kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок производственного обучения по вождению автомобиля «Тема 2. Пуск двигателя, начало движения, переключение передач, остановка, выключение двигателя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для мастеров производственного обучения по практическому вождению ТС

Просмотр содержимого документа
«Урок производственного обучения по вождению автомобиля «Тема 2. Пуск двигателя, начало движения, переключение передач, остановка, выключение двигателя»»

МИНИСТЕРСТВО образования РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ автономное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗИАНЧУРИНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ






«УТВЕРЖДАЮ»

зам. директора по УПР

_________ Сабитов Ф.М.


«___»_________ 20___г.







ТЕМА №2


Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем и нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя














РАЗРАБОТАЛ

Мастер производственного обучения

Акчурин Т.М.







План урока

учебного вождения ТС категории «В».

Тема 2. Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя.

Время: 2 часа.

Цели урока:

Обучения: - закрепить знания по устройству и обслуживанию автомобиля;

- научить учащихся самостоятельно (пользуясь инструкционно-технологической картой) проводить контрольный осмотр автомобиля;

- закрепить действия органами управления;

- научить запуску двигателя, началу движения, вождению автомобиля с переключением передач, торможению и остановке.

Воспитания: - воспитывать у учащихся чувство ответственности за своевременное и правильное выполнение задания;

- воспитывать аккуратность и точность в работе;

- воспитывать самостоятельность при выполнении учебно-производственных работ;

- прививать любовь к своей профессии.

Развития: - развивать умение применять своих знаний на практике;

- правильно организовывать рабочее место;

- продумывать последовательность производимых операций;

- воспитание необходимости соблюдения правил ТБ;

- умение прогнозировать траекторию движения ТС, в зависимости от своих действий.

Тип урока: формирование практических умений и навыков.

Методы обучения: объяснительно-практический.

Форма организации урока: индивидуальная.

Материальное обеспечение: тренажер, учебный автомобиль ВАЗ-211540

Дидактические обеспечение: учебник по вождению автомобиля, инструкционно-технологическая карта.

Место проведения урока: тренажерный класс, автодром.

Ход урока:

  1. Вводный инструктаж (5-10 минут).

Проверить наличие индивидуальной книжки вождения автомобиля. Осмотреть внешний вид учащегося.

Напомнить об инструкции по охране труда и технике безопасности при проведении учебных занятий по вождению.

Объявить тему и цели занятия, последовательность выполнения задания:

- действия при пуске и выключении двигателя;

- действия при переключении передач в восходящем порядке;

- действия при переключении передач в нисходящем порядке, действия при остановке;

- действия при пуске двигателя, начале движения, переключении передач в восходящем порядке, переключении передач в нисходящем порядке, остановке, выключении двигателя.

  1. Основная часть: (1 час 40 минут).

Пуск и остановка двигателя. Учащимся поясняют разницу пусков двигателей с принудительным впрыском и карбюраторных. На современных автомобилях применяются двигатели с принудительным впрыском, которые гораздо легче запустить чем карбюраторные. Запуск и работа двигателя осуществляется при помощи электронных блоков управления - ЭБУ.

Начинается занятие с показа подготовки двигателя к пуску. Проверяется заторможенность автомобиля стояночным тормозом, нахождение рычага коробки передач в нейтральном положении. Необходимо пояснить, что для облегчения вращения коленчатого вала в момент пуска двигателя, а также для обеспечения безопасности, сразу после включения зажигания следует выключить сцепление и только после этого включить стартер. Как только двигатель заработает, стартер немедленно выключается. В противном случае он может выйти из строя из-за недопустимой для него скорости вращения. Затем отпускается педаль сцепления.

На автомобилях с ручным приводом воздушной заслонки для улучшения пуска двигателя необходимо вытянуть ручку воздушной заслонки, а по мере прогрева двигателя возвратить её в исходное положение.

После пуска двигатель должен проработать 1 – 2 минуты на малых оборотах, что будет способствовать разогреву масла и поступление его ко всем трущимся деталям. Невыполнение этого правила приводит к ускорению износа деталей двигателя.

Пуск горячего двигателя производится при открытой воздушной заслонке и незначительном нажатии на педаль подачи топлива. При полном нажатии на педаль подачи топлива может произойти переобогащение горючей смеси, что затруднит пуск двигателя. При невозможности осуществить пуск двигателя с нескольких попыток следует некоторое время переждать и дать возможность хотя бы частично выветриться переобогащенной горючей смеси из цилиндров. В этих же целях необходимо полностью открыть воздушную заслонку и плавно, чтобы не в полном объёме сработал ускорительный насос, утопить педаль подачи топлива. Спустя некоторое время снова осуществить пуск двигателя.

После долгого хранения автомобиля в зимнее время на открытой стоянке или в холодном гараже пуск двигателя значительно осложняется. Поэтому при невозможности осуществить пуск двигателя своими силами прибегают к помощи другого автомобиля. Существуют 2 способа пуска двигателя. Первый – с подключением батареи другого автомобиля, второй – запуск с буксира. Последний способ обязывает водителя буксируемого автомобиля во время движения включить зажигание, а вместо стартера включить вторую (на грузовом автомобиле - третью) передачу. После пуска двигателя необходимо сразу же выключить передачу и подать сигнал буксировщику об остановке.

При осуществлении запуска двигателя с помощью пусковой рукоятки необходимо особое внимание учащегося обращать на правильное положение руки.

Во всех случаях после пуска и прогрева двигателя учащийся обязан проверить его реакцию на перемещение педали подачи топлива. При этом прогретый двигатель должен быстро набирать обороты без перебоев. Кроме этого следует посмотреть на световые сигналы, сигнализирующие о работе генератора и недостаточном давлении масла, которые загораются при включении зажигания. Если хотя бы один из сигналов горит, необходимо заглушить двигатель и найти неисправность. Остановка двигателя осуществляется путем выключения зажигания.

Начало движения. Проводится оно в следующей последовательности:

- пуск и прогрев двигателя;

- проверка показаний контрольных приборов;

- включение указателя левого поворота;

- выключение сцепления и включение первой передачи;

- внешним обзором и с помощью зеркал заднего вида убедиться в отсутствии опасности для начала движения;

- действуя одновременно - левая рука удерживает рулевое колесо, правая нога плавно нажимает на педаль подачи топлива, правая рука отпускает стояночный тормоз и переводится на рулевое колесо, левая нога плавно отпускает педаль сцепления (важно добиться, чтобы в момент начала движения нажатие на педаль подачи топлива на доли секунды опережало отпускание педали сцепления, что будет способствовать устойчивости оборотов двигателя). Последний прием вызывает у учащихся определенные трудности в исполнении. Характерными недостатками являются резкое увеличение подачи топлива и резкое отпускание педали сцепления при начале движения;

- с началом движения левая нога ставится на пол.

- выключение указателя поворота, если он не выключится автоматически.

При отработке приемов начала движения важно добиться от учащегося четкой последовательности и синхронности в действиях руками и ногами с одновременным соблюдением мер предосторожности.

Движение по прямой должно проводиться на коротких дистанциях. После чего сразу же и в строгой последовательности отрабатываются приемы остановки автомобиля:

- внешним осмотром и с помощью зеркал заднего вида убедиться в отсутствии помехи для совершения маневра;

- включение указателя правого поворота;

- снижение скорости движения путем отпускания педали подачи топлива и плавного притормаживания ножным тормозом с одновременным смещением вправо к обочине (тротуару);

- нажатие на педаль сцепления;

- выравнивание автомобиля и остановка плавным нажатием на педаль тормоза;

- перевод рычага стояночного тормоза в положение торможения, а рычага коробки передач в нейтральное положение;

- отпускание педалей сцепления и тормоза;

- выключение указателя правого поворота;

- остановка двигателя.

Переключение передач в восходящем и нисходящем порядке.

Обучение приемам переключения передач должно проводиться в следующей последовательности:

- начало движения, интенсивный разгон автомобиля на короткой дистанции до скорости, необходимой для включения соответствующей передачи;

- правая рука переводится с обода руля на рычаг переключения передач;

- полностью выжимается педаль сцепления с одновременным ослаблением усилия на педаль подачи топлива;

- рычаг переключения передач переводится в нужное положение (переключение выполняется с небольшой задержкой рычага в нейтральном положении, что обеспечивает бесшумность переключения);

- плавно отпускается педаль сцепления с одновременным и постепенным нажатием на педаль подачи топлива;

- правая рука возвращается на обод руля;

- движение по прямой на увеличенных дистанциях, выравнивание автомобиля;

- замедление движения автомобиля с применением плавного способа торможения и соблюдением требований безопасности;

- последовательный переход на пониженную передачу;

- снижение скорости движения путем отпускания педали подачи топлива (торможение двигателем) и притормаживания (при необходимости);

- правая рука переводится с обода руля на рычаг переключения передач;

- полностью выжимается педаль сцепления;

- рычаг переключения передач сначала переводится в нейтральное положение, а затем, после 1-2 с паузы, в положение пониженной передачи;

- правая рука возвращается на рулевое колесо;

- плавно отпускается педаль сцепления с одновременным нажатием на педаль подачи топлива.

При переходе с высшей передачи на две или три ступени ниже применяется двойное выключение сцепления с подачей топлива при нейтральном положении рычага переключения передач (с перегазовкой).

  1. Заключительная часть. (5-10 минут)

Оценить действия учащегося по выполнению задания в целом. Объяснить причины имеющихся недостатков.

Занести необходимые данные в Индивидуальную книжку (карточку) учета обучению вождения автомобиля и путевой лист.

Для устранения отмеченных недостатков дать учащемуся задание на дом.

Литература

  1. Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "С" утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408.

  2. Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В" утвержденная приказом директора ГАПОУ ЗАК.

  3. Рабочая программа «Вождение транспортных средств категории "В"» утвержденная приказом директора ГАПОУ ЗАК.

  4. Майборода О.В. «Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учебник водителя автотранспортных средств категории «C», «D», «Е» / Олег Владимирович Майборода. – Издательский центр «Академия» 2010-256с.

  5. Зеленин С.Ф. Учебник по вождению автомобиля. Практическое пособие. Москва «Мир автокниг» 2006-80с.

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Акчурин Тимур Марсович

Дата: 02.03.2019

Номер свидетельства: 501948

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства