Сборник заданий для уроков литературного чтения в 3 классе, направленных на развитие умений пользоваться справочными источниками
Сборник заданий для уроков литературного чтения в 3 классе, направленных на развитие умений пользоваться справочными источниками
Дипломный проект по теме: "сборник заданий для уроков литературного чтения в 3 классе, направленных на развитие умений пользоваться справочными источниками".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий для уроков литературного чтения в 3 классе, направленных на развитие умений пользоваться справочными источниками»
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Выпускная квалификационная проект
СБОРНИК ЗАДАНИЙ ДЛЯ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В 3 – 4 КЛАССЕ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СПРАВОЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Исполнитель:
Мальцева А.,
студентка 4 «А» группы
Руководитель:
Виноградова К.Я.,
преподаватель
филологических
наук
Камышлов, 2016
Зачастую обучающиеся сталкиваются с проблемой: неумения пользоваться справочными источниками. Это умение является компонентом читательской компетенции обучающихся. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению прочитанного до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Формирование читательских компетенций – это запрос Федерального государственного стандарта.
Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств, как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
В процесс овладения читательскими умениями входит и освоение умений пользоваться справочными источниками – это средство овладения богатствами русского языка. Это умение возможно формировать на уроках литературного чтения. Уроки литературного чтения зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире недостаточно. Современный школьник находится в постоянном поиске необходимой информации, что предполагает работу с такими видами текстов, как публицистический и научно-познавательный.
Проблемой становления данного умения являются телевидение, видео и интернет, которые вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.
Возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Все это препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности.
Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания первоклассников в школе начинается активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги. Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой. Те приёмы учебной работы, которые нами используются, являются важным средством развития критического мышления учащихся. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы работы с текстом формируют самостоятельность мышления и повышают учебно-познавательный интерес. Решению данных проблем может способствовать организация деятельности со справочными источниками на уроках литературного чтения.
В связи с вышесказанным нами были сформулированы следующие противоречия:
- между запросами общества в личности, способной к самообучению через самостоятельный поиск информации в справочных источниках и наличием фактически невысокого уровня умений школьников пользоваться справочными источниками разного вида;
- между требованиями ФГОС и методическим обеспечением учителя по формированию умения пользоваться справочными источниками разного вида
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт предполагает формирование у обучающихся следующих умений:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Но зачастую учителя сталкиваются с проблемой низкого уровня сформированности данных умений у обучающиеся. Чаще всего данная проблема возникает вследствие того, что учащимся не предоставляется возможность работать с дополнительной литературой, направленной на развитие умения использовать справочными источниками для реализации определенной задачи.
Самые благоприятные условия для формирования данного умения предоставляют уроки литературного чтения, поскольку справочная литература является компонентом детской литературы и детского чтения в начальных классах.
Однако анализ учебников литературного чтения для 3 – 4 классов позволил сформулировать следующий вывод.
Содержат единичные задания на формирование умения пользоваться справочными источниками такие учебные комплексы литературного чтения, как: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова; О. В. Джежелей; Чуракова.
Вот примеры некоторых из заданий:
Прочитай в хрестоматии стихотворения Н. А. Некрасова о природе. Это единственное задание, которое предполагает работу с дополнительными источниками.
Разъясни значение слов, но прежде загляни в толковый словарь русского языка (Понятия: Лапоть, Межа, Кафтан).
Соберите с друзьями книги писателей 19 века на выставку в классе. Рассмотри новые для тебя произведения. Предлагается учащимся рассказать о книгах писателей – классиков.
Найди описание глаз стрекозы в книге Юрия Дмитриева «О природе для больших и маленьких».
Самостоятельно. Найди в предисловиях и послесловиях книг, в журналах, адресованных школьникам, материалы, рассказывающие и писателях, их творчестве, книгах. Познакомь с ними одноклассников.
- Выполни задания, ответь на вопросы. Объясни значение слов: Автобиография, автобиографический очерк, автобиографическая повесть. Какие книги тебе помогут, чтобы выполнить данное задание?
- Найди в книгах поэта А.С. Пушкина следующие стихотворения: «Туча», «Птичка», «Бесы», «Узник».
Но большинство учебных комплексов, перечисленные ниже, не предоставляют возможности обучающимся работать со справочными источниками следующие учебные комплекты литературного чтения: «Грамония»; «Школа России»; «Школа 2100»
В связи с этим можно выделить следующую проблему: поиск и отбор средств: методов, приемов, заданий,- позволяющих формировать умение пользоваться справочными источниками.
Рассмотрев данную проблему, мы выделили тему дипломного проекта: «сборник задания для уроков литературного чтения в 3 – 4 классе, направленных на развитие умений пользоваться справочными источниками».
Мы выбрали форму проектирования дипломного проекта в виде сборника заданий, направленных на развитие умения пользоваться справочными источниками на уроках литературного чтения.
Сборник заданий, направленных на развитие умения пользоваться справочными источниками для уроков литературного чтения – это методические пособие, предназначенное для учителей начальных классов, с целью облегчить организацию процесса обучения детей по развитию умения пользоваться справочными источниками.
Цель сборника: развитие умения младших школьников пользоваться справочными источниками через сборник заданий для уроков литературного чтения в 3 – 4 классах.
Задания сборника сформулированы с учетом тематического планирования по литературному чтению учителем 3 класса и позволяют систематично развивать умение обучающихся в области использования справочных источников.
Каждый раздел включает 15 заданий к различным произведениям, взятым из программ четырех учебно-методических комплексов.
1-5 задания носят репродуктивный характер. В формулировке задания уже есть готовый ответ, каким справочным источником необходимо воспользоваться для реализации задания.
6-10 задания продуктивного характера. В формулировке задания справочный источник не указан, но присутствует рекомендация: воспользуйтесь советом библиотекаря.
11-15 задания продуктивно-творческого характера или задания «под звездочкой». Данные задания являются самыми сложными, что позволяет закрепить полученные знания о справочных источниках, а также закрепить умение пользоваться ими. Обучающимся предоставляется возможность свободы выбора, предлагается самим предположить какой справочный источник им поможет при реализации задания. Также появляются задания на развитие творческого потенциала (нарисуй иллюстрацию), задания на выбор из перечисленного (какие насекомые в произведении описывает автор. Найди информацию об одном из описанных в тексте в интернет–ресурсах), задания на собственную инициативность (опиши своё любимое время года; найди информацию о любимом писателе и т.д.)
Произведения отобраны с учетом тематического планирования по следующим учебно-методическим комплексам:
УМК «Школа 2100»: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; В. Драгунский «Независимый Горбушка»; Ю. Мориц «Людоед и Принцесса, или всё наоборот»; Ю. Мориц «Смеянцы»; В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»; Ю. Мориц «Малиновая кошка»; О. Григорьев «Двустишия»; Ф.Тютчев «Ещё земли печален вид…»; А. Блок «Ветер принёс из далёка…»; А. Макаревич «Снег…»; В. Маяковский «Тучкины штучки»; О. Мандельштам «Калоша»; С. Черный «Зелёные стихи»; Б. Окуджава «Весна»; Л. Толстой «Детство Никиты».
УМК «Школа России»: И. А. Крылов «Мартышка и очки»; И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»; И. А. Крылов «Ворона и Лисица»; М.Ю. Лермонтов «Горные вершины»; М. Ю. Лермонтов «Утёс»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Л. Н. Толстой «Акула»; Л.Н. Толстой «Прыжок»; Л.Н. Толстой «Лев и собачка»; Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»; Л.Н. Толстой «Куда девается вода из моря?»; Н. А. Некрасов «Славная осень!»; Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»; Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; И.А.Бунин «Детство».
УМК «Школа 21 века»: Н. Носов «Огурцы»; М. Зощенко «Не надо врать»; Л. Каминский «Сочинение»; М. Зощенко «Через тридцать лет»; В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…»; Русская сказка «Иван – царевич и Серый Волк»; Русская сказка «Летучий корабль»; Русская сказка «Морозко»; Русская сказка «Белая уточка»; Русская сказка «По щучьему велению»; К. Паустовский «Барсучий нос»; В. Берестов «Кошкин щенок»; Б. Заходер «Вредный кот»; В. Бианки «Приключения Муравьишки»; Тим Собакин «Песни бегемотов».
УМК «Гармония»: Африканская сказка «Лентяйка»; Р. Сеф «Странное дело»; Русская народная сказка «Дочь-семилетка»; Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»; Армянская сказка «Золотое яблоко»; К. Бальмонт «Осень»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...»; А. С. Пушкин «Осень»; М. Лермонтов «Осень»; А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; Я. Аким «Жадина»; С. Маршак «Уроки вежливости».
Задания сформулированы с учетом следующих возрастных особенностей, обучающихся 3-4 классов.
Центральная задача младшей школы — формирование «умения учиться». Ее успешному решению способствует развивающее обучение, главная цель которого — развитие ученика как субъекта учения, умеющего и желающего учиться. При развивающем обучении учебная задача формулируется как поисково-исследовательская, изменяется тип учебной активности учащегося. Для развивающего образования важно научить детей переживать собственные вопросы и затруднения как повод для обращения к себе и своим возможностям, как потенциальные точки роста новой мысли, нового способа действия в сотрудничестве со взрослым. Задания продуктивного характера позволяет формировать «умение учиться».
Пример задания: Какие насекомые упоминаются в произведении? Найди интересные факты об одном из насекомых. Выпиши в тетрадь. Какой справочный источник тебе поможет? Запиши.
Учет такой особенности, как замедление развитие воображения и творческих способностей был реализован в отборе заданий, направленных на развитие фантазии.
Пример задания: Используя данное слово составь три предложения и запиши их в тетрадь; Попробуй нарисовать иллюстрацию к найденным фактам.
Еще одной особенностью школьников в возрасте 9 – 11 лет является заинтересованность в общении с взрослыми. Это практически последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт. Поэтому были сформулированы задания, позволяющие формировать коммуникативные УУД.
Пример задания: Найди определения неизвестных тебе слов и выпиши их в тетрадь. Посоветуйся с библиотекарем, какой справочный источник тебе поможет? Выпиши название справочного источника в тетрадь.
Также возрастной особенностью обучающихся в возрасте 9-11 является возможность особенно эффективно влиять на формирование мировоззрения ребенка. Происходит формирование личных нравственных ориентиров.
В связи с этим задания в сборнике сформулированы с учетом формирования положительного отношения к окружающему миру, направлены на создание представления «что такое хорошо, а что такое плохо».
Пример задания: Правильно ли поступил главный герой произведения? Докажи.
Помимо развития умения пользоваться справочными источниками, данный сборник направлен на развитие универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС.
Личностные: формирование умения самостоятельно добывать знания в справочных источниках: «узнай происхождение слова «верхушка»»; формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру: «в чем заключается юмор произведения? Имеешь ли ты чувство юмора?»; Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий: «нарисуй иллюстрацию к данному произведению».
Познавательные: расширение кругозора «найди описание одного из живого существа в энциклопедии»; использование простых логических операции: обобщение, анализ: «о чем данное стихотворение? Найди описание прихода весны»; развитие умения в поиске необходимой информации в справочных источниках и с помощью компьютерных средств: «найди информацию о любимом писателе с помощью интернет-источника»
Коммуникативные: формирование умения логически строить фразы в ходе диалога «посоветуйся с библиотекарем - какой словарь тебе понадобится для решения данного задания?»; формирование умения аргументировать свою позицию: «докажи»
Регулятивные: формирование умения обобщать материал – данное умение проявляется при выполнении обучающимися задания, усложненного характера (под звездочкой), обучающиеся демонстрируют развитое умение пользоваться справочными источниками.
В сборник включены следующие разделы:
Опросник; (см. приложение 1)
Обработка опросника; (см. приложение 2)
Информацию об использовании источников информации таких как: толковый словарь, орфоэпический словарь, словарь синонимов, энциклопедия, ресурсы-интернета; (см. приложение 3)
Таблица соотношения произведений с используемым справочным источником; (см. приложение 4)
Сборник заданий; (см. приложение 5)
Для реализации сборника заданий потребуется следующее оборудование: толковые словари; орфоэпические словари; словари синонимов; энциклопедии; ПК с доступом к ресурсам-интернета; тетради.
Для определения возможностей разработанных заданий сборника как средства развития умения обучающихся 3-4 классов пользоваться справочными источниками была разработана программа пробации, которая будет осуществляться на протяжении преддипломной практики на базе МБОУ СОШ №5 КГО в 3 классе.
Сроки проведения эксперимента, 4 недели, в период преддипломной практики.
Вид эксперимента: развивающий
Участники эксперимента – обучающиеся 3 класса, количество обучающихся 34 человека.
Идея пробации заключается в том, чтобы мы реализовали задания на уроках литературного чтения, направленные на развитие умения пользоваться справочными источниками в ходе прохождения практики на базе МАОУ СОШ №5 в 3 классе.
Замысел пробации данного проекта заключается в том, чтобы способствовать развитию умения пользоваться справочными источниками у младших школьников 3-4 класса.
Объектом пробации является процесс развития умения пользоваться справочными источниками обучающихся 3-4 классов.
Форма пробации: сборник заданий, направленных на развитие умения пользоваться справочными источниками у младших школьников 3-4 класса.
Педагогическая цель: развитие умения пользоваться справочными источниками у младших школьников 3-4 класса посредством реализации сборника заданий на уроках литературного чтения.
Цель пробации: оценка действенности разработанного сборника заданий, направленных на развитие умения пользоваться справочными источниками у обучающихся 3 классов, определение рекомендации по его совершенствованию.
Для реализации цели были определены следующие задачи в соответствии с этапами пробации:
Задача подготовительного этапа: подбор диагностических методик, направленных на определение уровня сформированности умения пользоваться справочными источниками, планирование заданий, представленных в сборнике;
Задача практического этапа: организация первичной диагностики, позволяющей оценить уровень сформированности умения пользоваться справочными источниками у младших школьников 3-4 класса; осуществление пробации сборника заданий, направленных на развитие умения пользоваться справочными источниками на уроках литературного чтения в 3-4 классах;
Задача итогового этапа: проведение повторной диагностики, выявляющей уровень сформированности младших школьников умения пользоваться справочными источниками, Оценка действенности/недейственности разработанного сборника заданий для развития умения пользоваться справочными источниками и формирование рекомендаций по его совершенствованию.
Гипотеза, выдвигаемая и проверяемая нами в ходе пробации, заключается в том, что сборник заданий будет способствовать формированию умения пользоваться справочными источниками, если:
реализация заданий будет строиться с учётом деятельностного подхода;
будет обеспечено систематическое проведение уроков литературного чтения с учетом реализации заданий, направленных на развитие умения пользоваться справочными источниками младшими школьниками 3-4 классов.
мотивированность детей на самостоятельную работу со справочными источниками и активность в осуществлении данного вида деятельности.
В пробации будут задействованы следующие субъекты: автор проекта (учитель начальных классов), обучающиеся 3 класса.
УМК «Школа 2100»
№
дата
Справоч-ный источ-ник
Изучаемое произведение
Формулировка задания
Формируемое УУД
Условия реализации задания
введение
4.03
-
-
Обучающиеся заполняют отвечают на вопросы опросника.
Организация ознакомления обучающихся с видами справочных источников.
Организация ознакомления обучающихся 3 класса со сборником заданий, направленного на развитие умения пользоваться справочными источниками.
Личностные: формирование желания выполнять учебные действия
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Коммуникативные: развитие умения строить логические фразы при ответе на поставленные вопросы учителя
Регулятивные: постановка цели по реализации сборника;
Развитие умения адекватно оценивать уровень знаний в сфере использования справочных источников
В рамках классного часа организуется ознакомительное занятие по разъяснению цели реализации сборника.
1
4.03
Толковый словарь
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Почему произведение называется «Корзина с еловыми шишками»?
Кто являются главными героями произведения?
Как автор описывает встречу маленькой девочки Дагни с великим композитором?
Что пообещал композитор Дагни? Выполнил ли это обещание композитор?
Сколько времени понадобилось композитору, чтобы выполнить свое обещание?
Прочитай предложения и выпиши слова, которые тебе неизвестны.
«Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома…Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.»
Найди определения неизвестных тебе слов в толковом словаре и выпиши их в тетрадь.
Личностные: формирование желания выполнять учебные действия; формирования смыслообразования
Познавательные: применение методов информационного поиска; применение умения анализировать текст
Коммуникативные: развитие умения строить логические фразы при ответе на поставленные вопросы, аргументировать свою позицию
Регулятивные: волевая саморегуляция
Данное задание сборника реализуется в рамках урока классного часа.
Дети пользуются заранее подготовленными справочными источниками.
2
05.03
Энциклопедия
В. Драгунский «Независимый Горбушка»
Почему главного героя автор произведения называет «независимым»?
Почему для детей приход писателя является праздником?
Как дети готовились к «великой субботе»?
Какое непонимание произошло при встрече писателя с детьми?
С каким писателем хотел бы встретиться ты? Найди информацию о любимом писателе в энциклопедии. Запиши сведения в тетрадь. Приготовься представлять найденный материал в классе.
Личностные: формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру
Познавательные: применение методов информационного поиска; применение умения анализировать текст
Коммуникативные: развитие умения строить логические фразы при ответе на поставленные вопросы, аргументировать свою позицию
Регулятивные: волевая саморегуляция
Данное задание сборника реализуется в рамках урока литературного чтения.
В рамках домашнего задания обучающиеся подготавливают информацию о любимом писателе.
3
06.03
Словарь антонимов и словарь синонимов
Ю. Мориц «Людоед и Принцесса, или всё наоборот»
В чем заключается юмор стихотворения?
Какие противоположные по значению слова (антонимы) используются в произведение?
Используя словарь синонимов, найди похожие по значению слова к слову «ужасный», «прекрасный». Запиши эти синонимы в тетрадь.
Личностные: формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру
Познавательные: применение методов информационного поиска; применение умения анализировать текст
Коммуникативные: развитие умения строить логические фразы при ответе на поставленные вопросы, аргументировать свою позицию
Регулятивные: волевая саморегуляция
Данное задание сборника реализуется в рамках урока литературного чтения. Дети пользуются заранее подготовленными учителем справочными источниками.
4
07.03
Орфоэпический словарь
Ю. Мориц «Смеянцы»
Почему страна смеянцев носит названии «Хохотания».
Какая опасность угрожала смеянцам?
С каким намерением в страну Хохотания явился дракон?
Почему не получилось дракону принудить жителей Хохотании прекратить смеяться?
Каким образом смеянцы прекратили хаос?
Чему учит данное произведение?
Выпиши выделенные в вопросах слова в тетрадь. С помощью орфоэпического словаря поставь ударения.
Потренируйся произносить данные слова в соответствии с нормами ударения.
Личностные: формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру
Познавательные: применение методов информационного поиска; применение умения анализировать текст
Коммуникативные: развитие умения строить логические фразы при ответе на поставленные вопросы, аргументировать свою позицию
Регулятивные: волевая саморегуляция
Данное задание сборника реализуется в рамках урока литературного чтения. Дети пользуются заранее подготовленными учителем справочными источниками.
5
11.03
Толковый словарь
В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»
Как ты понимаешь значение выражения «иметь чувство юмора»?
Как ты думаешь, имеет ли Дениска чувство юмора?
На что обиделся Дениска? Найди в тексте описание Денискиной обиды.
Прочитай предложения и выпиши слова, которое тебе неизвестны.
И в это время я рассказывал Мишке про лемуров.
Я могу уйти из дома прямо на целину.
Найди определения неизвестных тебе слов и выпиши их в тетрадь. Посоветуйся с библиотекарем, какой справочный источник тебе поможет? Выпиши название справочного источника в тетрадь.
Личностные: формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру
Познавательные: применение методов информационного поиска; применение умения анализировать текст
Коммуникативные: развитие умения строить логические фразы при ответе на поставленные вопросы, аргументировать свою позицию
Регулятивные: волевая саморегуляция
Данное задание сборника реализуется в рамках урока литературного чтения. В рамках домашнего задания обучающиеся организуют беседу с библиотекарем для выполнения задания.
6
12.03
Ресурсы интернета
Ю. Мориц «Малиновая кошка»
Почему стихотворение называется «Малиновая кошка»?
В чем заключается юмор стихотворения?
С помощью интернет - ресурса найди описание разновидности кошек. Запиши кратко о трех видах кошек в тетрадь. Укажи интернет-источник.
Личностные: формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру
Познавательные: применение методов информационного поиска; применение умения анализировать текст
Коммуникативные: развитие умения строить логические фразы при ответе на поставленные вопросы, аргументировать свою позицию
Регулятивные: волевая саморегуляция
Данное задание сборника реализуется в рамках урока литературного чтения. В рамках домашнего задания обучающиеся организуют поиск информации в интернет-источниках. Возможна организация учителя похода с детьми в кабинет информатики.
7
13.03
Энциклопедия
О. Григорьев «Двустишия»
В чем заключается юмор двустиший, перечисленных ниже?
Копали яму глубоченную,
Получили гору высоченную.
Я в луже стою босиком на Луне,
Не нужно скафандра для этого мне.
Чёрные тучи падучи,
А белые тучи летучи.
Задание на выбор. С помощью энциклопедии напиши краткие факты:
- о самой высокой горе
- о Луне
- о тучах/облаках.
Личностные: формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру
Познавательные: применение методов информационного поиска; применение умения анализировать текст
Коммуникативные: развитие умения строить логические фразы при ответе на поставленные вопросы, аргументировать свою позицию
Регулятивные: волевая саморегуляция
Данное задание сборника реализуется в рамках урока литературного чтения. Дети пользуются заранее подготовленными учителем справочными источниками.
8
14.03
Орфоэпический словарь
Ф.Тютчев «Ещё земли печален вид…»
Как описывает весну автор? Найди описание в тексте.
Какие слова в тексте читаются не так, как мы произносим их в речи?
Выпиши эти слова в тетрадь. Укажи правильность постановки ударения. Посоветуйся с библиотекарем, какой словарь тебе поможет?
Укажи справочный источник в тетради.
Личностные: формирование положительного отношения к окружающему миру;
Познавательные: применение методов информационного поиска; применение умения анализировать текст
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с библиотекарем в поиске и сборе информации
Регулятивные: умения адекватно планировать свою деятельность в рамках домашнего задания
В рамках литературного чтения обучающиеся отвечают на вопросы по содержанию.
В рамках домашнего задания обучающиеся организуют встречу с библиотекарем для поиска ответа.
9
18.03
Словарь синонимов
А. Блок «Ветер принёс из далёка…»
Какие слова, называющие признак предмета, использует автор в произведении? Выпиши данные слова в тетрадь.
Выбери из выписанных слов 3 и укажи к ним близкие по значению слова. Посоветуйся с библиотекарем, какой словарь тебе поможет.
Укажи справочный источник в тетради.
Личностные: формирование положительного отношения к окружающему миру
Познавательные: применение методов информационного поиска; применение умения анализировать текст
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с библиотекарем в поиске и сборе информации
Регулятивные: умения адекватно планировать свою деятельность в рамках домашнего задания
В рамках литературного чтения обучающиеся отвечают на вопросы по содержанию.
В рамках домашнего задания обучающиеся организуют встречу с библиотекарем для поиска ответа.
10
19.03
Ресурсы интернета
А. Макаревич «Снег…»
Столкновение каких времен года описывает автор? Найди в тексте описание этого момента.
А какое у тебя любимое время года? Найди его описание в интернет – ресурсах. Запиши в тетрадь. Укажи интернет-источник.
Личностные: формирование желания выполнять учебные действия
Познавательные: применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств; применение умения анализировать текст
Коммуникативные: развитие умения строить логические фразы при ответе на поставленные вопросы учителя
Регулятивные: умения адекватно планировать свою деятельность в рамках домашнего задания
В рамках литературного чтения обучающиеся отвечают на вопросы по содержанию.
В рамках домашнего задания обучающиеся организуют поход в информационный центр для решения задания, направленного на использование интернет-источника.
11
20.03
Толковый словарь
В. Маяковский «Тучкины штучки»
С чем сравнивает тучи автор? Найди описание в тексте.
Какое слово из стихотворения слово тебе неизвестно? Выпиши это слово в тетрадь и дай ему определение.
Какой справочный источник тебе поможет выполнить данное задание?
Используя данное слово составь три предложения и запиши их в тетрадь.
Личностные: формирование положительного отношения к окружающему миру
Познавательные: применение методов самостоятельного информационного поиска; применение умения анализировать текст
Коммуникативные: развитие умения строить логические фразы при ответе на поставленные вопросы учителя
Регулятивные: волевая саморегуляция
Данное задание выполняется в рамках урока литературного чтения в полном объеме. (предварительно учитель приносит орфоэпические словари для организации продуктивной работы в классе)
12
21.03
Ресурсы интернета
О. Мандельштам «Калоша»
О какой детской забаве идет речь в стихотворении? Удалось ли автору описать данную забаву? Докажи.
Слышал ли ты раннее об авторе данного произведения?
Найди биографию автора в интернет – ресурсах. Запиши в тетрадь. Укажи интернет – источник.
Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру
Познавательные: применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств; применение умения анализировать текст
Коммуникативные: развитие умения строить логические фразы при ответе на поставленные вопросы учителя
Регулятивные: волевая саморегуляция
В рамках литературного чтения обучающиеся отвечают на вопросы по содержанию.
В рамках домашнего задания обучающиеся организуют поход в информационный центр для решения задания, направленного на использование интернет-источника.
13
25.03
Энциклопедия
С. Черный «Зелёные стихи»
Почему стихотворение названо «зеленые стихи»?
Сколько раз в стихотворении употребляется слово «зеленый»?
Какие насекомые упоминаются в произведении? Найди интересные факты об одном из насекомых. Выпиши в тетрадь. Какой справочный источник тебе поможет? Запиши.
Попробуй нарисовать иллюстрацию к найденным фактам.
Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру
Познавательные: применение методов информационного поиска; применение умения анализировать текст
Коммуникативные: развитие умения строить логические фразы при ответе на поставленные вопросы учителя
Регулятивные: волевая саморегуляция
В рамках литературного чтения обучающиеся отвечают на вопросы по содержанию. Работа со справочным источником также выполняется в рамках урока. В рамках домашнего задания дети выполняют иллюстрацию к произведению.
14
26.03
Орфоэпический словарь
Б. Окуджава «Весна»
Удалось ли автору описать время года? Почему ты так считаешь?
С чем автор сравнивает весну, найди в тексте.
Какие слова в тексте тебе неизвестны? Найди их определение. Выпиши их в тетрадь. Поставь в этих словах ударение.
С помощью каких справочных источников ты выполнишь данное задание. Укажи их в тетради.
Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру
Познавательные: применение методов информационного поиска; применение умения анализировать текст
Коммуникативные: развитие умения строить логические фразы при ответе на поставленные вопросы учителя; развитие умения аргументировать свою позицию
Регулятивные: волевая саморегуляция
В рамках литературного чтения обучающиеся отвечают на вопросы по содержанию. Работа со справочным источником также выполняется в рамках урока. В рамках домашнего задания дети выполняют иллюстрацию к произведению.
15
27.03
Словарь синонимов
Л. Толстой «Детство Никиты»
Глава ВЕСНА
Назови главных героев главы. Удалось ли автору описать время года. Какие слова, называющие признак предмета, автор использует для описания предмета? Попробуй подобрать к перечисленным ниже словам, слова, близкие по значению. Запиши в тетрадь.
Дорога -_____________,
Нежный (голос) - __________,
Глядеть - ____________,
Мать - ___________,
Веселый - _________,
Глаза - __________,
Если у тебя возникли трудности при выполнении задания, какой справочный источник тебе поможет. Укажи его название.
Личностные: формирование положительного отношения к окружающему миру, к природе
Познавательные: применение методов информационного поиска; применение умения анализировать текст
Коммуникативные: развитие умения строить логические фразы при ответе на поставленные вопросы учителя; развитие умения аргументировать свою позицию
Регулятивные: волевая саморегуляция
Занятие, направленное на выявление читательских умений (проверка техники чтения). На вопросы по содержанию текста обучающиеся отвечают в рамках урока литературного чтения. На домашнее задание используется задание на самостоятельное написание синонимов к словам.
16
27.03
-
-
Обобщающие занятие.
Повторная организация опросника на выявление динамики развития умения пользоваться справочными источниками у обучающихся
Личностные: формирование желания выполнять учебные действия
Коммуникативные: развитие умения строить логические фразы при ответе на поставленные вопросы учителя; развитие умения аргументировать свою позицию
Познавательные: развитие умения пользоваться простыми логическими операциями: анализ деятельности, обобщение.
Регулятивные: организация рефлексии деятельности обучающихся в ходе реализации деятельности
Данное занятие организуется в рамках классного часа для подведения рефлексии реализации сборника заданий. Проводиться повторный замер умения пользоваться справочными источниками. Обучающиеся делятся впечатлениями.
В качестве критериев оценки ожидаемых результатов будет выступать умение пользоваться справочными источниками обучающимися 3 класса. Показателем действенности разработанного сборника заданий является отсутствие отрицательной динамики по такому показателю, как умение пользоваться справочными источниками.
В ходе пробации сборника заданий были применены следующие формы сбора информации:
Внедрение опросника;
Анализ продуктов деятельности
Для определения уровня умения пользоваться справочными источниками обучающимися 3-4 классов будут использованы диагностический материал в виде опросника, разработанная на основе методики Т.Е. Рыбакова, которые заполняются обучающимися 3 класса, на подготовительном и на итоговом этапах проекта.
Цель: выявление уровня сформированности у обучающихся 3-4 классов умения пользоваться справочными источниками
Структура опросника: опросник разработан на основе методики Т.Е. Рыбакова и содержит 5 вопросов, направленных на выявление уровня сформированности умения пользоваться справочными источниками.
Ответы детей оцениваются баллами от 0-2, подсчет баллов производиться как отдельно по вопросам, так и по опроснику в целом. На основании результатов выделяют три группы детей:
8-6 балла – высокий уровень умения пользоваться справочными источниками;
5-3 балла – средний уровень умения пользоваться справочными источниками
2-0-низкий уровень умения пользоваться справочными источниками
Опросник проводиться дважды – до реализации сборника заданий для уроков литературного чтения и после.
Опросники соответствуют всем психометрическим основам:
- диагностики предполагают перевод сырого балла в стеновой и содержат соответствующие шкалы, поэтому считают данные методики стандартизированными;
- содержание методик соответствует поставленной цели, следовательно, они являются валидными;
- полученные при помощи данных методик результаты относительно стабильны и постоянны, следовательно, им свойственно такое качество как надежность.
Выбранные методы диагностики соответствуют предъявляемым требованиям и позволят выявить уровень сформированности младших школьников умения пользоваться справочными источниками, а также сопоставление двух замеров (на подготовительном и итоговом этапах пробации) позволит сделать вывод о действенности разработанного сборника заданий.
Проверка тетрадей будет заключаться в подсчете и переводе баллов за правильно выполненные задания обучающимися в уровень освоенного умения пользоваться справочными источниками.
0-5 правильно выполненных заданий обучающимися свидетельствуют о низком уровне сформированности умения пользоваться справочными источниками. Ребенок, показатели которого находятся на данном уровне, не владеет навыками использования справочных источников.
6-10 правильно выполненных заданий обучающимися свидетельствуют о среднем уровне сформированности умения пользоваться справочными источниками. Ребенок, показатели которого находятся на данном уровне, владеет навыками использования справочных источников не в совершенстве.
11-15 правильно выполненных заданий обучающимися свидетельствуют о высоком уровне сформированности умения пользоваться справочными источниками, что свидетельствует. Ребенок, показатели которого находятся на данном уровне, владеет навыками использования справочными источниками.
Внедрение заданий сборника был выполнен постепенно. Был организован ознакомительный классный час, посвященный вопросу «умение пользоваться справочными источниками», на котором дети рассматривали виды справочных источников и обозначали смысл их использования в своей жизни. Внеурочное мероприятия прошло на позитивной ноте, детей заинтересовали задания сборника, которые должны были реализовывать в ходе литературного чтения.
На начало реализации сборника заданий, умение пользоваться справочными источниками на высоком уровне наблюдалось у 4 обучающихся. Умение пользоваться справочными источниками на среднем уровне наблюдается у 20 обучающихся. Данное умение сформировано на низком уровне у 10 обучающихся.
При ответе на пункт опросника: «какие справочные источники ты знаешь?», 18 обучающихся не смогли ответить, остальные 16 человек смогли написать от одного до двух видов справочных источников: словари, ресурсы интернета, энциклопедии.
В общем класс должен был выполнить 510 заданий в общем. Объем на одного ребенка составил 15 заданий сборника.
Поскольку, в ходе преддипломной практики необходимо было выдать всего 11 уроков литературного чтения, а заданий в сборнике 15, остальные 3 задания были обозначены в рамках домашнего задания, одно задание было выполнено в ходе классного часа.
Таким образом, проанализировав статистику выполнения заданий, можно отметить, что в полном объеме выполнили все 15 заданий 17 обучающихся из 34. По причине болезни не выполнили задания 10 обучающихся и 7 человек не выполнили задания в рамках домашнего задания.
Вводные задания в рамках уроков литературного чтения заинтересовали обучающихся и трудностей в работе обучающихся со справочными источниками выявлено не было. Стоит отметить, что для обучающихся использование справочных источников не новый вид деятельности, поскольку они сталкивались с данной работой на уроках риторики. Новшеством для обучающихся были такие пункты задания как: укажи справочный источник. В силу своей невнимательности и спешности не все дети реализовать данный пункт, таким образом, проанализировав 510 заданий, всего в 15 не было указано вида справочного источника.
Опросник, предназначенный для замера умения пользоваться справочными источниками на окончание преддипломной практики позволил сформулировать следующий вывод:
На пункты репродуктивного характера опросника ответили 33 обучающихся, один обучающийся не смог ответить на вопрос: «для того, чтобы найти определение слова, я буду пользоваться…». Таким образом наблюдается высокий уровень сформированности умения пользоваться справочными источниками у 34 обучающихся из 34, что означает 100% освоенных умения пользоваться справочными источниками, что доказывает:
-доступность изложения материала сборника;
-повышенную мотивацию обучающихся;
-рациональное использование метода развития умения пользоваться справочными источниками для уроков литературного чтения.
В ходе реализации сборника заданий для уроков литературного чтения в 3 классе, направленных на развитие умения пользоваться справочными источниками, был заполнен лист экспертной оценки, который позволил оценить обучающихся по следующим пунктам, способствующим развитию умения пользоваться справочными источниками:
Находить необходимую информацию в словаре;
Самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала;
Отбирать необходимые источники информации;
Представлять информацию разными способами;
Извлекать информацию, представленную в разных формах;
Перерабатывать информацию, преобразовывать;
Представлять найденную информацию;
Понимать прочитанное в научно-популярных книгах;
Оформлять свои информацию в устной и письменной форме.
Анализ листа экспертной оценки позволил сформулировать следующий вывод:
Сформирован высокий уровень умения пользоваться справочными источниками у 28 обучающихся; наблюдается средний уровень по данному умению у 2 человек и у 4 человек – низкий уровень.
Чаще всего обучающиеся, у которых сформировано данное умение на низком уровне отсутствовали на учебных занятиях по причине болезни. Средний уровень сформированность умения пользоваться справочными источниками можно объясняется задержкой психического развития, соответственно, нарушено коммуникативное и познавательное умение.
Анализ листов экспертной оценки, заполненные двумя учителями начальных классов высшей категории, позволил выявить:
По таким показателям, как:
1. Актуальность темы сборника заданий;
2. Соответствие содержания целям сборника заданий;
3. Соответствие содержания сборника заданий возрастным особенностям обучающихся;
4. Актуальность подобранного содержания сборника заданий;
5. Логика расположения содержания в сборнике заданий;
8. Грамотность изложения материала в сборнике заданий;
9. Качество оформления материалов сборника заданий.
Сборник был оценен в общем на 18 баллов из 18 возможных. Рекомендации, оставленные руководителями следующие:
1. Обобщить опыт работы по развитию познавательных и коммуникативных УУД, проведя анализ системы работы со словарями и справочной литературой и представить результаты в дипломной работе.
2. Провести анализ деятельности по реализации заданий из сборника «Задания для уроков литературного чтения в 3 классе, направленные на развитие умения пользоваться справочными источниками». Результаты анализа представить в дипломной работе.
Данные рекомендации будут реализованы.
Целью сборника заданий было следующее:
доказать действенность разработанного сборника заданий для уроков литературного чтения 3-4 классов, как средства развития умения пользоваться справочными источниками.
Поставленная цель в ходе преддипломной практике была реализована, что соответствует работам обучающихся, опросникам, листам экспертной оценки и листу наблюдений. Умение пользоваться справочными источниками было развитие, поскольку обучающиеся не только приобрели опыт в использование нескольких видов справочных источников, но и приобрели интерес к данному виду познавательной деятельности.
приложение 1
Опросник на выявление уровня сформированности у обучающихся 3 – 4 классов умения пользоваться справочными источниками
Цель: выявление уровня сформированности у обучающихся 3-4 классов умения пользоваться справочными источниками
Возраст: обучающиеся 9-11 лет
Форма (ситуация оценивания): школьникам предлагается ответить на вопросы индивидуально в письменной форме.
Метод оценивания: рейтинговая система с переводом в 5-бальную систему
(выполняется в тетради для решения заданий сборника, время ответов на опросник составляет 10 минут)
(на основе методики Т.Е. Рыбакова)
Приветствую тебя, юный исследователь, на страницах удивительного сборника – помощника, который научит тебя добывать новые знания в различных справочных источниках.
Для того чтобы узнать, на каком уровне ты владеешь умением пользоваться справочными источниками, ответь на следующие вопросы.
8-6 балла – высокий уровень умения пользоваться справочными источниками;
5-3 балла – средний уровень умения пользоваться справочными источниками
2-0-низкий уровень умения пользоваться справочными источниками
приложение 2
Обработка опросника
Опросник предполагает выявление у обучающихся общих сведений о справочных источниках; необходимость, на взгляд обучающихся, справочных источников и важность их использования; частоты использования справочных источников в практике.
«Какие справочные источники ты знаешь?»
Цель: вопрос предполагает выявление у обучающихся уровень знаний о видах справочных источников.
Не указано справочных источников
0 баллов
Низкий уровень: обучающиеся данного уровня не имеют представлений о видах сборника
Указано 1-2 справочных источников
1 балл
Средний уровень:
Обучающиеся данного уровня не имеют достаточного уровня о видах справочных источников
Указано более 2 справочных источников
2 балла
Оптимальный уровень: свидетельствует о том, что обучающиеся обладают достаточным уровнем знаний о видах справочных источников
«Я думаю, что умение пользоваться справочными источниками…»
Цель: выявления уровня мотивации и понимания необходимости использования справочных источников
Указан первый пункт
0 баллов
Низкий уровень:
У обучающихся данного уровня отсутствует понимание необходимости использования справочных источников. Низкая заинтересованность в использовании справочных источников.
Указан второй пункт
1 балл
Средний уровень: необходимости в использовании справочных источников повседневно у школьников данного уровня не возникает. Средняя заинтересованность в использовании справочных источников.
Указан третий пункт
2 балла
Оптимальный уровень:
Справочные источники позволяют младшему школьнику разъяснить некоторые трудности в учебной деятельности, а значит наблюдается высокая заинтересованность в использовании дополнительных источников
Как часто ты пользуешься справочными источниками
Цель: выявление частоты использования справочных источников младшими школьниками в
Указан первый пункт
2 балла
Справочные источники используются часто младшими школьниками
Указан второй пункт
1 балл
Справочные источники используются младшими школьниками, но редко.
Указан третий пункт
0 баллов
Использование справочных источников не наблюдается
Пользоваться справочными источниками я …
Указан первый пункт
2 балла
Младший школьник оценивает умение пользоваться справочными источниками на высоком уровне
Указан второй пункт
1 балл
Младший школьник оценивает умение пользоваться справочными источниками на низком уровне.
Указан третий пункт
0 баллов
Младший школьник не имеет представлений об использовании справочных источников.
Сделай вывод
Если младший школьник указал в выводе следующее: «пользоваться справочными источниками необходимо; мне не хватает объема знаний в области использования справочных источников… и т.д.»
Наблюдается высокая мотивация к данному виду деятельности (использование справочных источников)
Если младший школьник указал в выводе следующее: «я не умею пользоваться справочными источниками и не считаю нужным этому учиться и т.д.»
Наблюдается низкая мотивация к данному виду деятельность. (пользоваться справочными источниками). Требуется организация беседы для повышения мотивации.
приложение 3
Что такое «справочные источники»?
Вы прекрасно знакомы с учебной литературой. Это ваши учебники. В библиотеке вы берете читать художественную литературу: сказки, стихи, рассказы. А еще в библиотеке есть справочная литература. Это такие книги, которые отвечают на самые разные вопросы. То есть мы спрашиваем, а книги нам отвечают.
Есть такие книги, в которых слова собраны по алфавиту, каждому слову есть пояснение. Такая книга называется «словарь». Словарь - сборник слов, обычно в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык. Словари - наши помощники. Когда вы дома моете посуду, занимаетесь уборкой, выполняете другие дела - вы помогаете родителям. А как же помогают словари? Они помогают нам учиться. Словари помогают правильно писать слова, объясняют их значение, дают сведения о самых разных предметах, рассказывают нам обо всем на свете.
Словари, которые объясняют, растолковывают значение каждого слова, называются толковые. В своей практике ты можешь использовать такие словари:
Лапухин М.С. Школьный толковый словарь. Словарь предназначен для школьников.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. Содержит около 57000 слов. Это очень известный словарь, ему более полувека, но он поясняет современные слова. Это словарь имеется не только в библиотеках, но и во многих семьях, поэтому его называют «домашний словарь».
«Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля». Этот словарь составлен еще в 19 веке. В нем мы можем найти значение слов, которые сейчас уже и не употребляются. Например, баский (красивый, видный), бахилы (сапоги с голенищами на всю ногу).
На уроке русского языка вы изучали синонимы и антонимы, что это такое? (Синонимы - это слова близки по смыслу, антонимы -слова противоположные по смыслу).
Называю самые известные словари.
Александрова «Словарь синонимов русского языка». По этому словарю можно найти, например, слово ученик - (учащийся, школьник, школяр, выученик).
Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. (Находим слово учиться, разучиваться).
Орфоэпический словарь научит вас не только делать правильное ударение в словах, но и узнать, как ударение зависит от значения слов. В библиотеке вам встретятся такие орфоэпические словари.
Словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Аванесова Р. И., Ожегова С. И. (Москва, 1959) содержит свыше 50 000 слов с указанием правильного произношения в них отдельных звуков и сочетаний звуков. Словарь дает правильное произношение и предостерегает от распространенных ошибок в произношении тех или иных слов.
Самые мудрые словари – энциклопедические, энциклопедии.
Слово «энциклопедия» французское оно означает «свод знаний». Все слова в них расположены по алфавиту от «А» до «Я», поэтому их легко искать даже в толстой книге.
Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» в трех томах. Издание знакомит со многими областями жизни и деятельности человека (наука, техника, искусство, религия, спорт, досуг), что необходимо для гармоничного развития личности ребенка. Статьи энциклопедии доступно и занимательно рассказывают читателю обо всем, что его окружает и интересует в повседневной жизни и в школе.
Энциклопедия «Почемучка» — Эта универсальная энциклопедия даст ответы на многочисленные вопросы, которые возникают у любознательных школьников. Почему на полюсах холодно, а на экваторе жарко? В какой галактике находится Земля? Кто придумал глобус? Почему бывают дожди из апельсинов? Как образуется цунами? Зачем египтяне строили пирамиды? Астрономия, геология, всемирная история - все это будет казаться детям не таким уж и сложным и к тому же необыкновенно интересным. Энциклопедия отличается удобным построением и прекрасными иллюстрациями. Книга предназначена для младшего и среднего школьного возраста.
Энциклопедия «Я познаю мир». Многотомная популярная энциклопедия для детей "Я познаю мир" содержит рассказы по широкому кругу знаний: естественным и гуманитарным наукам, истории, культуре, искусству. В конце каждого тома имеется предметно-именной указатель, позволяющий использовать книгу как справочник и облегчающий поиск нужного материала
Обогатить знания позволяют интернет – ресурсы. Интернет – ресурсы – источник информации, размещенный на странице в Интернете. Сколько полезных сайтов ты знаешь? Расширить кругозор тебе позволят интернет-источники:
http://www.comics.ru/zoo/- иллюстрированные рассказы о животных.
Таблица соотношения произведений с используемым справочным источником
(Учебно-методический комплекс: «Школа 2100»)
№
Используемый источник
Произведения
1
Толковый словарь
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
2
Энциклопедия
В. Драгунский «Независимый Горбушка»
3
Словарь синонимов
Ю. Мориц «Людоед и Принцесса, или всё наоборот»
4
Орфоэпический словарь
Ю. Мориц «Смеянцы»
5
Толковый словарь
В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»
6
Ресурсы интернета
Ю. Мориц «Малиновая кошка»
7
Энциклопедия
О. Григорьев "Двустишия"
8
Орфоэпический словарь
Ф.Тютчев «Ещё земли печален вид…»
9
Словарь синонимов
А. Блок «Ветер принёс из далёка…»
10*
Ресурсы интернета
А. Макаревич «Снег…»
11*
Толковый словарь
В. Маяковский «Тучкины штучки»
12*
Ресурсы интернета
О. Мандельштам «Калоша»
13*
Энциклопедия
С. Черный «Зеленые стихи»
14*
Орфоэпический словарь
Б. Окуджава «Весна»
15*
Словарь синонимов
Л. Толстой «Детство Никиты»
Глава ВЕСНА
приложение 5
Сборник заданий, направленных на развитие умения пользоваться справочными источниками на уроках литературного чтения в 3-4 классах.
Учебно-методический комплекс «Школа 2100»
№1
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Почему произведение называется «Корзина с еловыми шишками»?
Кто являются главными героями произведения?
Как автор описывает встречу маленькой девочки Дагни с великим композитором?
Что пообещал композитор Дагни? Выполнил ли это обещание композитор?
Сколько времени понадобилось композитору, чтобы выполнить свое обещание?
Прочитай предложения и выпиши слова, которые тебе неизвестны.
«Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома…Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.»
Найди определения неизвестных тебе слов в толковом словаре и выпиши их в тетрадь.
№2
В. Драгунский «Независимый Горбушка»
Почему главного героя автор произведения называет «независимым»?
Почему для детей приход писателя является праздником?
Как дети готовились к «великой субботе»?
Какое непонимание произошло при встрече писателя с детьми?
С каким писателем хотел бы встретиться ты? Найди информацию о любимом писателе в энциклопедии. Запиши сведения в тетрадь. Приготовься представлять найденный материал в классе.
№3
Ю. Мориц «Людоед и Принцесса, или всё наоборот»
В чем заключается юмор стихотворения?
Какие противоположные по значению слова (антонимы) используются в произведение?
Используя словарь синонимов, найди похожие по значению слова к слову «ужасный», «прекрасный». Запиши эти синонимы в тетрадь.
№4
Ю. Мориц «Смеянцы»
Почему страна смеянцев носит названии «Хохотания».
Какая опасность угрожала смеянцам?
С каким намерением в страну Хохотания явился дракон?
Почему не получилось дракону принудить жителей Хохотании прекратить смеяться?
Каким образом смеянцы прекратили хаос?
Чему учит данное произведение?
Выпиши выделенные в вопросах слова в тетрадь. С помощью орфоэпического словаря поставь ударения.
Потренируйся произносить данные слова в соответствии с нормами ударения.
№5
В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»
Как ты понимаешь значение выражения «иметь чувство юмора»?
Как ты думаешь, имеет ли Дениска чувство юмора?
На что обиделся Дениска? Найди в тексте описание Денискиной обиды.
Прочитай предложения и выпиши слова, которое тебе неизвестны.
И в это время я рассказывал Мишке про лемуров.
Я могу уйти из дома прямо на целину.
Найди определения неизвестных тебе слов и выпиши их в тетрадь. Посоветуйся с библиотекарем, какой справочный источник тебе поможет? Выпиши название справочного источника в тетрадь.
№6
Ю.Мориц «Малиновая кошка»
Почему стихотворение называется «Малиновая кошка»?
В чем заключается юмор стихотворения?
С помощью интернет - ресурса найди описание разновидности кошек. Запиши кратко о трех видах кошек в тетрадь. Укажи интернет-источник.
№7
О. Григорьев "Двустишия"
В чем заключается юмор двустиший, перечисленных ниже?
Копали яму глубоченную,
Получили гору высоченную.
Я в луже стою босиком на Луне,
Не нужно скафандра для этого мне.
Чёрные тучи падучи,
А белые тучи летучи.
Задание на выбор. С помощью энциклопедии напиши краткие факты:
- о самой высокой горе
- о Луне
- о тучах/облаках.
№8
Ф.Тютчев «Ещё земли печален вид…»
Как описывает весну автор? Найди описание в тексте.
Какие слова в тексте читаются не так, как мы произносим их в речи?
Выпиши эти слова в тетрадь. Укажи правильность постановки ударения. Посоветуйся с библиотекарем, какой словарь тебе поможет?
Укажи справочный источник в тетради.
№9
А.Блок «Ветер принёс из далёка…»
Какие слова, называющие признак предмета, использует автор в произведении? Выпиши данные слова в тетрадь.
Выбери из выписанных слов 3 и укажи к ним близкие по значению слова. Посоветуйся с библиотекарем, какой словарь тебе поможет.
Укажи справочный источник в тетради.
№10
А.Макаревич «Снег…»
Столкновение каких времен года описывает автор? Найди в тексте описание этого момента.
А какое у тебя любимое время года? Найди его описание в интернет – ресурсах. Запиши в тетрадь. Укажи интернет-источник.
№11
В.Маяковский «Тучкины штучки»
С чем сравнивает тучи автор? Найди описание в тексте.
Какое слово из стихотворения слово тебе неизвестно? Выпиши это слово в тетрадь и дай ему определение.
Какой справочный источник тебе поможет выполнить данное задание?
Используя данное слово составь три предложения и запиши их в тетрадь.
№12
О.Мандельштам «Калоша»
О какой детской забаве идет речь в стихотворении? Удалось ли автору описать данную забаву? Докажи.
Слышал ли ты раннее об авторе данного произведения?
Найди биографию автора в интернет – ресурсах. Запиши в тетрадь. Укажи интернет – источник.
№13
С.Черный «Зелёные стихи»
Почему стихотворение названо «зеленые стихи»?
Сколько раз в стихотворении употребляется слово «зеленый»?
Какие насекомые упоминаются в произведении? Найди интересные факты об одном из насекомых. Выпиши в тетрадь. Какой справочный источник тебе поможет? Запиши.
Попробуй нарисовать иллюстрацию к найденным фактам.
№14
Б. Окуджава «Весна»
Удалось ли автору описать время года? Почему ты так считаешь?
С чем автор сравнивает весну, найди в тексте.
Какие слова в тексте тебе неизвестны? Найди их определение. Выпиши их в тетрадь. Поставь в этих словах ударение.
С помощью каких справочных источников ты выполнишь данное задание. Укажи их в тетради.
№15
Л. Толстой «Детство Никиты»
Глава ВЕСНА
Назови главных героев главы. Удалось ли автору описать время года.
Какие слова, называющие признак предмета, автор использует для описания предмета?
Попробуй подобрать к перечисленным ниже словам, слова, близкие по значению. Запиши в тетрадь.
Дорога -_____________,
Нежный (голос) - __________,
Глядеть - ____________,
Мать - ___________,
Веселый - _________,
Глаза - __________,
Быстрый - ___________,
Разговор - _________,
Сказал - ____________,
Печальный - __________.
Если у тебя возникли трудности при выполнении задания, какой справочный источник тебе поможет. Укажи его название.