Открытый урок с использованием технологии кейс-стади "Правовые основы социального обеспечения РФ"
Открытый урок с использованием технологии кейс-стади "Правовые основы социального обеспечения РФ"
Методическая разработка открытого урока с использованием технологии кейс-стади по теме "Правове основы социального обеспечения в РФ" нацелена на мотивацию обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений, а также старшеклассниов, на учебную деятельность, на создание условий их личностного роста и закрепления полученных знаний
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
• воспитать уважение к нормам права, сформировать правовое мышление и выработать привычки к выполнению законов.
Развивающие:
• сформировать умения и навыки самостоятельного умственного труд;
• развивать умение коллективной деятельности в работе.
Планируемые результаты:
Личностные - уверенность в своих силах, критичность и самостоятельность
решения, целеустремленность, умение взаимодействовать с другими участниками, коллективом,
Метапредметные - формирование правового мышления, развитие логического мышления, развитие познавательной активности и самостоятельности, умение работать в команде;
Предметные - активное включение курсантов в продуктивную творческуюдеятельность, расширение представления о системе пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации.
Материалы и оборудование:
Оборудование для использования ИКТ технологий:
компьютерный класс по количеству участников квеста,
электронная программа квеста, которая включает станции, маршрутные карты, задания (викторина, кроссворд, задачи), оценочные бланки,
Материалы: грамоты участникам и победителям.
План проведения занятия
№
этапа
этап
Виды деятельности
обучающихся
Виды деятельности преподавателя
1
Организационный
Выбирают название команды,
выбирают капитана команды
Сообщает цели и
задачи занятия, правила
проведения занятия,
проводит жеребьевку
2
Выполнение квеста
Последовательно командами
выполняют предложенные
задания занятия в электронной программе: один участник – один компьютер
к Отечеству, повысить уровень овладения знаниями по социальному
обеспечению.
Задачи:
- обобщить, повторить и закрепить знания обучающихся о «Конституции России»;
- воспитывать уважение к основному закону государства
- развивать активность и патриотизм;
- продолжить формирование творческих способностей;
- развивать интерес к знанию нормативно – правовой базы.
Методические рекомендации по проведению викторины гражданско-
патриотическое воспитание обучающихся:
«Роль Конституции РФ в системе социального обеспечения»
1 Для повышения уровня знаний и заинтересованности обучающихся в
обучении важная роль принадлежит мероприятиям по проведению
викторины.
2. Комплекс мероприятия по викторине гражданско – патриотическое
воспитание обучающихся, проводимой в образовательном учреждении, состоит из двух этапов: подготовительного и непосредственно организационного.
Подготовительный этап включает в себя содержательную, методическую и техническую часть.
Организационная часть подготовки заключается в разработке базы вопросов, правил проведения викторины, подготовке программы квеста в электронном виде.
Целесообразно заранее проверить работу программы квеста на каждом компьютере для обучающихся.
3 Для достижения наилучшего эффекта от викторины гражданско-патриотическое воспитание обучающихся рекомендуется продумать методику ее проведения, разработать примерный сценарий, предусмотреть приемы активизации участников и т.п.
Условия и порядок проведения викторины
1. При подведении итогов учитываются правильность ответов и соответствие заявленным срокам проведения пребывания на станции.
Форма подачи материалов в электронном виде:
1. Участники заполняют бланк в программе индивидуально на компьютере.
2. Участники выполняют задания викторины в программе индивидуально на компьютере.
Критерии оценивания:
1. Если вопрос подразумевает один или несколько вариантов ответа и выполнен правильно, ставится 3 балла.
2. Если вопрос подразумевает несколько вариантов ответа и выполнен правильно наполовину, ставится 1 балл.
«Роль Конституции РФ в системе социального обеспечения»
Название команды____________________________________________
Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения
народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая
незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и
будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем Конституцию Российской Федерации.
Выберите правильный вариант ответа
1. Российская федерация это
• демократическое правовое государство
• демократическое федеративное государство
• демократическое федеративное правовое государство
2. Что является обязанностью государства
• защита прав и свобод человека
• признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина
• признание гражданина
3. На что направлена политика государства
• создание условий обеспечивающих свободное передвижение людей
• на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь
• на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
4. В Российской Федерации разрешается
• принудительный труд
• распоряжаться своими способностями к труду
• выбирать род деятельности и профессию
5. Забота о детях, их воспитание
• равное право и обязанность родителей
• обязанность государства
• обязанность органов государственной власти
6. Работающему по трудовому договору гарантируются
• продолжительность рабочего времени
• выходные и праздничные дни
• оплачиваемый ежегодный отпуск
7. Каждому гарантируется социальное обеспечение
• по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом
• малоимущим
• нетрудоспособным родителям
8. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
• бесплатно
• за доступную плату
• на коммерческой основе
9. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
• за счет президента РФ
• за счет отчислений из государственной думы
• за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений
10. В Российской Федерации поощряются
• добровольное социальное страхование
• создание дополнительных форм социального обеспечения
• жилищное строительство
11. Получение детьми основного общего образования
обеспечивают
• родители или лица, их заменяющие
• органы местного самоуправления
• министр образования
12. Какими нормативными правовыми актами вносятся изменения и поправки в Конституцию Российской Федерации
• федеральный конституционный закон
• закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации
• указ Президента Российской Федерации
13. Какими правами по Конституции РФ обладает человек с момента рождения
• право на благоприятную окружающую среду
• право на охрану здоровья и медицинскую помощь
• на получение паспорта гражданина РФ
15. Государственные пенсии и социальные пособия
устанавливаются конституцией
• верно
• неверно
Кейс-стади №2:
«Знатоки законодательства»
Основная цель: закрепление знаний, развитие логического мышления.
Задание: решить кроссворд используя основные термины и определения.
Кроссворд - самая распространённая в мире игра с участием слов. Они популярны как среди взрослых, так и среди детей. Не подлежит сомнению, что решение кроссвордов развивает память и расширяет кругозор.
Кроссворд с использованием терминов по изучаемой дисциплине способствует закреплению знаний, развитие логического мышления и превращает повторение пройденного материала в увлекательное и интересное занятие. Говоря о пользе, следует отметить следующие факты:
улучшается контакт с курсантами и атмосфера урока; улучшается усвоение нового материала без перегрузок и без принуждения; появляется мотивация к получению знаний путем возможности проявить себя за счет соревновательного духа на уроке.
Методика оценивания: Кроссворд состоит из 11 вопросов, за каждое угаданное слово 3 балла. Максимальное количество баллов - 33.
Кейс – стади №3:
«Знатоки Права Социального Обеспечения»
Основная цель: получение обучающимися базовых знаний в конкретной отрасли права; выработке умения, навыков и ориентирования в законодательстве о пенсионном и социальном обеспечении.
Задание: решить предложенные ситуации, пояснить ответы ссылкой на законодательство.
Критерии оценивания: за каждый максимально правильный ответ 10 баллов, максимальное количество – 30 баллов.
Задачи по ПСО
Задача 1. В 2015 году в территориальный отдел Пенсионного фонда РФ, заназначением пенсий обратились:
а) Самойлов — инвалид II группы с детства, никогда не работавший;
б) Никонова, достигшая возраста 55 лет и имеющая страховой стаж 5 лет;
в) Баранов — освободившийся из мест лишения свободы в возрасте 60 лет,
имеет страховой стаж 7 лет.
Может ли им быть назначена пенсия и на основании какого закона? Как будет определяться размер пенсии?
Ответ:
А) Самойлов имеет право на социальную пенсию, по ФЗ № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Размер в твердой сумме.
Б) Никонова не имеет право на страховую пенсию, т.к. ее стаж на 2015 год менее 7 лет.
В) Баранов – имеет право на страховую пенсию по старости в соответствии с ФЗ № 400 «О страховых пенсиях», размер зависит от индивидуального пенсионного коэффициента и его стоимости на 2015 год. (Требования к стажу будет ежегодно возрастать и достигнет 15 лет)
Задача 2. Оцените право указанных граждан на пособие по временной нетрудоспособности:
а) Сафронова — работает по трудовому договору, в течение 10 дней не работала в связи с болезнью. Её страховой стаж составляет 10 лет;
б) Черепанова – индивидуальный предприниматель, не работала 20 дней в связи с долечиванием в санаторно-курортном учреждении на территории РФ, стаж работы – 6 лет;
в) Бобров – пострадал в результате несчастного случая на производстве, находился на лечении в стационаре 30 дней, страховой стаж 3 года;
По каким правилам им будет назначаться пособие по временной нетрудоспособности, на основании какого закона? Как будут определяться размер пособия?
Ответ:
А) Сафронова имеет право на пособие в размере 100 % среднего заработка, исчисленного за 2 календарных года (ФЗ № 255 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
Б) Черепанова имеет право на пособие, если добровольно вступила в правоотношения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и за предшествующий год оплатила страховые взносы в ФСС; размер рассчитывается исходя из МРОТ (ФЗ № 255);
В) Бобров имеет право на пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 % (т.к. несчастный случай на производстве) среднего заработка, ФЗ № 125 «Об обязательном социальном страховании отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Задача 3. Определите право указанных граждан на пособие по безработице:
а) Гусев - окончивший школу в возрасте 16 лет;
б) Смирнова - студентка дневного отделения ВУЗа;
в) Гуляев – инвалид 2 группы, не работавший до этого 2 года;
г) Сазонов - уволенный по п. 1 ст. 81 ТК РФ (ликвидация организации).
Имеют ли указанные граждане право на пособие по безработице, на
основании какого закона? Каков порядок назначения пособия и как будет
определяться размер их пособия?
Ответ:
А) Гусев имеет право на пособие по безработице в минимальном размере;
Б) Смирнова – не имеет право на пособие, т.к. является занятой;
В) Гуляев имеет право на пособие, если ему выдана трудовая рекомендация
учреждением МСЭ, в минимальном размере;
Г) Сазонов имеет право на пособие в размере пропорционально заработку,
но не более максимальной суммы
Список используемой литературы:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (действующая редакция).
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (действующая редакция).
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (действующая редакция).
4. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. Учебник. / Издательство: М.: КноРус, 2015.
5. Пенсионный Фонд Российской Федерации / режим доступа: http://www.pfrf.ru/
6. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации / режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/.
7. Национальный университет «Высшая школа экономики» / режим доступа:
https://www.hse.ru/.
8. Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области / режим доступа: http://minsocdem.samregion.ru/
9. Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области / режим доступа: http://www.trud.samregion.ru/