Выступление на педагогическом совете "Методы привития интереса к предмету"
Выступление на педагогическом совете "Методы привития интереса к предмету"
Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. Урок до сих пор остается главным компонентом в школьном обучении и воспитании. Урок – это своеобразная визитная карточка каждого учителя. От того, насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависит качество обучения и воспитания, успешность конечных результатов, интерес к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Методы привития интереса к предмету" »
Выступление на педагогическом совете
«Пути преодоления неуспеваемости обучающихся»
Заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы Пысова Ирина Анатольевна
МБОУ г. Мурманска СОШ № 56
Тема: «Методы привития интереса к предмету»
К.Д. Ушинский говорил: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества. При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».
Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку из опыта работы и личных наблюдений знаю, что существует проблема утраты познавательного интереса обучающихся к учению вообще и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.
Перед нами, учителями, возникают вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать обучение интересным для ребят и разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?
Чтобы ответить на эти вопросы, изучила наиболее эффективные методы привития интереса к предмету.
Интересы людей чрезвычайно разнообразны. Существует несколько классификаций интересов: материальные, духовные, общественные, познавательные.
Познавательный интерес - особый вид интересов человека.
«Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями». (Г.И. Щукина)
Познавательный интерес может быть: широким, распространяющимся на получение информации вообще, и углубленным в определенную область познания. Познавательный интерес школьников направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности.
В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется:
Характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями считаются:
· инициатива поиска;
· самостоятельность добывания знаний;
· выдвижение и постановка познавательных задач.
Итак, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса выступают как единое взаимосвязанное целое.
Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться.
Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю литературу не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.
Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).
В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
Важной задачей учителя является формирование у школьников первых двух мотивов учения – интереса к предмету и чувства долга, ответственности в учебе. Их сочетание позволит ученику достигнуть хороших результатов в учебной деятельности.
Интерес к предмету - самый сильный стимул к учению.
Как заинтересовать школьником своим предметом?
Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. Урок до сих пор остается главным компонентом в школьном обучении и воспитании. Урок – это своеобразная визитная карточка каждого учителя. От того, насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависит качество обучения и воспитания, успешность конечных результатов, интерес к предмету.
Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы учителя, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. В настоящее время широко распространены уроки-беседы, уроки-исследования, уроки-конференции, уроки с ролевой и деловой игрой и т.д., благодаря которым каждый ученик может принять участие в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе урока в роли учителя.
Для наиболее эффективной работы, возникновения у обучающихся устойчивого интереса к предмету, улучшения качества уроков и знаний возможно использование различных форм и методов обучения:
бинарные уроки (В целях повышения эффективности преподавания многих дисциплин, их воспитательной значимости, большое значение имеет значение межпредметных связей, то есть введение бинарных уроков, где в одном уроке объединяются 2 – 3 предмета).
Межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе.
Я очень заинтересовалась данной проблемой. У меня возникла мысль, а смогу ли я сама проводить такие уроки? Они ведь большие, сложные, объемные, требуют определенной подготовки учителя и учащихся. Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес.
Так с учителем истории мы провели бинарный урок по теме«Поле Куликово» в 8 классе - урок изучения нового материала, с применением ИКТ.
Цель: соотнести исторические события и их отражение в литературе XX века на примере творчества А. Блока.
С учителем химии, Светланой Александровной, подготовили бинарный урок (химия + русский язык) по теме «Этиловый спирт – друг и враг». Урок усвоения новых знаний (химия), урок закрепления знаний (по русскому языку).
Цель:использование правил русского языка в применении химической терминологии на уроке органической химии.
урок – игра (как свободная творческая деятельность обладает воспитательным, коммуникативным и развивающим свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект).
технология листов опорных сигналов (схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельно работать, индивидуальные способности).
технология проектной деятельности (организация исследовательской деятельности) В следующем учебном году учителям нашей школы необходимо продолжить работу по организации исследовательской деятельности обучающихся. Цель, которой - развить творческие способности учащихся через учебный проект, т.е. через деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.
коллективные способы обучения (дают возможность добиваться поставленной цели, создают творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся).
использование дополнительной литературы, поэзии (всякая работа с книгой, газетой, статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок).
дидактические игры («Буквы заблудились», «Справочное бюро», «Кто или что лишнее», «Заочное путешествие», «Угадай».
Очень важно, что при выполнении подобных заданий, ученики превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к изучаемому предмету, творческой активности, любознательности. А именно любознательный и интересующийся ребенок способен к саморазвитию. В детстве каждый ребенок переживает период увлечения математикой, русским языком, историей, географией. Учителю необходимо подхватить детский порыв и пронести его через школьные годы.
предметная неделя (Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой.
использование ИКТ (Использование мультимедийного оборудования, интерактивных досок способствует познавательной активности школьников, положительной мотивации учебной деятельности, изменению отношения к урокам и учебным предметам, повышению эффективности образовательного процесса и качества образования на уроках).
Систематичность использования мультимедийной установки свидетельствует о профессиональной компетентности педагога и его стремлении внедрять современные образовательные технологии.
проблемное обучение (Проблемное обучение является одним из стимулов познавательного интереса. Его сущность заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а учитель организует их
«добывание», «открытие»: подбирает такие задачи и вопросы, которые заинтересуют учащихся и вызовут напряженную мыслительную деятельность. Возникновение интереса учащихся зависит от умения учителя создать так называемую проблемную ситуацию - такое жизненное или учебное затруднение, возникающее тогда, когда учащийся понимает задачу (явление, ситуацию), пытается её решить (объяснить), но чувствует недостаточность имеющихся знаний. Эта ситуация вызывает у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности.)
Новизна содержания учебного материала – важный стимул, побуждающий познавательный интерес. На уроках ознакомления с новым материалом школьники узнают новые понятия, выявляют новые свойства и закономерности, находят новые способы действий.
У части детей сам факт познавания чего-либо неизвестного для них вызывает интерес.
Для других – изучаемый материал только тогда вызывает интерес, когда его содержание смогло их поразить, удивить, озадачить.
Другим стимулом интереса, заключенным в содержании учебного материала, является практическая значимость содержания знаний. Интерес к изучению того или иного вопроса зависит от убежденности учащегося в необходимости изучить данный вопрос. Здесь речь идет как бы о предварительной мотивации.
Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний — историзм. Исторический материал используется на уроках по различным предметам. Особенно много в этом отношении дают уроки истории, знакомящие учащихся с развитием культуры, науки, искусства. Широко используются элементы историзма в преподавании литературы: в обрисовке исторического фона литературного творчества того или иного писателя, в показе истории создания конкретного произведения.
Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы обучающимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. По этому поводу А. Франц говорил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Рекомендации:
1.Учителям необходимо продолжить поиск приёмов и методов привития интереса к предмету, разнообразить формы работы на уроке, использовать наглядность.
2. Активно использовать на уроках защиту проектов, предлагать обучающимся творческие домашние работы на составление заданий по различным темам.
3. В следующем учебном году провести предметные недели. (Предметная неделя даёт хорошую возможность учителям продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как части общечеловеческой культуры, а для школьников является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.)