Урок разработан для 9 класса по предмету история и культура Башкортостана. Этот период достаточно сложная и даются понятия, которые трудно запоминать поэтому урок продуман в форме игры. Целью урока является Сформирование знания о культуре БАССР. Также эта разработка будет полезна учителям истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитательная: Развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения,
профориентация
Планируемые результаты:
В познавательной сфере: давать определения культуры.
В ценностно - ориентированной сфере: анализировать и оценивать роль культуры в нашей жизни.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать аргументированные суждения.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознавать необходимость изучения ИКБ
Регулятивные: планировать свою деятельность, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение, умение устно и письменно выражать свои мысли.
Ресурсы: компьютер, проектор.
Ход урока
Класс заранее разделен на 3 команды.
I. Организационный момент: приветствие обучающихся , сообщение темы и цели урока.
II.Проверка домашнего задания с помощью презентации:
Что это
1. Тоталитарный режим-
2. Репрессии-
3. Программа всеобуча-
4. Патриотизм-
5. «Хрущевская оттепель»-
6. НИИ-
Кто это
1.Знаменитый башкирский композитор, автор оперы «Салават Юлаев» ( Загир Исмагилов)
2. Балетмейстер , художественный руководитель Государственного ансамбля народного танца ( Файзи Гаскаров)
3.Этот человек сделал очень много для открытия Башкирской филармонии (Газиз Альмухаметов)
4.Народный сэсэн, репрессирован в 40-е г (Мухаметша Бурангулов)
5 . Писатель ,поэт, участник ВОВ , воспевавший отвагу воинов-башкир (Мустай Карим)
6.Их называют братьями по оружию, им посвящен памятник в парке победы. (Александр Матросов и Миннигали Губайдуллин)
7.Автор первой, поставленной на сцене театра , башкирской оперы «Хакмар» ( Масалим Валеев)
Когда это было
1.Переход к латинской графике (1928-29гг)
2.Открытие башкирской филармонии (1939)
3.Появление фильма Протазанова «Салават Юлаев»(1941)
4.Постановка первой башкирской оперы «Хакмар» (1940)
5.Когда открылись в Уфе авиационный и нефтяной институты (в конце 40-х)
6. Когда проходила декада башкирского искусства и литературы в Москве (1955)
7. Когда проходило празднование 400-летия присоединения Башкортостана к Русскому государству (1957)
III. Изучение нового материала по теме «Развитие культуры БАССР в 1965-1980 годы».
Вступительное слово учителя.
В период с 1965 по 1980 гг. общественно – политическая жизнь страны была сложной и противоречивой. С одной стороны , среди населения еще был подъем после 20 съезда ,на котором осудили культ личности Сталина, а с другой стороны происходит дальнейшее укрепление административно-командных методов управления. Реформы , проводимые в обществе были непоследовательными , половинчатыми. Со второй половины 60-х годов появились некоторые черты сталинизма., усилилось преследование инакомыслящих, упала заинтересованность в развитии производства у трудящихся.Партийные организации усилили влияние на общественно-политическую жизнь страны. Большую значимость в эти годы придавали празднованию различных юбилеев:50 лет Октябрьской революции, 50 лет образования БАССР, празднование юбилеев Ленина .Именно в эти годы БАССР была удостоена орденов- Октябрьской Революции, Дружбы народов .В 1977 году была принята новая конституция в СССР, В БАССР – конституция была принята в 1978 г .
Республика ,также как и прежде , не имела самостоятельности в решении политических и экономических вопросов. Избирательная система оставалась прежней. А на страже интересов партийных деятелей стоял КГБ, здание которого было построено в эти годы. В таких условиях и развивалась культура БАССР , литература ,образование и наука.
Объяснение материала с помощью презентации.
Учащиеся записывают основное в тетрадях с помощью учебника и представленной презентации.
Образование
Положительное: - Внедрение всеобщего среднего образования.
-Некоторое улучшение в обеспечении кадрами.
Отрицательное : -
-Недостаточное материально-техническое обеспечение
- Планомерный перевод национальных школ на русский язык обучения
-перевод татароязычного населения на изучение башкирского языка ( начало 80-х)и обратный перевод на татарский язык ( конец 80-х)
Наука и высшее образование
Дальнейшее развитие получили отрасли науки : математика , физика , нефтехимический анализ, химия, высокомолекулярные соединения , медицина.
Ряд открытий получил мировое признание и были выданы патенты во многих зарубежных странах.
Высшее образование: открылся Башкирский педагогический институт в Уфе(1967), Уфимский институт искусств (1968).
Литература
Публикация произведений башкирских писателей: Д.Юлтыя, Х.Давлетшиной,Г.Ибрагимова. На произведения Ш.Бабича наложен вторично запрет. Появились новые произведения писателей:З.Биишевой «Униженные», Ибрагимова «Кинзя», Бикчентаева «Лебеди остаются на Урале».Поэзия обогатилась новыми произведениями М.Карима, Н.Наджми, Р.Гарипова и др.,Замечательны литературоведческие работы Галина, Рамазанова (о творчестве Гафури). Вышла серия книг «Русские писатели о Башкирии»
Театр
В БАССР выросла группа талантливых режиссеров .На смену заслуженным мастерам сцены , пришли новые артисты .Многие постановки в театрах были удостоены всесоюзных и российских премий.
1967 год- учреждена премия С .Юлаева за выдающиеся заслуги в области искусства ,литературы и культуры..Первыми лауреатами стали Файзи Гаскарови, Хадия Давлетшина , З. Исмагилов, М.Карим
В презентации идет показ фотографий актеров и вышеназванных лауреатов премии имени С.Юлаева
Музыка
В данный период жители республики услышали новые произведения композиторов: Рахимова, Исмагилова, Ахметова, Муртазина; появляются новые произведения вокальной и хоровой музыки.
1969- создана хоровая капелла
1973- Симфонический оркестр
Продолжал выступать ансамбль народного танца им. Ф. Гаскарова. В 1972 году впервые ансамбль в полном составе выезжает в Европу ( Франция)
Ученик рассказывает о творчестве Х.Ахметова
Живопись
Художники БАССР принимали участие в зональных выставках «Урал социалистический», во всесоюзных выставках. В 1973 г. открылся новый выставочный зал. Художественное образование можно было получить в Уфимском училище искусств ,в Уфимском пединституте и Уфимском музыкально –педагогическом училище, где преподавателями стали художники Тюлькин , Лебедев, Девлеткильдеев.
В эти годы работали художники: Домашников, Лутфуллин, Пустарнаков, Нурмухаметов, Кащеев, Бурзянцев, Кузнецов, Арсланов и многие другие.
Основной тематикой в данные годы в творчестве башкирских художников остаются : историческая, военная. национальные сюжеты, тема быта. Использовались жанры : натюрморт, пейзаж, портрет.
Скульптура
В 1965 г. был открыт памятник – Монумент Дружбы
В 1967 г.- памятник Салавату Юлаеву
Памятники : М.Гафури, Ш.Худайбердину, А.Цюрупе .А в парке победы был открыт памятник А.Матросову и М.Губайдуллину.
Обучающиеся рассказывают о памятниках С.Юлаеву над р.Белой и Монументе Дружбы.
IV. Закрепление пройденного материала по вопросам:
а) Какие изменения произошли в образовании в 1965-1985 годы?
б) Какие отрасли науки получили развитие в республике ?
в) Произведения каких писателей публиковались в данный период ?
г) За что присуждается премия Салавата Юлаева?
д) В какую первую страну выехал на гастроли ансамбль народного танца, созданный Ф.Гаскаровым?
е) Кому были открыты памятники в данный период в Уфе?
V. Рефлексия. Оценки за урок .
VI. Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Развитие культуры БАССР в 1965-1985гг.»