Дата проведения: 30.09.2019 г.
Тип урока: урок развития речи.
Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты
подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на основе содержательного анализа текста (формулирование основной проблемы текста и комментария к ней; определение позиции автора; изложение собственного мнения по проблеме с привлечением нескольких (2) аргументов), повторение и обобщение теоретических знаний по созданию текста-рассуждения.
развитие коммуникативной, лингвистической, языковой компетентности учащихся.
- воспитание бережного отношения к слову и языку.
- отработать методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения.
Этапы урока, цель этапа, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный. Цель: проверка готовности обучающихся к уроку. | Приветствие, проверка готовности класса к уроку. | Готовятся к работе на уроке. | |
Мотивационный Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке Мотивирующий приём: вступительное слово учител | Обращается к обучающимся: - Ребята, у Владимира Литвинова есть слова: «Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово». Согласны вы с этим высказыванием? - Действительно, умение писать сочинение по предложенному тексту предполагает, прежде всего, умение вчитываться в текст, анализировать его стилевые и типологические особенности, видеть проблемы, поставленные автором. Нужно научиться комментировать проблему, видеть позицию автора, то есть основную мысль текста. | Отвечают на вопросы | Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; положительное отношение к школе и учебной деятельности |
2. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения согласованных и несогласованных определений; сформулировать тему урока; обозначить логическую необходимость изучения этой темы. | Тема урока: Проблема текста. Выявление и формулировка. – Какова будет цель урока? Сегодня мы будем анализировать текст Ф.М. Достоевского «Мужик Марей» | Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. Называют тему урока Цель – произвести содержательный анализ текста. Определяют задачи урока. Задачи: формулировать основную проблему текста | Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели. Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида . Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение |
3. Актуализация знаний. Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания». | - Ребята, прежде чем приступить к чтению и анализу текста, вспомним - Что такое проблема текста? Проблема текста — это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор. - Почему так важно определить правильно проблему текста? Выявление и формулирование проблемы — важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям работа будет проводиться только с этой проблемой: именно эту, заявленную проблему нужно будет прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения. - Что значит выявить проблему? Выявление проблемы — это процесс обобщения. За конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором. - Назовите типы проблем . Философские, политические, нравственные, социальные, эстетические, экологические. - Приведите примеры проблем социальные (взрослые и дети, ...) (Бедности, неравноправия) и тд. - Назовите способы формулирования проблемы: 1.Автор размышляет над проблемой смысла жизни; 2.В тексте поднимается проблема смысла жизни; 3.Текст автора заставил меня задуматься над проблемой смысла жизни. Дайте определение тема, идея 1. Тема (о чем?) – тема текста 2. И (что хотел сказать автор? зачем автор написал этот текст?) – идея 3. Ф (Как автору удалось достичь своей цели?) изобразительно – выразительные средства) - форма 4. П (какие вопросы рассматривает автор? Что волнует его?) – проблема (проблематика) - Как вы думаете, для чего мы повторили эти понятия? Определив тему, основную мысль текста, мы сможем увидеть проблемы данного текста, а затем правильно их сформулировать). | Слушают, отвечают на вопросы учителя. Учащиеся отвечают на вопрос. | Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида , понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению- Коммуникативные: формулирование собственного мнения |
4.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Предварительная работа над текстом. Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия. | Чтение текста «Мужик Марей» Коротенький рассказ "Мужик Марей" был опубликован в 1876 году в "Дневниках писателя". В 1831 году отец будущего писателя Фёдор Достоевский впервые приехал в Даровое в апреле 1832 года. Именно тогда, в первый выезд, испугавшегося мальчика Фёдора успокоил пахарь. Воспоминание об этой сцене лета 1832 года легло в основу рассказа Достоевского «Мужик Марей». Эпизод на каторге относится к Пасхе 1850 года Анализ текса мы начнем с внимательного прочтения текста, подчёркивания в нём основных мыслей, важных слов, фраз, художественных средств, которые использует автор. Вы должны найти в нём тот материал, который будете использовать при определении проблемы. 1. Герои отрывка. Что вы можете о них сказать? 2. Выпишите из текста ключевые слова. 3. Определите роль ключевых слов. (Выполняется работа по предложенным заданиям). - Итак, приступаем к анализу текста. 1. Находим ключевые слова и фразы, записываем их в таблицу. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ИХ РОЛЬ. | Марей – наш крепостной эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми. робко смотря на него грубого, зверски невежественного человека | девять лет с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня Полно, родный. я те вослед посмотрю Уж я тебя волку не дам! матерински мне улыбаясь всё точно так же ласково улыбается. Эта нежная материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой. глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце я же не могу заглянуть в его сердце.1. | - Что, на ваш взгляд, олицетворяют слова 1 группы? (внешность, внешний вид). А слова2 группы? (душевное состояние , внутренний мир). - Какова же роль ключевых слов? (Помогут определить проблему текста). - Сформулируем тему: о чем же данный текст? (о встрече мальчика и мужика Марея,о том , как крепостной Марей утешил барчонка). - Определим, какова основная мысль текста. На мой взгляд, основная мысль текста сформулирована в предложениях. Прочитаем эти предложения («каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём». Сокровенный смысл “приключения” раскрылся уже на каторге, двадцатидевятилетнему арестанту, “само собой” «могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце моём.»). | (Дети называют ключевые слова). Составляют таблицу | Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели. Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности. Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией. |
5. Формулирование проблемы и позиции автора текста. Цель: обучение определению проблемы. | 4. Выявление проблемы текста и ее формулировка. - Вспомним определение. ( ПРОБЛЕМА – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования) - На какой вопрос пытается найти ответ автор текста Ф.М. Достоевский? Еще раз вспомним все, о чем говорили на уроке, посмотрим на выводы, которые делали и записывали в тетрадь, определяя тему, основную мысль, отношение автора к героям, и, пользуясь клише, сформулируем проблемы (не забывать о проблематике текста – несколько проблем) Проблемы текста 1.. Проблема оценки личности. Человеку свойственно желание понять других. Как это сделать, как не ошибиться? Должно ли складываться восприятие окружающих только по внешности, по первому впечатлению, или важно почувствовать внутренний мир человека, его душу?) 2. Проблема внешнего и внутреннего проявления доброты. (Может ли за грубой внешностью (поведением), скрываться доброе сердце?) 3. Проблема способности к состраданию, сочувствию, поддержке. (Кто способен сострадать (сочувствовать) другим? Умение сострадать (сочувствовать) присуще только образованным людям?) 4. Проблема отношения к преступникам (Как относиться к преступникам? Бояться и ненавидеть их или 5. Проблема значимости человеческого сочувствия, проявленного по отношению к ребёнку (Какое значение имеет вовремя оказанное ребёнку со стороны взрослого сочувствие, сопереживание? Какое влияние это будет иметь на ребёнка?) - Какая из данных проблем, на ваш взгляд, является главной в этом тексте? Почему? (На каторге в этих страшных, пьяных людях рассказчик увидел «Мареев», способных на душевные, добрые поступки. (из сердца исчезла ненависть и злоба) -Почему? (На каторге в этих страшных, пьяных людях рассказчик увидел «Мареев», способных на душевные, добрые поступки.) Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека. Ф.М.Достоевский. | Информация о выполнении задания. Учащиеся выбирают одну из исходных проблем текста. Записывают в тетрадь. | Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения. Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма. Коммуникативные: умение выражать мысли |
6. Рефлексия деятельности Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. | Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся. Слово учителя. | - Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению? Чем? - Как вы оцените свою подготовку к написанию сочинения-рассуждения по тексту Ф.М. Достоевского? | | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
7. Домашнее задание (по выбору учащегося). | Предлагает: - написать сочинение-рассуждение по тексту Ф.М. Достоевского «Мужик Марей» по критериям части С. Значение слова «вдруг» 6 раз | Ученики выбирают домашнее задание, записывают | Коммуникативные создание сочинения-рассуждения по данному тексту |
На что указывает “вдруг” в предложении? |
1. На этот раз мне вдруг припомнилось почему-то одно незаметное мгновение из моего первого детства, когда мне было всего девять лет от роду, — мгновенье, казалось бы, мною совершенно забытое, но я особенно любил тогда воспоминания из самого первого моего детства. | Сюжетный переход из реальной жизни в воспоминания детства. |
2. Вдруг, среди глубокой тишины, я ясно и отчётливо услышал крик: “Волк бежит!” Я вскрикнул и вне себя от испуга, крича в голос, выбежал на поляну, прямо на пашущего мужика. | Смена душевного состояния мальчика. |
3. Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке. | Неожиданное проявление ласки. |
4. …тут испуг соскочил совсем, и вдруг откуда ни возьмись бросилась ко мне наша дворовая собака Волчок. С Волчком-то я уж вполне ободрился и обернулся в последний раз к Марею… | Смена душевного состояния мальчика. |
5. Я вдруг очнулся и присел на нарах и, помню, ещё застал на лице моём тихую улыбку воспоминания. | Обратный переход из воспоминаний в реальную действительность. |
6, 7. Встречаясь с ним потом изредка, я никогда даже с ним не заговаривал, не только про волка, да и ни об чём, и вдруг теперь, двадцать лет спустя, в Сибири, припомнил всю эту встречу с такою ясностью, до самой последней черты. Значит, залегла же она в душе моей неприметно, сама собой и без воли моей, и вдруг припомнилась тогда, когда было надо… | Совокупное “вдруг” как единство “тогда” и “теперь”, их неожиданное сближение. |
8, 9. И вот, когда я сошёл с нар и огляделся кругом, помню, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом и что вдруг, каким-то чудом, исчезла совсем всякая ненависть и злоба в сердце моём. | Избыточное “вдруг” в одной фразе как необъяснимая смена душевного состоян |