаемый ареопаг и ведущий я –король Франции Людовик XI. При мне была отменена часть внутренних пошлин, что способствовало значительному оживлению внутренней торговли. Моя торгово -промышленная политика была политикой так называемого меркантилизма, стремившегося к накоплению в стране драгоценных металлов путем установления «благоприятного баланса» во внешней торговле, когда ценность вывоза превышает ценность ввоза. Одним из основных правил меркантильной системы было вообще строгое запрещение вывоза за границу золота и серебра.

Я провел ряд экономических и административных реформ, укрепивших королевскую власть во Франции. Я поощрял развитие промышленности, особенно шелкоткацкой (специалисты по шелкопрядству были выписаны из Италии), и торговлю, покровительствовал городам и ярмаркам, учредил фельдъегерскую и почтовую службы, повысил налоги и в основном ликвидировал феодальную раздробленность страны. К концу моего царствования независимым осталось одно герцогство Бретань. Я покровительствовал наукам и искусствам и был одним из самых образованных людей своего времени. Я реорганизовал медицинский факультет Сорбонны, на котором отныне главное внимание уделялось хирургии. Людовик также основал типографию парижского университета и поощрял развитие книгопечатания. Это способствовало формированию единого северофранцузского литературного языка.

Я был страшен для феодалов, но был своим человеком для буржуа, которых я иногда фамильярно называл своими куманьками и принимал у себя запросто во дворце. Самой своей внешностью, я более походил на человека из «среднего класса», чем на короля громадного и уже достаточно централизованного королевства, начинавшего внушать страх соседним, менее централизованным. Спасибо за внимание.

Слова учителя: Уважаемый ареопаг прошу вас оценить выступления агонистов. Победителю предоставится право выбора дорожки.

Зелёная дорожка(4 этапа)—самая длинная, но участник выбрав её имеет право 2 раза ошибиться

Желая дорожка (3 этапа)—агонист может на ней ошибиться один раз.

Красная дорожка (2 этапа)-самая короткая, но и самая опасная, наней ошибаться нельзя ни разу.

На обдумывания вопроса 30 секунд.

Агонисты выбирают дорожки

Учитель. Начинаем игру.

Звучи гонг.

I агон. Вопросы участникам—агонистам.

Учитель: Вопрос агонисту на зелёной дорожке.

Ещё в17 летнем возрасте честолюбивые наклонности будущего короля заставили его встать во главе заговора, направленного против своего отца—короля Карла VII. Заговор окончился неудачей. Людовик вынужден был вернуться во дворец. Он стоял перед отцом с независимым видом, спокойно выслушивал резкие замечания Карла VII и даже осмелился защищать и просить помилования участников заговора.

-Так вы совсем не раскаиваетесь, сын мой?—спросил Карл VII.

-Нет, ваше величество,-с поклоном ответил Людовик.

-Вон из моего дворца!- хрипло закричал на него рассерженный король-Чтобы я вас больше никогда не видел!

-Так мне уйти, ваше величество?-с ядовитой усмешкой переспросил сын, и после долгой томительной паузы король, стараясь казаться спокойным, медленно произнёс.

Учитель: «Что ответил король своему сыну? Это историческая фраза, записанная придворным хронистом.

Агонист: Карл VII:«Людовик, если ворота для вас узки, я велю проломить стену». После таких слов отец удалил Людовика в свою провинцию.

Вопрос агонисту на жёлтой дорожке: «Как называлась провинция, в которую вынужден был уехать Людовик?»

Агонист: «Дофине-владение наследников французского престола».

Учитель:-С тех пор Людовик не видел своего отца, но постоянно боролся с ним, организуя всё новые и новые заговоры. Сколько раз требовал Карл VII, чтобы Людовик вернулся ко двору, то лаской, то силой, стараясь привлечь к себе непокорного сына.

Вопрос агонисту на красной дорожке: «У кого чаще всего искал и приюта Людовик, спасаясь в очередной раз от преследований отца»

Агонист: «У своего дяди Филиппа Доброго. В Бургундии»

Учитель:- Пока агонисты отдыхают вопросы нашим теоретикам.

Двор Филиппа Доброго считался одним из самых блестящих и расточительных в Европе. Ослепительные по красоте и изобретательности были придворные празднества и турниры, в которых участвовали лучшие нидерландские художники того времени. Всё это походило на театральные постановки. На всех турнирах и военных сборах больше всех выделялся один человек, показывая свою смелость и доблесть .Это сын Филиппа Доброго

Как звали сына Филиппа Доброго и какие прозвища у него были?

Ответ одного из теоретиков: «Карл Смелый, но современники прозвали его «Безрассудным.»

Оба юноши и Людовик и Карл были противоположностями. Людовик был некрасив ,даже уродлив, сдержан и прост в общении, был скрытным, не любил празднеств и церемоний, всегда предельно скромным в одежде, был экономным. Карл впечатлял породистой внешностью, обладал властными манерами, сорил деньгами. Считался признанным законодателем мод! Но единственное, что их объединяло—это стремление к власти.

Но давайте вновь вернёмся на минуточку к отцу Людовика XI, к королю Карлу VII. Печальна обычно бывает жизнь монархов, всю жизнь проводят в интригах, живут в страхе, умирают в одиночестве видят всюду измену и предательство, даже в собственных детях.

Вопрос теоретикам: «Что стало с Карлом VII? От чего умер этот король?»

Ответ: « Умер от голода, так как последние месяцы жизни ничего не ел, боясь быть отравленным».

II агон. Звучит гонг.

Учитель: Вопросы агонистам.

О Людовике XI Валуа, как и о его любой известной исторической личности многие писали, подмечая такие его качества, как хитрость, расчётливостливый ум и мудрость. Называли его искусным дипломатом и тонким интриганом и «всемирным пауком». Так бургундский хронист Молинэ писал: «это была сирена», а миланский посол Малета ситал Людовика XI «величайшим дипломатом»

И сейчас мы с вами поговорим о мудрых изречениях Людовика XI.

Будучи проницательным и хладнокровным политиком, Людовик XI не торопил события в борьбе сл своими врагами, по возможности избегая прямых военных столкновений. При этом он любил говорить:

Учитель: Вопрос агонисту на зелёной дорожке.

-Закончите фразу: Хитрость лучше…»

Ответ агониста: «чем сила или оружие». При этом добавляя: « Одна неудачная битва может свести на нет усилия долгих лет».

Учитель: Людовик XI не любил войны, считал, что это самое не надёжное средство для достижения чего-либо. Французский король предпочитал дипломатические средства, среди которых немаловажным было привлечение на свою сторону наиболее опасных людей из окружения могущественного противника. Ради этого он щедрой рукой раздавал деньги, земли и должности. Особой вкрадчивостью и тонко разыгранной сердечностью этот чёрствый притворщик умел обольщать и очаровывать людей

. Учитель: Вопрос агонисту на жёлтой дорожке

-Закончите фразу: «Кто не умеет притворяться…»

Ответ агониста: « тот не умеет царствовать.»

Учитель: Ещё в первые годы своего правления Людовик XI сумел оценить какое большое значение имеют дипломаты и шпионы, он считал, что это одно и тоже. При чём при одном иностранном дворе он держал несколько послов, чтобы они следили друг за другом.

Учитель: Вопрос агонисту на красной дорожке:

-Закончите фразу: «Мудрый государь всегда старается иметь…»

Ответ агониста: «Какого-нибудь друга у своего врага»

Учитель: -.Вопросы теоретикам.

-Это известное изречение принадлежит самому злейшему врагу Людовика XI—Карлу Смелому, в котором он выражает свои патриотические чувства. Закончите фразу: « Я так люблю Францию…»

Ответ теоретиков: « Что предпочёл бы иметь в ней шесть государей вместо одного».

Учитель: -У каждого своё понимание любви к Родине. Один стремиться её разделить, другой объединить. И сейчас мы с вами на несколько минут попадём в Париж XV века и поймём, что любить красивейший город есть за что. (Показ слайда 6 «Париж времён Людовика XI»)

Следующий вопрос теоретикам: «Поговорим об увлечения и слабостях короля. Давайте вспомним: какое было самое любимое занятие, развлечение Людовика XI.

Ответ теоретиков: «Охота».

Учитель: -Да король держал много псарен для охоты. И как отмечают его современники, что он больше любил собак, чем людей. Людовик так это объяснял, что собака никогда не предаст хозяина. Он даже раз заставил повесить егеря, когда узнал о смерти своей любимой собаки.

Но кроме охоты у него была ещё одна страсть. Давайте, вспомним какая?

Ответ теоретиков: « Он любил приобретать , покупать редкие виды птиц и зверей.

Так король порой целыми днями мог забавляться игрой с редкой породой крыс.

III агон. Звучит гонг.

Учитель: Вопросы агонистам.

А теперь поговорим об окружении Людовика XI, о реальных исторических личностях, которые играли большую роль в жизни короля. Людовик XI знал всех значительных людей в Англии, Испании, Португалии, Италии, Бургундии, Бретани, так же как своих подданных. Но были среди его окружения лица, которым Людовик доверял во всём, даже больше чем себе. «Узнай, что моя шапка проведала мои мысли, я ту же минуту бросил бы её в огонь», говорил он при этом.

Любимец короля, ближайший советник и пожалуй, единственный друг Людовика XI был его личный брадобрей. Людовик привлекал к себе людей, вышедших не из феодальной среды. Ещё Филипп де Коммин в своих мемуарах отмечал: «Он был, другом людей невысокого положения и врагом могущественных, способных обойтись без него».

Вопрос: « Как звали и какое прозвище было у королевского брадобрея?»

Ответ агониста: «Оливье, по прозвищу—Дьявол»

Учитель: «Да, сначала Оливье Неккер был брадобреем короля, затем стал его советником, после смерти Карла Смелого—графом и губернатором.

После многолетней вражды с королём Карл Смелый пригласил Людовика XI для переговоров в город Перонн в своих владениях. Король поехал, взяв с собой небольшую свиту, в которую в том числе входили не безызвестные Оливье и Филипп де Коммин. Во время переговоров король узнал о восстании в городе Льеже. Оно было подготовлено королевским агентами, но началось слишком рано. Чтобы избежать заточения в тюрьму, король подписал обязательство—вернуть союзникам Карла Смелого отобранные у них земли и принять участие в усмирении восстания в Льеже. Людовик XI фактически оказался в ловушке, он посчитал, что его предали. И действительно его предположения оправдались.

Вопрос : « Кого из своей свиты Людовик XI обвинил в измене и заключил в тюрьму на 10 лет?»

Ответ агониста: «Кардинала Балю»

Учитель: «Вопрос для оставшегося агониста.

В борьбе со своим злейшим врагом Карлом Смелым, Людовика XI приобрёл хитрого и ценного союзника, в обмен на богатый город Геную. С этим человеком Людовик вёл переписку в течении всей своей жизни. И всегда помнил его совет: «Разделяй своих врагов, временно удовлетвори требования каждого из них. А затем разбей их поодиночке, не давая возможности им объединиться».

Как звали этого человека?

Ответ агониста: «Миланский герцог Франческо Сфорца».

Учитель: «Вопросы теоретикам.»

Если вы помните, ещё при Филиппе IV Красивом впервые во Франции были созданы Генеральные штаты—собрание представителей духовенства, дворянства и зажиточных горожан для утверждения новых налогов. Людовик XI Генеральные штаты созывал всего один раз.

Вопрос :-Назовите какой налог был установлен на этом заседании Генеральных штатов?

Ответ теоретиков: «Налог на содержание постоянного королевского войска»

Учитель: -В 1477 г. в битве около города Нанси был убит Карл Смелый итальянским наемником Компобассо, который был подкуплен Людовиком XI. И после смерти злейшего врага французский король получил почти все его владения.

Вопрос: -Какие провинции вошли в состав королевских владений?

Ответ теоретиков: «Бургундия, Пикардия».

Ответ теоретиков: - Карлу Смелому принадлежали ещё Нидерланды.

Вопрос:- Что стало с этой провинцией?

Ответ теоретиков: «Она перешла дочери Карла Смелого Марии».

Учитель:- Какая ещё территория была приобретена Людовиком XI в это время?

Ответ теоретиков: «Прованс».

Учитель:- Так при Людовике XI все французские провинции за исключением Бретани, принадлежали королю.

Французская королевская династия Валуа, к корой принадлежал Людовик XI просуществовала с 1328 по 1589 годы и как и любой рыцарский род имела свой герб.

Вопрос:- Какой герб был у династии Валуа?

Ответ теоретиков: « Лилия.

Жюри подводит итоги игры: Подсчёт баллов у теоретиков, в зависимости от их ответов.

Заключительное слово учителя:- Правление Людовика XI стало преддверием абсолютной монархии во Франции. Вся деятельность Людовика способствовала тому, что «государственный интерес» стал рассматриваться как высшее мерило в политике. Людовик XI сумел объединить все земли Франции, создать сильное единое государство. Именно Людовик XI способствовал формированию единого французского языка. Характерной чертой деятельности Людовика являлось его покровительственная политика по отношению к торговле и ремеслу. В них король видел важнейшие условия укрепления государства и обогащение королевской казны. Именно с правления Людовика XI стала осуществляться сильная королевская власть


Звучит средневековая музыка. https://www.youtube.com/watch?v=bOYX9CF7irU


Заключительные слова жюри-подведение итогов игры


6. Выводы, рекомендации по практическим результатам проведенного занятия.

Данная интеллектуальная игра получилась результативной, её участники справились с предложенными заданиями.

Учитывая психологические особенности детей этого возраста наиболее приемлемой формой проведения внеклассного мероприятия по предмету считаю интеллектуальную игру. Она делает восприятие более активным, творческим, активизирует деятельность учащихся, снимает утомляемость и повышает уровень знаний учащихся.

Игра «Умники и умницыы» посвящена Людовику XI Валуа—королю, который сыграл в истории Франции огромную роль, но по программе на изучение этой темы отводится менее одного часа. (Данная тема в ходив в урок : «Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и Франции» и мне хотелось, чтобы учащиеся на примере жизни и деятельности этого короля смогли представить, что это было за время, на один урок попасть в эпоху средневековья. Агонистам были предложены задания, ответить на которые они смогли только при условии изучения дополнительной литература. Теоретики также могли активно участвовать в этой игре.

Учащиеся 9-10 классов смогли придать лирическую минутку этой игре, хотя иногда выглядели очень строго, что соответствует их роли в игре-роли судей ареопага.

Игра получилась результативной, т.к. в ходе её были решены поставленные цели и задачи.





















7. Список литератур

1. Филипп де Коммин. Мемуары. М. Наука.1989г.

2. Е.В. Агибалов. История средних веков. М. Просвещение. 2015

3. Н.И. Запорожец. Книга для чтения по истории средних веков. М. Просвещение 1991.

4. М. В. Короткова Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории М. Владос-Пресс.2003.

5. Человек в мире мифов ,образов и деяний. Часть II, Человек в эпоху средних веков. Н.Новгород.1992.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всемирная история

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Людовик XI—первый абсолютный король Франции» Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Автор: Михаил Евгеньевич Старостин

Дата: 14.12.2023

Номер свидетельства: 642258


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства