Рабочая программа военно-патриотической направленности
«Я-гражданин и патриот»
Возраст обучающихся: среднее звено 11-13 лет старшее звено 14 - 17 лет
Автор-составитель: Мамишева Жанна Муратовна, учитель истории и обществознания
с.Вольное 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Юный патриот» имеет военно-патриотическую направленность.
Разработана на основе требований:
-Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 - ФЗОТ от 29.12.2012);
-Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р);
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г.
№41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
-Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
-Приказ от 9 ноября 2018 г. №196 Министерства Просвещения Российской Федерации
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Письмо Министерства Образования и науки Российской Федерации Департамент Государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 августа 2017 г.
№09-1672;
-Методические рекомендации по проектированию программ и программ электронного обучения от 15июля 2015г.;
-Учебный план МБОУ «Михайловская СОШ им. ГСС А.К. Скрылѐва
Программа основана на системно-деятельностном подходе военно-патриотического воспитания обучающихся Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия».
Новизна.Программа состоит из 6-и модулей: «Историко-патриотический» - 13 часов,
«Гражданская оборона» - 4 часа, «Безопасность жизнедеятельности» - 3 часа, «Огневая подготовка» - 4 часа, «Основы управления подразделением» - 5 часов, «Основы первой медицинской помощи» - 4 часа. Завершение программы - военно-спортивная игра «Патриот школы».
Актуальностьпрограммы обусловлена рядом факторов:
нацеленностью на развитие патриотизма;
целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ;
формированием здорового образа жизни;
необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся.
Программа разработана с учетом задач поставленных в «Государственной
программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации в 2016-2021гг.», Национальной доктрине образования в Российской Федерации о воспитании гражданина:
«Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью... » и нормативных документов Всероссийского детско-юношеского военно-патриотическое общественное движение
«ЮНАРМИЯ».
Педагогическая целесообразность. Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе.
Отличительной особенностью программы является возможность для реализации межпредметных связей. Программа «Юный патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературы, русского языка, математики, основ безопасности жизнедеятельности, истории, физики, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
Адресатпрограммы:программа рассчитана на обучение детей 11 – 12 лет и 14 - 17 лет.
Занятия проводятся в группах без специального отбора и подготовки.
Формаобученияирежимзанятий.Программа «Я-гражданин и патриот» предполагает групповую форму обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю у каждой возрастной группы по 1 часу. Итого 36 часов в год. Срок реализации программы - 1 год.
Цель программы - способствовать воспитанию гуманного, творческого, социально- активного человека, уважительно относящегося к культурному достоянию человечества.
Задачи:
воспитание патриотических чувств: любви к своему городу, к своей Родине, еѐ историческому прошлому и традициям;
формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.
развитие чувства сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.
Планируемые результаты:
Личностные:
-ответственность за принятые решения, самовоспитание и самореализация умений и навыков;
-умение работать в группе, выполнять общие задачи, быть терпимыми к чужому мнению, позиции, проявляют доброжелательные отношения друг другу, умеют слушать и слышать другого, проявляют такт и уважение к окружающим.
Метапредметные:
регулятивныеуниверсальныеучебныедействия:
-формирование целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
-формирование способности к проектированию.
коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия:
формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учѐтом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнѐра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
Предметные:В результате обучающиеся
должны знать:
-название страны, региона, где живет учащийся, родного города; -символику страны, области, города, школы; -государственные праздники и Дни воинской
Славы ВС РФ; -имена великих полководцев и названия Городов-героев; -ордена и медали, знаки доблести и отличия ВС РФ; -основы оказания первой медицинской помощи; -средства индивидуальной защиты и область их применения; -основы автономного существования человека; -правила безопасного обращения со
стрелковым оружием; -сигналы гражданской обороны и порядок действия по ним
должны уметь:
-описывать изученные события истории Отечества;
-оценивать поступки других с позиции добра и зла;
-уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
-правильно использовать средства индивидуальной защиты; -оказывать первую медицинскую помощь; -выполнять команды управления строем; -использовать навыки стрельбы из стрелкового оружия;
-поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Формы аттестации и контроля. Программой предусмотрены зачетные занятия приобретенных практических навыков и умений, а также защита проекта.
Кадровое обеспечение программы. Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности военно- патриотического направления.
Для решения задач программы важны практико-прикладные мероприятия: тренинги, соревнования, викторины, участие в форумах и фестивалях ВВПОД «Юнармия» регионального и федерального уровня, встречи с ветеранами войн, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, региона, города, школы; портреты участников Великой Отечественной войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительная общеразвивающая модульная программа «Я-гражданин и патриот» рассчитана на 36 часов (1 раз в неделю по 1 академическому часу) и состоит из 6 модулей:
«Историко- патриотический» - 13 часов, «Гражданская оборона» - 4 часа, «Безопасность жизнедеятельности» - 3 часа, «Огневая подготовка» - 4 часа, «Основы управления подразделением» - 5 часов, «Основы первой медицинской помощи» - 4 часа. Завершение программы - военно-спортивная игра «Патриот школы».
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации, контроля
Теория
Практика
Всего
МОДУЛЬ№1.ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ-13 часов
1.
Россия - Родина моя. Символы
государства - герб и флаг. Гимн России. Символика Республики Адыгея,
Кошехабльского района района, села Вольное.
1
1
Текущий
2.
История Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевые традиции
Вооруженных Сил России.
1
1
Текущий
3.
Дни воинской славы России.
1
1
Текущий
4.
Символы воинской чести. Форма одежды
военнослужащих ВС РФ. Воинские звания ВС РФ.
1
1
Текущий
5.
Путешествие по Городам-Героям(вертуальное)
1
1
Текущий
6.
Дети войны. Герои войн.
1
1
Текущий
7.
История школьного героя. Герои СС В.Н. Радченко и С.С. Дядьков
1
1
Текущий
8.
Проект «Военная летопись нашей
семьи».
0,5
0,5
1
Текущий
9.
Героизм. «К чему я готов сегодня?».
1
1
Текущий
10.
Патриотизм и верность воинскому
долгу.
1
1
Текущий
11.
Встреча с участниками боевых
действий и тружениками тыла, (дети войны).
Экскурсия к памятнику села Вольное
1
1
Текущий
12.
День Победы.
1
1
Текущий
13.
Защита проекта «Военная летопись нашей семьи».
1
1
Текущий
МОДУЛЬ№2.ГРАЖДАНСКАЯОБОРОНА-4часа
14.
Гражданская оборона. Сигналы ГО.
«ДействияпосигналамГражданской обороны»
0,5
0,5
1
Текущий
15.
Средства индивидуальной защиты
органов дыхания. «Правилавыполнения нормативапонадеваниюпротивогаза»
0,5
0,5
1
Текущий
16.
Средства индивидуальной защиты кожи. «Правилавыполнениянорматива по надеванию общевойскового
защитногокомплекта»
0,5
0,5
1
Текущий
17.
«Действияхимика-разведчика»
-
1
1
Текущий
МОДУЛЬ№3.БЕЗОПАСНОСТЬЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ-3часа
18.
Правила соблюдения ТБ на юнармейских занятиях. Права и обязанности юнармейца.
«Комплексноезанятиепофизической подготовке»
0,5
0,5
1
Текущий
19.
Безопасность и защита человека в ЧС природного и техногенного характера.
«ДействиячеловекавЧС»
0,5
0,5
1
Текущий
20.
Автономное существование человека в условиях природной среды.
Требования Устава школы и Уставы ВС РФ. «Строй и его элементы»
0,5
0,5
1
Текущий
28.
Внутренний порядок и дисциплина юнармейцев. «Строевой шаг»
1
1
Текущий
29.
«Строй.Выполнениеэлементовстроя
наместеивдвижении»
1
1
Текущий
30.
«Строй.Выполнениеэлементовстроя на месте и в движении с оружием»
1
1
Текущий
МОДУЛЬ№6.ОСНОВЫПЕРВОЙМЕДИЦИНСКОЙПОМОЩИ-
4 часа
31.
Первая медицинская помощь при различных видах травм. «Правила
оказанияПМПпритравмахголовы, позвоночника»
0,5
0,5
1
Текущий
32.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской
помощи при отравлениях. «Правила оказания ПМП при травмах конечностей»
0,5
0,5
1
Текущий
33.
Транспортная иммобилизация.
«Эвакуацияраненогос полябоя»
0,5
0,5
1
Текущий
34.
«ПравилаоказанияПМПпри
переохлаждениях,укусах,утоплениях»
1
1
Текущий
35.
Военно-спортивная игра «Патриот
школы».
1
1
Итоговый
36.
Военно-спортивная игра «Патриот школы».
1
1
Итоговый
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА МОДУЛЬ №1. «ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ»
Теория Россия - Родина моя. Символы государства - герб и флаг. Гимн России. Символика Красноярского края, Ужурского района, села Михайловка. История Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Дни воинской славы России. Символы воинской чести. Форма одежды военнослужащих ВС РФ. Воинские звания ВС РФ. Путешествие по Городам-Героям. Дети войны. Герои войн. История школьного героя. Герои СС В.Н. Радченко и С.С. Дядьков.Героизм. «К чему я готов сегодня?». Патриотизм и верность воинскому долгу. День Победы.
Практика Проект «Военная летопись нашей семьи». Встреча с участниками боевых действий, тружениками тыла, (дети войны). Экскурсия к памятнику села Вольное
МОДУЛЬ №2. «ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА»
Теория Гражданская оборона. Сигналы ГО. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Средства индивидуальной защиты кожи.
ПрактикаДействия по сигналам Гражданской обороны. Правила выполнения норматива по надеванию противогаза. Правила выполнения норматива по надеванию общевойскового защитного комплекта. Действия химика-разведчика.
МОДУЛЬ №3. «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Теория Правила соблюдения ТБ на юнармейских занятиях. Права и обязанности юнармейца. Безопасность и защита человека в ЧС природного и техногенного характера. Автономное существование человека в условиях природной среды.
Практика Комплексное занятие по физической подготовке. Действия человека в ЧС. Веревочные узлы, их виды и способы вязки. Установка туристической палатки»
МОДУЛЬ №4. «ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА»
Теория Назначение и ТТХ АК-74 и его модификаций. Общее устройство и принцип работы АК-74. Правила поведения на стрельбище. Основы прицельной стрельбы из стрелкового оружия.
Практика Последовательность неполной разборки и сборки АК-74. Стрельба в электронном тире. Стрельба из пневматической винтовки.
МОДУЛЬ №5. «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ»
Теория Устав юнармейцев. Общие положения. Требования Устава школы и Уставы ВС РФ. Внутренний порядок и дисциплина юнармейцев.
Практика Размещение юнармейцев на занятиях. Дисциплина строя. Строй и его элементы. Строевой шаг. Выполнение элементов строя на месте и в движении. Выполнение элементов строя на месте и в движении с оружием»
МОДУЛЬ №6. «ОСНОВЫ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»
Теория Первая медицинская помощь при различных видах травм. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях. Транспортная иммобилизация.
ПрактикаПравила оказания ПМП при травмах головы, позвоночника. Правила оказания ПМП при травмах конечностей. Эвакуация раненого с поля боя. Правила оказания ПМП при переохлаждениях, укусах, утоплениях.
МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕПРОГРАММЫ:
Дидактические материалы
Начальная военная подготовка (под редакцией Науменко Ю.А.), учебник для средних учебных заведений. М.: "Просвещение", 2012 г.
Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный патриот» (военно-патриотическое воспитание). Луйк В.Э.
Боевой устав сухопутных войск (часть 2 и 3). М.: "Военное издательство", 2012.
Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). М.: "Военно- топографическое управление генерального штаба", 2015.
Условные знаки топографических карт (справочник). М.: "Военно- топографическое управление генерального штаба", 2012.
Комплект плакатов по начальной военной подготовке (с наличием в нем таблиц):
устройство и тактико-техническая характеристика мин, гранат;
устройство компаса;
силуэты и опознавательные знаки самолетов и вертолетов возможного противника;
приемы и правила метания ручных гранат;
фортификационные сооружения (окопы, траншеи, щели, ниши, блиндажи, укрытия);
минно-взрывные заграждения.
Плакаты по устройству:
7,62 (5,45) мм автомата Калашникова
7,62 мм пулемета Калашникова
5,62 мм малокалиберной винтовки ТОЗ-8
Плакаты (таблицы):
основы и правила стрельбы из стрелкового оружия
меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
ММГ АК-74;
Пневматическая винтовка ИЖ-512
Видеофильмы
«В зоне особого внимания»
«Ответный ход»
«Голубые молнии»
«Пятеро с неба»
«Марш-бросок»
«Грозовые ворота»
«Честь имею»
«Спецназ»
«Охотники за караванами»
«Один шанс из тысячи».
Список литературы для педагога Нормативные документы:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г.
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2021 годы».
Устав ВВПОД «Юнармия» 2017 г
Пособия:
Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных и контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр внешкольной работы
«Подросток». 2004г.
Брюнин А.И. Методическое пособие по мониторингу зрительной и оперативной памяти юнармейцев. Оренбург - МАУДО «ЦВР «Подросток». 2008г.
Брюнин А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2009г.
Брюнин А.И. Методическое пособие по воздушно-десантной подготовке. 2009г.
Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX века (Энциклопедия военного искусства). - Мн.: Литература, 1998. - 544 с.
Луйк В.Э. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный патриот» (военно- патриотическое воспитание).
Луйк С.С. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный патриот», культурно- эстетический блок I часть.
Наставление по физической подготовке в ВС и ВМФ (НФП - 2001) - М.: Воениздат,
2001.
Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное
пособие. - М.: Воениздат, 1997.
Основы рукопашного боя. - М.: Воениздат,1992.- 226
Петров В.В. Снайперы (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1997. - 624 с.
Полезные советы воину. Учебное пособие.- М.: Воениздат, 1994.- 552с.
Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. - М.: Воениздат, 1994.
Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.- М.: Прогресс, 2000.
Подготовка разведчика. - Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. - 400с - (Настольная книга будущего командира).
Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. - М.:ООО
«Издательский дом «Проспект-АП»,2005-288.
Ревинв Е.В. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный патриот», культурно- эстетический блок II часть сборник сценариев военно-патриотических мероприятий).
Условные знаки топографических карт (справочник). - М.: Военно- топографическое управление генерального штаба, 1966.
Учебник сержанта ВДВ. - М.: МО РФ, ВДВ, 2007. - 592с.
Шубина Т.Г. Маршалы и адмиралы (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1997. - 608 с.
Список литературы для учащихся и родителей
Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). - М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
Кукушкин А.В. Воспоминания начальника разведки ВДВ. - Чита.:2014. - 100с.
Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. - М.: Воениздат, 1977.
Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. - М.: Воениздат, 1997.
Основы рукопашного боя. - М.: Воениздат,1992 - 226с.