kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-лекция "Поэзия Серебряного века" (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Урок-леция по данной теме рассчитан на самостоятельную интеллектуальную и эмоциональную деятельность обучающихся под руководством учителя. Материал имеет значение для воспитания интереса к поэзии более глубокого усвоения поэзии Серебряного века в 11 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-лекция "Поэзия Серебряного века" (9 класс)»

Урок-лекция «Серебряный век русской поэзии» (9 класс)

Цели:

* познакомить с понятиями Серебряный век, модернизм, основными направлениями модернизма и их художественными особенностями,

*подготовить к восприятию поэзии А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского.

* уметь конспектировать лекцию, анализировать, делать выводы;

* расширить кругозор, обогатить лексикон;

* воспитывать интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, чувство, выраженное в стихотворении.


  1. . Актуализация новой темы. Формулирование темы и целей урока.

- Пушкин, Жуковский, Давыдов, Языков, Баратынский, Батюшков, Лермонтов… Какое время, эпоха объединяет этих поэтов?

Золотой век русской поэзии – расцвет поэтических талантов ¼ 19 века.

- В русской литературе была и другая эпоха, когда на рубеже 19 и 20 веков всего лишь за 2 десятилетия русская поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную и дала миру гениальных поэтов.  И это время получило название Серебряный век русской поэзии.

Тема. (Учебник. Оглавление. Изучаем поэзию Серебряного века).

Цели: узнать …. что это за поэзия,

подготовиться … к её восприятию,

расширить … кругозор,

учиться … анализировать, делать выводы.

План.

  1. Значение терминов: Серебряный век, модернизм.

  2. Причины рождения новой поэзии.

  3. Течения поэзии Серебряного века.


  1. Лекция учителя.

    1. Значение терминов: модернизм, Серебряный век.

Конец XIX - начало XX века в России философ Н. Бердяев называл «русским Ренессансом» - Возрождением. (Живопись: Врубель, Репин, Кустодиев, Рерих; музыка: Рахманинов, Скрябин, Стравинский; балет – А. Павлова; опера – Шаляпин; философия: Бердяев, Ильин, Соловьёв, Флоренский; литература …)

Это искусство получило название модернизм (от франц. модерн - новый, современный).

Модернизм (в широком смысле) – это расцвет культуры рубежа 19-20 веков: литературы, живописи, музыки, философии…

Литература модернизма – литература нового направления, которая родилась на рубеже веков в противовес классической литературе 19 века (направление реализма).

Термин Серебряный век появился позже, в эмиграции, в 30-е годы.

Серебряный век – это расцвет поэтических талантов на рубеже 19-20 веков

(1892-1921гг: поэт, философ Д. Мережковский статья «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» - смерть А.Блока).

2. Прослушивание фонохрестоматии: А.Блок «Девушка пела в церковном хоре», Ф.Сологуб «Чёртовы качели», С.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…», В.Маяковский «Ничего не понимают», Н.Гумилёв «Мореплаватель Павзаний», О.Мандельштам «Дано мне тело…»

Впечатление? Какая поэзия родилась? Подобрать 3 эпитета – во время чтения записать.

- Нравятся. Новые: необычные, разные, непонятные, грустные, странные, красивые, страшные.


    1. Причины рождения новой поэзии.

- Реализм 19 века … познаёт жизнь и отражает её. А. Пушкин «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»)

- Тема? (О жизни и смерти, о жажде жизни).

- Н.Гумилёв «Рыцарь счастья». Чем отличается звучание той же темы? (Модернизм провозгласил, что поэзия может изменить жизнь, должна стать си­лой, преобразующей реальность).

Так и возникнет модернизм в русской литературе, основу которого как литературного направления составят символизм, акмеизм и футуризм.


    1. Течения поэзии Серебряного века. Заполнение таблицы.

* «Мы называем себя символистами и считаем целью искусства - постижение мира через символы. Символ - это окно в бесконечность! Единственно верный путь поэзии - уход от скуки повседневности в мир фантазий и предчувствий. Искусство для искусства! - вот главный принцип нашей эстетики».

Символизм – течение поэзии модернизма, считавшее целью искусства постижение мира через символы (условный знак, объединяющий два мира). Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Александр Блок.

* «Мы – акмеисты, что означает вершина, острие. Мы хотим вернуть слову его изначальный, не символический смысл. Долой мистику! Нас интересует реальный, а не потусторонний мир. Мы хотим, чтобы затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто и заиграло яркими красками реального мира». Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту.

* «Мы, молодые поэты футуристы, заявляем: только мы – лицо нашего времени! Прошлое тесно – нужно «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода современности». Искусство должно будить и будоражить!

Футуризм - стремление к будущему (от нем. «будущее»). Футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности, новых ритмов и слов.


  1. Подведение итогов. Практическая работа.

- Определить, к какому течению модернизма относится данное стихотворения. Убедить.

*Довольно! Надежды и чувства

Отныне былым назови,

Приветствуй лишь грезы искусства,

Ищи только вечной любви!

- Символисты увели в мир Красоты и Гармонии. Тайна, красота, грёзы.


*Я эту ночь не спала,

Поздно думать о сне…

Как нестерпимо бела

Штора на белом окне.

- Акмеисты утверждали реальный, вещный мир. Ясность, вещность.


*Мы – новые люди новой жизни! За нами будущее!

Каждая строчка - пощечина.

Голос мой – сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши.

Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно,

Тусклые ваши сиятельства,

И, презирая, рассчитываю

На мировой резонанс!

- Футуристы звали к бунту как способу преобразования жизни. Живое искусство! Вызов, бунт, эпатаж.


  1. Рефлексия.

- Какие литературоведческие термины нужно усвоить?

- Творчество поэтов какого направления показалось наиболее понятным?

- Можно ли считать лучшим какое-либо направление модернизма? (Каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию)

- - Какие имена услышали впервые? Серебряный век русской поэзии – одна из вершин мировой поэзии: Блок, Ахматова, Пастернак, Мандельштам, Маяковский…

Век серебряный,

Век из света…

Век поэзии,

Век мечты…

Сколько тайн и имен!

В этот век я влюблен… Будем читать…


Д/з. Выучить основные положения лекции.

Наизусть «О весна, без конца и без края…»












Таблица «Поэзия Серебряного века»



Символизм

Акмеизм

Футуризм

Задача поэзии

Создать картину идеального мира Красоты и Гармонии и увести в него.

Открыть реальный мир – живой, звучащий, красочный, «вещный».

Разрушить старый мир путём скандала, эпатажа.

Особенность слова

Символ – знак, соединяющий два мира.

Многозначное.

«розы вечерние»

«Вещное», точное, ясное. «Я на левую руку надела перчатку с правой руки»

«Самовитое», неологизмы.

«соломорезка»

Особенность формы

Красота, Тайна, «распредмечивание».

«Прекрасная ясность», «опредмечивание».

Словотворчество, эпатаж (раздражать), неэстетичность, грубость, «растрёпанный синтаксис».

Судьба поэзии

«Искусство для искусства».

Чистая, философская поэзия о Вечном.

Поэзия о красоте реальной жизни.

«Искусство для масс».

Вершины мировой поэзии

А.Блок

А.Ахматова

О.Мандельштам

В.Маяковский

Б.Пастернак (поздний)

Смысл названия

Поэзия символов.

«Акме» (греч.) – вершина, остриё.

Высота классической поэзии 19 века.

«Футурум» (нем.) – будущее. Поэзия будущего. Живая, современная поэзия молодых…


Не принадлежали течениям И.Анненский, М.Цветаева, С.Есенин.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок-лекция "Поэзия Серебряного века" (9 класс)

Автор: Санакоева Галина Анатольевна

Дата: 31.05.2021

Номер свидетельства: 582066


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства