Учитель: Сизова А.В.
Класс: 7
Дата: 30.10.2014
Образовательная область: филология.
Предмет: коми язык.
Тема. Александр Мишарин. Ар (Осень).
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: формирование умения воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне лирическое произведение А.Мишарина «Ар».
Задачи:
Предметный результат: совершенствовать аналитические навыки и навыки выразительного чтения лирического произведения;
ПУУД: развить умения строить алгоритмы действий, сравнивать, делать обобщения;
РУУД: формировать умение планировать свою работу, осуществлять познавательную рефлексию;
КУУД: продолжить формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других;
ЛУУД: воспитывать умение видеть и замечать прекрасное вокруг нас.
методические:
Показать использование на уроке технологию педмастерских, коммуникативных технологий, технологию оценивания.
методы и приемы:
Методы зрительного и слухового восприятия информации.
принципы обучения:
Взаимосвязь изучаемого материала и личного опыта учащихся.
Системный подход к изучению материала.
Дидактическое пространство:
- общее: компьютер, мультимедийный проектор, экран;
-частное: карандаши, краски, цветная бумага, клей, ножницы, тетради, материал для рефлексии, карточки, листы контроля, индивидуальные листы, листы для творческой работы.
План урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
2.Актуализация и пробное учебное действие.
3.Этап выявления места и причины затруднений.
4.Этап целепологания и построения проекта выхода из затруднения.
5.Этап реализации построенного проекта.
6.Этап первичного закрепления во внешней речи.
7.Самостоятельное выполнение практических заданий, проверка.
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
9.Рефлексия.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности. (Индуктор)
Побуждающий диалог.
- Закройте глаза и послушайте музыку П.И.Чайковского, представьте себе, какого цвета грусть (учащиеся называют, какого цвета может быть грусть).
2.Актуализация знаний (малое афиширование).
1. Работа по музыкальному произведению П.И.Чайковского.
- Прослушав музыку, какие чувства, ощущения, ассоциации, мысли, возникли у вас? Напишите на индивидуальных листках (грусть, прощание с тёплым летом, летними каникулами, встречами и т.д.).
Ребята после заполнения индивидуальных листков свои мнения обсуждают в группах и записывают на общий лист. После обсуждения каждая группа вслух зачитывает свои наработки. (После прослушивания групп учитель подготавливает к восприятию следующей информации).
3. Постановка проблемы. Введение в тему (самоконструкция).
Итак, музыкальный образ осени разобрали. Обратимся к поэзии – это музыка души. Александр Мишарин поможет нам увидеть невидимое и услышать неслыханное, но вначале послушаем стихотворение В.В.Тимина в исполнении самого автора.
Композитор восприятие окружающего мира передаёт при помощи музыки, а как передаёт поэт? Как это ему удаётся? Какие средства может он использовать? С какой целью мы это будем делать? Какую работу должны выполнить и к чему прийти к концу урока?
(Ученики работают в своих индивидуальных листах, затем обсуждают в группах. Все ответы должны идти последовательно).
(Поэты восприятие окружающего мира передают с помощью слова, при помощи разных изобразительных средств; наша цель-научиться выразительно читать стихотворение, с душой.
Составляют план:
1. Цветовой фон стихотворения.
2. Звуковой фон стихотворения.
3.Категория времени в стихотворении.
4. Категория пространства.
4. Открытие нового знания. Поиск решения (социоконструкция).
Для того чтоб достичь цели, мы будем работать в группах по плану. Учащиеся выполняют групповую творческую работу.
1группа. Напишите, какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно слова формируют эти чувства? (őтнас, муртса кывмőн, шőпкő шога).
2. Сколько и какие картины можно нарисовать? Выпишите цветовые оттенки и нанесите на лист бумаги. Ответьте, почему автор именно эти цвета использовал в стихотворении? (паськыд еджыд вőня; листья падают с берёзы, поэтому белый пояс, ствол, у неё широкий; веж му – ранняя осень).
2 группа. Текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности:
1.Выпишите слова с часто повторяющимися согласными буквами. (Поэт использует аллитерацию. В словах кышакылő, шőпкő, шебралő повторяется твёрдый шипящий звук «ш», который передаёт звук шуршащего листа).
2.Проанализируйте состав гласных звуков.
(Ассонанс. В стихотворении доминирует звук [ő]. В словах őтнас, вőрын, лőня, усьő, шőпкő мыйкő, шебралő мусő придаёт тексту минорное настроение.
3.Каким художественным средством пользуется автор? Почему? (олицетворением - кыдз пу кышакылő; корйыс шőпкő шога; природа живая, живёт своей жизнью; синонимом- кышакылő лőня - шőпкő).
Учащиеся 2 группы проводят физминутку, изображая лиственное дерево (быдмő, кор бергалő, усьő, шőпкő).
3 группа. Композиционно стихотворение состоит из двух строф. 1.Проанализируйте обе строфы стихотворения со стороны синтаксиса. (Предложения двусоставные. В первой строфе берёза шуршит листьями чуть слышно, тихо; во второй строфе лист падает кружась и печально что-то шепча.)
2.В какой форме употребляются глаголы? (глаголы единственного числа, 3 лица, настоящего времени. Поэт изображает процесс, когда и берёза, и лист готовятся к зиме, к покою).
5. Этап реализации построенного проекта (афиширование).
Каждая группа представляет свою работу.
6. Самостоятельное выполнение практических заданий. (Проект мастера)
Учитель представляет свою работу: «Я хочу представить вам свой проект, своё видение стихотворения…».
1.Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
1группа готовится к выразительному чтению стихотворения;
2группа иллюстрирует стихотворение и готовится рассказать по рисунку;
3группа составляет рассказ «О чём шепчутся падающие листья?»
Самооценка (этап мягкой коррекции).
-Чему вы научились выполняя данное задание? Как справились?
Сравниваются проекты учащихся, учителя и поэта-чтеца. Учащиеся осознают неполноту или несоответствие старого знания новому.
7. Этап включения в систему знаний и повторения.
1. Обобщение знаний о стихотворении.
- Как раскрылся лирический герой в этом стихотворении? Что можете сказать о его отношении к природе?
8. Рефлексия.
- Удалось ли нам осуществить цель, которую поставили в начале урока?
- Закончите предложение: «Я знал…, Я узнал…, Я научился…».
9. Домашнее задание. Найдите стихотворение В.Т.Чисталёва об осени, подготовьте для выразительного чтения. Где можно найти стихотворения В.Т.Чисталёва? (ответы)
Литература:
1.science.runetstar.net›…технология-педмастерской…
2.План анализа стихотворения !
vpartere.ru›pomoshh-uchenikam…yazyk/plan-analiza…