Автор | Базанова Татьяна Александровна |
ОУ | Назаровский филиал Государственного Бюджетного Общеобразовательного Учреждения Средняя общеобразовательная школа № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино |
Предмет | Литературное чтение |
Тема | В. Осеева «Волшебное слово» |
Класс | 2 класс |
Учебно-методическое обеспечение | учебник «Литературное чтение» 2 класс Л. Ф.Климанова, В. Г. Горецкий. рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»; портрет писателя; выставка книг В. Осеевой; презентация к уроку (для учащихся); иллюстрации к рассказу «Волшебное слово». |
Время реализации занятия | 3 четверть 94 урок по тематическому планированию |
Цель урока | создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом. |
Задачи урока | показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека; развивать интерес к чтению; учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы; формировать коммуникативные навыки работы в группах; воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; воспитание любви и уважения в семье. |
Тип урока | работа с художественным текстом |
Форма урока | Урок-исследование |
Оборудование | Для учителя – демонстрационный материал, учебник, карточки, мультимедийный проектор;
Для учащихся – учебник, письменные принадлежности |
Технология | Развитие критического мышления через чтение и письмо. |
Приёмы: | чтение с остановками; обращение к личному опыту учащихся; прогнозирование по названию; кластер; синквейн; бортовой журнал; использование «толстых» и «тонких» вопросов. |
Формируем УУД: |
| Познавательные УУД умение извлекать информацию из текста умение на основе анализа объектов делать выводы умение обобщать и классифицировать по признакам умение делать выводы в результате совместной работы умение находить ответы на вопросы по иллюстрации |
| Коммуникативные УУД умение слушать и понимать других умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами умение оформлять свои мысли в устной форме |
| Регулятивные УУД умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию умение определять цель деятельности на уроке умение принимать и сохранять учебную цель и задачу умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль |
| Личностные УУД формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией |
Технология проведения | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | УУД |
1. Организационный момент 2. Психологический настрой Цель: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Слайд. Дети читают хором: Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Будем вместе мы трудиться, Чтобы весело учиться. – Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. – Что вы почувствовали? – Какое у вас настроение? | Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
3. Проверка домашнего задания. Цель: - заинтересовать учащихся, удивить, постановка проблем | Ребята, что вы готовили к уроку дома? (выразительное чтение отрывков из рассказов В. Осеевой). Дети рассказывают отрывки. Делятся впечатлениями о прочитанном. Слайды. «Просто старушка», «На катке», «Сыновья», «Хорошее», «Кто всех глупее», «Обидчики». – Что объединяет все эти рассказы? (Они поучительные. Рассказы учат уважать людей, заботиться, приходить на помощь. | Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Р3 умение определять цель деятельности на уроке |
4.Подготовительный. Цель: - выяснить то, что знают дети по теме; - активизация имеющихся знаний. | Стадия вызова Предлагается синквейн без первой строчки Слайд. ----------- (уважение) воспитанный, внимательный, вежливый помогает, заботится, радует Он доброжелателен к окружающим. Человек. Вопрос: – Определите первое слово синквейна. (Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «уважение») – О чём мыбудем говорить сегодня на уроке? (Об уважении, вежливости во взаимоотношениях между людьми). – Как человек может показать, что он уважает другого? – Дети, как вы понимаете слова «уважение», «вежливость»? Заполняется бортовой журнал. Уважение Я знаю | Я узнал | Говорить вежливые слова Радовать Помогать Дарить добро Быть неравнодушным Любить | | Слайд. В. Осеева «Волшебное слово». – Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся Прогнозирование. – О чем может быть рассказ с таким названием? Дети говорят свои предложения. – Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?
| П2 умение на основе анализа объектов делать выводы К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К3 умение оформлять свои мысли в устной форме Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
П2 умение на основе анализа объектов делать выводы К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К3 умение оформлять свои мысли в устной форме Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Л2 формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией |
5. Физминутка | Физминутка для глаз «Солнечные зайчики» |
|
6. Восприятие нового. Цель: Развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов. | Стадия осмысления Слайд. Иллюстрации к рассказу. Фрагмент 1 Начинает читать учитель. Затем читают дети, уловившие интонацию чтения. (По ходу чтения подчеркивают непонятные слова, объясняют значения слов, используя словарь). Вопросы по осмыслению текста: – Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком? – Какое у него было настроение? Выборочное чтение. – Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к сестре, брату, бабушке. – Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? (Раздраженно). – С бабушкой? (Он обижался на неё). – С братом? (Был назойлив и злился на него). Заполнение кластера. – Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком и заполним синие ячейки.
| П1 умение извлекать информацию из текста П2 умение на основе анализа объектов делать выводы П4 умение делать выводы в результате совместной работы П5 умение находить ответы на вопросы по иллюстрации К1 умение слушать и понимать других К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К3 умение оформлять свои мысли в устной форме Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Р4 умение принимать и сохранять учебную цель и задачу Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
|
7. Физминутка под музыку.
| |
|
8. Восприятие нового. Цель: -выяснить как учащиеся поняли произведение; -развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов.
| Прогноз: – Можете вы предположить, что сказал Павлику старик? Фрагмент 2. Читают дети «цепочкой» Вопросы по осмыслению: – О чем Павлик узнал от старика? (Он узнал о «волшебном слове»). Слайд «Волшебное слово» – Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика? – Какие изменения произошли в отношениях Павлика с родными? – Какое волшебное слово говорил Павлик? Слайд «Пожалуйста» – Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста». (Вежливое слово) – Какие ещё вежливые слова вы знаете? Слайд: пожалуйста, спасибо, будьте добры, извините, доброго пути, добрый день. Работа в группах. – Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах. – Какие правила общения в группе нужно соблюдать? (умение слушать другого, высказывать своё мнение, быть уважительным). Задания: Группа 1. Что чувствовал Павлик, когда говорил волшебное слово? Как нужно говорить слово «пожалуйста», чтобы оно стало волшебным? Группа 2. Что чувствовали люди, к которым обращался Павлик с волшебным словом. Почему они выполняли его просьбы? Группа 3. Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер? Группа 4. Как вы думаете, каким человеком станет Павлик? Группа 5. Запишите антонимы: Зло – Грусть – Ненависть – Капризный – Непослушный – – Какие слова вы выберите для характеристики Павлика? Заполнение кластера. Игра «Добрый круг» Дети встают в круг, по часовой стрелке передают игрушку-сердечко и говорят вежливые слова. (группы по 5 человек). | П1 умение извлекать информацию из текста К1 умение слушать и понимать других К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К3 умение оформлять свои мысли в устной форме
|
9. Присвоение информации Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Вопросы: – Как вы думаете, как автор относится к своему герою? – Рассказ начинается и заканчивается противоположными событиями. Почему? – Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми? – Всегда ли вежливый человек является уважительным, добрым? – Какие добрые дела вы сделали, или хотели бы сделать? – Давайте вспомним, какие добрые дела мы делали в классе. Слайды: «Наши добрые дела» (фотографии из классного альбома). В чём разница между значением слов «вежливость» и «уважение»? – Что ещё необходимо в общении между людьми? (Люди должны быть терпимыми друг к другу). Заполняется бортовой журнал. Уважение Я знаю | Я узнал | Говорить вежливые слова Радовать Помогать Дарить добро Быть неравнодушным Любить | терпимость толерантность |
| Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль |
10. Д.З. | – Какое задание вы предложили бы выполнить дома? На доске: стр. 100-103 по ролям. стр. 104-105, вопросы. |
|
11. Итог урока | Чтение на доске: Относись к людям так, Как бы ты хотел, Чтоб относились к тебе. – Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке? Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «солнечных зайчиков», которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка. Зеленые «зайчики» – я уважителен и доброжелателен к людям, Розовые «зайчики» – я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться. Коричневые «зайчики» – мне трудно быть уважительным и вежливым. – Спасибо за урок!
|
|