kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение на уроках спецдисциплин педагогической технологии на концептуальной основе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на совещании цикловой комиссии специальных дисциплин с целью трансляции опыта применения одной из современных педагогических технологий - технологии, предполагающей обучение на концептуальной основе, на уроках спецдисциплин творческого направления, таких, как "Художественная графика костюма", "Рисунок и живопись", "Художественное моделирование и декоративное оформление одежды". Концептуальная основа в качестве педтехнологии предполагает в процессе преподавания данных дисциплин вычленение единой основы, сквозных идей всего курса, выявление межпредметных связей. Результатом применения данной педтехнологии является успешная работа по разработке творческой части ВКР - созданию эскизов современных моделей с использованием павлово-посадских платков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение на уроках спецдисциплин педагогической технологии на концептуальной основе »

Выступление

на совещании цикловой комиссии

на тему: «Применение педагогической технологии, предполагающей построение учебного процесса на концептуальной основе».

Одной из наиболее результативных педагогических технологий, применяемых мною в последние годы в процессе обучения на 4-м курсе по специальности «художник по костюму», считаю технологию, предполагающую построение учебного процесса на концептуальной основе.

Для начала – немного теории. Термин «концептуальная основа» подразумевает наличие руководящей идеи, ведущего замысла. Концепция — это система взглядов, определённый способ понимания (трактовки, восприятия) явления или процесса; точка зрения на предмет, комплекс явлений, связанных между собою и вытекающих один из другого, а так же система путей решения выбранной задачи. Концепция определяет и стратегию действий. Концептуальная основа – это своего рода парадигма, совокупность явных и неявных предпосылок, определяющих вектор исследования, метод принятия решений, модель предстоящей деятельности. С 60-х годов 20 столетия этот термин используется для обозначения системы идей, взглядов и понятий, исходной схемы, модели постановки проблем и их решений, методов исследования.

Концептуальная основа применительно к педагогической технологии предполагает:

- вычленение единой основы;

- вычленение сквозных идей курса;

- вычленение межпредметных идей.

Преподаватель приходит на урок с гибкой моделью предстоящего процесса в голове, когда предусматривается динамическая дозировка содержания с дифференциацией на более существенное и менее существенное. Для чего это необходимо? Освоенное учащимся ключевое понятие есть та вершина, с которой хорошо обозревается всё поле факторов, охватываемое этим понятием, оно становится ориентиром действий высокого уровня обобщений.

Рассматриваемая технология означает вычленение сквозных идей учебного процесса. Это необходимо, чтобы не было перекосов в пределах учебного курса в целом. А вот на отдельном уроке перекос не страшен. Сухомлинский говорил, что не тот урок хорош, который прошел строго по плану, а тот, на котором, возможно, были отклонения от плана, но который учитель смог адаптировать к возникшей ситуации процесса. Допущенный в силу ситуации «перекос» урока в одну сторону может быть исправлен «перекосом» другого урока в иную сторону, так что общая равнодействующая процесса будет правильной.

Рассматриваемая технология предполагает вычленение межпредметных идей. Итогом рассматриваемого построения учебного процесса являются особо ценные, межсистемные способы мышления, необходимость интегрированного курса.

Проиллюстрирую вышесказанное примерами практического применения данной технологии.

Не секрет, что год от года все острее стоит проблема качественного выполнения выпускных квалификационных работ по специальности «художник по костюму». Это объясняется как объективными, так и субъективными факторами.

Обучающиеся должны выполнять ВКР самостоятельно, за рамками учебных планов, что соответствует образовательным стандартам. С другой стороны, многолетний опыт работы в данном направлении показывает, что в сложившихся условиях ограничиться только консультациями, предоставив выпускникам полную самостоятельность в выполнении работы, которая является показателем результата обучения в течение четырех лет по специальности «художник по костюму» с учетом того факта, что поступают к нам на первый курс дети, в подавляющем большинстве не только не посещавшие художественную школу, но и зачастую не имеющие особых способностей к рисованию. И здесь, как нельзя кстати, приходит на помощь использование педагогической технологии на концептуальной основе.

Я веду на старшем курсе следующие спецдисциплины: «Рисунок и живопись», «Моделирование и художественное оформление одежды», «Художественная графика костюма». Вполне естественно, что концептуальной основой для применения рассматриваемой педагогической технологии является творческая часть выпускной квалификационной работы, а именно – разработка эскизов.

В текущем учебном году работа над ВКР проходит по теме «Павловские узоры в современном костюме». Как на практике в рамках обучения по каждому из трех спецпредметов проявляется применение вышеозначенной технологии?

В соответствии с учебными планами по предмету «Художественная графика костюма» по теме «Графика эскиза костюма» в рамках аудиторных занятий обучающиеся работали над различными вариантами графического решения эскиза костюма с использованием орнаментальной графики павлово-посадских шалей. Вариативность достигалась за счет большого разнообразия орнаментального строя рисунка платка, колористического решения, применения в композиции костюма сочетания однотипного рисунка при разных цветовых вариантах, использование аналогии тканей-компаньонов, когда в композиционном решении сочетаются цвет гладкокрашеной ткани и тональный рисунок платка, и. т.д. По теме «Цветная графика при выполнении многофигурной композиции» обучающиеся разрабатывали многофигурную композицию в виде эскиза коллекции моделей с использованием павлово-посадских платков.

По предмету «Рисунок и живопись» зарисовки фигуры человека в костюме выполнялись с учетом того, чтобы ракурсы фигуры, положение рук наиболее выигрышно показывали орнаментальный строй узора платка. В дальнейшем, используя методы стилизации и трансформации, зарисовки фигур являются основой для создания эскизов моделей. Орнаментация павлово-посадских тканей послужила основой для выполнения заданий по темам «Рисунок фрагментов орнаментальной ткани», «Живопись фрагментов орнаментальной ткани», «Рисунок фрагмента народного костюма», «Живопись фрагмента народного костюма». Эти занятия очень помогли обучающимся лучше понять характер орнаментальных композиций павлово-посадских шалей, проникнуться уважением к одному из красивейших народных промыслов нашего региона, что имеет не только большое познавательно-художественное, но и воспитательное значение в процессе обучения.

По предмету «Моделирование и художественное оформление одежды» в соответствии с учебными планами темы «Народные традиции в искусстве создания костюма», «Цветовая гармония в костюме. Язык цвета одежды», «Декор в композиции костюма», «Традиции в орнаментации ткани», «Декоративное оформление повседневной одежды», «Декоративное оформление нарядной одежды», «Моделирование молодежной одежды», «Проектирование ансамблей одежды» как нельзя лучше подходили для обучения на основе использования в качестве исходного материала павлово-посадских платков.

Следует отметить, что в этом учебном году достаточно весомая часть учебного времени выпускного курса по специальности «художник по костюму» была использована с применением (в той или иной степени) педагогической технологи на выбранной концептуальной основе. Для того, чтобы обучающиеся более динамично погрузились в суть концептуальной основы, восприняли ее содержание с дифференциацией на более существенное и менее существенное, в рамках внеурочных мероприятий была проведена экскурсия на Павлово-Посадскую мануфактуру, организован просмотр видеоряда с коллекцией моделей Вячеслава Зайцева на тему павлово-посадских шалей, знакомство с образцами (в виде слайдов) моделей одежды других дизайнеров по этой же тематике.

Наглядным результатом практического применения педагогической технологии, предполагающей построение учебного процесса на концептуальной основе, является успешное завершение обучающимися творческой части ВКР, - разработка эскизов моделей современной одежды с использованием павлово-посадских платков.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Макрецова Ольга Александровна

Дата: 26.11.2014

Номер свидетельства: 136116


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства