Просмотр содержимого документа
«Православие и русская музыка. Использование элементов православной музыки в творчестве великих композиторов 18-20 веков»
План-конспект урока по Основам православной культуры
Тема: Православие и русская музыка. Использование элементов православной музыки в творчестве великих композиторов 18-20 веков.
Г.В. Свиридов – крупнейший русский композитор 20 века.
Учитель ОПК Зимина Алла Викторовна
Тема урока.
Православие и русская музыка. Использование элементов православной музыки в творчестве великих композиторов 18-20 веков.
Г.В. Свиридов – крупнейший русский композитор 20 века.
Цели урока:
Образовательная - познакомить обучающихся с православной музыкой русских композиторов Д.С. Бортянского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Г.В. Свиридова.
Развивающая – развивать музыкальный слух, потребность в православной музыке.
Воспитательная – воспитывать любовь к Родине, к родному краю, русским традициям, православной музыке, патриотизм, порядочность, честность.
Оборудование:компьютер, интерактивная доска, портреты композиторов, музыкальные произведения гимн «Коль славен» Д.С. Бортянского, «Трисвятая песнь» П.И. Чайковского, «Ныне отпущаеши» С.В. Рахманинов, «Слава и Аллилуйя», «Время, вперёд!» Г.В. Свиридрва.
Проверка домашнего задания
Церковно-певческое искусство на Руси, основные этапы его развития. Древнерусское знаменное пение. История многоголосного или партесного пения в России.
а) Вопросы:
Что вы можете сказать о музыкольно-песенном жанре в дохристианскую эпоху на Руси?
Назовите основной вид церковной профессиональной музыки?
(Знаменный распев)
Почему он получил такое название?
(Потому, что записывался «крюками», «знаменами», т.е. особыми знаками, не имевшими конкретной высоты и чёткого рисунка.)
Что положено в основу знаменного распева?
(В основу знаменного распева положено осмогласие. Это значит, что вся музыка состоит из 8 напевов. Каждый напев был оригинальным музыкальным строем с устойчивым набором маленьких, в несколько звуков, мелодий, из соединения которых и образовывалась музыкальная ткань песнопения.)
Перечислите характерные стилистические особенности знаменного распева?
(Расставание с речитативностью, появляется широта милодического дыхания, протяжённость линий, внутри которых текст распевается свободно и гибко, включает обороты и мотивы народных песен, это делает его музыкально сложнее , ярче, красочнее.)
В каких случаях используют искусное пение?
(В торжественных: венчание, освещение церкви.)
Партесное пение. Поясните значение термина партесное.
(Пение по хоровым партиям.)
Где зародилось партесное пение?
(В странах Западной Европы, окончательно сформировалось в Белорусии и в Украине, в готовом виде было ввезено в Москву в 17 веке.)
Перечислите специфические особенности партесного пения.
(Торжественно и празднично приподнятый характер музыки; в основном 4-х голосье; количество голосов может доходить до 48.)
б) Музыкальный тест
Обучающиеся должны определить на слух знаменное, демественное и партесное пение.
Знаменный распев 12 века на текст «Господи, воззвах к Тебе».
Демественное пение 16 век «Се что добро или что красно».
Партесное пение Н. Дилецкого «Воскресный канон».
Изложение нового материала
Объявление темы и целей урока (записать на доске).
Д.С. Бортянский (1751-1825г.г.)
(Родился будущий композитор на Украине в 1751 г. в Глухове Черниговской губернии в семье казака. С детства обладал прекрасным певческим голосом, и в 1758 г., когда ему исполнилось 7 лет, был отправлен в Санкт-Петербург в Придворную певческую капеллу. Здесь маленький певчий привлек внимание императрицы Елизаветы. Она приказала директору капеллы лично занять воспитанием и обучением мальчика.
Когда на престол взошла Екатерина II , она юного Бортнянского, отправила оканчивать обучение музыке в Италии.
Там он продолжил начатые в России занятия по теории музыке.
В 1779 г. он вернулся в Россию, где вскоре был назначен директором Придворной певческой капеллы.
Умер Бортнянский 1825 г. в Петербурге.
Существует легенда, что в день кончины Дмитрий Бортнянский призвал к себе хор капеллы и приказал петь свой концерт «Вскую прискорбна еси, душа моя», под звуки которого тихо скончался.)
Музыкальное наследие:
Бортнянский работал во многих жанрах. Центральное место в творчестве занимала хоровая духовная музыка. Мастер хорового письма a cappella, Бортнянский наряду с М.С. Березовским создал новый тип руccкого хорового концерта, использовав достижения в области оперы и инструментальной музыки.
Оперы: «Креонт» (1776 г.), «Алкид» (1778 г.), «Квинт Фабий» (1778 г.), «Празднество сеньора» (1786 г.), «Сокол» (1786 г.), «Сын-соперник» (1787 г.)
Духовные хоровые концерты (55 концертов) для четырехголосного хора
Литургии: «Обедня на три голоса», «Простое пение по всей России распространенное», на два голоса.
Цикл сонат для клавесина.
Отдельные сочинения для клавикордов и чембало: Ларгетто, Каприччио, Рондо и др.
Концерт до мажор для клавесина.
Концертная симфония.
Гимны: «Коль славен наш Господь» (на слова М. М. Хераскова), «Предвечный и необходимый» (на слова Ю. А. Нелединского-Мелецкого), «Гимн Спасителю» (на слова Д. И. Хвостова), «Озари, святая радость» (на слова А. Востокова).
Песни: «Певец во стане русских воинов» (на слова В. А. Жуковского), «Песнь ратников», «Марш всеобщего ополчения в России».
Кантаты и оратории: «Любителю художеств», «Страны российски, ободряйтесь», «Сретение Орфеем солнца», «На возвращение», «На приезд из чужих краев» (на слова Г. Р. Державина), «Гряди, гряди, благословенный» (на слова Ю. А. Нелединского-Мелецкого и П. А. Вяземского), «Песнословие», «Возведи окрест взор, Россия».
ПРОСЛУШИВАНИЕ – гимн «Коль славен»
Некоторое время знаменитый гимн Бортнянского «Коль славен», написанный на слова знаменитого поэта XVIII в. М. Хераскова, был неофициальным национальным (государственным) Гимном Российского государства, и до сих пор считается Гимном русской эмиграции. Более того, мелодия, которую Бортнянский написал для гимна, очень понравилась вольным каменщикам, и Гимн прослыл так же «масонским».
С начала XIX в. вплоть до Октября 1917-го года мелодия этого Гимна исполнялась 37-ю колоколами Курантов на Спасской башне Московского Кремля.
Официально Гимн Бортнянского был заменен в 1830-е годы, когда Львовым и Жуковским был написан Гимн «Боже, царя храни».
Существует одна любопытная история, связанная с этим гимном.
Предполагают, что Дмитрий Шостакович воспользовался мотивом «Коль славен» в известной песне начала 1950-х «Родина слышит, Родина знает» (слова Евгения Долматовского)
Родина слышит, Родина знает,
Где в облаках ее сын пролетает…
Однако и это еще не все. Известно, что первый в истории человечества космонавт Юрий Гагарин насвистывал эту песню прямо перед стартом в космос, уже когда отсчитывались минуты до начала исторического события. А затем, после полета, по свидетельству очевидцев, Гагарин, спускаясь по лестнице, пел: «Родина слышит, Родина знает»…
П.И. Чайковский (1840-1893 г.г.)
(Чайковскому суждено было родиться в совершенно замечательной семье, в атмосфере любви и сердечности. Его родители имели значительную разницу в возрасте, но связывали их исключительные по глубине и искренности чувства. Расставаясь на время отъезда кого-либо из них по делам, они писали друг другу подробные письма - отчеты о своей жизни и жизни своих детей. Впоследствии дети Чайковских сохранили переписку родителей, переплели их письма в красивый альбом. Именно в этом альбоме можно увидеть первые каракули четырехлетнего Пети Чайковского, которые он начеркал в письме своего отца к матери.
Однако в жизни семьи Чайковских случилось страшное горе: от холеры умерла мать, Александра Андреевна Чайковская. Петру Ильичу было 14 лет. Его младшим братьям-близнецам чуть больше 4. Огромное потрясение, оставившее след на всю жизнь, пережил будущий композитор. В своих письмах в разные годы Чайковский с горечью вспоминал это страшное детское потрясение, наложившее отпечаток на всю его дальнейшую судьбу.
С четырех лет проявилась музыкальная одаренность Чайковского, и его начали обучать игре на фортепиано. Тем не менее его отдали десяти лет от роду учиться в Училище правоведения, готовя его в будущем к карьере юриста. Однако музыке он продолжал учиться и в стенах училища, как, впрочем, и все другие воспитанники этого учебного заведения, что соответствовало правилам воспитания того времени.
После окончания Училища Чайковский поступил на службу чиновником в Министерство юстиции. Однако музыкой он продолжал заниматься как любитель одновременно со службой в музыкальных классах, которые открылись при Русском музыкальном Обществе. Через год эти классы были реорганизованы в первую в России консерваторию, куда и поступил учиться Чайковский.
П.И. Чайковский предпочёл музыку службе.
Музыка П.И. Чайковского охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта. В ней по новому открываются произведения русской и мировой литературы Пушкина, Гоголя, Шекспира, Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова. В музыке П.И. нашли претворения глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу.)
Православные произведения.
Литургия – Св. Иоанн Златоуст, Всенощное бдение.
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение» - П.И. Чайковский.)
ПРОСЛУШИВАНИЕ – «Трисвятая песнь»
С.В. Рахманинов (1873-1943 г.г.)
(Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта 1873 года в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия).
Его родители были музыканты-любители. Проявив интерес к музыке уже в четыре года, он обучался игре на фортепиано, первые уроки дала мать. Осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории.
Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н.С.Звереву.
В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе, прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.
Творческая характеристика
Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской («Могучая Кучка») школ в единый и цельный русский национальный стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении явился как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова — современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).
Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».
В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.)
ПРОСЛУШИВАНИЕ – «Ныне отпущаеши».
Рахманинов очень любил это произведение из Всенощного бдения.
Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеж Курской губернии Российской империи. Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем. Его отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, был убит, когда Георгию было 4 года.
В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Георгий Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение книгами. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. Там, в начальной школе, Георгий Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте, балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант и способность, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. По совету последнего переехал в Ленинград в 1932 году, где он занимался по классу фортепиано у Исайе Браудо и классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он закончил в 1936 году.
С 1936 по 1941 он учился в Ленинградской консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича (с 1937 года).
В 1937 году Георгий Свиридов был принят в Союз композиторов СССР.
Мобилизированный в Советские Вооружённые силы в 1941, несколько дней спустя окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья.
До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров.
В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Он пишет симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.
C 1957 года член правления Союза композиторов СССР, в 1962 году избран секретарём правления Союза. В 1963 году Георгию Свиридову было присвоено почётное звание народного артиста РСФСР, а в 1970 году — народного артиста СССР. В 1965 году был награждён орденом Ленина. Свиридов — лаурает Ленинской премии (1960 за «Патетическую ораторию») и Государственной премии СССР (1946).
В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушенной публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов».
В последние годы Георгий Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. Гражданская панихида и похороны Г. Свиридова состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны Г. Свиридова. Великий композитор похоронен на Новодевичьем кладбище.
Музыка
Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году — ставший знаменитым цикл лирических романсов на слова Пушкина. Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936—1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных (1940).
Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его ранние вещи были написаны в стиле классической романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита. Начиная с середины 50-х годов Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, но оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания.
Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, а в то же время — и современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту.)
(23 сентября 2005 в Курске был открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».)
ПРОСЛУШИВАНИЕ – «Слава и Аллилуйя»
3.Выставление оценок.
Подведение итогов урока.
Сегодня мы познакомились с композиторами 18-20 веков которые писали православную музыку. Мы узнали малую толику о них и их творчестве. Я надеюсь, что это послужит толчком к дальнейшему самостоятельному знакомству с ними и другими выдающимися композиторами, такими как М.С. Березовский, А. Рубинштейн, Скрябин, Римский-Корсаков и др.
Многие факторы и православная музыка в том числе способствую воспитанию в человеке его лучших качеств.
Поэтому урок закончить хочу следующими словами.
Люди часто бывают глупы и упрямы, эгоцентричны и нелогичны. Все равно прощай их.
Если ты добр, люди будут обвинять тебя в том, что под маской доброты ты скрываешь корысть. Все равно оставайся добрым.
Если ты добился успеха, тебя будут окружать притворные друзья и подлинные враги. Все равно добивайся успеха.
Если ты честен и прям, люди будут обманывать тебя. Все равно будь честным и прямым.
То, что ты строишь годы, кто-то разрушит за одну ночь. Все равно строй.
Если ты спокоен и счастлив, тебе будут завидовать. Все равно оставайся счастливым.
То добро, которое ты делаешь сегодня, завтра люди забудут. Все равно делай добро.
Отдай миру самое лучшее из того, что у тебя есть, и мир попросит еще. Все равно отдавай самое лучшее.
Друг мой, в конце концов, то, что ты делаешь, все равно нужно не людям.