Просмотр содержимого документа
«Жасулан-открытый урок»
Урок "Закон Ома для участка цепи", 8 класс, физика
Цели урока:
образовательная: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.
Развивающая: развитие умения сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов; продолжение формирования умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, развивать чувство уважения к одноклассникам
Задачи урока.
Усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;
Усвоить, что сила в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;
Знать закон Ома для участка цепи;
Уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач;
Оборудование: амперметр и вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода, магазин сопротивлений, учебник ФИЗИКА 8, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, сборник задач по физике В.И. Лукашик.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент (проверка наличия принадлежностей к уроку, домашнего задания)
2. Физический диктант:
1) линии напряженности электрического поля – это замкнутые линии (нет);
2) в нагревательных приборах лежит магнитное действие тока (нет);
3) схемы - это чертежи, в которых нарисованы электрические приборы (нет);
4)единица силы тока Ампер (да);
5)амперметр -прибор для измерения сопротивления проводника (нет);
6)вольтметр включается в цепь параллельно с тем прибором, напряжение на котором нужно измерить (да);
7)сопротивлением обладают металлы, растворы солей и кислот, щелочей (да);
8)сопротивление проводника зависит его массы (нет);
9)напряжение 1 В опасно для человека (нет);
10)сила тока на всех последовательных участках цепи одинакова (да).
Учащиеся обмениваются тетрадями для взаимопроверки.
3. Изучение темы урока.
Ребята, напомните, пожалуйста физические величины, их обозначения и единицы измерения, характеризующие электрический ток и его действия (учащиеся по желанию записывают на доске).
-сила тока, I,1А;
- напряжение, U, 1 В;
-сопротивление, R,1Ом.
Между ними существует зависимость, которую экспериментально установил Георг Ом. В 1826г. он сформулировал закон, который носит его имя. «Закон Ома для участка цепи» - запишите тему урока в тетрадь.
4. Экспериментальное задание.
На демонстрационном столе находится лабораторное оборудование.
Эксперимент№1. Проверить зависимость силы тока от напряжения.
Двое учащихся подходят к столу и собирают электрическую цепь, используя при этом 2 разных источника тока, проводник с сопротивлением 2 Ома. Результаты записывают на доске.
4,5 В ~ 2,25А
6В~3А
Вывод: I~U.
Эксперимент№2. Проверить зависимость силы тока от сопротивления.
Двое учащихся подходят к столу и собирают электрическую цепь, используя при этом магазин сопротивлений. Результаты записывают на доске.
1Ом ~ 4,5А
2 Ом~2,25А
Вывод:I ~
Обобщая результаты обоих опытов , можно утверждать то, что сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению, т. е. :I ~ .
I = - это и есть закон Ома для участка цепи.
Используя закон Ома, можно по двум известным величинам узнать неизвестную третью. Это важный закон в физике, но при этом он не является фундаментальным законом природы. Об этом мы поговорим в старших классах.
5. Закрепление темы урока, решением задач у доски и в тетради