РАЗРАБОТКА УРОКА по теме: «Понятие коррупции и методы борьбы с ней» ОГСЭ. 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ для преподавателей ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»
РАЗРАБОТКА УРОКА по теме: «Понятие коррупции и методы борьбы с ней» ОГСЭ. 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ для преподавателей ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»
Цель написания разработки - раскрытие опыта проведенния урока по теме "Понятие коррупции и методы борьбы с ней". Предложенный вариант изучения вышеназванной темы (при минимальной редактировании в соответствии с учебной дисциплиной)), может быть применен для изучения в соответствующих разделах дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла на 1 курсе ОУ СПО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА УРОКА по теме: «Понятие коррупции и методы борьбы с ней» ОГСЭ. 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ для преподавателей ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» »
Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургское государственное бюджетное специальное реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального образования - техникум для инвалидов «Профессионально-реабилитационный центр»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА
по теме: «Понятие коррупции и методы борьбы с ней»
ДИСЦИПЛИНА
ОГСЭ. 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
для преподавателей
СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»
Разработчик Сарутина Н.Н., методист
СПб ГБУ «Профессионально -
реабилитационный центр»
Санкт - Петербург
2015
Пояснительная записка
Цель написания разработки – раскрытие опыта проведения урока по теме «Понятие коррупции и методы борьбы с ней».
Курс «Основы философии» направлен на построение у обучающихся –инвалидов глубинного мировоззрения, отличающегося целостностью и отсутствием противоречий. Знание философских категорий, понятийного аппарата, умение анализировать и разбираться в жизненных ценностях поможет при изучении многих других наук, а кроме того – пригодится в жизненных ситуациях.
Практическая значимость разработки: Тема урока «Понятие коррупции и методы борьбы с ней» не изучается как самостоятельная в рамках дисциплины «Основы философии», но, в силу её актуальности, может быть изучена в разделе «Этика как практическая философия».
Предложенный вариант изучения вышеназванной темы (при минимальной редактировании в соответствии с учебной дисциплиной)), может быть применен для изучения в соответствующих разделах дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла на 1 курсе техникума.
Тема урока «Понятие коррупции и методы борьбы с ней» (2 часа) включена в программу с целью формирования представлений обучающихся о коррупции как антиправовом явлении, о профилактике и методах борьбы с ней.
Время выделенное на изучение темы - 2 академических часа- обусловлено тем, что у обучающегося - инвалида скорость работы с текстами, заполнение конспекта требует несколько большего времени.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи урока:
Образовательные:
Раскрыть содержание понятия «коррупция»;
Определить причины коррупции в современном мире;
Научиться отличать коррупцию от других форм правонарушений;
Показать зависимость между культурой человека и его способностью противостоять коррупции.
Развивающие:
Способствовать развитию навыков групповой работы;
Способствовать развитию визуальной памяти и внимания;
Формировать умения работы с текстом закона, с опорным конспектом;
Развивать умения выдвигать гипотезы и отбирать аргументы, отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблемы;
Развивать навыки критического мышления посредством участия в дискуссии;
Развить умения применять полученные знания на практике.
Воспитательные:
Воспитание правовой культуры, а так же негативного отношения к коррупции;
Воспитывать уважение к закону, сознательное отношение к нему законопослушных граждан;
Основными формами организации учебной деятельности обучающихся являются:
Фронтальная - все обучающиеся под непосредственным руководством преподавателя выполняют общую задачу, работая в едином темпе.
Индивидуальная - самостоятельное выполнение обучающимися одинаковых для всех заданий без контакта с другими обучающимися, но в едином для всех темпе.
Групповая - создание небольших по составу групп в пределах одной группы.
Тип урока: интегрированный.
Подход: личностно-ориентированный
Ведущие методы обучения:
Проблемно-поисковые (эвристическая беседа);
Информационные (анализ текста, словарная работа);
Репродуктивные (чтение текста, лекция);
Творчески-воспроизводящие (работа с конспектом, схемой)э
Ожидаемые результаты этого урока – получение знаний о коррупции как преступлении и формирование оценки у обучающихся коррупционной деятельности в сторону её порицания и предупреждения.
Межпредметные связи: ОГСЭ.02 История; ОП.01 Экономика организации; ОП.03 Менеджмент (по отраслям); ОП.05 Правовое обеспечение профессиональной деятельности.
Учебно-методический комплекс урока
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции» (25 декабря 2008 г.)
Интерактивная доска;
Мультимедийный проектор;
Презентация «Коррупция: понятие, ответственность,
профилактика»;
Задания для работы в группах;
Технологическая карта урока;
План-конспект урока.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Показатели результата
1. Организация начала урока
Подготовка обучающихся к работе на уроке
Быстрое включение в работу
2. Сообщение темы, целеполагание и мотивация
Актуализация жизненного опыта, обеспечение внутренних мотивов учения
Готовность к активной учебно-познавательной деятельности, заинтересованность темой
3.Усвоение новых знаний;
Постановка проблемного вопроса;
Работа с текстом (словарь, выписки из Закона; выписки из СМИ)
Беседа в парах о последствиях коррупции;
Диалог с преподавателем о последствиях коррупции, её искоренении, профилактике
Обеспечение активного восприятия, осмысления учебного материала;
Анализ и оценка успешности достижения цели; перспективы в изучении последующего материала
Представления о реальных результатах урока
6. Рефлексия
Привлечение к самоосознанию своей деятельности
Открытая самооценка
7. Задание для самостоятельной работы
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Успешное выполнение задания для самостоятельной работы
Используемая литература:
1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».- [Элетронный ресурс].- Режим доступа: http://base.garant.ru
2. Петров, И.А. «Криминологическая характеристика и предупреждение коррупции»/И.А. Петров - [Элетронный ресурс].- Режим доступа: http://ruxpert.ru
3. Опорные конспекты обучающихся.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
(2 академических часа)
1. Организационный этап.
Приветствие,
Староста называет отсутствующих и причины их отсутствия;
2. Сообщение темы, целеполагание и мотивация
Актуализация знаний студентов:
Изучая разделы философии, мы говорили, что в широком смысле этика представляет собой учение о должном и не должном, о добре и зле.
Помимо общей этики в рамках каждой профессии существует специфическая профессиональная этика, под которой понимается подразумеваемый или конкретно определенный набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности.
На уроках по предмету «Правовые основы профессиональной деятельности» вы знакомились с такими понятиями как «правонарушение», «преступление» и примерами их в различных видах профессиональной деятельности.
Давайте вспомним, что понимается под данными терминами и какие виды правонарушений вы знаете?
Обучающиеся предлагают свои определения и виды.
Сегодня мы с вами поговорим о проблеме, о которой каждый из вас имеет представление и наверняка слышал.
Тема урока на доске и в конспектах:
«Понятие коррупции и методы борьбы с ней»
Масштабы распространения коррупции в мире и усиление внимания международного сообщества к этому негативному явлению превратили коррупцию в глобальную проблему современности.
Коррупция - достаточно сложное социально-экономическое явление и не имеет единственного общепринятого определения.
Какие ассоциации возникают у вас в связи с понятием «коррупция»?
(Обучающиеся с места называют, а преподаватель записывает на доске:
взятка, подлог, блат, знакомство, руководство, вседозволенность, вымогательство, бюрократизм, чиновники, теневая экономика и др.)
Поднимите руку те, кто сам или ваши родители хотя бы один раз сталкивались с такими явлениями?
(Большинство обучающихся поднимают руки)
В самом общем виде под коррупцией понимается использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным законом и правилам.
3. Усвоение новых знаний
Проблемный вопрос: Правомерно ли считать коррупцию преступлением? Имеет ли отношение к коррупции нравственный выбор человека?
Давайте ответим на этот вопрос после работы с текстом законов, материалов СМИ.
Работа с текстом.
Задание: прочитать текст Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ«О противодействии коррупции»и последовательно ответить на вопросы, заполнив опорный конспект в тетрадях:
1. Определение коррупции согласно ст.1 Закона.
Ст. 1.
1) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица» индивидуально
Задание: прочитать текст статьи И.А. Петрова «Криминологическая характеристика и предупреждение коррупции»и последовательно ответить на вопросы, заполнив опорный конспект в тетрадях:
Сущность коррупции как социально-правового явления двуедина. С одной стороны это использование государственным лицом своего официального статуса в целях получения незаконных преимуществ (продажность), а с другой — в предоставлении лицу таких преимуществ заинтересованным субъектом (подкуп).
Содержание коррупции -разнообразные деяния (действия или бездействие), выражающихся в не законном получении имущества, услуг или льгот государственным лицом, а также в предоставлении ему таких преимуществ - систематическое присутствие на банкетах, проводимых организациями, контроль за деятельностью которых входит в компетенцию данного лица; бесплатное пользование услугами, подлежащими оплате, взятки и т.п.)
Предлагаю подготовиться к выполнению задания и разбиться на группы по три человека.
Обучающиеся обсуждают группами признаки коррупционного действия. По одному от группы называют их.
Обобщаем и записываем в конспект
Признаки коррупционного действия:
Обоюдное согласие участников действия.
Наличие взаимных обязательств.
Получение определенных выгод и преимуществ обеими сторонами.
Принимаемое решение нарушает закон или противоречит моральным нормам.
Сознательное подчинение общих интересов личной выгоде.
Обе стороны стремятся скрыть свои действия.
Вспомните из курса «Правовые основы профессиональной деятельности» - какая ответственность предусмотрена в РФ за коррупцию?
Обучающиеся называют:
Уголовная ответственность за коррупцию: получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве (УК РФ).
Административная ответственность: незаконное вознаграждение от имени юридического лица ( КоАП РФ).
Дисциплинарная ответственность (ФЗ О противодействии коррупции)
Гражданско-правовая ответственность (ГК РФ).
4. Закрепление знаний
На основании всех наших рассуждений делаем вывод:
Коррупция и её проявления в виде должностных преступлений является опасным преступлением, поскольку отрицательно влияет на все общество.
Есть ли смысл бороться с коррупцией, которая кажется непобедимой? Можно ли её предупреждать?
(Обучающиеся предлагают свои варианты борьбы с коррупцией)
Назовите философские аспекты процесса противодействия коррупции.
Формирование у человека активной гражданской позиции, воспитание с детства чувства ответственности, гражданского самосознания, чувства долга, совести.
Вспомним учение о категорическом императиве И.Канта, которое мы изучали в теме «Немецкая классическая философия». Что гласит внутренний нравственный закон в связи с выбором поступка и действия?
Этот закон гласит: 1) поступай так, чтобы твой поступок мог стать основой всеобщего законодательства; 2) относись всегда к человеку как к цели, но никогда как к средству. Учение Канта о долге есть забота о достоинстве человека и о счастье человечества. Долг – «мост» между личным счастьем и общественным благом, точка их оптимального соединения. Уважение к закону есть единственная движущая сила морального долга. Человек, по Канту, не просто разумное существо, он призван побуждаться разумом к моральному поведению, что выражается в почитании морального закона. Долг, который способствует счастью человека и человечества, имеет этическую ценность.
Этот закон применим и к профессиональной деятельности в медицине.
5. Итог урока.
Прошу вас ознакомиться с презентацией по теме нашего урока. Это краткое изложение изученной нами темы и выводов, которые мы сделали вместе с вами.
Демонстрируется Презентация
6. Рефлексия.
Ответьте, пожалуйста, интересна ли вам была тема сегодняшнего урока? Как мы работали на уроке? Получили ли вы новые знания?
7. Задание для самостоятельной работы:
На ваш выбор: найдите факты борьбы с коррупцией в СМИ, поделитесь опытом противодействия коррупции из собственного опыта или опыта родителей, друзей (кратко – 1 лист конспекта.).
Спасибо за активную работу на уроке.
«Коррупция:
понятие, ответственность,
профилактика»
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
Ст. 1.
1) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Уголовный кодекс РФ предусматривает три вида преступлений, связанных со взяткой:
получение взятки (ст. 290 УК РФ),
дача взятки (статья 291 УК РФ),
посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).
ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ - заключается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
ДАЧА ВЗЯТКИ - заключается в даче взятки должностному лицу лично или через посредника за совершение им действий, не выходящих за рамки закона, или за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).
ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ - непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
НЕЗАКОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОТ ИМЕНИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА - (ст. 19.28. КоАП РФ) - Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации,денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных правза совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В отношении муниципальных служащих ответственность за коррупционные правонарушения предусмотрена статьями 27, 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ.
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Согласно статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием