kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическое ток-шоу как инновационная образовательная технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлен взгляд на педагогическое ток-шоу. Мо мнению автора, это инновационная образовательная технология, которая формирует общекультурные и профессиональные компетенции, помогает как начинающим, так и опытным педагогам разнообразить учебный процесс, овладеть новыми активными методами обучения, игровыми, проблемно-дискуссионными и информационно-коммуникативными технологиями. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое ток-шоу как инновационная образовательная технология»

Е.С Воронова
СОШ №7 «Русская классическая школа» г. Рязани



Педагогическое ток-шоу

как инновационная образовательная технология

Бурное развитие современных медийных технологий может быть плодотворно использовано в образовательной деятельности как в аспекте содержания, так и формы проведения учебных занятий.

Интеграция медийных и образовательных технологий — перспективная проблема современной педагогической теории и практики. В данной статье представлен опыт своеобразной «медиапедагогики», который может служить эффективным механизмом подготовки студентов-педагогов к профессиональной деятельности, активизации их познавательных интересов в сфере освоения ценностей педагогической профессии.
Как известно, дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности их успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. [1] Однако сейчас, в век развития информационных технологий, педагог имеет возможность усовершенствовать этот метод и сделать его более интересным и значимым для учеников. Для этого мы предлагаем превратить дискуссию в увлекательное педагогическое ток-шоу с использованием медийных, образовательных и игровых технологий. При этом важно, чтобы будущие педагоги сумели освоить такую интерактивную форму проведения занятий еще в период обучения в вузе.

Технология ток-шоу имеет, на наш взгляд, ряд достоинств и недостатков. Достоинства заключаются в том, что во время ток-шоу обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и хорошо знакомой им форме, а сама аудитория делится на группы, придерживающиеся различных точек зрения. В ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины. Основной недостаток ток-шоу заключается в технологической сложности осуществления проекта (необходимо наличие компьютера и проектора, создание презентации и раздаточных материалов).

Ток-шоу, как своеобразный «жанр» медиапедагогики, отличается необычайной тематической и функциональной широтой. Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, а также концентрируется вокруг личности ведущего. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т. д.). Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные и уточняющие, заостряющие проблему вопросы, что помогает активизировать всех участников, он же комментирует некоторые ответы, а в конце занятия обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро сориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место «разгоряченного» участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.

Задача ток-шоу — активизировать восприятие содержания с помощью формы диспута, острых вопросов, “столкновения” позиций. Для этого весь коллектив (например, школьный класс или студенческая группа) необходимо разделить на несколько групп: гости («герои») ток-шоу, эксперты и зрители (критерии для распределения могут варьироваться). [4] Ведущий (учитель, преподаватель) заблаговременно объявляет правила ток-шоу, его тему и задания для каждой группы. Тематика может быть разной: от обсуждения общественно значимых, нравственно-этических социально-политических тем, до более узких, внутришкольных.

Сам ведущий также должен подготовить необходимое оборудование и антураж для проведения ток-шоу: раздаточные материалы, презентацию, фотографии, отрывки из кинофильмов и т. д.

Основная задача ведущего во время проведения ток-шоу — соблюдение дисциплины и поддержание этических норм ведущейся полемики и конструктивного диалога, поскольку ситуация может обостриться и дойти до открытой конфронтации оппонентов. Поэтому перед началом ток-шоу полезно еще раз напомнить о правилах поведения на его участников.

Ученики могут выполнять разные роли. Кто-то может рассказывать вымышленную историю по проблеме и обсуждать ее с экспертами и зрителями, кто-то может подготовить небольшое выступление с сообщением «зрителям»и презентацией. Обязательно нужно давать возможность задавать вопросы, чтобы дискуссия не затухала.

Гости обсуждают какую-либо проблему, высказывая согласие или несогласие друг с другом. Эксперты оценивают их ответы и дополняют их. А зрители и ведущий могут задавать и тем, и другим дополнительные вопросы, чтобы глубже понять суть проблемы и прийти в итоге к общезначимым выводам.

По окончании ток-шоу необходимо провести рефлексию и дать возможность каждому из участников ответить на вопрос о том, что конкретно понравилось им в такой форме проведения урока (занятия), какие они увидели минусы и хотели ли бы они повторять этот опыт в дальнейшем.

Рассмотрим более подробно применение этой инновационной образовательной технологии на примере педагогического ток-шоу «Своя позиция», которое было проведено нами как форма подведения итогов по модулю «Педагогические технологии».

В импровизированном зале присутствовали четыре команды, с которыми мы и вели дискуссию. Ведущий поприветствовал команды и вкратце напомнил им о правилах данного ток-шоу:

1) Ведущий напомнил, что нарушать цивилизованные нормы ведения дискуссии запрещено. Главное — уважать мнение каждого.
2) Ведущий покажет несколько отрывков из кинофильмов, которые участники ранее просмотрели, а команде, которая выбирала этот фильм в качестве своего основного объекта обсуждения — было предложено выступить первой. Ред выступающими была поставлена задача — рассмотреть суть проблемной педагогической ситуации, наметить возможные пути и способы ее решения и мотивировать выбор собственной позиции. Остальные команды-участники ток-шоу получили возможность по очереди высказываться о том, согласны ли они с позицией выступившей команды (и почему) или нет (и почему). Свою позицию необходимо было обосновать.

3) После окончания обсуждения фильма будет проведена рефлексия. Ведущий попросил участников поднять карточки, лежащие на столах каждой группы. Красная — конфликт не разрешен, синяя — финал остался открытым, зеленая — конфликт эффективно разрешен.

Потом были показаны отрывки из фильмов «Доживем до понедельника», «Вам и не снилось!», «Республика ШКиД» и «Спартак и Калашников». После каждого из них разгоралась оживленная дискуссия, участники ток-шоу жарко доказывали свою позицию и голосовали.
Когда ток-шоу подошло к концу, студенты признали, что такая форма проведения занятий им очень понравилась и они хотели бы практиковать ее и в дальнейшем, так как им, как будущим педагогам, она может послужить незаменимым инструментом реализации интерактивных технологий в педагогической практике.
Таким образом, можно сказать, что ток-шоу — это инновационная образовательная технология, которая формирует общекультурные и профессиональные компетенции, помогает как начинающим, так и опытным педагогам разнообразить учебный процесс, овладеть новыми активными методами обучения, игровыми, проблемно-дискуссионными и информационно-коммуникативными технологиями.



Список использованной литературы

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

  3. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии., 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2004. - 336 с.

  4. Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках. — М., 2003.

  5. Кузнецов Г. В. Ток-шоу: неизвестный жанр? //Журналист. — М.: 1998.
    № 11.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Педагогическое ток-шоу как инновационная образовательная технология

Автор: Воронова Екатерина Сергеевна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 248179


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства