kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Поэты и писатели Русского зарубежья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка прикладного курса по русской литературе для старшеклассников. Содержит тексты и задания к ним

Просмотр содержимого документа
«"Поэты и писатели Русского зарубежья"»

А кмолинская область

Зерендинский район

Абайская средняя школа










Поэты и писатели

Русского зарубежья


Прикладной курс

по русской литературе для 11 класса









Учитель русского языка и литературы:

Абилова Гульнара Елемесовна

Пояснительная записка

Литература Русского зарубежья – впечатляющий, можно сказать, единственный пример в мировой культуре. Она состоялась вслед за великим исходом, который был вызван октябрьским переворотом 1917 г. и развязанной большевиками гражданской войной.

Революция оторвала от России наиболее крупных писателей и поэтов, обеднила русскую интеллигенцию. Бунин, Мережковский, Куприн, Бальмонт, Ремизов, Шмелев, Зайцев, Алданов, Сургучев, Г. Иванов, Ходасевич, Тэффи, Гиппиус и многие, многие крупные имена первой четверти ХХ века оказались по другую сторону рубежа и, не порвав связей с русскими традициями, вынуждены были порвать с современной «новой» русской жизнью. В тесном пространстве Русского зарубежья оказались писатели, которые ранее находились как бы в несовмещающихся мирах: продолжатели традиций критического реализма, символисты, акмеисты, эгофутуристы и т.д. Политика отодвинула на второй план духовно-эстетические разногласия.

Литература русской эмиграции существовала со своими изданиями и массовым читателем. Имелись издания на все вкусы: специально для детей, для читателей разных эстетических запросов. Для сторонников тех или иных партий.

В данной программе представлены образцы произведений, отражающих основное идейно-тематическое своеобразие и социальную направленность в творчестве поэтов и писателей, оказавшихся в эмиграции. Содержание курса предусматривает организацию деятельности учащихся по анализу литературного произведения на основе творчества поэтов и писателей Русского зарубежья. В программу включён разнообразный лексический материал, вопросы и задания представляют работу с различными жанрами художественных произведений.






Цели:


1. Работа с учащимися по восприятию и анализу литературного текста на материале творчества поэтов и писателей русского Зарубежья. Наблюдение за использованием языковых средств в творчестве поэтов и писателей, в которых наиболее полно проявляется изобразительно – выразительная сила языка.


2. Формирование умений давать оценку прочитанному, обучение литературному анализу художественного произведения. Формирование навыков лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Развитие познавательного интереса, творческих способностей, памяти, внимания, воображения учащихся. Обогащение словарного запаса.

3. Воспитание читателя, способного воспринимать идейное, нравственное содержание произведения. Способствовать воспитанию культурно – ценностных качеств, приобщение учащихся к общечеловеческим нравственно – эстетическим ценностям. Воспитание чуткости к красоте и выразительности русского языка. Привитие любви и интереса к поэзии.
















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


ур.

Автор,

произведение.

Лексическая тема

Кол

час

1.

И.А. Бунин «Родине»


Родина, мать, сын, друзья.

1

2.

А.И.Куприн. Отрывок из повести «Негласная ревизия»

Человечество,ответственность,

вопросы мироздания.

1

3.

Тэффи (Н.А.Лохвицкая )

« Моя любовь как странный сон…»

Любовь, воспоминания.

1

4.

К.Д. Бальмонт «Верьте мне обманутые люди…»

Жизнь, рок, борьба, зло.

1

5.

ИгорьСеверянин

( И.В.Лотарёв)

«Поэту»

Гении, долг, счастье, песни.

1

6.

М.И. Цветаева «Пригвождена…»

Совесть, вина, позор,честь.

1

7.

Д.С. Мережковский «Багровых скал в бездонной чаше синей…»

Волшебство, очарование, миг.

1

8.

Саша Чёрный

( А.М. Гликберг) «Любовь должна быть счастливой…»

Любовь, мудрость, счастье.

1

9.

В.Ф. Ходасевич «Люблю детей, люблю природу…»

Творения, слава, ответственность.

1

10.

В.В. Набоков «О,любовь, ты светла и крылата…»

Светлые чувства, верность, надежда.

1

11.

З.Н. Гиппиус «Любовь – одна»

Любовь, измена, жизнь, бесконечность, верность.

1

12.

Г.В. Адамович «По широким мостам…»

Гончарова, равнодушие, спасение, прошлое и будущее.

1

13.

Г.В. Иванов «Люблю рассветное сиянье…»

Рассвет, ожидание, голубизна.

1

14.

Л.Н. Андреев Отрывок из повести «Иуда Искариот»

Образ-персонаж, портрет, описание, антигерой, антипод.

1

15.

А.М.Ремизов.Отрывок

из.воспоминаний


Русская земля, Отечество,

ностальгия.

1

16.

А.Н. Толстой Отрывок из романа

«Пётр Первый»

Историческая личность, вымысел, старина, историзмы

1

17.

А.Т. Аверченко Отрывок из повести «Двойник»

Сатира, юмор, провинция, услуга.

1

18.

Б.Ю. Поплавский «Восхитительный вечер был полон улыбок и звуков…»

Восхитительный вечер, голубая луна, виденье, ангел, луна.

1





















Занятие 1


Лексическая тема: Родина, мать, сын, ответственность


Иван Александрович Бунин

(1870-1953)



Иван Александрович родился в Воронеже, в старинной дворянской семье. Своё первое стихотворение «Над могилой Надсона» Бунин опубликовал в 1887г.В 1889г. он совершил путешествие. Октябрьскую революцию воспринял как социальную драму. Покинув Россию в 1920 году обосновался в Париже и продолжал творческую деятельность.Создал автобиографический роман «Жизнь Арсеньева». В своих рассказах раскрывает национальный характер, красоту русской природы, возвратился к теме любви. В 1933 году Бунину присуждена Нобелевская премия. Умер в Париже в 1953г.


Родине

Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат…


Так сын спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей -

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей,


Глядит с улыбкой состраданья

На ту, кто сотни верст брела

И для него ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

1891


1. Каково идейно-художественное своеобразие произведения?

2. Определите композицию стихотворения.

3. Какие изобразительные средства чаще используются в

стихотворении и почему?

4. С какой целью автор обращается к Родине?

5. Дайте свою оценку стихотворению.

6. В чем выражается связь бунинской лирики с предшествующей

русской поэзией? (темы и мотивы)

7. Подберите синонимы к слову глумятся, корят.

8. Какое настроение передаётся автором в произведении?

9. Что роднит и отличает это стихотворение от знакомых вам

произведений о Родине?

Приведите примеры.




…после Толстого Бунин был самым значительным явлением в русской литературе, последним, пока ещё никем непревзойденным классиком. Бунин, как и Толстой, принадлежит не только России, но и всему миру.

В.Белов.


Какой гениальный художник! И, несмотря ни на что, о каком новом возрождении русской литературы свидетельствует! Какие новые богатства красок, всех ощущений!

Р.Роллан





Занятие 2


Лексическая тема: Человечество, вопросы мироздания.


Александр Иванович Куприн

(1870-1938)


Александр Иванович родился в г. Наровчат Пензенской губернии. Детство и юность прошли в Москве. Первый рассказ «Последний дебют» был опубликован в 1889 году. В предреволюционные годы создаёт рассказы «В цирке», «На покое», «Река жизни»и др. Будучи противником насилия не принял Октябрьскую революцию. В годы эмиграции живет в Париже, в основном пишет воспоминания, автобиографический роман «Юнкера».

В 1937 году тяжелобольным вернулся на родину.


Отрывок из повести «Негласная ревизия»


- Видите ли… - начала Валентина Сергеевна быстро и немного волнуясь. – Но я боюсь за свой язык, совсем не умею им владеть…Видите ли: ведь никому не известно, что было с человеком до его рождения… Я вот закрываю глаза и стараюсь припомнить, что было раньше. И ничего, ничего нет, кроме вечной темноты. Я ничего не вижу, не слышу, не чувствую, не думаю. И вдруг, откуда – то, точно полоса света, жизнь. Я живу, понимаю, могу говорить, двигаться. Но ведь это все только на мгновение. Наступит старость, потом смерть…А потом? Опять та же неизвестность, опять, стало быть, тот же холод, то же ужасное «ничто». Для чего же это мгновение света? Кто мне растолкует его смысл? Что это? Случай? Ошибка чья – то? Недодуманность? Ведь не могу же я думать, что кто – нибудь подшутил над всем человечеством. Я читаю и слышу постоянно, что все мы, люди, одарены разумом и волей, и это нас связывает в братскую семью. Ах! Ничего этого я не вижу и не хочу признавать! Я вижу толпу, бессмысленную, раздавленную страхом смерти, толпу, которая судорожно цепляется за этот кусочек жизни и света…Мне самой становится страшно и противно!



1. Назовите известные произведения Куприна и определите их тематику.

2. Прочитайте монолог и определите язык и стиль размышления героя.

3. Какую роль играет в повести юмор и сатира?

4. Какие глаголы передают ощущения и движения автора?

Как передаётся их динамизм?

5.Как бы вы ответили на вопрос героя о смысле жизни и существования?

6. Как вы понимаете выражение «подшутить над человечеством»?

Возможно ли это?

7. Какие вопросы вас волнуют и вы хотели бы обратиться с ними к человечеству?

8. Как бы вы закончили этот монолог? Придумайте свою концовку монологу-размышлению.


Куприн не умрет, пока человеческое сердце будет волноваться любовью, гневом, радостью и зрелищем смертельно заманчивой земли, отведенной на нашу долю для жизни. Не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к своей родной земле.

К. Паустовский.





Занятие 3


Лексическая тема: Любовь, воспоминания


Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая)

(1872-1952)




Тэффи (псевдоним) родилась в волынской губернии, в дворянской семье. Начала печататься в 1901г.Её первый сборник «Семь огней».она была постоянной фельетонисткой в сатирическом журнале «Сатирикон». Не приняв революции в 1920 году Тэффи оказывается в эмигрантском Париже. Ностальгией пронизана поэзия и проза «Черный ирис», «Так и жили», «Вечерний день», «О нежности» и др. Мысли о родине, о России не покидали её. Умерла Тэффи в Париже.



Моя любовь - как странный сон,
Предутренний, печальный...
Молчаньем звезд заворожен
Ее призыв прощальный!

Как стая белых, смелых птиц
Летят ее желанья
К пределам пламенных зарниц
Последнего сгоранья!..


Моя любовь - немым богам
Зажженная лампада.
Моей любви, моим устам -
Твоей любви не надо




1. Как в стихотворении изображается внутренний мир автора?

2. Найдите строки, отражающие мотив одиночества.

3. Найдите сравнения и объясните их.

4. Какие черты возвышенного стиля употребляет поэт?

Дайте примеры по пунктам:

1) Лексика;

2) Синтаксис.

5. Выделите ключевые слова, отражающие чувства поэта.

6. Какие стихотворения о любви вам знакомы?

Сравните их и дайте свою оценку.

7. Подберите свои эпитеты к слову любовь.

8. Найдите сравнения. Подберите к ним синонимы и продолжите этот ряд.

9. Почему в конце стихотворения автор отказывается от любви?

10. Может ли любовь, такое светлое и нежное чувство приносить страдания?














Занятие 4


Лексическая тема: Жизнь, борьба, рок.


Константин Дмитриевич Бальмонт

(1867- 1942)






Бальмонт родился в деревне Гумнище Владимирской губернии в дворянской семье. Его первые книги «Сборник стихотворений» и «Под северным небом» вышли в 1885 году. Он совершил несколько кругосветных путешествий, описав их в очерковых прозаических книгах. Написал цикл политических стихотворений «Стихотворения», «Песни мстителя». В 1917 выходит сборник «Сонеты Солнца, меда и Луны».Октябрьскую революцию не принял и в 1920 г. эмигрировал в Париж, создал стихотворения, полные тоски по родине. Умер в приюте «Русский дом» в Париже.



Верьте мне, обманутые люди,
Я, как вы, ходил по всем путям.
Наша жизнь есть чудо в вечном Чуде,
Наша жизнь — и здесь, и вечно там.

Я знаком с безмерностью страданий,
Я узнал, где правда, где обман.
Яркий ужас наших испытаний
Нам не для насмешки плоской дан.

Верьте мне, неверящие братья,
Вы меня поймете через день.
Нашей вольной жизни нет проклятья,
Мы избрали сами светотень.

Мы избрали Зло как путь познанья,
И законом сделали борьбу.
Уходя в тяжелое изгнанье,
Мы живем, чтоб кончить жизнь в гробу.

Но когда с застывшими чертами,
Мертвые, торжественно мы спим,
Он, Незримый, дышит рядом с нами,
И, молясь, беседуем мы с Ним.

И душе таинственно понятно
В этот миг беседы роковой,
Что в пути, пройденном безвозвратно,
Рок ее был выбран ей самой.

Но, стремясь, греша, страдая, плача,
Дух наш вольный был всегда храним.
Жизнь была решенная задача,
Смерть пришла — как радость встречи с Ним.

 

1. В чем новаторство лирики поэта?

2. Каким предстает образ автора в произведении?

3. Какими художественными средствами передано чувство поэта?

4. Каков лирический герой стихотворения?

Чем он привлекателен?

5. Определите значение слова светотень.

6.Какие философские вопросы поднимает произведение?

Определите их на примере антитез.

7. Как резкое противопоставление себя окружающим окрашивает образы

стихотворения?

8. Что руководит жизнью автора?

9.Отчего слово «ужас» определяется как «яркое»?



Занятие 5


Лексическая тема: Гении, долг, счастье.



Игорь Северянин (Лотарёв Игорь Васильевич)

(1887-1941)

Игорь Северянин родился в Петербурге. Начал печататься в 1905 г. В1913 году сборник «Громкокипящий кубок» принес ему известность. Основным мотивом своей поэзии считал естественную красоту и фантазию. Его стихотворения отличали выразительность, лиричность и тонкое восприятие природы. Нетленным оставался романтический идеал: «зажечься, засиять и устремиться к маю». В 1918 г. эмигрировал в Эстонию. Выпускает ряд поэтических сборников «Соловей», «Менестрель», «Адриатика». Умер в Таллине.


Поэту


Лишь гении доступны для толпы!

Он ведь не все же гении – поэты?!

Не изменяй намеченной тропы

И помни: кто, зачем и где ты.


Не пой толпе! Ни для кого не пой!

Для песни пой, не размышляя - кстати ль!..

Пусть песнь твоя - мгновенья звук пустой,-

Поверь, найдётся почитатель


Пусть индивидума клеймит толпа:

Она груба, дика, она - невежда.

Не льсти же ей: лесть - счастье для раба,

А у тебя - в цари надежда…

1907


1. Какое эмоциональное впечатление произвело на вас это стихотворение?

2. Определите тему произведения?

3. Какие противоречия отражены во взглядах поэта?

4. Объясни смысл выражения «а у тебя – в цари надежда…».

5. С каким стихотворением ассоциируется это стихотворение?

Приведите этот ассоциативный ряд.

6.Подберите синонимы к словам гений, почитатель.

7. В чем особенность лирики поэта?

8. Объясни цитату «лесть- счастье для раба»

9. Какова роль восклицательных знаков в произведении?

10 В чем поэт видит предназначение поэта?

11. Проведите сопоставительный анализ со стихотворением

А.С.Пушкина «Памятник».

12. Как в произведениях отражена тема места поэта и поэзии в жизни общества?
















Занятие 6


Лексическая тема: Совесть, честь, смелость.

Марина Ивановна Цветаева

(1892 – 1941)



Цветаева родилась в Москве. Её первый сборник «Вечерний альбом»(1910) «Волшебный фонарь»(!910) принесли ей известность. Октябрьскую революцию она не приняла. В 1922 г с семьёй эмигрировала сначала в Берлин, затем в Прагу и Париж. Там ею написаны стихи «Родина» «Челюскинцы», книги «Стихи к Блоку», «Разлука» и др. Её творчество не получает должной оценки эмигрантской критики.В 1928г. выходит последний сборник стихов «После России». В 1939г возвратилась на родину. В 1941 году в Елабуге покончила с собой.

Пригвождена…

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что – невинна.

Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем,

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою - за счастьем

Пересмотрите все моё добро,

Скажите - или я ослепла?

Где золото моё? Где серебро?

В моей ладони - горстка пепла!


И это всё, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это всё, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.


1. Определите тему и идею стихотворения.

2. Какой жизненный эпизод послужил поводом для написания стихотворения?

3. Почему в произведении много вопросительных предложений?

4. Какие слова вы считаете ключевыми?

5. Расскажите об образном строе стихотворения, лексике, своеобразии лирической героини.

6.Можно ли считать цветаевские стихи не только самохарактеристикой, но и писательским кредо?

7.Найдите в тексте слова в прямом и переносном значениях.

Определите их значения.

8. Что является счастьем для автора?

9. Что вы ещё знаете про эту эпоху?


















Занятие 7


Лексическая тема: Волшебство, очарование, миг


Дмитрий Сергеевич Мережковский

(1865-194)



Мережковский родился в Москве. Во всех его произведениях отражаются вопросы христианской религии. В его предреволюционной трилогии пьесы «Павел I», романов «Александр I», «14 декабря» слышны политические отклики на революцию. Спасение России поэт видит в иностранной интервенции. В январе 1920г, Мережковский вместе с семьёй переходят польскую границу и поселяются в Париже, где и жили до конца своих дней. Известность принесли поэзия и исторические романы «Тутанкамон на Крите» (1924) и «Мессия» (1925).


Багровых скал в бездонной чаше синей

Волшебное сомкнулося кольцо.

У ног моих ночной седеет иней,

И дышит зной полуденный в лицо.


О, зимних дней уютная короткость,

В очаровании застывший лес,

И хвойных игл недвижимая четкость

В неизъяснимой ясности небес.


О, райская, блаженная пустыня,

Где и доднесь, как древле, сходит Бог,

Где всё — одна любовь, одна святыня —

Уже и здесь нездешнего залог.


И пусть на миг,— но сердце не забудет

Того, что ныне сердцем я постиг.

И знаю: там уже навеки будет,

Что здесь — на миг.



1. Определите идейно-художественное своеобразие стихотворения?

2. Каков природный мир автора и в чем это выражается?

3. Найдите олицетворения.

4. Какие мотивы и образы передаёт автор в стихотворении?

5. Передается ли в стихотворении ностальгическое настроение?

Приведите примеры.

6. Каково художественное и этическое толкование понятий короткость,

святыня?

7.Какова роль пейзажа в раскрытии образа автора?

8. Перескажите в прозе содержание произведения.

9. Выпишите ключевые слова к стихотворению.

10.Определите стихотворный размер стихотворения.

















Занятие 8


Лексическая тема: Любовь, мудрость, счастье


Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг)

(1880-1932)



Саша Чёрный родился в Одессе. Начал печататься в сатирических журналах «Зритель», «Маски». Им созданы сборник «Сатиры и лирика», посвященный всем нищим духом». Октябрьскую революцию Черный не принял, вскоре уехал в Вильно, где написал цикл стихов для детей «Детский остров».В 1920г.черный эмигрировал. В Берлине вышла книга «Жажда», наполненная чувством тоски по Родине. Последняя книга «Несерьезные рассказы», подобно исповеди, саморазоблачению.

Умер Саша Чёрный во Франции.


Любовь должна быть счастливой —

Это право любви.

Любовь должна быть красивой —

Это мудрость любви.

Где ты видел такую любовь?

У господ писарей генерального штаба?

На эстраде, где бритый тенор,

Прижимая к манишке перчатку,

Взбивает сладкие сливки

Из любви, соловья и луны?

В лирических строчках поэтов,

Где любовь рифмуется с кровью

И почти всегда голодна?..


1. Какой показана любовь в стихотворении?

2. Какие средства художественной выразительности характеризует это стихотворение?

3. Покажите соответствие стилистики высокого плана в стихотворении.

4. Как характеризуется лирический герой и его поэтический мир?

5. Какое слово рефреном проходит по всему стихотворению?

Опять


Опять опадают кусты и деревья,

Бронхитное небо слезится опять,

И дачники, бросив сырые кочевья,

Бегут, ошалевшие, вспять.


Начало сезона. Ни света, ни красок,

Как призраки, носятся тени людей…

Опять одинаковость сереньких масок

От гения до лошадей.


По улицам шляется смерть. Проклинает

Безрадостный город и жизнь без надежд,

С презреньем, зевая, на землю толкает

Несчастных, случайных невежд.


А рядом духовная смерть свирепеет

И сослепу косит, пьяна и сильна.

Все мало и мало – коса не тупеет,

И даль безнадежно черна.


О, дом сумасшедших, огромный и грязный!

К оконным глазницам припал человек:

Он видит бесформенный мрак безобразный

И в страхе, что это навек,


В мучительной жажде надежды и красок

Выходит на улицу, ищет людей…

Как страшно найти одинаковость масок

От гения до лошадей!



1. Прочитайте выразительно стихотворение и определите её идейно-тематическое содержание.

2. Как в произведении отражается философское осмысление жизни?

3. Какое состояние души автора передаётся через слово «опять»?

4. Нарисуйте словесный портрет героя, используя выразительные средства.

5.Какие метафоры и эпитеты использует поэт в стихотворении и какова их роль в создании образной картины природы?

6. Напишите мини – сочинение о любом времени года и её ассоциациях.



























Занятие 9


Лексическая тема: Творения,слава, ответственность

Владислав Фелицианович Ходасевич

(1886-1939)



Владислав Ходасевич родился в Москве, в семье художника. В 1905г.состоялся его дебют в печати. Затем выходит книга его стихов «Молодость», «Счастливый дебют». В книге стихов «Путем зерна» прорисовывается трагизм мироощущения поэта. С 1922г. Ходасевич жил за границей, с 1925г.в Париже. В этот период жизни написал три книги историко-литературной прозы: «Державин. Биография», «О Пушкине», «Некрополь. Воспоминания », а также публиковал очерки, статьи, рецензии. Умер В.Ходасевич в Париже.


Люблю людей, люблю природу,
Но не люблю ходить гулять,
И твердо знаю, что народу
Моих творений не понять.

Довольный малым, созерцаю
То, что дает нещедрый рок:
Вяз, прислонившийся к сараю,
Покрытый лесом бугорок...

Ни грубой славы, ни гонений
От современников не жду,
Но сам стригу кусты сирени
Вокруг террасы и в саду



1. Определите в стихотворении элементы сюжетной композиции.

2. Как в стихотворении передается внутренний мир поэта?

3. Как бы вы озаглавили стихотворение?

4. Почему автор уверен, что потомки его творений не поймут?

5. Определите ритм и рифму стихотворения.

6. Каким настроением проникнуто стихотворение?

7. В чем видите вы основную тему раздумий поэта и основную тональность?

8. Подберите синонимы к слову творение.

9. Какое впечатление вызывает нарисованный автором пейзаж?

10. Объясните смысл последней строфы в стихотворении.

11. Благодаря каким художественным средствам достигается воздействие стихов на читателя?

11. Через стратегию «Описание основной идеи через рисунок» передайте содержание и смысл произведения.


























Занятие 10


Лексическая тема: Светлые чувства, верность, надежда.


Владимир Владимирович Набоков

(1899-1977)



Владимир Набоков (псевдоним – Сирин) родился в Петербурге, в родовитой и богатой семье. В 1916г. был опубликован первый сборник его стихотворений. После октябрьской революции, в 1919г., семья Набоковых уезжает за границу. Наиболее известными произведениями стали повесть «защита Лужина», романы «Отчаяние», «Подвиг», «Дар». В произведениях Набокова прослеживается единая тема: поиски героем «потерянного рая», т.е. утрату родины и любви. Произведения Набокова получили признание в мире, потому что тема изгнанничества и разобщения людей имеет обобщающий характер. В 1940г. Набоков переезжает в Америку. С этого времени он пишет на английском языке.

Умер Набоков в Швейцарии.


О, любовь, ты светла и крылата,-
но я в блеске твоем не забыл,
что в пруду неизвестном когда-то
я простым головастиком был.

Я на первой странице творенья
только маленькой был запятой,-
но уже я любил отраженья
в полнолунье и день золотой.

И, дивясь темно-синим стрекозкам,
я играл, и нырял, и всплывал,
отливал гуттаперчевым лоском
и мерцающий хвостик свивал.

В том пруду изумрудно-узорном,
где змеились лучи в темноте,
где кружился я живчиком черным,-
ты сияла на плоском листе.

О, любовь. Я за тайной твоею
возвращаюсь по лестнице лет...
В добрый час водяную лилею
полюбил головастик-поэт.



1. Какое эмоциональное впечатление произвело на вас это стихотворение?

2.Определите тему стихотворения.

3. Дайте характеристику герою. По каким признакам вы будете оценивать?

4. Как вы понимаете смысл сравнения героя с головастиком?

5. Какой стихотворный размер и рифма используется автором?

6. Найдите в стихотворении те лексические средства, которые способствуют яркой, эмоциональной передаче лирических раздумий автора.

7. Составьте кластер к слову любовь.

8. Как вы понимаете строчки я на первой странице творенья

я простым головастиком был?

9.Какие философские вопросы поднимает автор?

Приведите их ассоциативный ряд.

10.Какая рифма передаёт звуковой строй стихотворения?








Занятие 11


Лексическая тема: Бесконечность, преданность, измена



Зинаида Николаевна Гиппиус

(1869-1945)



Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 20 ноября 1869 года в Белёве Тульской области в немецкой дворянской семье юриста. В 1888 году Гиппиус встретила своего будущего мужа Дмитрия Мережковского. В этом же году она начала печатать в «Северном вестнике» свои стихи и романы. Позже выходят сборники рассказов Гиппиус на философские темы – «Алый меч», «Лунные муравьи». В 1911 году был написан роман «Чёртова кукла». После Октябрьской революции Гиппиус с мужем эмигрирует в Париж и в последующем сборнике стихов резко осуждает новый строй России. Гиппиус умерла в Париже 9 сентября 1945 года.

ЛЮБОВЬ - ОДНА

Единый раз вскипает пеной

И рассыпается волна.

Не может сердце жить изменой,

Измены нет: любовь - одна.


Мы негодуем иль играем,

Иль лжем - но в сердце тишина.

Мы никогда не изменяем:

Душа одна - любовь одна.


Однообразно и пустынно,

Однообразием сильна,

Проходит жизнь... И в жизни длинной

Любовь одна, всегда одна.


Лишь в неизменном - бесконечность,

Лишь в постоянном - глубина.

И дальше путь, и ближе вечность,

И всё ясней: любовь одна.


Любви мы платим нашей кровью,

Но верная душа - верна,

И любим мы одной любовью...

Любовь одна, как смерть одна.


1.Какую роль играет прием повтора в этом стихотворении?

2.Как в стихотворении раскрывается тема одиночества?

3.Найдите метафоры и определите их смысл.

4.Определите композицию стиха и составьте цитатный план.

5.Что можно считать завязкой и развязкой сюжета произведения?

6.Опираясь на свои впечатления после прочтения стихотворения, покажите что слова любовь, бесконечность не только ключевые слова, но и образы, богатые многими смыслами?

7.В чём лирический герой чувствует себя внутренне свободным?

Как его жизненная позиция, идеалы противопоставляются или сходятся с вашими? Приведите доводы.











Занятие 12


Лексическая тема: Гончарова, будущее, продолжение жизни


Георгий Викторович Адамович

(1892-1972)


Адамович родился в Москве. В 1916 г. вышел первый поэтический сборник Адамовича «Облака», отмеченный легко узнаваемыми к тому времени чертами акмеистической поэтики. После революции Адамович участвовал в деятельности третьего «Цеха поэтов», активно сотрудничал как критик в его альманахах, в газете «Жизнь искусства. В 1922 г. вышел сборник Адамовича «Чистилище», написанный в форме своеобразного лирического дневника. В 1923 г. Адамович покинул Россию и поселился в Париже. Как критик, он выступает в журнале «Современные записки», газете «Последние новости», затем в «Звене» и «Числах», постепенно приобретая репутацию «первого критика эмиграции. Последний сборник Адамовича «Единство» вышел в 1967 г. Поэт обращается к вечным темам бытия: жизнь, любовь, смерть, одиночество, изгнанничество. Умер в г. Ницца.



По широким мостам… Но ведь мы все равно не успеем,
Эта вьюга мешает, ведь мы заблудились в пути
По безлюдным мостам, по широким и черным аллеям
Добежать хоть к рассвету, и остановить, и спасти.

Просыпаясь, дымит и вздыхает тревожно столица.
Рестораны распахнуты. Стынет дыханье в груди.
Отчего нам так страшно? Иль, может быть, все это снится,
Ничего нет в прошедшем, и нет ничего впереди?

Море близко. Светает. Шаги уже меряют где-то,
Но как скошены ноги, я больше бежать не могу.
О еще б хоть минуту! И щелкнул курок пистолета,
Все погибло, все кончено… Видишь ты, — кровь на снегу.

Тишина. Тишина. Поднимается солнце. Ни слова.
Тридцать градусов холода. Тускло сияет гранит.

И под черным вуалем у гроба стоит Гончарова,
Улыбается жалко и вдаль равнодушно глядит


1. Чья фамилия упоминается в стихе? Расскажите о ней.

2. Определите философскую направленность произведения.

3. По тексту стихотворения проследите сюжет повествования и закончите философским содержанием.

4. Через какие изобразительно – выразительные средства

передается трагизм ситуации?

5. Продумайте технику выразительного чтения этого произведения. Каким тоном следует его читать?

6. Определите группу слов, отражающих движение и бесконечность жизни?

7. Какие слова передают динамичность повествования и её

композиционный строй?

8. Какие ассоциации возникают после прочтения стихотворения? Составьте кластер к нему.

9. Каких знакомых персонажей вы бы включили в это стихотворение? Объясните свой выбор.














Занятие 13


Лексическая тема: Ожидание, рассвет, восход,


Георгий Владимирович Иванов

(1894-1958)

Иванов родился 29 октября (11 ноября) 1894 г. в Студенках Ковенской губернии в дворянской семье. Первый сборник поэта «Отплытье на острова».     В октябре 1922 г. Г. Иванов вместе со своей женой Ириной Одоевцевой покидает Россию. В годы эмиграции живет в Берлине, Париже, иногда — в Риге. Вершиной поэтического творчества Иванова стали сборники «Розы» (1931, Париж) и «1943-1958. Стихи». Последние годы жизни прошли для Иванова в нищете и страданиях . С 1953 г. он вместе с И. Одоевцевой проживает в приюте для престарелых в Йере, недалеко от Тулона, до самой своей смерти 26 августа 1958 г. Позднее прах поэта был перенесен на парижское кладбище Сен Женевьев де Буа.

Люблю рассветное сиянье

Встречать в туманной синеве,

Когда с тяжелым грохотаньем

Несутся льдины по Неве.


Холодный ветер свищет в уши

С неизъяснимою мольбой...

Сквозь грохот, свист и сумрак глуше

Курантов отдаленный бой.

Облокотившись о перила,

С моста смотрю на ледоход,

И над осколками берилла

Встает пылающий восход!


Все шире крылья раскрывая,

Заря безмолвствует, ясна, —

А там, внизу, кипит живая,

Ледяная голубизна


1 Озаглавьте стихотворение.

2. Определите основную тему и мотив произведения.

3. Какова идейно-художественная роль лирического начала в стихотворении?

4. Прочитайте внимательно стихотворение и отметьте особенность лирики поэта.

5. Определите ритм и рифму произведения.

6. Проиллюстрируйте стихотворение.

7. Выпишите метафоры и олицетворения. Определите их значения

8. Как автор передаёт своё состояние мыслей и чувств?

9. Проиллюстрируйте стихотворение.

Какими красками будет насыщен рисунок?

10. Определите мотивы и образы в стихотворении и расскажите об их роли в сюжете стихотворения.

11. Какие детали в стихе передают описание пространства в произведении?












Занятие 14


Лексическая тема: Образ – персонаж, герой, антигерой.


Леонид Николаевич Андреев

(1871-1919)



Андреев родился в Орле в семье мещанина. После окончания гимназии учился в Московском университете. Печатается в журнале «Курьер». Им написаны рассказы «Молчание», «Ложь», «В тумане» и др. Известны его рассказы «Красный смех». «Жизнь Василия Фивейского». В 1917 году эмигрировал в Финляндию. Там он продолжал писать роман- памфлет «Дневник Сатаны». Тосковал по России. Умер писатель в 1919 г. в местечке Мустамяки. В 1956г. перезахоронен в Санкт-Петербурге.


Отрывок из повести «Иуда Искариот»


Пришел он, низко кланяясь, выгибая спину, осторожно и пугливо вытягивая вперед свою безобразную бугроватую голову – как раз такой, каким представляли его знающие. Он был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус, который слегка сутулился от привычки думать при ходьбе и от этого казался ниже; и достаточно крепок силою был он, по – видимому, но зачем – то притворялся хилым и болезненным и голос имел переменчивый: то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно – жидкий и неприятный для слуха; и часто слова Иуды хотелось вытащить из своих ушей, как гнилые, шероховатые занозы. Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв.

Даже люди, совсем лишенные проницательности, ясно понимали, глядя на Искариота, что такой человек, не может принести добра, а Иисус приблизил его и даже рядом с собою посадил Иуду.



1. Определите место образа – персонажа в художественном

произведении.

2. К какому типу текста относится отрывок? Обоснуйте.

3. Какие детали играют роль в портретной характеристике героя?

4. Укажите эпитеты и сравнения в отрывке?

Какова их роль в тексте?

5. Какое впечатление производит на вас это описание персонажа?

6. На какие детали внешности обращает внимание писатель и

почему?

7. Что вы знаете о главном герое повести?

8. Составьте кластер по описанию внешности и внутреннего

состояния героя.

9. Как через словесный портрет показано отношение автора к

своему герою?

10. Что руководит жизнью Иуды: трусость или притворство?

11. Является ли имя Иуды нарицательным?

Приведите примеры.










Занятие 15


Лексическая тема: Русская земля, кормилица, тоска.


Алексей Михайлович Ремизов

(1877-1957)


Ремизов родился в Петербурге. Его рассказы «Трава-мурава», «Россия в письменах», «Русалия» обращены к России, её богатствам, стихиям природы. Он продолжает традиции Гоголя, Достоевского, Лескова и обращается к древнерусской литературе. В 1921г. эмигрировал. В ноябре 1923 года Ремизов переехал, в связи с экономическим кризисом, из Берлина в Париж, в котором провёл всю свою оставшуюся жизнь. В эмиграции Ремизов продолжал много писать. Наиболее известными стали его художественные воспоминания о жизни в Петербурге и революции — «Взвихренная Русь», и «Подстриженными глазами». Умер в 1957г. в Париже.


Отрывок из книги «Подстриженными глазами»


Когда я смотрю на карточку моей кормилицы, я думаю: Россия – сама Русская земля. И вся – то в цветах, праздничная! – ленты. бусы, кокошник, прошивы, кружева – её поле, её лето –её «лелю» и её «ладо» – от Ивана Купала до Ильина дня.Я счастлив , что родился русским на просторной, полной до краёв , глубокой без дна, как океан, Русской земле Льва Толстого и Достоевского , в её сердце – Москве с освещенным в веках Кремлём, «красным звоном», напевной московской речью, и русская кормилица меня выкормила и научила меня ходить по земле.

Нет дня, когда бы я не порывался вернуться. И когда мне говорили мои близкие и мои друзья, что той России , которую я люблю, которую я целую жизнь любил, все равно сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными. Россия всегда есть Россия! Там, в родных местах , так же как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем писателем, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым и умру.



1. К какому типу текста можно отнести этот отрывок?

Обоснуйте свой ответ.

2. Какая основная тема отрывка?

3 Какие события этому предшествовали?

4. Как стиль описания помогает передать чувства автора?

5. Почему автор так хочет вернуться на родину?

6. Найдите в тексте синонимы – эпитеты.

С какой целью они насыщены в отрывке?

7. Испытывали ли вы тоску по своему дому, краю?

Расскажите.

8. Что при этом вы чувствовали?

9. Напишите эссе о любви к своей Родине и озаглавьте её.
















Занятие 16


Лексическая тема: Историческая личность, вымысел, история


Алексей Николаевич Толстой

( 1882-1945)



Толстой родился на хуторе Сосновка. В 1907г. вышел первый сборник стихов «Лирика». В 1910г. книга прозы «Повести и рассказы». Не приняв революцию Толстой эмигрировал во Францию. В 1923г. возвращается на Родину. Его известная трилогия «Хождение по мукам» была начата в эмиграции и параллельно он работал над романом об эпохе Петра I (кн.1-3, неоконч.,1925-45), который остался незавершённым. В 1941-1943гг. Толстой создаёт драму «Иван Грозный» и автобиографическую повесть «Детство Никиты».


Отрывок из романа «Пётр Первый»


… Жилось худо, скучно. При Софье была еще кое-какая узда, теперь сильные и сильненькие душу вытряхивали из серого человека. Было неправое правление от судей и мздоимство великое и кража государственная. Много народу бежало в леса воровать. Иные уходили от проклятой жизни в дремучую глушь, на северные реки, чтоб не тянуть на горбе кучу воевод, помещиков, дьяков, и подьячих, целовальников и губных старост, кровожаждущих без закона и жалости. Там, на севере, жили в забвении, кормясь от реки и от леса. Корчевали поляны, сеяли ячмень. Избы ставили из вековых сосен, на столбах, обширные, далеко друг от друга, - мужицкие хоромы. Из навсегда покинутых мест приносили в это уединение только сказки, былины да унывные песни…Верили в домового и лешего. Молиться ходили к суровым старцам – раскольникам, причащавшим мукой с брусникой.

Люди лёгкие, бежавшие от нужды и неволи в леса промышлять воровством, подавались понемногу туда, где теплее и сытнее, - на Волгу и Дон. Но и там ешё пахло русским духом, залетали царские указы и воинствовали православные попы. На привольном юге не в сумеречного домового – верили больше в кривую саблю и в доброго коня.



1. Какая историческая эпоха изображена в отрывке?

2. Какие реалии жизни и быта крестьян использует автор, чтобы воссоздать картину жизни Руси в годы правления Петра Первого?

3. Найдите в отрывке историзмы и архаизмы. Определите их значения и роль в раскрытии картины быта крестьян?

4. Подготовьте выступления на темы: «Бытовые исторические детали в романе Толстого», «Образ Петра Первого».

5. Какие художественные средства помогают воссоздать эпоху Петра?

Найдите эпитеты и сравнения в тексте.

6. Как соотносится образ Петра в романе с его реальным прототипом? Найдите сходства и различия.

7. В каких произведениях русских классиков ещё изображена эпоха Петра Первого?

8. Какую роль в историческом повествовании играют детали и исторические

реалии?










Занятие 17


Лексическая тема: Юмор в художественном произведении.


Аркадий Тимофеевич Аверченко

(1881- 1925)


Аверченко родился 27 марта 1881 года в Севастополе.
В период революционных событий 1905-1907 годов Аверченко обнаруживает публицистический талант и предприимчивость, широко публикуя в периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески и выпустив несколько номеров быстро запрещенных цензурой собственных сатирических журналов «Штык» и «Меч».Февральскую революцию 1917 года Аверченко со своим «Новым Сатириконом» приветствовал; октябрьский же переворот был воспринят им как чудовищное недоразумение, и Аверченко бежал на белогвардейский юг, а в октябре 1920 года отбыл в Стамбул. Там он совмещал творческую деятельность с организаторской: создав эстрадный театр «Гнездо перелетных птиц. В 1922 году он поселился в Праге, где успел написать и опубликовать несколько книг рассказов и пьесу «Игра со смертью». Умер в Праге 12 марта 1925 года.


Отрывок из повести «Двойник»


Молодой человек Колесакин называл сам себя застенчивым весельчаком. Приятели называли его забавником и юмористом, а уголовный суд, если бы веселый Колесакин попал под его отеческую руку, разошелся бы в оценке характера веселого Колесакина и с ним самим и Колесакиновыми приятелями. Колесакин сидел на вокзале небольшого провинциального города, куда он приехал на один день по какому-то вздорному поручению старой тетки. Его радовало все: и телячья котлета, которую он ел, и вино, которое он пил, и какая-то заблудшая девица в голубенькой шляпке за соседним столиком - все это вызывало на приятном лице Колесакина веселую, благодушную улыбку. Неожиданно за его спиной раздалось:

- А-а! Сколько зим, сколько лет!!

Колесакин вскочил, обернулся и недоумевающе взглянул на толстого красного человека, с лицом, блестевшим от скупого вокзального света, какмедный шар. Красный господин приветливо протянул Колесакину руку и долго тряс ее, будто желая вытрясти все колесакинское недоумение:

- Ну как же вы, батенька, поживаете?

"Черт его знает, - подумал Колесакин, - может быть, действительно где-нибудь познакомились. Неловко сказать, что не помню".

И ответил:

- Ничего, благодарю. Вы как?

Медный толстяк расхохотался.

- Хо-хо! А что нам сделается?! Ваши здоровеньки?

- Ничего... Слава Богу, - неопределенно ответил Колесакин и, из вежливого желания поддержать с незнакомым толстяком разговор, спросил: -

Отчего вас давно не видно?

- Меня-то что! А вот вы, дорогой, забыли нас совсем. Жена и то спрашивает... Ах, черт возьми, - вспомнил! Ведь вы меня, наверное, за это ругаете?

- Нет, - совершенно искренно возразил Колесакин. - Я вас никогда не ругал.

- Да, знаем... - хитро подмигнул толстяк. - А за триста-то рублей!

Куриозно! Вместо того чтобы инженер брал у поставщика, инженер дал поставщику! А ведь я, батенька, в тот же вечер и продул их, признаться.

- Неужели?

- Уверяю вас! Кстати, что вспомнил... Позвольте рассчитаться. Большое мерси!



1. Определите стиль и манеру повествования?

2. Как юмор передаёт характер героя?

3. Какие слова персонажа характеризует добрый, отзывчивый характер героя?

4. Как в произведении сочетается архаичная и современная лексика?

5. Кого из известных вам героев русской литературы можно

сравнить с Колесакиным?

6. Какова роль диалога в нравственной жизни героя?

Прочитайте выразительно диалог, учитывая образ и настроение героев.
























Задание 18


Лексическая тема: Пейзаж, ангел-хранитель, восхищение


Борис Юлианович Поплавский

(1903- 1935)


Поплавский родился в Москве 24 мая 1903г. В 1931г. вышла первая книга «Флаги». Его поэзия поднимает вопросы мироздания, философские вопросы жизни и смерти, любви и ненависти. Его стихи воспринимаются современно – как необычайная переписка с философией космического тепла и холода. Его известные сборники «Снежный час», «В венке из воска». Весной 1922г. эмигрировал в Париж. Там он входит в кружок «Зелёная лампа» и продолжает писать. Умер поэт в Париже.


Восхитительный вечер был полон улыбок и звуков,

Голубая луна проплывала, высоко звуча,

В полутьме Ты ко мне протянула бессмертную руку,

Незабвенную руку, что сонно спадала с плеча.


Этот вечер был чудно тяжел и таинственно душен,

Отступая, заря оставляла огни в вышине,

И большие цветы, разлагаясь на грядках, как души,

Умирая, светились и тяжко дышали во сне.


Ты меня обвела восхитительным медленным взглядом

И заснула, откинувшись навзничь, вернулась во сны.

Видел я, как в таинственной позе любуется адом

Путешественник ангел в измятом костюме весны.


И весна умерла, и луна возвратилась на солнце.

Солнце встало, и темный румянец взошёл.

Над загаженным парком святое виденье пропало.

Мир воскрес и заплакал, и розовым цветом отцвел.




1. В чем своеобразие лирики Поплавского?

2. Как в стихотворении борется беззащитное начало с началом

ужаса, одиночества?

3. Составьте композицию произведения. Определите его строй.

4. Определите философскую и эмоциональную окрашенность языка произведения.

5. Как бы вы озаглавили стихотворение?

6. Определите ключевые слова.

7. Какие художественные приемы использует автор, рисуя картину таинственного вечера?

8. Кто из классиков русской литературы часто обращался к

описанию художественного пространства?

9. Чем притягателен вечер для поэта?

Подтвердите строками из стихотворения.



















Список использованной литературы


1.Русская литература. Практикум.

Москва «Просвещение» 1997.


2.Русская литература XX века. Хрестоматия.

Москва «Просвещение» 1993.


3.История русской литературы.

Москва «Просвещение» 1999.


4. Русская литература XX века.

Москва «Просвещение»1997.


5. Цветаева М.И. Стихотворения и поэмы.

Алма – Ата «Жалын». 1988.


6. Бунин И.А. Поэзия и проза.

Москва «Просвещение» 1998


7. Куприн А.И. Рассказы.

Москва «Просвещение» 1989.


8. Русская лирика XX века.

Москва «Художественная литература» 1981.












Акмолинская область

Зерендинский район

Абайская средняя школа











для подготовки к ЕНТ





Учитель русского языка и литературы

Абилова Гульнара Елемесовна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Поэты и писатели Русского зарубежья"

Автор: Абилова Гульнара Елемесовна

Дата: 18.10.2019

Номер свидетельства: 523108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Урок-лекция "Общая характеристика литературного процесса 20х годов в России""
    ["seo_title"] => string(89) "urok-liektsiia-obshchaia-kharaktieristika-litieraturnogho-protsiessa-20kh-ghodov-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "288507"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454646543"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка внеклассного мероприятия в начальной школе "Алматы - 1000 лет!""
    ["seo_title"] => string(69) "razrabotkavnieklassnoghomieropriiatiiavnachalnoishkoliealmaty1000liet"
    ["file_id"] => string(6) "319257"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460788203"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) ""Памятники литературным героям""
    ["seo_title"] => string(34) "pamiatniki_litieraturnym_ghieroiam"
    ["file_id"] => string(6) "412407"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1493512523"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства