Урок химии 8 класс тема: Путешествие в страну Менделевия
Урок химии 8 класс тема: Путешествие в страну Менделевия
Урок химии в 8 классе, обобщение материала по разделу Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева с применением раноуровневых заданий, групповых и парных форм работы. Используется системно-деятельностный подход, творческие задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок химии 8 класс тема: Путешествие в страну Менделевия»
открытый урок
тема: Путешествие в страну Менделевия.
( обобщающий урок по теме : Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома)
Цели урока:1. Обобщить знания учащихся по теме: Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома,
проверить степень усвоения материала; уточнить материал о значении периодического закона, расширить знания о биографии ученого
2. Стимулировать познавательную активность ребят , развивать интерес к предмету, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике. развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, логическое мышление, химическую речь;
3.Воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, работать с дополнительной литературой, объективно оценивать учебную деятельность свою и других учеников, формировать устойчивые положительные мотивы.
Методы: словесный, частично- поисковый, самостоятельная работа учащихся
Дидактический материал: Путеводители урока с заданиями на партах.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма обучения: индивидуальная, парная групповая, коллективная.
План урока:
1. Орг момент
2. Цели, задачи
3 Актуализация
4. Путешествие по станциям
- Менделеев Д.И.
- Таинственный закон
- Портрет элемента
- Атомная
- В благодарной памяти потомков
5. Подведение итога
6. Домашняя работа
Ход урока:
1.Орг момент
2. Цели, задачи
Сег мы проведем заключительный урок по теме: Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома), на котором вы должны повторить , обобщить полученные знания по этой теме, а также показать степень усвоения важнейшего для химии учебного материала, понимание которого играет большую роль не только для уроков химии, но и всех естественных наук. Проходить он будет в нестандартной форме, в виде путешествия. На столах у вас есть путеводители с заданиями, табл. Менделеева, учебники, тетради.
- Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет – из элементов состоит единых
Как формула, как график трудовой, строй менделеевской системы строгой
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него , вдыхай руками трогай.
3 Актуализация
Сегодня мы с вами, ребята побываем в удивительном путешествии в страну «Периодическая система». Много у нее тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они чтут законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего созидателя, и прежде, чем отправиться в путь, мы проверим, готовы ли вы соблюдать законы и обычаи страны? Что мы знаем о его созидателе?
Сообщение «Жизнь и деятельность Д.и. Менделеева». Ученики отвечают на вопросы 1-го задания путеводителя ( умение работать с дополнительной литературой, отбирать самое главное, соблюдать регламент, работать в команде, создавать электронную презентацию, развитие речи, умение защищать свою работу)
Цель работы для учащихся ( умение внимательно слушать,развивать память, мышление, дисциплинированность, активизация познавательного интереса, творческая работа учащихся,развитие навыков презентовать собщение)
1. Где родился Д.И. Менделеев?--------------------------------------------------------------------------
2.Кто были его родители?- ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Откуда произошла фамилия Менделеев?
4. Где учился Менделеев? Кем он хотел стать?
5. Какое высшее учебное заведение окончил Менделеев?
6. Кем и где работал Менделеев во время своего открытия?
7. В каком году , и по какой причине Д.И. Менделеев скончался?
Первая станция в стране «Таинственный закон» Приглашаем учащихся выступить с сообщением «Периодический закон»
Цель - самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей, самооценку действий, проверка знания важнейших закономерностей периодического закона
1 вариант Запишите , как изменяются свойства элементов второго и третьего периодов слева направо.
2- вариант .Запишите , как изменяются свойства элементов в группах сверху вниз?
1. Заряд ядра атома__ 1- увелич._____2-увелич__________
2. Число электронных слоев_ 1- не измен._____2-_увелич.__
3. Состав атома__ 1- увелич_____2-увелич._______
4. Размер атома_ 1-_уменьш.___ 2- увелич________
5. Прочность связи электронов с ядром__ 1-увелич___2-_уменьш._________________
6. Металличность_ 1-уменьш, 2-увелич___
7. Неметалличность__1- увелич, 2- уменьш_____
оценка ( самооценивание)-------------------------
Вот мы в гостях у местных жителей, но их так много ! Некоторые из них такие активные, быстрые и суетливые, что вносят неразбериху в четкую и размеренную жизнь страны, мы останавливаемся на станции «Портрет элемента»
Третье задание путеводителя вы выполняете группой по 4 человека.
цель: Предоставить возможность для коллективного делового общения, развитие коммуникативной компетенции, работа с реактивами, умение отстаивать свою точку зрения, умение защитить свой ответ
Дать характеристику элемента по плану ( № элемента вытягивают)
1. Положение элемента в периодической системе: порядковый номер---------------, относительная атомная масса---------------, группа--------------,подгруппа-------------, период----------------.
3. Состав атома----------------------------------------------------------------------------------------------
4. Сравнение химической активности элемента с соседями по периоду и главной подгруппе-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
10. Среди выданных реактивов найти данное вещество--------------------------------------------------------
оценка---------------------------
Продолжаем путешествие и следующая станция «Атомная»
Приглашаем ребят сделать сообщение «Планетарная модель строения атома Резерфорда»
Приступили к заданию №4 ( работа в паре) Цель - Умение находить контакт с одноклассниками, работать в паре проверка знаний о строении атома, номера периода, движение электронов вокруг ядра
На основании электронных конфигураций атомов определите, какие из этих элементов принадлежат к одному и тому же периоду:
а) 1s22s2 в)1s22s2 2p 63s23p1
б) 1s22s22p63s23p3 г) 1s22s22p5
д) 1s22s22p1 ж) 1s22s22p3
е)1s22s22p6 з)1s22s22p6 3s2 3p2
в одном периоде: -------2- а,г, д,е,ж,------------------------------------------------------
Мы отправляемся к следующей станции « В благодарной памяти потомков»
Приглашаются ребята, которые представят нам сообщение на эту тему. А мы выполняем тест на знание периодического закона: ( Цель – проверка знаний по всему разделу, развитие логического мышления, активизация познавательной деятельности, подведение итога в изучении данного материала.)
тест
1. Как определить количество энергетических уровней в атоме:
а) по порядковому уровню;
б) по номеру группы;
в) по номеру ряда;
г) по номеру периода.
2. В чем основная причина изменения свойств элементов в периоде:
а) появление нового электронного уровня;
б) накопление электронов на внешнем уровне;
в) увеличение атомных масс;
г) увеличение количества электронов в атоме.
3. Какой ряд элементов образует оксиды с общей формулой RO.
а) Mg, Ca, Be б) Na, K, Li в) B, Al, Ca г) N, P, As?
4) Максимальная валентность углерода равна:
а) Ι; б) ΙΙ; в) ΙΙΙ; г) ΙV?
5. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме Na:
а)2,1 ; б) 2, 8,1 ; в) 2,4 ; г) 2,8,7 ?
ответы: 1-г, 2- г, 3 – а, 4 – г, 5 – б.
оценка----------------
уже на склоне лет Д.И. Менделеев с уверенностью заявил : « Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает». А что имел в виду Менделеев. почему он так говорил о своем труде?
-Как звучал периодический закон в 1869 г?
-Современная формулировка?
Подведение итога
№задания
№1
№2
№3
№4
дополн
итог
оценка
Закончить урок хочется словами С. Щипачева:
- Есть просто легчайший – водород,
Есть просто кислород, а вместе – это –
июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.
Кипят железо, серебро, сурьма
и темно-бурые растворы бора,
И кажется вселенная сама
Большой лабораторией огромной
Дом задание написать эссе « Периодический закон – это фундамент для всех естественных наук»,1 вариант-5-63, 5-68, 2- вариант-5-67, 3-вар -5-71
Путеводитель путешественника в страну Менделевия
Фамилия, имя учащегося______________________________________________________
Класс ________
дата_________
1 задание
Внимательно послушать сообщение « Страницы жизни Д.И. Менделеева» и ответить на вопросы:
1. Где родился Д.И. Менделеев?--------------------------------------------------------------------------
2.Кто были его родители?- ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Откуда произошла фамилия Менделеев?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Где учился Менделеев? Кем он хотел стать?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Какое высшее учебное заведение окончил Менделеев?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
6. Кем и где работал Менделеев во время своего открытия?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
7. В каком году, и по какой причине Д.И. Менделеев скончался?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. задание
1 вариант Запишите , как изменяются свойства элементов второго и третьего периодов слева направо.
2- вариант .Запишите , как изменяются свойства элементов в группах сверху вниз?
1. Заряд ядра атома_________________________________________
2. Число электронных слоев____________________________________
3. Состав атома____________________________________________
4. Размер атома_________________________________________________
5. Прочность связи электронов с ядром____________________________
3. Состав атома----------------------------------------------------------------------------------------------
4. Сравнение химической активности элемента с соседями по периоду и главной подгруппе-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Как определить количество энергетических уровней в атоме:
а) по порядковому уровню;
б) по номеру группы;
в) по номеру ряда;
г) по номеру периода.
2. В чем основная причина изменения свойств элементов в периоде:
а) появление нового электронного уровня;
б) накопление электронов на внешнем уровне;
в) увеличение атомных масс;
г) увеличение количества электронов в атоме.
3. Какой ряд элементов образует оксиды с общей формулой RO.
а) Mg, Ca, Be б) Na, K, Li в) B, Al, Ca г) N, P, As?
4) Максимальная валентность углерода равна:
а) Ι; б) ΙΙ; в) ΙΙΙ; г) ΙV?
5. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме Na:
а)2,1 ; б) 2, 8,1 ; в) 2,4 ; г) 2,8,7 ?
Подведение итога
№задания
№1
№2
№3
№4
дополн
итог
оценка
Самоанализ
урока химии в 8 - а классе
«Путешествие в страну Мнделевия»
учителя химии Дудник Елены Николаевны
Общие сведения: Урок химии проведен в 8 –а классе на тему «Путешествие в страну Периодическая система» (обобщающий урок по теме : Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома)
Одна из опорных тем 8 класса. По программе запланировано 12 часов, а данный урок был последним.
Класс организован, дисциплинирован.
На уроке присутствовало человек. Из них 60 % с достаточным уровнем, 6% с высоким.
На уроке решались следующие задачи:
1. Обобщить знания учащихся по теме: Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома,
проверить степень усвоения материала; уточнить материал о значении периодического закона, расширить знания о биографии ученого
2. Стимулировать познавательную активность ребят , развивать интерес к предмету, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике. развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, логическое мышление, химическую речь;
3.Воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, работать с дополнительной литературой, объективно оценивать учебную деятельность свою и других учеников. формировать устойчивые положительные мотивы.
Оборудование урока:
- проектор;
- мультимедийный экран;
- электронная презентации
- таблица Менделеева
- Хим реактивы
Содержание урока
Соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствовало формированию умения выполнять разнообразные задания, используя периодическую систему. Содержание урока способствовало развитию аналитического мышления.
Тип и структура урока:
Тип урокаПовторительно-обобщающий урок
Для достижения целей, активизации познавательной деятельности учащихся, урок проходил в виде путешествия в страну. Путешествие началось с сообщения ««Жизнь и деятельность Д.и. Менделеева», учащиеся отвечали на вопросы по презентации в путеводителях
Цель работы: умение внимательно слушать, развивать память, мышление, дисциплинированность, активизация познавательного интереса, творческая работа учащихся, развитие навыков презентовать сообщение.
Затем следовала станция «Таинственный закон» Цель - самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей, самооценку действий, проверка знания важнейших закономерностей периодического закона умение презентовать сообщение, творческие способности учащихся. Ребята выполняли задания, применяя ЗУН по периодическому закону, сами оценивали свою работу.
Затем следовала станция «Портрет элемента» цель: Предоставить возможность для коллективного делового общения, развитие коммуникативной компетенции, работа с реактивами, умение отстаивать свою точку зрения, умение защитить свой ответ
Затем была станция »Атомная»
Цель - Умение находить контакт с одноклассниками, работать в паре проверка знаний о строении атома, номера периода, движение электронов вокруг ядра. Развитие речи, составление презентаций.
Последняя станция« В благодарной памяти потомков»
Цель – проверка знаний по всему разделу, развитие логического мышления, активизация познавательной деятельности, подведение итога в изучении данного материала.)
Знания подлежат прочному усвоению, их объем заложен в программе и они должны быть усвоены каждым учеником. Материал, близко примыкающий к основному, который расширяет и углубляет его и одновременно закладывает основу для дальнейшего изучения .
Целостность знаний способствует общему развитию ученика.
самостоятельные работы показали, что каждый ребенок смог себя проверить, осознать: все ли он понял, запомнил ли запись, решение, считаю, что каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться, что Периодический закон им освоен, о чем свидетельствовали результаты их самооценки. Решение тренировочных упражнений позволило закрепить новые знания и оценить степень усвоения материала, создавало положительный эмоциональный фон, способствующий развитию у детей интереса к уроку химии , формировал устойчивые положительные мотивы. Контроль усвоения материала осуществлялся в форме самоконтроля, обратной связи, проверки тетрадей.
Реализация принципов обучения:
- принцип научности содержания учебного материала
- принцип систематичности и последовательности в закреплении материала
- принцип доступности обучения заключался в том, что для учащихся для начала предлагались не сложные
задания;
- принцип учета индивидуальных особенностей учащихся заключался в том, что выполняют домашнее
задание, соответствующие уровню их учебных возможностей, они сами оценивают свои
способности ;
- принцип прочности – связь материала с ранее усвоенным обеспечивает прочность знаний;
- принцип наглядности.
Методы обучения
Соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:
- словесные
- наглядные
- практические
по уровню самостоятельности учащихся:
проблемно – поисковые, репродуктивные,
по аспекту мышления:
продуктивные ( самостоятельное выполнение упражнений),
Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая.
Общие результаты урока:
План урока выполнен, цели реализованы: учащиеся повторили, закрепили, расширили знания по этому разделу. Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, дифференцировано, дано с комментарием.
Управление образования г. Астаны
школа-гимназия № 14
«Утверждаю»
Заведущий учебной части
школы-гимназии №14
_______----------------------------Кольцова Т.А.
Открытый урок по химии на тему:
Путешествие в страну Менделевия.
(обобщающий урок по теме : Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома)
Дудник Е.Н.
учитель биологии и химии
Рассмотрен на заседании МО
цикла естественно- гуманитарных дисциплин
Протокол № ---------------- от « »----------------2012 г.