Урок-леция по данной теме рассчитан на самостоятельную интеллектуальную и эмоциональную деятельность обучающихся под руководством учителя. Материал имеет значение для воспитания интереса к поэзии более глубокого усвоения поэзии Серебряного века в 11 классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-лекция "Поэзия Серебряного века" (9 класс)»
Урок-лекция «Серебряный век русской поэзии» (9 класс)
Цели:
* познакомить с понятиями Серебряный век, модернизм, основными направлениями модернизма и их художественными особенностями,
*подготовить к восприятию поэзии А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского.
* уметь конспектировать лекцию, анализировать, делать выводы;
* расширить кругозор, обогатить лексикон;
* воспитывать интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, чувство, выраженное в стихотворении.
. Актуализация новой темы. Формулирование темы и целей урока.
- Пушкин, Жуковский, Давыдов, Языков, Баратынский, Батюшков, Лермонтов… Какое время, эпоха объединяет этих поэтов?
Золотой век русской поэзии – расцвет поэтических талантов ¼ 19 века.
- В русской литературе была и другая эпоха, когда на рубеже 19 и 20 веков всего лишь за 2 десятилетия русская поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную и дала миру гениальных поэтов. И это время получило название Серебряный век русской поэзии.
Конец XIX - начало XX века в России философ Н. Бердяев называл «русским Ренессансом» - Возрождением. (Живопись: Врубель, Репин, Кустодиев, Рерих; музыка: Рахманинов, Скрябин, Стравинский; балет – А. Павлова; опера – Шаляпин; философия: Бердяев, Ильин, Соловьёв, Флоренский; литература …)
Это искусство получило название модернизм (от франц. модерн - новый, современный).
Модернизм (в широком смысле) – это расцвет культуры рубежа 19-20 веков: литературы, живописи, музыки, философии…
Литература модернизма – литература нового направления, которая родилась на рубеже веков в противовес классической литературе 19 века (направление реализма).
Термин Серебряный век появился позже, в эмиграции, в 30-е годы.
Серебряный век – это расцвет поэтических талантов на рубеже 19-20 веков
(1892-1921гг: поэт, философ Д. Мережковский статья «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» - смерть А.Блока).
2. Прослушивание фонохрестоматии: А.Блок «Девушка пела в церковном хоре», Ф.Сологуб «Чёртовы качели», С.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…», В.Маяковский «Ничего не понимают», Н.Гумилёв «Мореплаватель Павзаний», О.Мандельштам «Дано мне тело…»
Впечатление? Какая поэзия родилась? Подобрать 3 эпитета – во время чтения записать.
- Реализм 19 века … познаёт жизнь и отражает её. А. Пушкин «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»)
- Тема? (О жизни и смерти, о жажде жизни).
- Н.Гумилёв «Рыцарь счастья». Чем отличается звучание той же темы? (Модернизм провозгласил, что поэзия может изменить жизнь, должна стать силой, преобразующей реальность).
Так и возникнет модернизм в русской литературе, основу которого как литературного направления составят символизм, акмеизм и футуризм.
Течения поэзии Серебряного века. Заполнение таблицы.
* «Мы называем себя символистами и считаем целью искусства - постижение мира через символы. Символ - это окно в бесконечность! Единственно верный путь поэзии - уход от скуки повседневности в мир фантазий и предчувствий. Искусство для искусства! - вот главный принцип нашей эстетики».
Символизм – течение поэзии модернизма, считавшее целью искусства постижение мира через символы (условный знак, объединяющий два мира). Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Александр Блок.
* «Мы – акмеисты, что означает вершина, острие. Мы хотим вернуть слову его изначальный, не символический смысл. Долой мистику! Нас интересует реальный, а не потусторонний мир. Мы хотим, чтобы затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто и заиграло яркими красками реального мира». Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту.
* «Мы, молодые поэты футуристы, заявляем: только мы – лицо нашего времени! Прошлое тесно – нужно «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода современности». Искусство должно будить и будоражить!
Футуризм - стремление к будущему (от нем. «будущее»). Футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности, новых ритмов и слов.
Подведение итогов. Практическая работа.
- Определить, к какому течению модернизма относится данное стихотворения. Убедить.
*Довольно! Надежды и чувства
Отныне былым назови,
Приветствуй лишь грезы искусства,
Ищи только вечной любви!
- Символисты увели в мир Красоты и Гармонии. Тайна, красота, грёзы.
*Я эту ночь не спала,
Поздно думать о сне…
Как нестерпимо бела
Штора на белом окне.
- Акмеисты утверждали реальный, вещный мир. Ясность, вещность.
*Мы – новые люди новой жизни! За нами будущее!
Каждая строчка - пощечина.
Голос мой – сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши.
Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно,
Тусклые ваши сиятельства,
И, презирая, рассчитываю
На мировой резонанс!
- Футуристы звали к бунту как способу преобразования жизни. Живое искусство! Вызов, бунт, эпатаж.
Рефлексия.
- Какие литературоведческие термины нужно усвоить?
- Творчество поэтов какого направления показалось наиболее понятным?
- Можно ли считать лучшим какое-либо направление модернизма? (Каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию)
- - Какие имена услышали впервые? Серебряный век русской поэзии – одна из вершин мировой поэзии: Блок, Ахматова, Пастернак, Мандельштам, Маяковский…
Век серебряный,
Век из света…
Век поэзии,
Век мечты…
Сколько тайн и имен!
В этот век я влюблен… Будем читать…
Д/з. Выучить основные положения лекции.
Наизусть «О весна, без конца и без края…»
Таблица «Поэзия Серебряного века»
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Задача поэзии
Создать картину идеального мира Красоты и Гармонии и увести в него.
Открыть реальный мир – живой, звучащий, красочный, «вещный».
Разрушить старый мир путём скандала, эпатажа.
Особенность слова
Символ – знак, соединяющий два мира.
Многозначное.
«розы вечерние»
«Вещное», точное, ясное. «Я на левую руку надела перчатку с правой руки»