Постановка учебных задач | Предлагает рассмотреть слайд и определить тему урока. Озвучивает тему и помогает сформулировать цель и задачи урока. Что такое Родина? (место, где человек родился) Как зовут нашу Родину? Ручеек заливисто журчит, Одуванчик ярко золотится, Солнце так развесило лучи, Словно крылья радужной жар-птицы. И, на воле весело играя, Я скажу вам: нет прекрасней края! На первый взгляд, обычное стихотворение. Но давайте прочитаем первые буквы каждой строчки: Р-О-С-С-И-Я. У нас получилось название страны, жителями и гражданами которой мы являемся. Россия! Россия – большая страна с необыкновенно богатой и интересной музыкальной культурой. Поэтому сегодня мы будем говорить не просто о Родине, а о звучащем образе Родины Ребята, какая цель нашего урока, что мы должны понять? Какие задачи нам помогут достигнуть цели? 1.Узнаем особенности русской народной музыки; 2.Научимся раскрывать музыкальный образ Родины через слушание и исполнение музыки; 3.Сможем понять и почувствовать красоту музыки русского народа) | Рассматривают слайд, определяют тему, формулируют цель и задачи урока Россия Понять, что Родина звучит и живет в музыке | Умеют определять тему урока, формулировать его цель и задачи |
Учебные действия | Музыка русского народа удивительно богата и разнообразна. Люди издавна сочиняли песни о Родине ее истории и защите, о красоте родной природы, о труде человека, о дружбе, о семье. Поэтому и говорят, что в народной русской музыке множество разных жанров, т.е. песен различных по содержанию и характеру. Послушайте р.н.п. «Светит месяц», откройте рабочие тетради «Музыка» и с помощью словарика настроений на стр. 5 определите характер звучания музыки. Звучит р.н.п. «Светит месяц» (светло, радостно, задорно) Издавна на Руси создавались песни, сопровождаемые плясками. Как вы думаете, как можно назвать жанр таких песен Эта музыка звучала медленно или быстро? Вы услышали звучание одного инструмента или многих Голоса каких инструментов вы услышали? Инструментальное музицирование Сейчас мы попробуем поучаствовать в исполнении этой музыки, мы будем играть на простейших русских народных инструментах. Как они называются? Показ инструментов – ложек и бубенцов (ложки, бубенцы) Учитель раздает инструменты – одной группе учащихся ложки, другой группе бубенцы. Прежде, чем мы будем играть, покажем, как правильно держать инструменты и извлекать звуки. (учащиеся показывают, учитель исправляет ошибки если таковые имеются) В качестве упражнения учитель предлагает провести игру «Эхо». Для каждой группы детей учитель прохлопывает ритмический рисунок, а учащиеся повторяют его на инструментах. Далее все учащиеся объединяются в единый оркестр и принимают участие в исполнении р.н.п. «Светит месяц». Физминутка | Воспринимают информацию Слушают музыку, работают с рабочей тетрадью, выбирая нужные слова определяют характер музыки, анализируют выразительные средства. Это плясовые. Музыка была быстрой Многих. Это – оркестр. балалайки, баяны, бубны Работа в группах: учащиеся выполняют упражнения, играют на инструментах русского оркестра; участвуют в ритмической игре «Эхо», повторяя ритмические рисунки, предложенные учителем. Учащиеся объединяются в общий оркестр и участвуют в исполнении р.н.п. «Светит месяц» | Умеют воспринимать новый материал. Умеют воспринимать музыкальный образ, анализировать музыку, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Умеют работать в подгруппе. Умеют коллективно сотрудничать (через игру в оркестре), передавать в исполнении нужный характер. |
Контроль | Достигли мы цели нашего урока? Все ли задачи, сформулированные в начале урока были нами решены? | Учащиеся анализируют собственное исполнение, определяя достоинства и ошибки исполнения. Учащиеся делают вывод об успешности решения задач и достижения цели урока | Умеют анализировать собственное исполнение, оценивать результаты собственной деятельности и деятельности других |