kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Значение воды для жизни, свойства воды, охрана вод. Урок естествознания, интегрированного с предметом «Самопознание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ценность:   Ненасилие     Качества: бережное отношение к природе,  ответственность, позитивное мышление. 

Цель урока: углубить знания о значимости общечеловеческой ценности «ненасилие», как основного принципа взаимодействия человека и природы.

Задачи:

  1. Расширить представление учащихся об особенностях единства всего сущего.
  2. Развивать навыки  не причинения  вреда всему сущему.
  3. Воспитывать в себе ответственность, позитивное мышление, бережное отношение к природе.

Ход урока:

Внешняя интеграция:

1.Орг. Момент.

Позитивный настрой – путешествие в подводный мир.

2.Проверка домашнего задания.

3.Позитивное высказывание:

Китайская пословица: Вода - мать полей, а без матери не проживешь.

  • Как вы понимаете эту пословицу?
  • Почему воду сравнивают с матерью?
  • Какое значение имеет вода для жизни человека?

4.Просмотр видеофильма «Прозрачное золото. Берегите воду!»

  • Какое впечатление произвел на вас фильм?
  • Почему воду называют прозрачным золотом?
  • Как вы понимаете слова: «Умрет планета не от бомбы, а от отсутствия воды»?
  • Что нужно делать, чтобы этого не произошло?

5.Заключительная минута урока:

Давайте вспомним, что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке. Пусть ваши мысли и слова будут хорошими, а вода будет только верным другом! урока.

Внутренняя интеграция:

Просмотр презентации «Удивительные кристаллы воды»

Открытия японского ученого Масару Эмото показывают, что вода это универсальный носитель информации, в котором в форме кристаллов записываются слова и мысли человека.

  • Как часто мы задумываемся над тем, что произносим?
  • Человек на 70% состоит из воды. Что мысли могут сделать с человеком?
  • Какие эмоции превращают обычную воду в «живую»?

Домашнее задание: поразмыслите над тем, как нужно относиться к природе, чтобы на Земле не произошло экологической катастрофы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Значение воды для жизни, свойства воды, охрана вод. Урок естествознания, интегрированного с предметом «Самопознание»»

План урока естествознание,

интегрированного с предметом «Самопознание»


Школа № 17 с.Боралдай Дата: 28.11.2015 Педагог: Колегова А.А. Класс: 5 Кол-во учащихся: 30

Тема: Значение воды для жизни, свойства воды, охрана вод.

Ценность: Ненасилие Качества: бережное отношение к природе, ответственность, позитивное мышление.


Цель урока: углубить знания о значимости общечеловеческой ценности «ненасилие», как основного принципа взаимодействия человека и природы.

Задачи:

  1. Расширить представление учащихся об особенностях единства всего сущего.

  2. Развивать навыки не причинения вреда всему сущему.

  3. Воспитывать в себе ответственность, позитивное мышление, бережное отношение к природе.

Ресурсы:

Аудиозапись мелодий, презентация «Удивительные кристаллы воды», видеофильм «Прозрачное золото. Берегите воду!»


Ход урока:

Внешняя интеграция:

  1. Орг. Момент.

Позитивный настрой – путешествие в подводный мир.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Позитивное высказывание:

Китайская пословица: Вода - мать полей, а без матери не проживешь.

  • Как вы понимаете эту пословицу?

  • Почему воду сравнивают с матерью?

  • Какое значение имеет вода для жизни человека?

  1. Просмотр видеофильма «Прозрачное золото. Берегите воду!»

  • Какое впечатление произвел на вас фильм?

  • Почему воду называют прозрачным золотом?

  • Как вы понимаете слова: «Умрет планета не от бомбы, а от отсутствия воды»?

  • Что нужно делать, чтобы этого не произошло?

  1. Заключительная минута урока:

Давайте вспомним, что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке. Пусть ваши мысли и слова будут хорошими, а вода будет только верным другом! урока.


Примечания:


«Симфония сердца» В.А.Моцарт






видеофильм «Прозрачное золото. Берегите воду!»




«Нежность» Ф.Шопен

Внутренняя интеграция:

Просмотр презентации «Удивительные кристаллы воды»

Открытия японского ученого Масару Эмото показывают, что вода это универсальный носитель информации, в котором в форме кристаллов записываются слова и мысли человека.

  • Как часто мы задумываемся над тем, что произносим?

  • Человек на 70% состоит из воды. Что мысли могут сделать с человеком?

  • Какие эмоции превращают обычную воду в «живую»?


Домашнее задание: поразмыслите над тем, как нужно относиться к природе, чтобы на Земле не произошло экологической катастрофы.



презентация «Удивительные кристаллы воды»,




План урока естествознание,

интегрированного с предметом «Самопознание»



Школа: № 17 с.Боралдай Дата: 28.11.2015 Педагог: Иващенко Е.В., Колегова А.А.

Класс: 5 Количество учащихся: 30

Тема: Значение воды для жизни, свойства воды, охрана вод.

Ценность: Ненасилие Качества: бережное отношение к природе, ответственность, позитивное мышление.


Цели урока:

  • Образовательные: Познакомиться с примерами деятельности воды в природе; Показать необходимость охраны вод; Познакомиться с примерами водных стихийных бедствий и природных явлений.

  • Развития: Закрепить понятия «вода», «состояние воды», «вода в природе»; Расширять знания учащихся о широко распространенном в природе веществе, о важности воды; Развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, способности выступать с докладами на публике.

  • Воспитания экологических навыков


Ресурсы:

Аудиозапись мелодий, презентация «Удивительные кристаллы воды», видеофильм «Прозрачное золото. Берегите воду!»

Ход урока:

  1. Орг. Момент.

Позитивный настрой – путешествие в подводный мир.

  1. Проверка домашнего задания:

Мини-тест

  1. Постановка цели:

Показать значение воды.

  1. Актуализация знаний:

Давайте попробуем представить, как бы выглядела Земля, если бы с нее внезапно исчезла вода. Моря и океаны бы пересохли и покрылись толстым слоем солей, раньше растворенных в воде. Горные породы бы разрушились – в их состав тоже входит вода. Погибли бы все растения и животные. Так давайте поговорим о воде! Вода образует гидросферу – водную оболочку нашей планеты. Вода присутствует всюду на Земле. Она является одной из могущественных владычиц Земли, влияет на Землю, как архитектор и скульптор, влияет на климат, и на жизнь на Земле. Вода дарит людям свою энергию. Она же является средой обитания для многих живых организмов.

Позитивное высказывание:

Китайская пословица: Вода - мать полей, а без матери не проживешь.

  • Как вы понимаете эту пословицу?

  • Почему воду сравнивают с матерью?

  • Какое значение имеет вода для жизни человека?


Вода окружает нас всюду, где бы мы ни были. Она присутствует в воздухе, в почве, в телах организмов.

Казалось бы, что о воде-то мы с вами все знаем. Но, оказывается, много удивительного и чудесного хранит в себе вода. С этими свойствами, явлениями и фактами мы с вами сегодня и познакомимся.


Просмотр презентации «Удивительные кристаллы воды»

Открытия японского ученого Масару Эмото показывают, что вода это универсальный носитель информации, в котором в форме кристаллов записываются слова и мысли человека.

  • Как часто мы задумываемся над тем, что произносим?

  • Человек на 70% состоит из воды. Что мысли могут сделать с человеком?

  • Какие эмоции превращают обычную воду в «живую»?

  1. Изучение новой темы:

    1. Агрегатное состояние воды.

Прежде чем мы с вами начнем изучать новую тему, предлагаю вам вспомнить об известных свойствах и значениях воды на земле.

Фронтальный опрос по теме:

  • Назовите свойства воды, которые вам уже известны.

  • В каких агрегатных состояниях вода присутствует на Земле?

  • Как связаны между собой составные части гидросферы? Назовите их.

У воды много секретов. Разобраться с ними нам помогут специалисты – ученые: биолог, химик, физик, географ, метеоролог, геолог, эколог, медик и спасатель МЧС.

(Специалисты поочередно представляются перед аудиторией).

    1. «Химические секреты воды».

Вода – это химическое вещество, и поэтому у воды есть свои «химические секреты». О них нам расскажет специалист-химик.

Химик: Вода – универсальный природный растворитель. Изучая в лаборатории химический состав подземной воды, можно установить, откуда эта вода и каков ее химический состав.

В составе воды химики находят до 50 различных элементов. Чаще всего в воде встречаются: поваренная соль, железо, сера, медь. Иногда встречаются серебро, радий и даже мышьяк.

В состав подземных вод входят разные вещества и поэтому свойства подземных во тоже различны. Бывают лечебные подземные источники, а бывают и ядовитые для живых организмов.

В ядовитых источниках содержатся вредные для живых существ химические вещества. Это: свинец, киноварь, медь. В состав воды могут входить примеси нефти, а так же ядовитый газ сероводород.

В составе же морских вод встречаются все известные химические элементы, существующие на Земле. Но больше всего в составе морских вод солей, особенно поваренной соли: на 1 литр воды до 35 грамм соли.

  • Ребята, скажите, откуда же берется соль в океанах и морях?

Соль в океаны и моря поступает с суши, с материков и островов, ее выносят реки, впадающие в моря.

    1. Энергетические свойства воды.

Каковы энергетические свойства воды? Об этом нам расскажет специалист-физик.

Физик: Вода – это источник разнообразной энергии на нашей планете. Первый вид энергии, поставляемый водой – это тепловая энергия подземных вод-гейзеров и горячих источников. Много гейзеров в вулканических районах земли, где грунтовые воды расположены недалеко от центра вулкана. В настоящее время на Камчатке, в России, гейзеры используются для отапливания помещений в зимний период.

Второй вид энергии воды – механическая энергия. Энергия воды укрощается на гидроэлектростанциях, где превращается в необходимое для человека электричество. Гидроэлектростанции строились в местах бурного течения рек. Это свойство механической работы воды известно давно. Так строились мельницы на речках и ручьях. Вода вращала колесо, а оно вращало жернова, которые и измельчали зерно в муку.

Со временем человек научился использовать свойства водяного пара. Все вы видели, как пар над кипящим чайником приподнимает крышку. Водяной пар выполняет механическую работу. Это свойство и заметили люди и вот уже были созданы паровые машины – чудо техники, вращающие колесо, качающие подземные воды, приводящие в движение станки, паровозы и др. такую энергию, которая способствовала быстрому развитию промышленности, науки и техники.

    1. Формирование облика Земли.

Значение пословицы «Вода камень точит» и рольводы в формировании облика Земли нам объяснит специалист-географ.

Географ: Воды, текущие по поверхности Земли совершают большую разрушительную работу, они изменяют рельеф Земли. Если на пути реки встречаются горы, она либо огибает их, либо прорезает себе русло глубоко в горах. Говорят, вода камень точит. По пути движения к морю, вода, как мельница, размалывает камни и обломки скал. В Китае река Хуанхэ ежегодно выносит 1380 миллионов тонн плодородного грунта, а горы становятся все ниже и ниже. Водопады тоже совершают работу. Это – вода, падающая с высоты. Вода разрушает скалы, и водопад каждый год отступает. В горах вода и ветер так же играют свою разрушительную роль. Если в горные трещины попадает вода, а потом замерзает – она увеличивает эти трещины и откалывает, таким образом, камни. Известно, что замерзшая вода увеличивается в размерах в объеме на 1/10. Это свойство вам уже знакомо. Вспомните опыт с водой в стеклянной бутылке. Бутылка с водой после замораживания лопается. Иногда зимой замерзает вода в водопроводных трубах, и тогда трубы лопаются.

    1. Влияние воды на климат.

Спасибо специалисту-географу за интересный рассказ. Хотелось бы узнать о том, как вода влияет на климат Земли. По этому вопросу нас проконсультирует специалист в области погоды и климата Земли – метеоролог.

Метеоролог: В морях и океанах имеются теплые и холодные течения. Это большие массы воды, имеющие определенную температуру и передвигающиеся в определенном направлении. Различают теплые и холодные течения. Теплые течения можно сравнить с трубами водяного отопления. Они проводят тепло к хранителю теплоты – морю. Морской ветер относит тепло моря материку. Вместо теплых течений для нагрева 1 см. береговой линии пришлось бы сжигать несколько сот тонн каменного угля. Холодные течения наоборот несут холод к материку. Так морские течения влияют на климат Земли.

Самые известные теплые течения, это: Гольфстрим, Куросио; а холодное – Ойясио.

Кроме океанических течений на климат Земли оказывают влияние снежное и ледяное покрывало. Снег защищает почву от мороза. Между снежинками заключен воздух. Воздух не пропускает тепло. Снег же содержит до 85% воздуха. Поэтому температура под «одеялом» всегда бывает выше 0. А весной, когда снег тает, он снабжает почву влагой, т.к. в 1 см3 содержится 0.15 грамма воды. Есть пословица, отражающая это влияние снега на растительность и урожай: «Много снега – много хлеба».

В Якутии есть поселок Оймякон, а в его окрестностях озеро, где зимняя температура воздуха доходит до -70С. А рыба в этом озере не замерзает, дело в том, что ледяной покров озера защищает воду от охлаждения ниже +40С. Известно, что соленая вода замерзает при более низких температурах. Поэтому соленые водоемы долгое время не покрываются льдом зимой.

    1. Геологический состав Земли.

Какие еще замечательные секреты таит в себе вода? Что в ней содержится? Об этом нам расскажет геолог.

Геолог: В состав вод Мирового Океана входит много солей, минералов и все химические элементы.

Подсчитано, что «золотой фонд» Мирового океана составляет около 8000000 тонн. В будущем так будут получать необходимое полезное сырье. В настоящее время ведется такие разработки по получению золота, урона и др. ценных полезных ископаемых, но они пока еще очень трудоемки. В настоящее время добывается соль из морской воды. Например, в 1 литре воды из Мертвого моря содержится 200 грамм калийной соли. Эта соль является ценным удобрением для растений. В основном из морской воды добывают калийную, поваренную, горькую соли, соли брома, йод.


    1. Влияние воды на живые организмы.

О влиянии воды на живые организмы , о жизни в водной среде расскажет специалист-биолог.

Биолог: В составе любого живого организма вода играет ведущую роль. Без воды человек не проживет и 3 дней! При массе тела 70 кг., 45 кг. приходятся на воду и лишь 25 кг. на твердые вещества. Тело взрослого человека на 64% состоит из воды, а тело ребенка содержит до 80% воды. Из органов нашего тела больше всего воды содержит мозг – 81%. В крови и железах – 73-80%, т.е. из 5 литров крови 4 литра это вода. Меньше всего воды в костях – от 22 до 34%.

В составе пищевых продуктов содержится много воды. В грибах, овощах, фруктах содержится до 90% воды. В молоке от 85-90% воды, а вот в сливочном масле только 14% воды. Получается, что большую часть необходимой для нашего организма воды мы получаем с пищей.

Есть ли жизнь в капле воды? На этот вопрос можно ответить утвердительно. В капле воды, взятой из пруда, озера, аквариума под увеличением микроскопа можно разглядеть крошечных живых существ. Это микроскопические животные и растения. А в водоемах обитает много разнообразных живых существ. Это рыбы, водоросли, моллюски, ракообразные, насекомые. Для них вода – дом родной, который обеспечивает их всем необходимым для жизни. Но иногда вода содержит болезнетворных микробов, опасных для человека и др. живых организмов. В средние века бактерия чумы распространилась по Европе и уничтожила 40000000 человек. Главная причина – проникновение в питьевую воду бактерии чумы из-за нечистоплотности людей. Через воду могут распространяться возбудители тифа, дизентерии, холеры и сибирской язвы. Поэтому люди должны соблюдать гигиену и бережно относиться к воде.


    1. Лечебная вода.

Вода может быть не просто необходимой для человека, но и лечебной. Об этом нам расскажет специалист-медик.

Медик: Вода может быть лечебной, минерализованной или минеральной. Кроме того, она может быть естественной и искусственной. Минеральную воду применяют при лечении органов пищеварения, почек, печени и др. заболеваниях по назначению врача. Лечебная польза воды есть и при обычном принятии ванн с морской водой или в виде отваров и настоев из лекарственных трав.

Во времена средневековья не во всех странах люди соблюдали личную гигиену. Они не мылись, не ухаживали за кожей, волосами, не чистили зубы и не меняли часто одежду. Даже короли не считали для себя необходимым ежедневно мыться. В 1601 году при осаде г.Остенде испанская принцесса Изабелла клялась: «Я не сменю своего платья до тех пор, пока город не будет в наших руках!» Осада длилась 3 года. Принцесса сдержала свое слово. В те времена люди пудрились и опрыскивали себя духами, чтобы прикрыть грязь и отбить неприятных запах грязного тела. Грязь и отсутствие гигиены приводило к большим эпидемиям различных заболеваний.

Позднее врачи научились стерилизовать мед. инструменты, что бы не способствовать распространению болезней.

    1. Стихийные бедствия.

Вода может быть верным другом, а может быть грозным природным явлением или даже стихийным бедствием. Подробнее об этом расскажет специалист МЧС.

МЧС: Все знают, что нужно соблюдать осторожность при купаниях в реках, озерах и морях. Но не все знают, что помимо этого существуют и другие опасности в окружающей природе с участием водной стихии. Это: ливневые дожди, наводнения, оползни, сели, цунами, снежные лавины. Люди должны знать об этих природных бедствиях, которые угрожают всему живому, и в том числе – человеку. Многие из этих бедствий невозможно предупредить заранее и поэтому важно знать, где они происходят, чтоб лучше к ним подготовиться и снизить отрицательные последствия.


    1. Охрана вод.

Человек с каждым годом оказывает все большее влияние на природу. Вода загрязняется промышленными стоками, удобрениями и прочими вредными веществами. Возникла необходимость в охране природы. Об этом нам расскажет специалист-эколог.

Эколог: Вся жизнь на Земле не может существовать без воды. Загрязнение воды несет гибель всему живому. Каждый из нас должен бороться за чистоту воды. А теперь посмотрите видеофильм.

Просмотр видеофильма «Прозрачное золото. Берегите воду!»

  • Какое впечатление произвел на вас фильм?

  • Почему воду называют прозрачным золотом?

  • Как вы понимаете слова: «Умрет планета не от бомбы, а от отсутствия воды»?

  • Что нужно делать, чтобы этого не произошло?

  1. Закрепление.

Вопросы викторины:

  • Какие химические вещества встречаются в воде морей, океанов, подземных вод?

  • Какие машины и устройства работают при помощи воды?

  • Права ли пословица: «Вода камень точит»?

  • Как влияют на климат Земли теплые и холодные течения?

  • Возможно ли добывать золото, железо и медь из морской воды?

  • Как бы вы объяснили выражение: «Вода – это жизнь»?

  • Какая вода считается лечебной?

  • Какие природные стихийные бедствия с участием воды происходят в природе?

  • Что может произойти, если мы не будем беречь нашу речку?


Примечания:

«Симфония сердца» В.А.Моцарт


























презентация «Удивительные кристаллы воды»












































































































































































видеофильм «Прозрачное золото. Берегите воду!»















Домашнее задание: поразмыслите над тем, как нужно относиться к природе, чтобы на Земле не произошло экологической катастрофы.


Заключительная минута урока:

Давайте вспомним, что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке. Пусть ваши мысли и слова будут хорошими, а вода будет только верным другом!






«Нежность» Ф.Шопен





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Колегова Анастасия Александровна

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283420

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "План урока естествознание, интегрированного с предметом «Самопознание» Тема: Значение воды для жизни, свойства воды, охрана вод."
    ["seo_title"] => string(122) "planurokaiestiestvoznaniieintieghrirovannoghospriedmietomsamopoznaniietiemaznachieniievodydliazhiznisvoistvavodyokhranavod"
    ["file_id"] => string(6) "283408"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453824710"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства