kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План урока на тему "Система стандартизации" по дисциплине "Метрология, стандартизация и подтверждение качества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

Дисциплина: «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»

Тема: Система стандартизации

Вид занятия: урок

Тип урока: комбинированный

Цели урока:    

 учебные: познакомиться с категориями и видами стандартов, рассмотреть порядок разработки новых стандартов; получить представление о структуре Ростехрегулирования и об организации международной стандартизации; рассмотреть вопросы ответственности за нарушение стандартов

воспитательные: воспитание культуры умственного труда

развивающие: развитие мышления, умения правильно и грамотно излагать свои мысли

Межпредметные связи: с дисциплиной «Основы права»

Обеспечение занятия: образцы стандартов

Рабочее место: кабинет

Литература:

основная:

 1. Н. С. Козловский «Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения»

дополнительная:

1. А. Н. Журавлев «Стандартизации, допуски, посадки и технические измерения»

2. . Г. Н. Ганевский «Стандартизация, метрология и сертификация»

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План урока на тему "Система стандартизации" по дисциплине "Метрология, стандартизация и подтверждение качества" »

План урока

Дисциплина: «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»

Тема: Система стандартизации

Вид занятия: урок

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

учебные: познакомиться с категориями и видами стандартов, рассмотреть порядок разработки новых стандартов; получить представление о структуре Ростехрегулирования и об организации международной стандартизации; рассмотреть вопросы ответственности за нарушение стандартов

воспитательные: воспитание культуры умственного труда

развивающие: развитие мышления, умения правильно и грамотно излагать свои мысли

Межпредметные связи: с дисциплиной «Основы права»

Обеспечение занятия: образцы стандартов

Рабочее место: кабинет

Литература:

основная:

1. Н. С. Козловский «Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения»

дополнительная:

1. А. Н. Журавлев «Стандартизации, допуски, посадки и технические измерения»

2. . Г. Н. Ганевский «Стандартизация, метрология и сертификация»







Ход урока

Организационная часть урока (3 мин): проверка наличия обучающихся и готовности их к уроку

Повторение пройденного материала (15 минут):

Терминологический диктант Да «+» Нет «-»

  1. метрология - это наука об измерениях

  2. услуга – это результат деятельности, удовлетворяющий потребителя

  3. унификация – это сведение разнообразия форм объектов одинакового функционального назначения к единообразию

  4. взаимозаменяемость – это метод создания новых машин путем компоновки стандартных деталей и узлов

  5. опережающая стандартизация – это единовременное установление стандартов на всех предприятиях, действующих в выпуске данной продукции

  6. процесс – деятельность, преобразующая входящие элементы в выходящие.

  7. агрегатирование – это свойство независимо изготовленных деталей поддаваться сборе и замене без дополнительной обработки

  8. принятый в 1954 г. Всесоюзный комитет по стандартизации в настоящее время носит название Госстандарт

  9. сертификация - форма подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

  10. бракеражная комиссия – это комиссия, принятая Петром I для пересчета продукции, идущей на иностранные рынки

Ответ:

+

-

+

-

-

+

-

-

+

-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Мотивация нового материала: (2 мин)

Изложение нового материала (55 мин):


  1. Понятие стандарта, категории и виды стандартов

  2. Порядок разработки новых стандартов

  3. Ростехрегулирование

  4. Международная стандартизация

  5. Ответственность за нарушение стандарта


1 вопрос: Как мы говорили на прошлом занятии, одно из направлений по стандартизации – повышение качества продукции, процессов и услуг. Качество какого –либо вида продукции (процесса или услуги) определяется ее свойствами. Оценить и гарантировать качество продукции (процесса или услуги) можно только в том случае, если качественные характеристики этого товара четко определены и должным образом узаконены.

Стандарт – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.

Различают стандарты следующих категорий:

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) - региональный стандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификацией и применяемый ими непосредственно.

Объектами стандартизации ГОСТ являются продукция, работы и услуга, имеющие межотраслевое значение, в частности: продукция массового применения, в том числе продукты питания, транспорт, связь, охрана окружающей среды, общие требования, правила и нормы.


Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р) - национальный стандарт, утвержденный Государственным комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).


Стандарты отраслей (ОСТ) - стандарт, утвержденный государственным органом по управлению отраслью (министерством или ведомством) применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения в том случае, если на объект стандартизации отсутствует ГОСТ Р.


Стандарт предприятия (СТП) - стандарт, утвержденный руководителем предприятия (объединения предприятий) приказом или личной подписью на первой странице стандарта.

Стандарт предприятия разрабатывается на: инструмент и технологическую оснастку, используемые на предприятии; составные части изделий, имеющие оборот внутри предприятия; процессы организации и управления производством (должностные инструкции, правила расчета с поставщиками, система стимулирования труда и другие).


Стандарты обществ и общественных объединений (СТО) разрабатываются и применяются научно-техническими, инженерными и другими общественными объединениями и имеют целью быстрое распространение и использование результатов различных исследований и разработок в практической работе.

Стандарты низших категорий не могут противоречить стандартам высших категорий, они могут лишь сужать рамки их применения


Вид стандарта – характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

Существуют следующие основные виды стандартов:

Основополагающий стандарт - стандарт, имеющий широкую область распространения и (или) содержащий общие положения для определённой области.

Основополагающие стандарты разрабатываются в целях обеспечения взаимопонимания, единства подходов и взаимосвязи деятельности науки, техники и производства.

Основополагающие стандарты могут устанавливать научно–техническую терминологию, широко используемую в науке, технике, производстве, на требования и нормы по техническому обеспечению технологических процессов (предпочтительные числа, классы точности и т.п.).

Стандарт на продукцию (услуги) – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция (услуга) или группа однородной продукции (услуг), с тем, чтобы обеспечить её соответствие своему

назначению.

Стандарт на работы (процессы) устанавливает требования к конкретным видам работ, которые осуществляются на разных этапах жизненного цикла продукции: разработки, производства, эксплуатации (потребления), хранения,

транспортировки, ремонта, утилизации в целях их технического единства и оптимальности решений.

Стандарт на методы контроля (испытания, измерений, анализа) предназначен для обеспечения проверки требований к качеству продукции.

Стандарт на термины и определения – стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия.


2 вопрос: Порядок разработки нового стандарта:

  1. Сбор заявок на разработку стандарта

  2. Формирование годового плана работы

  3. Составление технического задания

  4. Разработка проекта стандарта

  5. Обработка отзывов и доработка проекта

  6. Принятие и регистрация

При регистрации стандарту присваивается номер и год утверждения. Через каждые 5 лет стандарты пересматриваются и переутверждаются, либо заменяются новыми.


3 вопрос: Руководство российской национальной стандартизацией осуществляет национальный орган по стандартизации – агентство Ростехрегулирование (бывший Госстандарт России).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

(Ростехрегулирование):

-утверждает национальные стандарты;

-принимает программу разработки национальных стандартов;

-организует экспертизу проектов национальных стандартов;

-обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации

интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

-осуществляет учёт национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

-создаёт технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;

-организует опубликование национальных стандартов и их распространение;

-участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учёт интересов РФ при их принятии;

-утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

-представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Ростехрегулирование осуществляет свои функции непосредственно и через семь межрегиональных территориальных управлений (МТУ) (центральный аппарат Северо-Западного МТУ располагается в г. Санкт-Петербурге), а также российские службы стандартизации.

Службы по стандартизации - это организации, подразделения, проводящие работы по стандартизации на определённых уровнях управления: государственном, отраслевом, организаций.

Российские службы по стандартизации - научно- исследовательские

институты (научно-исследовательские организации) и технические комитеты (ТК) по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам, например, относятся:

-НИИ стандартизации (ВНИИ стандарт) - головной институт в области национальной системы стандартизации;

-ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) - головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции

(услуг);

-ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) - головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении;

-ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) - головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии. Федеральный фонд стандартов и технических условий ВНИИКИ проводит в установленном порядке учёт и регистрацию стандартов и ТУ, учитывает и хранит отечественную и зарубежную НД, обеспечивает по заявкам копиями стандартов и ТУ.

Технические комитеты (ТК) по стандартизации создаются на базе организаций, специализирующихся по определённым видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

Задача ТК заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Заседания ТК по стандартизации являются открытыми.

В состав ТК включают представителей федеральных органов исполнительной власти, разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, общественных объединений предпринимателей и потребителей, научных организаций, ведущих специалистов и учёных в конкретной области.


4 вопрос: Международной стандартизацией занимается организация ИСО. Главным ее органом является Генеральная асамблея (собирается один раз в год). Между асамблеями руководит работой совет ИСО. В подчинении совета ИСО находится 7 комитетов

СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации). Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.

ПЛАКО (техническое бюро). Подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты

КАСКО (комитет по оценки соответствия). Занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию.

ИНФКО (комитет по научно-технической информации);

ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам). Изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии

КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителя). изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: "Сравнительные испытания потребительских товаров", "Информация о товарах для потребителей", "Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров" и др.

РЕМКО (комитет по стандартным образцам). Оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: "Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах", "Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы" и др.


5 вопрос: Согласно закону «О стандартизации Российской Федерации» ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица. Ответственность может носить уголовный, гражданско-правовой или административный характер. Все нарушения выявляет служба государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов.

Лица должностные или гражданские, зарегистрированы как индивидуальные предприниматели которые нарушили обязательные требования государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировки и хранении продукции подвергаются штрафу в размере от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Такой же вид наказания несут юридические и физические лица за уклонение предъявления продукции, определенных сведений о ней, и необходимую документацию органам государственного надзора.

С 1 января 1997г. Установлена специальная уголовная ответственность за обман потребителей в отношении качества товаров и услуг, установленные договором, а также их производство и реализация не отвечающих требованиям безопасности.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству может определяться на основании положения гражданского законодательства


Закрепление нового материала (10 минут):

Решение кроссворда































вариант 1






По горизонтали

2. к обязательным требованиям стандарта относятся: охрана здоровья, охрана окружающей среды и ...

4. ее в первую очередь необходимо подать для проведения сертификации

6. сертификация, обеспечивающая подтверждение соответствия товара обязательным требования стандарта

7. орган по сертификации, имеющий свою испытательную лабораторию, который управляет системой сертификации и проводит надзор за ее деятельностью

8. комитет по подтверждению соответствия


По вертикали

1. процедура, с помощью которой третья сторона дает письменное подтверждение, что продукция соответствует заданным требованиям

3. сертификация, проводимая по инициативе производителя и направленная на повышение конкурентноспособности товара

5. документ, удостоверяющий, что продукт соответствует заданным требованиям









вариант 2






По горизонтали

3. в процессе сертификации участвуют 3 стороны: орган по сертификации, производитель и..

7. сертификация, которой подлежит продукция, способная нанести вред здоровью человека и окружающей среды


По вертикали

1. результатом сертификации является

2. сертификация, связанная с повышением конкурентноспособности товара

4. комитет по подтверждению соответствия

5. орган по сертификации, имеющий свою испытательную лабораторию, который управляет системой сертификации и проводит надзор за ее деятельностью

6. ее в первую очередь необходимо подать для проведения сертификации

8. к обязательным требованиям стандарта относятся: охрана здоровья, охрана окружающей среды и ...


Домашнее задание: (3 мин) проработка конспекта, составить блок-схему порядка разработки стандартов,

Подведение итогов урока(2 мин): Озвучивание оценок за терминологический диктант, выставление оценок за активную работу на уроке


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Самодурова Юлия Александровна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103704


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства