Обучающая: развитие навыков и умений поэтапного ведения учебной работы, восприятия цвета и формы. Освоение способов создания изображения путём наклеивания на основу различных кусочков какого-либо материала: ткань, бумага, мех, соломка и т.п.
Воспитательная: вовлечь в творческий процесс, воспитывать аккуратность, точность выполнения задания; интерес к окружающему миру, к предмету «прикладное искусство»; прививать культуру труда.
Материалы и оборудование: Оборудование:
Для преподавателя
Методические пособия, выполненные преподавателем
«Поэтапность работы над коллажем», «Аппликация из ткани».
Авторские работы и работы преподавателей школы
Учебные работы учащихся по теме «Аппликация из ткани».
Для учащихся
- картон;
- клей ПВА;
- кисть для клея;
- лоскутки тканей;
- ножницы;
- фломастеры;
-белая бумага для эскизов.
Педагогические технологии:
Творческий дифференцированный подход
Здоровьесберегающие
Основные понятия: коллаж, соединение разнородных частей, форма, цвет, колорит.
Учащиеся должны уметь:
Творчески подходить к созданию эскиза
Подобрать материал по цвету и форме
Кроить и приклеивать на основу в нужном месте
Проверка качества знаний, умений, навыков на каждом этапе урока, у каждого ученика
Дифференцированный подход
План урока:
Организационный момент – 1 минута
Объяснение нового материала – 5 минут
Сообщение темы урока
Постановка цели и задач
Подведение итогов, просмотр работ – 4 минуты
Экспресс-выставка
Самоанализ учащихся
Анализ работ преподавателем
Ход урока:
Организационная часть
Подготовка обучающихся к выполнению задания: размещение толстого картона от коробок, клей ПВА, кисти для клея, лоскутков ткани, ножницы.
Теоретическая часть.
Аппликация – это удивительный мир, который вы можете открыть для себя! Это мир фантазии и игры, великолепных превращений и удивительных открытий. Когда вы станете опытным мастером в этом деле, вы обнаружите, что в дело могут идти буквально любые мелочи – из того, что наверняка найдется под рукой в любом доме можно создавать великолепные, удивительные композиции. Стоит отметить, что аппликация из ткани является разновидностью вышивки. Аппликация активно используется в украшении мебели.
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисован любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д. Надо отличать коллаж от близкого, но всё же другого средства изображения — аппликации, то есть применения разнообразных материалов и структур — тканей, газет, фанеры или жести с целью усиления выразительных возможностей. Такой метод создания изображения по своей сути и технике близок к инкрустации.
Коллаж — сравнительно молодое направление в искусстве. Это детище прошлого бурного столетия, когда художники искали новые средства для выражения своих мыслей, чувств и настроений. Техника коллажа дает широкий простор для творчества, поскольку для создания произведений можно использовать самые разные материалы — растения, краски, ткани, металлические детали и т. д. А начиналось всё на заре XX века в кругах приверженцев авангарда — кубизма, дадаизма, маньеризма, импрессионизма и т. п. Родоначальником коллажа считают французского художника-кубиста Жоржа Брака. В 1913 году он первым использовал оригинальный прием — наклеивание на картон полос окрашенной бумаги. А чтобы фактура бумаги получилась более эффектной, художник подмешал в краску песок. Вскоре к нему присоединился единомышленник — великий Пабло Пикассо. В течение пяти лет они работали совместно. В дело шли клочки газет, обоев, плакатов, куски тканей, визитные карточки. Пик популярности и у нас в стране, и за рубежом переживает и такое направление в искусстве коллажа, как флористический коллаж. Флористические коллажи создают главным образом при помощи природных материалов — засушенных листьев, цветков, стеблей и т. д
Ткань сама по себе - интересный материал для коллажа. Среди лоскутков есть блестящие и матовые, разноцветные и однотонные, гладкие и шероховатые, плотные и совсем прозрачные. С таким материалом можно передать многое: игру света и теней, цвета и линии, все то, чем мы любуемся в природе. Все, к чему прикасаются руки человека, способно ожить. И сейчас, когда ваши руки коснутся этих лоскутков, произойдет чудо: перед вами появится неповторимая картина - веселый коллаж под названием «Чудо - дерево». Такая картина сделает любую квартиру уютной и красивой. Через много лет он напомнит вам, что вы когда-то были детьми и сами сделали это произведение искусства. Сначала надо наклеивать те детали, которые находятся далеко, на заднем плане - небо, землю, море и т.д., все, что загораживается. Затем на общий фон наклеиваются основные элементы.
3. Практическая часть
Последовательность работы:
На листе картона рисуем шаблоны. Вырезаем шаблоны. Прикладываем шаблоны к ткани, наклеиваем ткань на картон. После высыхания клея по шаблону отрезаем лишнюю ткань. Из зеленой ткани вырезаем произвольную травку. На картонной основе собираем коллаж с помощью клея ПВА.
Самостоятельная часть работы учащихся.
В течении урока с обучающимися ведется индивидуальная и фронтальная работа.
4. Подведение итогов урока. Создание коллажей – еще один вид декоративного искусства. Любой урок по аппликации решает не только развлекательные, но и развивающие цели. В результате подобных занятий осуществляется сплочение учебной группы, формируются общие интересы, возникает атмосфера непринужденного и легкого общения. Создание коллажей также позволяет получать интересные композиции из различных материалов в результате которого возникает абсолютно новое изображение или картина.
5. Экспресс-выставка. Проводится просмотр работ. Выделяются наиболее грамотные и высококачественные работы. Разбираются отдельные (типичные) ошибки. По окончании работы ученики убирают свои рабочие места.
Список литературы:
Адаскина Н. Коллаж прежде и теперь.// Коллаж в России. Каталог выставки. М.: Виртуальная галерея, 2003. 71с.: ил.
Безменова К.В. Коллаж творческий метод художников XX в. // Русский Авангард 1910-1920х годов, проблема коллажа. - М.: Наука, 2005. -332-344 с.
Денисова Л.Ф. Лоскутная мозаика. М.: Интербук-бизнес, 2005. -109 с.
Михайлова С.Н. Экспрессионистские тенденции коллажной графики С.В. Малютина. // Русский Авангард 1910-1920х годов, проблема коллажа. -М.: Наука, 2005.-С. 58-63.
Терёхина В.Н. Об одном коллаже Ольги Розановой и не только о нём. // Русский Авангард 1910-1920х годов, проблема коллажа. М.: Наука, 2005.-С. 64-74.
Энциклопедия педагогических технологий. Колеченко А.К. СПб: КАРО, 2008. - 367, 1. е.: ил.Анализ урока. Творческую активность класса на уроке можно определить по следующим показателям:
Аналитический подход к выполнению данного задания. Умение грамотно применять свойство материала, его фактуры и цвета, формы изображаемого объекта и расположение его в пространстве. Изобразительный показатель: умение грамотно пользоваться свойствами материала, его выразительностью в коллаже.
Композиционный показатель: грамотное расположение изображаемого объекта на данной плоскости.
1 уровень – работа выразительна, гармонично закомпонована на картоне,
2 уровень - работа недостаточно выразительна, вяла.
3 уровень – работа выполнена не аккуратно и не завершена.
В целом урок проведен успешно – большинство работ достаточно хорошего уровня.
Цели и задачи урока выполнены полностью.
Самоанализ урока.
Метод наглядности, метод посильности, аналитический метод оказались очень эффективными.
Решение задач
Актуализация ранее полученных знаний
Формирование новых знаний и умений
Выполнение практической работы на основе полученных знаний
Образовательные
Расширить знания в области техники коллажа
Изучить приемы техники коллажа. Совершенствовать знания и умения в декоративной композиции.