Полная разработка открытого урока.
1. АННОТАЦИЯ.
Моя разработка посвящается для обучения специалистов «тракторист машинист сельскохозяйственного производства».
Эта разработка также полезно мастерам производственного обучения, обучающим в данном направлении.
Данная разработка раскрывает следующие вопросы:
1.Порядок организации урока производственного обучения.
2.Использование правильных методов выполнения задания.
3. Работу с учащимися при выполнении задания.
4. Результат выполненной работы на уроке производственного обучения.
2. ВВЕДЕНИЕ.
Основной задачей при подготовке кадров для сельского хозяйства, является формирование у обучающихся системы глубоких и прочных знаний. А также основ современной техники и технологии производства, организации труда в объёме, необходимых для прочного овладения профессией и дальнейшего роста их творческого отношения к труду и активной жизненной позиции.
Новые технологии необходимо совершенствовать, добиваться повышения их эффективности, нужны чёткие зональные технологии. Имеющийся научный потенциал в агрономии и создании материально-технической базы крестьянских хозяйствах позволяют вести растениеводство по интенсивному пути, то есть более рационально использовать ресурсы: почву, растения, удобрения, средства защиты растении, технику, рабочую силу.
Интенсивные технологии возделывания зерновых и технических культур –новый этап в растениеводстве. Для их реализации в полном виде требуются дополнительные знания и умения, которыми должны овладеть руководители хозяйств, агрономы и механизаторы. Нужны хорошо организованные инженерно- экономические службы в хозяйствах, высокая материально-техническая обеспеченность. В таких условиях новые технологии обеспечат повышение общей культуры земледелия, значительный рост урожайности зерновых и технических культур, повышение качества продукции и производительности труда.
Для решения вышеуказанных задач в агротехнических колледжах сельскохозяйственного производства, особенно в период перед производственной практикой, учащиеся должны иметь хорошие знания, умения и навыки.
Для того чтобы иметь хорошие знания умения и навыки им необходимо подробно изучать теоретические занятия в процессе обучения, знать устройство и способы регулировки сельскохозяйственных машин. На занятиях производственного обучения у них формируются умения и навыки по подготовке агрегатов к работе.
Умения и навыки, которые они получают на занятиях производственного обучения, в первую очередь им необходимы при прохождении производственной практики.
Моя основная задача, как мастера производственного обучения, обучать их правильной организации рабочего места, к правильным приемам при регулировках, определению неисправностей агрегатов и творческому подходу к выполняемой работе.
Тема «Подготовка к работе зерновой сеялки» является одной из сложных тем производственного обучения.(необходимы прочные теоретические знания, объемность регулировок, значение правильной регулировки, и т.д.).
Значительное место занимает данная тема и в процессе образования, потому что мы обучаем и воспитываем настоящих хлеборобов. Народная пословица гласит: «Хлеб всему голова». Исходя из этих предположений, можно представить себе, какое место занимает данная тема в системе образования.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Характеристика темы:
Основной целью урока является:
Обучающая цель: Формирование у учащихся умений и навыков по регулировкам сеялки СЗС - 2,1.
Развивающая цель: Продолжить развитие самостоятельности мышления, умения соблюдать последовательность задания при подготовке агрегата, соблюдать технику безопасности при выполнении задания.
Воспитывающая цель: Воспитать у учащихся любовь к родной земле, к профессии механизатора, сознательное отношение к инструментам.
Основная задача урока: Учащиеся после изучения темы должны уметь выполнять регулировку на равномерность высева зерна и установить сеялку на определенную норму высева зерна.
Время на изучение темы по программе производственного обучения
предусмотрено - 6 часов.
Знание и умения которые учащиеся должны получать или совершенствовать.
1. Выполнение операции ежесменного технического обслуживания трактора и сельскохозяйственной машины.
2.Настройка рабочих органов для выполнения конкретных операции ( в соответствии с инструкционно – технологической картой).
3. Выполнение пробного пуска агрегата.
4.Проверка работы технологических органов сельскохозяйственной машины, правильности органов управления трактором, показания контрольных приборов, работы электрооборудования и гидросистемы.
5.Устранение обнаруженных неисправностей.
6. Оценка показателей качества работы.
Место, роль темы в курсе.
Изучение данной темы предусмотрено по производственному обучению.
Раздел: Подготовка – машино тракторных агрегатов к работе.
Курс обучения – 2.
Является одним из основных тем курса обучения. Данная тема занимает определенное место, так как именно на I- ом курсе проводится вождение тракторов, изучаются теоретические предметы Агрономия, Конструкционные материалы, Слесарное дело .
Связь с предшествующим или последующим материалом.
Внутри предметная связь.
На всех темах раздела предусмотрены выполнение задании по общей части программы, которая состоит из следующих этапов:
1. Выполнение операции ежесменного технического обслуживания трактора и сельскохозяйственной машины.
2.Настройка рабочих органов для выполнения конкретных операции ( в соответствии с инструкционной – технологической картой).
3. Выполнение пробного пуска агрегата.
4.Проверка работы технологических органов сельскохозяйственной машины, правильности органов управления трактором, показания контрольных приборов, работы электрооборудования и гидросистемы.
5.Устранение обнаруженных неисправностей.
6. Оценка показателей качества работы.
Меж предметная связь: сельскохозяйственные машины,
тракторы и автомобили.
Связь с последующим материалом: технические требования к обработке почвы.
Дидактический анализ содержания материала.
По теме: «Подготовка к работе зерновой сеялки, регулировка на равномерность высева семян и установка на норму высева семян».
Организационная часть.
При проведении организационной части я уделяю внимание на настроение учащихся. Потом проверяю внешний вид учащихся и устраняю выявленные недостатки. Несколькими словами выявляю их готовность к уроку.
При актуализации опорных знаний задаю вопросы для обучающихся:
1.Какое у Вас сегодня настроение?
2.Готовы ли Вы к сегодняшнему уроку?
3. Нравится ли Вам урок производственного обучения?
Вводный инструктаж.
Тема сегодняшнего урока «Подготовка к работе зерновой сеялки, регулировка на равномерность высева семян и установка на норму высева».Урок мы проводим в лабораторий по подготовке машинно- тракторных агрегатов к работе. Полученные знания, умения и навыки весной мы закрепляем на учебном хозяйстве. По этому прошу всех быть внимательными в течение урока.
Как обычно, сейчас мы проведем с Вами инструктаж по технике безопасности.
Какие основные правила по технике безопасности вы знаете?
Потом провожу инструктаж по технике безопасности конкретно по этой теме.
Учащиеся расписываются в журнале по технике безопасности.
В целях закрепления знаний умений и навыков рекомендую провести:
-- ежедневный технический осмотр сеялки СЗС-2,1.
-- проверить рычаги регулировок.
Вопросы: для проверки знаний по теории:
-- Какие сошники установлены на сеялке СЗС-2,1. (стрельчатые лапы)
-- Какой тип аппарата для посева зерна и удобрений. (катушечный)
- Для чего необходимо диаграмма. (для регулировки на норму высева)
Выдаю инструкционно технологические карты и начинаю показ выполнения каждого задания, одновременно комментирую, как выполняется данное задание.
(7 - заданий при наладке зерно высевающих аппаратов на равномерность высева).
После этого стараюсь узнать, как они усвоили задания.
Так как среди обучающихся имеется старшее звено (или «кто самый смелый»), предлагаю ему повторно показать выполненные мною задания. Далее остальные обучающиеся так же выполняют данное задание. А я внимательно контролирую их и всегда помогаю им. После завершения первой части урока, даю им задания :
1 Проверить правильность поверхности выступа катушки.
2. Регулировать зазоры зерновых и туковых аппаратов.
При переходе ко второй части провожу концентрацию внимания, такими словами как «обращайте внимание на меня» или «переходим к следующему этапу, все внимательно смотрим на меня». И объясняю что, нет необходимости выполнить настройку на норму высева, если равномерность высева установлена не правильно.
Снимаю защитный щиток коробки передач, коротко и ясно объясняю, как передаётся вращение на валы высевающих аппаратов. Потом согласно по инструкционно - технологической карте начинаю объяснять «Установку сеялки на норму высева семян»
Для этого я при помощи диаграммы определяю для данной культуры длину рабочей части катушки и показываю, как установить рычаг посева зерна на определенное положение. Зная вид культуры, устанавливаю рычаг клапана для регулировки зерновых и туковысевающих аппаратов.
Провожу разборку коробки передач (он находится в собранном виде),
показывая и объясняя как правильно разобрать. ( разбирается на две части: шестерни для посева зерна и для посева удобрений).
Потом им объясняю, как передается вращение и «что такое шаг зубьев шестерен».
Определяю передачу для зерновых аппаратов по диаграмме и провожу сборку зерновых шестерен согласно таблице.
Зараннее зная, сколько килограммов удобрения вносим на один гектар, определяю вид передачи для вала удобрений.
В таком же порядке провожу сборку шестерен для вала удобрении.
При сборке передачи на вал удобрении имеется особенность возможности установки центра вала коробки передач на три положения.
Поэтому уделяю большое внимание, ведь если неправильно установить центр, сборка невозможна.
После установки шестерен для вала удобрений, определяю, умеют ли учащиеся выполнять это задание, коротко повторяю, как это было выполнено.
Используя активацию урока «Кто самый смелый», даю задание:
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Выполнить сборку коробку передач для посева пшеницы 100 кг/га. (3- передача).
Произвести сборку коробки передач для посева удобрений 60 кг/га (2- передача).
Произвести сборку для посева зерна (передачу выбирают сами обучающиеся).
Произвести сборку для посева удобрений (60 кг/га).
Далее обучающиеся работу выполняют самостоятельно. Я контролирую их в течение урока, если необходимо провожу инструктаж.
Чтобы пробудить интерес к обучаемой теме, после выполнения самостоятельной работы я им показываю, объясняю, как можно выполнить модернизацию сеялки. Для этого объясняю « сигнализатор» установленный на сеялке СЗС-2,1. Также объясняю по действующему макету сеялки, ее использование на небольших участках. Сеялка, которая имеет ряд интересных моментов регулировок, и по использованию материала была разработано для конкурса технического творчества. Рассказываю им, что написано на описании макета.
На заключительном инструктаже мы вместе обсуждаем допущенные ошибки, стараемся не допускать их на других занятиях.
Активно участвующих, хорошо проявляющих себя на занятии, я назначаю старшим на следующее занятие.
Объявляю оценки и даю закрепить теоретический материал.
Планирование изучения.
Основные вопросы для прочного изучения материала:
1 Классификация сеялок.
2.Устройство сеялки-СЗС-2,1.
3.Агротехнические требования к посеву зерновых и зернобобовых культур сеялками СЗС-2,1.
4.Наладка посевных агрегатов с сеялками СЗС-2,1 в поле, (во время посевных работ).
Воспитательные возможности учебного материала.
В настоящее время в процессе модернизации образования происходит смена его приоритетов в сторону всестороннего развития личности каждого обучаемого как самостоятельного индивида, переход к личностно ориентированному, личностно-развивающему образованию.
Так как учащиеся становится активным участником образовательного процесса, преподаватель должен не только в совершенстве владеть традиционным содержанием, формам и методам обучения предмету, но и обеспечить индивидуальный, персонифицированный подход к каждому обучаемому, научить его осознанно и творчески применять знания в практической и будущей профессиональной деятельности.
Эта учебная тема при умелой организации урока, дает положительные результаты по воспитанию высоконравственной, творчески активной личности в современных условиях. При этом формируются культура труда, уважение к профессии тракториста-машиниста, любовь к родной земле, уважение к старшим.
Интерес к инновации является первой формой направленности, который начинает формироваться еще в школе. В основе интереса к воспитательной работе лежат потребности, которые связаны со взаимодействием с другими людьми. Поэтому при проведении этого урока необходимо учитывать характерные особенности обучающихся.
Имея определенные знания умения и навыки, вместе с инновациями они учатся мыслить самостоятельно. А это очень важный фактор при обучении и воспитании.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Приступая к этой методической разработке, я решил ряд проблемных вопросов.
1. Повышение знаний, умений и навыков обучающихся.
2. Повышение интереса к профессии тракториста- машиниста широкого профиля.
3. Отношения обучающихся между собой как индивидуальных личностей.
4. Необходимость знания особенностей своих обучающихся.
5. Развитие мышления учащихся.
6. Самостоятельность при выполнении заданий.
7. Стремление к инновациям при обучении.
8. Чувствительность обучающихся во время занятия.
9.Направленность внимания на уроке.
10. Стремление проявить себя с положительной стороны.
ОТКРЫТЫЙ УРОК
По производственному обучению.
Раздел:
Подготовка машинно - тракторных агрегатов к работе.
Тема: « Подготовка к работе зерновой сеялки, регулировка на равномерность высева семян и установка на норму высева семян».
Профессия: тракторист - машинист сельскохозяйственного производства.
Группа М – 134.
Выполнил мастер производственного обучения
I – категории Балгабаев Ж.Б.
План урока
Тема урока: Подготовка к работе зерновой сеялки, регулировка на равномерность высева семян и установка на норму высева».
1. Цель урока.
Обучающая:
Формирование у учащихся умении и навыков по регулировкам сеялки СЗС-2,1
Развивающая:
Продолжить развитие самостоятельности мышления, умения соблюдать последовательность задания при подготовке агрегата, соблюдать ТБ при выполнении задания.
Воспитывающая:
Воспитать у учащихся любовь к родной земле, к профессии механизатора, сознательное отношение к инструментам.
2. Тип урока: комбинированный.
Вид урока: беседа, опрос, показ упражнения,
самостоятельная работа.
3. Методы :
Обучения: показательный, диалогический.
Преподавания: объяснительный, стимулирующий, инструктивный.
Учения: репродуктивный, поисковый, практический.
4. Материально техническое оснащение урока.
Сеялка зерновая СЗС- 2,1 площадка для регулировки, набор инструментов, манометр, щуп для установки зазоров, молоток, плоскогубцы, номограмма для определения длину рабочей части катушки, рукоятка для вращения вала, зерно, отвес, приспособление для регулировки давления нажимных штанг.
Межпредметные и внутри предметные связи :
предмет: сельскохозяйственные машины, трактор, техническое обслуживание, агрономия.
ХОД УРОКА.
Организационная часть- 10 мин.
1.Проверить явку учащихся.
2.Проверить внешнего вида обучающихся.
3.Проверка готовности к занятию.
Актуализация опорных знаний умений и навыков.
Краткое изложение о необходимости данного урока.
III. Формирование умении и навыков выполнения:
Вводный инструктаж – 45 мин.
Сообщение темы и цели занятия.
Проверка теоретических знаний.
Ознакомить с ТБ при выполнении задания.
Показ последовательности выполнения задания. (2 – этапа).
Выдача инструментов и учебно - технологической документации.
IV. Самостоятельная работа учащихся – 180 мин.
1.Выполнение заданий по инструкционно- технологической карте № 1
2.Выполнение заданий по инструкционно- технологической карте № 2
Текущий инструктаж – целевые обходы учащихся:
1. Выполнение операции указанных по технологической карте.
2. Проверить правильность выполнения задания.
3. Соблюдать технику безопасности, контролировать приемы
выполнения задания.
4.Ознакомить обучающихся с макетом сеялки для посева небольших участков, с возможностью модернизации сеялки.
Заключительный инструктаж -35 мин.
1.Сообщить о хороших результатов работы.
2. Анализ допущенных учащимися ошибок.
3. Оценить работу учащихся.
4. Задание на дом, уборка рабочих мест.
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №1
Тема: Наладка высевающих аппаратов на
равномерность высева, сеялки СЗС- 2,1.
№ п.п. | Содержание операции и технологические указания. | Технические требования | Оборудо-ие приспособле ния, инстру-менты. | Указания к выполненю. |
1. | Снять щиток редуктора, лотки высевающих аппаратов, расфиксировать рычаги опорожнивания | ___________ |
Плоскогубцы, ключ гаечный. |
Во время выполнении данных задании строго соблю- дать технику безопасн-ости .
Наруше-ние техники безопасности может привести к травмам |
2. | Проверить легкость перемещения валов высев-х аппаратов. | Перемещение без заедании, усилие10 кгс. | Проверить от усилия руки. |
3. | Проверить поверхность розетки и катушки.( рычаг на нулевое положение). | Если необходимо передвинуть к левой стенке. Зазор торец муфты и стенка корпуса не более 0,5 мм |
Щуп, ключ гаечный10х12; 13х14,молоток. |
4. | Проверить положение клапанов. | Клапаны должны упираться в выступ на правой стенке корпуса. | Щуп, ключ гаечный13х14; |
5. | Установить рабочий зазор зерновысеваю- щих аппаратов, | Для зерновых 1-2 мм, для бобовых 8-10 мм. | Щуп 8-10 мм, ключ гаечный 12х14. |
6. | Установить рабочий зазор туковысеваю- щих аппаратов, |
зазор 8-10 мм | Щуп 8-10 мм, ключ гаечный 12х14 |
7. | Установить задвижки туко. высев. аппаратов Зафиксировать секторы. | Положение задвижек 3-й вырез снизу, закрыть щитки сеялки. |
Молоток, Плоскогубцы. |
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №2
Тема: Наладка сеялки СЗС- 2,1 на заданную норму высева.
№ п.п. | Содержание операции и технологические указания. | Технические требования | Оборудование приспособле ния и инструменты. | Указания к выполнению |
1. | При помощи номограммы определить длину рабочей части катушки. | Учитывать вид культуры и заданную норму высева кг. га. | Номограмма для предварительно- го определения длину рабочей части катушки. |
Во время выполнении данных задании строго соблю- дать технику безопас ности .
Нарушение техники безопасности может привести к травмам |
2. | По таблице подобрать шестерни на вал зерно-высевающего аппарата. | 4 шестерни ;( шаг зуба больше чем у туковысевающей шестерни). |
Сравнить шаг зубов шестерни. |
3. | Определить передачу, установить шестерни для высева зерна. | При установке использовать схему редуктора и таблицу на щитке. |
Щиток от редуктора коробки передач. |
4. | По заданной норме удобрении подобрать шестерни и установить их. | При установке шестерни учитывать ось центра вала. | Щиток от коробки передач, ключ гаечный 30х36. |
5. | Проверить сборку в целом коробки передач. | Убедиться в правильной установке. | Осмотр и проверка Установки. |
6. | Зафиксировать шестерни при помощи шплинтов. | Убедиться в надежности шплинтов | Плоскогубцы, молоток. |
7. | Установить защитный щиток на место. | Щиток должен быть надежно закреплен. | Плоскогубцы, молоток. |
| |
План – конспект урока
на тему : «Подготовка к работе зерновой сеялки, регулировка на равномерность высева семян и установка на норму высева».
№ пп | Деятельность мастера | Деятельность обучающегося |
I | Организационная часть. Проверка внешнего вида уч-ся Проверка готовности к уроку. | Доклад обучающегося |
II | Актуализация опорных знаний, умений и навыков. 1.Вопросы к обучающимся о необходимости этого урока. Вводный инструктаж. 1.Сообщение темы и цели урока, место и время проведения. 2.Провести инструктаж по технике безопасности согласно по инструкции. 3. Проверить знания предыдущего урока. 4.Распределение задания. 5. Выдача учебной документации и инструментов. |
Мнения обучающихся. слушают Внимательно слушают и запоминают. |
III | Текущий инструктаж и самостоятельная работа. 1.Проверить состояние сеялки СЗС-2,1. 2.Выполнение операции по инструкционно- технологической карты. 3.Определение правильности выполнения задания. 4. Устранение ошибок выполнения задания. 5. Ознакомление с макетом. |
Слушают и выполняют самостоятельную работу, соблюдая технику безопасности. |
IV | Заключительный инструктаж. 1.Анализ допущенных ошибок во время выполнения задания. 2.Назвать примеры хорошего выполнения работы. 3.Оценить работу учащихся, домашнее задание.
|
|
| |