kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематический классный час «Заповедник Усть-Ленский»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Заповедник Усть- Ленский"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тематический классный час «Заповедник Усть-Ленский»»

Тематический классный час «Заповедник Усть-Ленский»

Автор: Павлова Мария Васильевна, учитель технологии и ИЗО

Актуальность: Актуальность проблем окружающей среды, в частности, заповедников, бережного к ней отношения как к жизненно важному национальному богатству и достоянию всего человечества сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Заповедники - это образцы нетронутой, дикой природы - по праву называют природными лабораториями

Изучение охраняемых территорий помогает учащимся сформировать основы экологического мировоззрения. При рассмотрении территорий своего края реализуется краеведческий подход, который необходим в географии. Дети изучают свою малую родину с помощью виртуальных экскурсий, которые помогают узнать специфику родного края, уникальные и исчезающие объекты. Тем самым воспитывается бережное отношение, развивается познавательный интерес к природе малой Родины и страны в целом.

Цель: Создание условий для формирования целостного представления о заповеднике через знакомство с Усть- Ленским заповедником, расположенным на территории Республики Саха (Якутия) Булунского улуса

Задачи:

раскрыть понятие, что такое заповедник, его назначение и какую роль играют люди в охране природы;

создать предпосылки для формирования чувства гордости, любви, ответственности за родную природу;

способствовать развитию способности наблюдать, мыслить, делать выводы, формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, умения работать в группах.

Форма проведения: проблемная беседа

Оборудование: компьютер, проектор для показа презентации, наглядные карточки для доски.

Ход проведения классного часа

Учитель. Здравствуйте дети, сегодня я хочу познакомить вас с «Заповедником Усть-Ленский». Вы когда-нибудь слышали о нем? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по этому замечательному месту. Внимание на экран!

Слайд 1 (эмблема заповедника)

В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывая законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник – это то, место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, птицы, насекомые, рыбы.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотится на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

Слайд 2 (История создания заповедника).

История создания заповедника

Идея создания крупного заповедника в дельте Лены появилась в начале 1960-х годов, однако пришлось ждать еще около 20 лет, прежде чем заповедник стал реальностью. В 1985 году был организован государственный природный заповедник «Усть-Ленский». В 1995 году на его территории создали первую Международную биологическую станцию «Лена-Норденшельд». Каждый год здесь активно работают ученые, участники российских и международных проектов и экспедиций. В 2000 году территория заповедника внесена в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Слайд 3 Климат и география (карта заповедника)

Большая часть территории заповедника расположена в дельте Лены, и только менее 10% занимают Хараулахские горы, которые возвышаются над уровнем моря на 250-300, местами до 560 метров.
Реки, стекающие с Хараулахских гор, имеют типичный горный характер, а на равнинных территориях характеризуются спокойным течением и пологими склонами. Главная реки заповедника – Лена, которая характеризуется очень обширной дельтой. В дельте расположено большое количество озер.
Благодаря неглубокому залеганию вечной мерзлоты на территории заповедника широко распространены арктические минеральные болота.
Климат заповедника морской полярный. По средним показателям он суровее климата Оймякона, признанного полюса холода. Самые низкие температуры наблюдаются в январе (-34ºС на юге и -32ºС на севере). Средняя температура июля в северной части заповедника + 4ºС, в южной +7ºС, правда максимальная температура достаточна высока и составляет +33ºС.

Климат заповедника морской полярный, очень суровый. Продолжительность периода со снежным покровом 250—270 дней. Средняя продолжительность безморозного периода на севере заповедника 40 дней, в южной части 45 дней. Продолжительность тёплого периода со средней суточной температурой выше 0° составляет 108 дней в горной части и 97 дней — на морском побережье. В течение тёплого сезона почвы успевают оттаять на глубину от 10 до 120 см.

Слайд 4. Географические данные

Дельта Лены — уникальное природное творение. Великая река разбегается здесь по бесчисленным протокам, образуя более 30 тысяч озёр. На них приходится пятая часть этого участка заповедника; свыше четверти — заливы и протоки. Так что Усть-Ленский заповедник — наполовину водный, да ещё граничащий со студёным морем Лаптевых, принимающим в себя Лену.

Остальная территория покрыта различными травяными, травяно-кустарниковыми, лишайниково-зеленомошными и зеленомошными тундрами, а также тундро-болотами.

Здесь, в Усть-Ленском заповеднике, раскинулась зона вечной мерзлоты, царство арктической природы и сурового полярного климата. Большую часть заповедника составляют водные угодья — реки, протоки и мелкие озера. Полярная ночь здесь длится около 80 дней. В это время солнце совсем не показывается из-за горизонта, зато ночью можно наблюдать другое чудо природы — северное сияние.

Хараулахские горы относительно невысоки, в среднем 200-300 м над уровнем моря. Самые крупные протоки — Арынская (178 км), Трофимовская (148 км) и Быковская (106 км).

На территории заповедника действуют две полярные станции: «Хабарово» и «Дунай».

Слайд 5. Флора и фауна

Растительный мир (Фотографии с названиями растений)

На территории заповедника произрастает около 400 видов высших сосудистых растений, 20 из которых отнесены к редким и исчезающим. Зафиксировано 115 видов мхов и более 200 видов лишайников, а в водоемах дельты Лены выявлено 153 вида водорослей.

Животный мир (Фотографии с названиями жиивотных)

В Усть-Ленском заповеднике обитают 30 видов млекопитающих, около 70 — птиц, 1 — земноводных и 32 — рыб. Среди птиц гусеобразные, чайковые, кулики; малый лебедь внесён в Красные книги СССР и России, а розовая чайка — в Красную СССР. Этими же документами охраняются белый медведь и лаптевский подвид моржа. В последние годы отмечаются факты возвращения на береговые лежбища лаптевских моржей, уничтоженных в этих водах ещё в 40-е годы XX века. Вероятно, это связано с уменьшением общего судоходства в данном районе. Однако состояние популяции вызывает тревогу. У Булунской популяции дикого северного оленя (до 70 тысяч животных) в дельте места отёла и летнего выпаса. Здесь выводят потомство многочисленные песцы, находятся у северной границы своего ареала черношапочный сурок и снежный баран. Успешно акклиматизируются овцебыки, завезённые в 1996 году из Таймырского заповедника.

Богата ихтиофауна заповедника. В его водах можно встретить нельму, муксуна, чира, ряпушку, осетра, сигов, пелядь и других ценных рыб. Их количество в Лене сильно уменьшилось, а в заповеданной дельте, где традиционные участки нереста лососёвых и сиговых рыб, они обрели покой и возможности для восстановления стада.

Здесь можно встретить снежных баранов , голубых песцов, черношапочных сурков. В 1996 году на территорию заповедника завезли стадо овцебыков. Примечательной внешней особенностью овцебыков являются сильно сближенные рога. Уши у этих животных очень маленькие, почти незаметные, глубоко спрятаны в шерсти. Овцебыки успешно прижились в условиях Севера. По различным оценкам в тундре их поголовье достигает 4000 особей.Здесь находятся под охраной нарвалы, белухи и белые медведи.

Ежегодно в дельте Лены гнездится около 7000 краснозобых гагар, 25000 чернозобых гагар, около 10000 малых лебедей и примерно столько же белолобых гусей, порядка 2000 черных казарок. Гнездятся здесь чирки-свистунки, сибирские гаги и морянки. Последние кажутся игрушками, а не живыми птицами, настолько причудлив и необычен их «наряд».

Слайд 6. Достопримечательность заповедника

Одна из главных достопримечательностей Усть-Ленского заповедника - древний остров Столб высотой 114 м. Он состоит из пород, возраст которых превышает 400 млн лет.

История острова овеяна таинственными легендами и преданиями. Одно из них гласит, что в доисторические времена он соединялся с сушей тонким болотистым перешейком. Спасаясь от преследователей, добрались до острова мамонтенок и его мать. Однако зыбкое болотистое место не пропустило взрослого животного, и мать погибла. Мамонтенок остался один на большом необитаемом острове. На его зов к далекому берегу приходили другие мамонты, однако расстояние было непреодолимым.

Местные жители начали поклоняться мамонтенку и считать его символом удачной охоты. Культ не прекратился даже после смерти животного. На протяжении тысячелетий сохранилось почитание духа рыжего мамонта. Теперь наверняка стала понятной и эмблема заповедника. По якутскому поверью, это место - обитель таинственных духов. Проезжая мимо, необходимо бросить в воду дань - несколько монет. Возле острова Столб часто можно увидеть миражи, которые возникают из-за соприкосновения холодного воздуха с теплой водой. Место действительно таинственное!

Слайд 7. Как посетить заповедник?

Чтобы посетить Усть-Ленский заповедник летом, необходимо начинать оформлять пропуск еще в начале весны. В заповеднике разработано много маршрутов экологического туризма. С июля по август специалисты Международной биологической станции «Лена-Норденшельд» проводят орнитологические туры. В управлении заповедника можно получить разрешение на охоту и рыбалку. Весной в специально отведенных местах разрешена охота на водоплавающую дичь, осенью — на дикого северного оленя. Также здесь организуются сплавы на байдарках и надувных плотах по рекам Бесюке, Кенгдей, Чубукулах и Аякит.

Скажите, ребята, зачем нам нужны заповедники?

- Правильно! Заповедники нужны для того, чтобы сохранить красоту природы, богатство её животного и растительного мира. Наши заповедники уже сыграли большую роль в сохранении и восстановлении численности отдельных видов животных и растений.

  Только благодаря заповедникам удалось сохранить многие редкие виды животных. Заповедники дали возможность восстановить до промысловой численности уже исчезавших охотничьих животных. Ведь кроме охраны и изучения водных и дельтовых систем, потребность в них очень велика, Усть-Ленский заповедник является крупным резерватом, способствующим процветанию популяций промысловых видов рыб, птиц и млекопитающих на обширных просторах Якутии и даже, если иметь в виду перелётных птиц, за её пределами.

Итак, ребята, наша маленькая прогулка по Усть- Ленскому заповеднику подошла к своему завершению. И я предлагаю вам, подвести итог урока. И  для того что бы узнать и оценить свою работу, свои знания полученные на уроке я предлагаю вам, выбрать фигурку птицы, медведя, мамонта, цветочка, и приклеить их вокруг эмблемы заповедника, а обозначают они следующее:

Птица – узнал много нового, урок понравился

Медведь – узнал немного нового

Мамонт– всё знал, мероприятие понравилось

Цветочек – хотел бы узнать побольше о других заповедниках.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тематический классный час «Заповедник Усть-Ленский»

Автор: Павлова Мария Васильевна

Дата: 23.12.2022

Номер свидетельства: 621310


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства