Содержание коррекционной работы по формированию навыков социальной адаптации посредством моделирования реальных ситуаций на уроках СБО
Содержание коррекционной работы по формированию навыков социальной адаптации посредством моделирования реальных ситуаций на уроках СБО
На занятиях по социально-бытовой подготовке эффективным является применение метода моделирования реальных ситуаций. Воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни, позволяет выявить модели поведения, взаимоотношения людей, а также отношения людей к другим объектам окружающего мира. При использовании этого метода учащиеся делятся на две группы - актеров и зрителей. Учащиеся-актеры проигрывают определенную ситуацию. Учащиеся-зрители внимательно следят за поведением, общением действующих лиц, дают им оценку.
Моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой темы, социально-бытовой подготовки обучающихся: «Транспорт», «Предприятия торговли», «Жилище», «Одежда», «Питание», «Обувь». Сюжеты ситуаций берутся педагогами из реальной жизни и должны наиболее полно отражать ее. Постепенно усложняясь, эти ситуации подготавливают ребенка к уверенному вступлению в самостоятельную жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Содержание коррекционной работы по формированию навыков социальной адаптации посредством моделирования реальных ситуаций на уроках СБО »
Содержание коррекционной работы по формированию навыков социальной адаптации посредством моделирования реальных ситуаций на уроках СБО
История школы свидетельствует о том, что разные периоды её развития цели обучения менялись. В соответствии с изменением целей менялись и методы обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод - сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели - содержание - методы - формы - средства обучения» является определяющей.
В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учащихся и учителя по достижению определённых учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой стороны - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов).
Таким образом, метод обучения - это «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития».
Прием обучения - это «деталь, часть метода, отдельные операции мышления, моменты в процессе усвоения знаний, формирования умений и навыков».
На занятиях по социально-бытовой подготовке используются методы и приемы: демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, моделирование реальных ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, игровые ситуации, решение логических задач, задания-соревнования, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, рисование, лепка, аппликация, просмотр и обсуждение диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, создание тематических альбомов.
Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система. Существует множество классификаций.
Традиционная классификация методов обучения(Перовский Н.П., Лордкипанидзе Г.А.), общий признак - источник знаний. Данная классификация представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Практический
Наглядный
Словесный
Работа с книгой
Видеометод
Опыт Упражнение Учебная практика
Иллюстрация Демонстрация Наблюдения
Объяснение Рассказ
Беседа Инструктаж
Чтение Изучение
Конспектирование
Просмотр Обучение через интернет
контроль
Классификация по типу познавательной деятельности(Лернер И.Н., Скаткин А.В.). Данная классификация представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Методы
Объяснительноиллюстративные
Репродуктивные
Методы проблемного изложения
Частично поисковые методы
Исследовате
льские
Бинарная классификация представлена в таблице 3.
Таблица 3.
Методы преподавания
информационный
объяснительный
объяснительно-побуждающий
побуждающий
Им соответствуют методы учения
исполнительный
репродуктивный
частично-поисковый
поисковый
Классификация по дидактическим целям представлена в таблице 4.
Таблица 4.
Методы, способствующие первичному усвоению материала
Методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний
беседа, чтение книг
практика, упражнения
Методы обучения образуют систему, и если мы в данный момент говорим об использовании одного метода, это означает, что он доминирует на данном этапе, но затем будет дополнен другими. Методы в процессе обучения выполняют следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, мотивационную, контрольно-коррекционную.
На занятиях по социально-бытовой подготовке эффективным является применение метода моделирования реальных ситуаций. Воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни, позволяет выявить модели поведения, взаимоотношения людей, а также отношения людей к другим объектам окружающего мира. При использовании этого метода учащиеся делятся на две группы - актеров и зрителей. Учащиеся-актеры проигрывают определенную ситуацию. Учащиеся-зрители внимательно следят за поведением, общением действующих лиц, дают им оценку.
Моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой темы, социально-бытовой подготовки обучающихся: «Транспорт», «Предприятия торговли», «Жилище», «Одежда», «Питание», «Обувь». Сюжеты ситуаций берутся педагогами из реальной жизни и должны наиболее полно отражать ее. Постепенно усложняясь, эти ситуации подготавливают ребенка к уверенному вступлению в самостоятельную жизнь.
Модели ситуаций могут быть различными:
По содержанию: соответствовать любой формируемой культурной норме отношения, поведения, общения.
По характеру демонстрируемых действий, реплик персонажей: действующие лица поступают правильно; демонстрируются неверные типы поведения, общения, отношений людей; показываются и верные, и ошибочные модели поведения, общения, отношений; смоделированы определенные обстоятельства, предложены действующие лица, но определить их действия, реплики должны дети-зрители, т. е. ситуации типа «Как поступить персонажам?».
При первоначальном закреплении представлений, знаний и умений по определенной теме демонстрируются ситуации, в которых действующие лица поступают правильно. При анализе таких ситуаций делается упор на осознание правильности использованных действий, отношений, реплик; оценивается влияние поступка как на того человека, по отношению к которому он совершен, так и на совершающего его. Затем предлагаются аналогичные обстоятельства, но действующие лица поступают иначе. Находя ошибки в действиях, поступках персонажей, воспитанники тем самым прочнее закрепляют формируемые у них представления и знания. Далее предлагаются ситуации с выбором верной модели поведения, отношения, общения типа «Как поступить персонажам?».
По характеру ситуаций: типичные; нестандартные, где в ответ на действие или реплику человек получает неожиданный ответ, дети оказываются перед необходимостью искать выход из создавшегося положения: «Что же теперь делать?».
По количеству вариантов поведения, предложенных в ситуации:простые: (с одним вариантом их разрешения (правильным либо неправильным)); сложные (с двумя вариантами их решения (правильным и неправильным)), ситуации типа «Как поступить персонажам?» и нестандартные ситуации: «Что же теперь делать?».
По количеству участников сюжета: с участием одного человека, когда демонстрируется отношение к определенным объектам окружающего мира (например, показано, как мальчик, придя из школы, швыряет свой портфель либо книги, одежду и т. п.). Ситуации могут быть простые и сложные (в серии действий или реплик персонажа есть правильные и неправильные, нестандартные ситуации); с участием двух человек: отрабатываются модели поведения, общения между людьми, формулы речевого этикета (например: в магазине покупатель обращается к продавцу: «Покажите мне, пожалуйста, красную ручку». - «Пожалуйста». - «Спасибо»). Ситуации могут быть простые и сложные; с участием трех и более человек.
По количеству выполняемых участниками действий: одно-два простых действия, операции; из трех и более действий, операций.
По количеству произносимых участниками реплик: «безречевые», отражающие лишь действия, поведение, отношения людей (например: «В автобус одновременно зашли дедушка и мальчик. Свободное место только одно. Мальчик сел»); с небольшими по объему репликами (например, при уступании места: «Садитесь, пожалуйста». - «Спасибо». - «Пожалуйста»); которые можно условно назвать «вербальными», требующими от участников произнесения реплик.
Это разнообразие видов ситуаций и отдельных ролей позволяет задействовать в качестве актеров всех без исключения детей класса, включая неговорящих либо плохо говорящих детей. Наличие возможности участия наравне с другими в разыгрывании сюжетов существенно для самооценки этих детей, для воспитания в них уверенности в себе, в своих силах.
Метод моделирования реальных ситуаций является одним из наиболее эффективных, но в то же время сложных методов. Воспитанников необходимо целенаправленно и последовательно учить моделировать ситуации.
Обучение начинается с простых ситуаций и включает в себя два момента: обучение участию в моделировании ситуации; обучение анализу ситуации.
Последовательность обучения может быть следующей:
Педагог, подготовив ситуацию, сам демонстрирует ее, взяв на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей.
Педагог участвует в разыгрывании ситуации, но играет уже вспомогательную роль. Учащиеся выполняют основные роли.
Ситуация, в которой все роли играют дети. По необходимости педагог лишь руководит действиями актеров.
Моделирование ситуации идет без предварительного разучивания ролей, но педагог руководит действиями, характером реплик детей.
Самостоятельное моделирование детьми ситуации. Педагог называет тему сюжета. Дети определяют, какие действующие лица должны быть участниками ситуации, распределяют роли и проигрывают ситуацию.
Важно, чтобы артистами выступали все обучающиеся класса. Проигрывая различные ситуации, дети тем самым закрепляют определенные представления, знания, умения, приобретают некоторый опыт поведения и общения, что подготавливает их к практическому апробированию, применению опыта в реальной жизни. Ситуации, связанные с общением, способствуют развитию речи детей - умениям правильно формулировать просьбы, вопросы, грамотно строить ответы, внимательно выслушивать собеседника. Участие в этой, деятельности делает детей более раскованными, свободными, уверенными, они лучше запоминают и успешнее применяют полученные сведения.
После разыгрывания ситуации проводится ее анализ. Педагог предлагает детям оценить, правильно ли поступали, общались действующие лица; дается оценка поведению каждого. Вначале оценка ситуации, действий отдельных ее участников производится по вопросам педагога, затем - с постепенно возрастающей самостоятельностью детей и уменьшающейся помощью педагога. Постепенно при анализе моделей проигранных ситуаций можно вводить и использовать метод аналогий, например: «Приятно было бы тебе услышать такое обращение?», «Как ты бы хотел, чтобы к тебе обратились?» Это способствует не только закреплению знаний о правильном выполнении каких-либо действий, обращений, но и формированию осознанного отношения к ним, убеждения в необходимости поступать, относиться, действовать именно так, а не иначе, по принципу: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Игры проходят в кабинете по социально-бытовой ориентировке, а нужно создать иллюзию присутствия на улице, в магазине, на почте, дома. Воспроизвести необходимую обстановку поможет наличие реквизита, подобранного учителем в зависимости от темы моделируемой ситуации. Например, предполагая действия учащихся в аптеке, надо создать прилавок, разложить упаковки от лекарств, пузырьки, коробочки от лекарственных растений. Декорации и атрибуты помогают создать определенную обстановку.
Использование метода моделирования реальных ситуаций на уроках СБО должно быть не только методически верным, но и постоянным. При систематическом обучении созданию реальных ситуаций учащиеся в процессе игр ведут себя свободнее, общаются друг с другом, вносят свои дополнения, вполне соответствующие содержанию, успешно применяют полученные сведения и лучше запоминают их, искренне переживают успех и неудачи партнеров. Самостоятельно разыгрывать сценку на данную учителем тему им труднее, но, все же, действуют они правильно, могут применить имеющиеся знания адекватно ситуации.
Проблемная ситуация должна быть не только интересной, но и посильной: дети должны чувствовать, что решение проблемы им доступны.
При подборе упражнения, игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения постепенно увеличиваются уровень сложности игры или задания, которые определяются строго индивидуально для каждого ребёнка. Принципы подбора: реальность сюжета; случаи из жизни; охват разных сфер жизни; доступность для понимания; постепенное повышение сложности сюжетов; направленность на закрепление и приобретение новых знаний и умений. Чтобы метод моделирования реальных ситуаций имел эффект на уроке, педагогу надо знать алгоритм проведения упражнений на данную тематику: выбрать тему; определить действующих лиц; обрисовать психологический портрет персонажа и обстановку, в которой будет происходить действие; подобрать реквизит.
Использование метода моделирования реальных ситуаций применимо при изучении всех разделов предмета СБО: «Семья», «Культура поведения», «Транспорт», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Торговля», «Учреждения и организации», «Экономика домашнего хозяйства», «Трудоустройство». По каждому разделу программы подбирается большое количество сюжетов.
Результатом использования метода реальных ситуаций является: адекватное решение жизненных ситуаций обучающимися; повышение выразительности и эмоциональной окраски речи обучающихся: развитие коммуникативных навыков обучающихся с нарушением интеллекта, расширяющих возможности социализации учащихся.
Данный метод является наиболее действенным методом обучения школьников с интеллектуальными нарушениями. Метод моделирования реальных ситуаций, оказывает комплексное воздействие на познавательную, эмоционально-волевую сферу учащихся, а также на развитие мышления, оценивая ситуацию с разных точек зрения и нахождение верного решения.
Для реализации поставленной цели на уроках СБО мы использовали различные по степени сложности упражнения, основанные на моделировании реальных ситуаций с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
Моделирование микроситуаций.
Ситуация 1. «Если бы я…, я стал бы…». Упражнение выполняется с использованием речи, или при помощи мимики.
Проблемная ситуация с заданным сюжетом, когда дается готовое решение проблемы.
Ситуация 2. «Я устроился на работу с помощью…». Задача учащихся состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их.
Проблемные ситуации с неоконченным сюжетом.
Ситуация 3. «Собеседование». Ребятам предлагается придумать, чем все это могло бы закончиться, и разыграть ситуацию при разговоре с работодателем.
Моделирование ситуаций по заданной теме.
Этот вид упражнений предполагает самостоятельную работу учащихся, которые сами придумывают проблемную ситуацию. Учащимся дается тема, по которой они сами придумывают сюжет, распределяют роли и разыгрывают ситуацию.
Ситуация 4. «Устройство на работу». Для этого класс делиться на две группы - актеров и зрителей. Актеры выполняют роль соискателя рабочего места. Зрители анализируют действия своих одноклассников.
Ситуация 5. Обучающимся дается пословица для разыгрывания, при этом надо убедиться, что дети правильно понимают смысл.
Ситуация 6. Обучающимся предлагается разыграть ситуацию: «Обращение в отдел кадров».
Ситуация 7. «Собеседование». Выставляется табличка «Директор», каждой группе выдаётся вопросник и назначается роль, даётся время на подготовку.
Ситуация 8. План собеседования по телефону. Готовясь к телефонному звонку в компанию, напишите свою телефонную презентацию.
Просмотр видеосюжетов «В поисках работы»
Ситуация 9. «Ошибки при собеседовании».
Ситуация 10. «Как провалить собеседование?».
Ситуация 11. «Трудоустройство».
После того как школьники показывали свои решения предлагаемых упражнений, организовывалось их обсуждение в форме беседы о ситуации вообще и способах ее решения.
Все испытуемые отнеслись к занятиям по СБО с применением метода реальных ситуаций с большим интересом, который в процессе проведения исследования имел тенденцию к возрастанию. Об интересе учащихся свидетельствовало то, что они предлагали преподавателю свои варианты упражнений, обращались к педагогу с вопросами о способах решения той или иной ситуации.
На первых занятиях работа над решением проблем заняла достаточно много времени, учащиеся чувствовали себя скованно. Не все сразу смогли принять участие в этих играх. Некоторые школьники отказывались от участия в решении предлагаемых задач, говоря, что хотят сначала посмотреть, как это делают другие. Не сразу ребята научились представлять себя в роли взрослых. Большие трудности вызывало у учащихся прогнозирование результатов тех или иных поступков. Подростки затруднялись вести диалог «с незнакомыми людьми», задавать им вопросы.
Поддерживая постоянный контакт с участниками игры, учитель побуждал их к диалогу, к обоснованию своих действий, к рассуждению по поводу встречающихся затруднений. Преодолению этих проблем помогали памятки, настольные игры, видеосюжеты:
Памятка «11 советов о том, как вести себя на собеседовании»
Памятка «Собеседование»
Настольная игра «Устройся на работу»
Видеосюжет «Ошибки при собеседовании».
Видеосюжет «Как провалить собеседование?».
Видеосюжет «Трудоустройство».
Через некоторое время реакции детей стали более быстрыми и разнообразными.В процессе игры школьники получали реальные представления о характере беседы работодателя с претендентом на вакантную должность при трудоустройстве, учились адекватному поведению в этих обстоятельствах.В процессе выполнения упражнений, обучающиеся высказывали различные варианты решения одной и той же ситуации, После выполнения упражнений, с помощью учителя, обучающиеся вместе выбирали наилучшее решение, отмечая, в чем его преимущества перед другими вариантами.
При моделировании проблемных ситуаций учащиеся приобретали навык поиска наиболее рационального выхода из той или иной ситуации, учились прогнозировать последствия своих и чужих поступков, упражнялись в применении на практике известных им правил и знаний.
Таким образом, анализ результатов исследования показал, что моделирование реальных ситуаций может успешно использоваться по любому разделу программы социально-бытовой подготовки. Выполнение упражнений оказывает положительное влияние на профессиональную культуру обучающихся, улучшает их уровень знаний по разделу «Профориентация и т трудоустройство», способствует развитию способности ориентироваться в обстановке, формирует привычку анализировать условия, в которых приходится действовать, адекватно применять знания в измененных условиях.
Используя приемы работы, основанные на моделировании реальных ситуаций с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, мы помогли обучающимся в решении проблем с постановкой реальных целей, с трудоустройством, общением с работодателем.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Упражнения, основанные на моделировании реальных ситуаций
Моделирование микроситуаций.
Сюжет 1. «Если бы я стал…, я бы…».
Цель упражнения: побуждение интереса участников к осознанному профессиональному самоопределению.
Упражнение происходит по кругу: Каждый участник проговаривает фразу: «Если бы я стал, добавляя название профессии», продолжая: «Я бы, добавляя результат своей деятельности. Например: «Если бы я стал строителем, я бы построил школу» и т.д.
Ситуация с заданным сюжетом, когда дано готовое решение проблемы.
Ситуация 2. «Я устроился на работу с помощью…».
Цель упражнения: получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников.
Задача учащихся состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их. Например: выходят 5 обучающихся, которым предлагается ряд карточек, две из которых лишние. Каждый игрок, взяв карточку, рассказывает, как ему удалось устроиться на работу. Игра начинается словами: «Я устроился на работу с помощью…». Затем каждый высказывает мнение по поводу лишних карточек.
Проблемные ситуации с неоконченным сюжетом.
Ситуация 3. «Собеседование».
Цель: побуждение интереса участников к осознанному профессиональному самоопределению.
Ребятам предлагается придумать, чем все это могло бы закончиться, и разыграть ситуацию при разговоре с работодателем.
Моделирование ситуаций по заданной теме.
Ситуация 4. «Устройство на работу».
Цель: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.
Класс делиться на две группы - актеров и зрителей. Актеры выполняют роль соискателя рабочего места. Зрители анализируют действия своих одноклассников. В дальнейшем группы меняются ролями. У учащихся имеются вакансии рабочих мест, которые они получили через «Службу занятости», объявления в газетах, где указано название учреждения, требуемая должность, адрес, телефон.
Ситуация 5. Ученикам дается пословица для разыгрывания, при этом надо убедиться, что дети правильно понимают смысл: «Для кого работа – мать, а для кого - мачеха».
Ситуация 6. Обучающимся предлагается разыграть ситуацию: «Обращение в отдел кадров». Выставляется табличка «Отдел кадров». Каждая группа совещается 2 минуты, выбирает представителя и обыгрывает ситуацию. Помните, что вы пришли в незнакомое место и у вас есть цель визита. За работника отдела кадров приглашается гость.
Ситуация 7. «Собеседование». Выставляется табличка «Директор», каждой группе выдаётся вопросник и назначается роль, даётся время на подготовку.
Ситуация 8. План собеседования по телефону. Готовясь к телефонному звонку в компанию, напишите свою телефонную презентацию:
План
Пример
1. Приветствие
Здравствуйте, будьте добры, заведующую магазином.
2. Знакомство
Меня зовут ... могу ли я переговорить с Вами по поводу устройства на работу.
3. Цель звонка
Я звоню по поводу вакансии фасовщицы товара, о ней я узнала из ...
4. Устная самопрезентация
Мне... лет, у меня... лет (нет) опыта работы на этой должности, есть большое желание работать.
5. Узнать о заинтересованности
Вас может заинтересовать моя кандидатура на вакансию фасовщицы товара?
6. По ситуации: назначить встречу, договориться или поблагодарить
Можно сразу же договориться о времени собеседования с Вами? Благодарю Вас за то, что меня выслушали. Досвиданья.
Будьте готовы к следующим вопросам.
Просмотр видеосюжетов «В поисках работы»
Цель упражнения: в веселой форме смоделировать некоторые неправильные черты и особенности поведения тех или иных персонажей, позволяющие лучше понять обобщенные образы представителей данных профессий и соотнести их с представлениями о собственном Я-образе.
Ситуация 9. «Ошибки при собеседовании».
Ситуация 10. «Как провалить собеседование?».
Ситуация 11. «Трудоустройство».
А теперь давайте посмотрим видеосюжеты и узнаем, о чем надо помнить, когда идешь к работодателю. Установка: смотрите внимательно, думайте ответы.
Профориентационная игра «Ассоциация»
Цель: выявить истинное отношение ребят к разным профессиям и по возможности подкорректировать это отношение.
Объясняются условия игры (инструкция): «Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют ее отгадать с помощью ассоциативных вопросов, например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель используется?» и т.д. Можно спросить у учащихся, не играли ли они в игру «Ассоциация», когда вместо профессии загадывается человек. Опыт показывает, что не все ребята сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере.
Обсуждение игры (проигрывание). Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если группа не согласна с ответом, можно попросить того, кто так ответил, дать объяснение. Нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер» и на вопрос «Какого цвета профессия?» был дан ответ: «черно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл.
Участвовать в этом может и ведущий, корректируя таким образом представления о профессии.
Обыгрывание сценки «Кем быть?»
Дело было вечером, делать было нечего, вдруг сказал ребятам Петя: Петя: Мы, конечно еще дети, но, когда пройдут года - кем же станем мы тогда? Ведущий: И сказала в ответ Машенька:
Машенька: Я и так уж в классе старшая, и , конечно, стану скоро лучшим кинорежиссером! Буду ездить за границу, рестораны посещать, меров, пэров навещать! Со всего большого мира соберу я сувениры. Плавать мне во всех морях, заседать во всех жюрях!
Ведущий: В разговор ступила Оля:
Оля: Я учебу брошу вскоре – перееду жить я к морю! Я хозяйничать люблю – двухэтажный дом куплю. Летом каждую кровать буду дачникам сдавать, вплоть до зимнего момента, а зимой – сдавать студентам. Буду я, как говориться, квартирантами кормиться!
Ведущий: И сказала тут Людмила:
Людмила: Я давно уже решила стать писательской женой - и не спорьте вы со мной! Мне с пеленок стало ясно - это выгодно ужасно. За писателя пойду, домработницу найму, буду модно одеваться, перед всеми зазнаваться, из себя воображать, на машинах разъезжать, отдыхать зимой и летом буду в самом лучшем свете!
Ведущий: В разговор вступил и Толя:
Толя: Ну а я, как дядя Коля, я, соседям на беду, в алкоголики пойду! Это стало очень модно и почти что всенародно: алкоголикам давно все у нас разрешено! Можно драться и кусаться, и на улице валяться, людям жизни не давать, на милицию – плевать!
Ведущий: Молвил тут Сергей:
Сергей: Ребята, буду я – начальник блата! Мама с папой говорят: «Нынче все решает блат!» Буду утречком, по блату, всех проталкивать куда-то, заведу друзей я всюду, взятки брать, конечно, буду. Буду брать, пока дают. А не брать – так засмеют?! В жизни главное, ребята, жить не только на зарплату!
Ведущий: А в углу сидел Ванюша, он молчал и только слушал, а потом сказал:
Ванюша: Друзья, вот о чем подумал я: вам бездельничать охота, но ведь должен все же кто-то в шесть часов утра вставать, вас кормить и одевать, шить рубашки и штанишки, суп варить, печатать книжки – кто-то должен, это ясно! Значит, только подрасту, стану я рабочим классом, иль в колхозники пойду!
Ведущий: Все к Ивану подбежали и сказали, наконец:
Оля: Ты, Ванюша, молодец!
Толя: Ты умнее всех – бесспорно!
Маша: Ты давай, ворочай горы!
Петя: Добывай и землю рой!
Сергей: Ты, Иван, у нас – герой!
Люда: Ну а мы, как говориться
ВСЕ: Будем все тобой гордиться!
Разыгрывание пословиц, выражений
Дело мастера боится
Ударнику уважение, лодырю презрение.
У плохого мастера всегда инструмент виноват.
Не говори, чему учился, а покажи, чему научился
Профориентационное упражнение «Подарок»
Упражнение проводится в круге. Количество участников: от 6-8 до 15-20. Время проведения: от 15-20 до 30-40 минут. Процедура включает следующие основные этапы:
Инструкция: «Представьте, что у нас есть общий друг (далее мы уточним, что это за друг), который пригласил нас всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом важно выполнить три условия:
1) подарок должен содержать намек на его профессию (далее мы уточним, что это за профессия);
2) подарок должен быть «с изюминкой», т.е. быть веселым, необычным (предполагается, что друг - это человек с юмором, который может даже обидеться, если ему подарят что-то обычное, т.е. как бы «откупятся» от него);
3) подарок должен быть доступным Вам по цене. Вместе с группой ведущий определяет, что это за воображаемый друг. Определяется, парень это или женщина, примерный возраст и обязательно, - какая у него (у нее) профессия».
Дается время (примерно 30 секунд), чтобы каждый придумал другу подарок. После этого каждый по очереди кратко называет свой подарок. При этом ведущий (или любой участник) могут задавать иногда уточняющие вопросы. К примеру, какое отношение данный подарок имеет к профессии друга (одно из условий игры), сколько подарок будет стоить и т.п. Такие вопросы играют дополнительную активизирующую роль, поскольку заставляют участников более ответственно и обоснованно предлагать свои варианты подарков. Обосновывая свои варианты подарков, игрок вынужден соотносить их с особенностями рассматриваемой профессии и, таким образом, фактически раскрывать наиболее интересные элементы данного профессионального труда.
Памятка «11 советов о том, как вести себя на собеседовании»
Памятка «Собеседование»
Нужно заранее приготовить ответы на стандартные вопросы, которые включаются в любое собеседование:
Немного информации о себе.
Последнее место трудовой деятельности.
Причина ухода с последнего места работы.
Причина желания работать в данной компании.
Польза для компании.
Сильные стороны в качестве сотрудника.
Главные недостатки.
Любимый и нелюбимый тип работы.
Предпочитаемая сфера деятельности на предыдущей работе.
Самая большая ошибка, допущенная в предыдущей работе.
Хобби и увлечения вне рабочей деятельности.
Жизненные цели.
Способ достижения жизненных целей.
Желание по поводу размеров заработной платы.
Во время собеседования:
Постарайтесь произвести благоприятное первое впечатление;
Сохраняйте выдержку, держитесь непринужденно;
Говорите четко и ясно. Не стискивайте руки, не теребите украшения, волосы.
Отвечайте на вопросы, не уклоняясь. Избегайте односложных ответов, но не будьте слишком многословны.