Организация воспитательной работы и духовно-нравственного просвещения на основе краеведческого материала
Организация воспитательной работы и духовно-нравственного просвещения на основе краеведческого материала
Основой духовно-нравственного воспитания является краеведение.Краеведческий материал прививает любовь к родному краю,чувство гордости за свой народ.является мощным воспитательным средством
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация воспитательной работы и духовно-нравственного просвещения на основе краеведческого материала»
Организация воспитательной работы и духовно-нравственного просвещения на основе краеведческого материала
Из опыта работы
Калеева Т.Н.
учитель эрзянского языка и
родной литературы
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Отрадненская основная
общеобразовательная школа»
с. Отрадное Чамзинский
муниципальный район
Республика Мордовия
Первостепенной задачей современной школы становится духовно-нравственное развитие и воспитание, и это не случайно. Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. А ведь духовность, нравственность есть базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.
Внимание, которое сегодня обращает государство, правительство на формирование творческой активной личности, стоящей на позиции патриотизма, толерантности, высокой духовности не случайны, ведь это основы возрождения и укрепления российского общества. В реализации этой важнейшей задачи государство обращается, прежде всего, к системе образования.
На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание школьников чаще всего представлено уроками, беседами, классными часами, мероприятиями: тематическими школьными праздниками, краеведческими конкурсами; школьными, районными, республиканскими проектами. Основой этого воспитания должно стать, прежде всего, краеведение. Оно, то жизненное пространство, которое формирует самосознание личности. Мой дом, моя улица, мой район, моя деревня, моя Россия - вот этапы взросления творческой личности. Мой дом, моя улица, мой район, моя деревня, моя Россия - вот этапы взросления творческой личности.
Краеведение будит интерес к другим областям знаний ребёнка. Работа эта сложная, кропотливая и длительная. Роль личности учителя в этом процессе огромна. Учитель духовный наставник, нравственный ориентир, ведь он ведущий. Личность учителя, его реальные возможности имеют, во многом определяющее значение.
Гуманизация образования выделяет проблему воспитания духовности как приоритетную. Духовно-нравственное развитие является важнейшим аспектом социализации личности. Современным школьникам для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса необходимо усвоить духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством.
Ведущей идеей школьного краеведения является целенаправленная подготовка обучающихся к осознанному включению в культурную и духовную жизнь, к пониманию своей сопричастности с природой и социокультурой села и области; приобщение их к ценностно-ориентированной деятельности, формирование у них опыта творческой деятельности и опыта эмоционально- ценностного отношения к своему краю и друг другу.
Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история это история людей; корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
Краеведческий материал используется учителем с целью воспитания любви к родному краю, чувства гордости за свой народ.
7Задачи: - развивать способность учащихся целостно воспринимать окружающий их мир во всем его многообразии и единстве, что формирует интегральную культуру личности, исключая освоение культуры как суммы знаний, умений и навыков;
- дать учащимся разнообразные знания о крае (исторические, социологические, этнографические, географические, искусствоведческие, философские и т.д.), подчеркивая многогранность культурного наследия; знания об этике поведения гражданина и патриота.
Элементами этой системы являются следующие направления деятельности:
-краеведческое, которое реализуется через предметную деятельность. Изучение географии опирается на широкое использование краеведческого материала. Перед педагогом стоит задача создать образ родного края. В программу изучения курса географии включен региональный компонент. Это отражено в программах и календарно-тематическом планировании. Интересно проходят интегрированные уроки по географии и духовному краеведению края. Большим интересом у учеников пользуются нетрадиционные формы обучения, такие как музейные уроки, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, библиотечные уроки, научно-практические конференции. С удовольствием ребята принимают участие в деловых играх и проектной деятельности. Самыми удачными проектами оказались «Народные промыслы села Отрадное» и проект «Туристический маршрут по родному краю».
Краеведческое направление также реализуется и через внеурочную деятельность. На базе нашей школы действует кружок «Юный краевед». Воспитанники кружка с интересом изучают историю родного города. Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту в нашем образовательном учреждении проводятся занятия по внеурочной деятельности. Ученики начальных классов занимаются по программе «Азбука краеведения» и «Азбука духовности». В школе уже стали традиционными предметные Недели географии, они всегда бывают интегрированными: география - духовное краеведение края, география – биология.
-гражданско-патриотическое направление, которое реализуется в рамках школьного проекта «Живая память», цель - воспитание в каждом ученике гражданина и патриота на основе краеведческого материала истории родного города. Этапами проекта являются:
Сбор материала о земляках-участниках Великой Отечественной войны и локальных войн
День героев
Уход за памятником, находящимся на территории села.
Уход за могилами фронтовиков.
Всегда интересно проходят интегрированные уроки( география-история-литература) . В рамках ежегодной муниципальной краеведческой олимпиады наши ученики принимают активное участие в защите исследовательской работы. Воспитанники краеведческого кружка занимают призовые места в конкурсах краеведческого направления: «Жизнь малой Родины через фотообъектив», который проводился МТК. Наши ребята принимают участие в митингах памяти, акциях «Забота» и «Тёплые окна».
-экологическое направление, которое реализуется посредством элективных курсов для старшеклассников «Биологическое краеведение. Флора Мордовии», традиционными в школе стали экологические уроки, результатом которых являются экологические акции «Зелёный двор», «Земля наш дом». В рамках недели географии проходил конкурс «Экологический марафон», выставка газет и плакатов «Спасем планету».
-взаимодействие с социумом: данная система образования и воспитания одобрена родительской общественностью. В школе проходят совместные мероприятия родителей и детей: тематические праздники «Масленица», «Рождественские встречи». Педагоги проводят открытые уроки для родителей. Традиционными стали совместные субботники по благоустройству школы и пришкольной территории. Для родителей организованы лекторий, с беседами на основе краеведческого материала.
Краеведческая работа многогранна, она носит исследовательский и прикладной характер, общественно-полезный и образовательно-воспитательный характер.
На основании нашего опыта в школе создана программа «Духовно-нравственного воспитания школьников МБОУ «Отрадненская ООШ» на 2015-2018гг». Результаты внедрения данной системы отражены на сайте школы.
Хочется отметить, что учителя, всегда, вне зависимости от решений правительства, главным своим делом считали воспитание нравственности, высокой духовности, гражданственности и патриотизма своих питомцев. Занимаясь со своими учениками в школе и продолжая общение после, я вижу, как из них формируются или уже сформировались хорошие, порядочные люди. Проявлением гражданской позиции является отношение человека к семье и близким людям, обществу, деятельности, к Родине в целом.
В условиях обновления страны возрождение традиций и духа краеведческого движения позволяет сохранить нравственные критерии российской духовности, патриотизма. Таким образом, краеведение является не просто совокупностью сведений о какой-то конкретной территории, но и школой познания, школой культурного воспитания, средством передачи накопленных знаний и традиций, формой общения людей разного уровня культуры и образования. Мы точно знаем и видим, что краеведение несет в себе любовь к родному краю, родине, к её духовной культуре, является мощным воспитательным средством, приобщает к познанию истоков наших. Краеведение является способом освоения и сохранения исторического опыта, своеобразным отбором всего рационального в природопользовании, хозяйственном укладе народных промыслах, образе жизни и традициях. Приобщение подрастающего поколения к основам краеведения приобретает первостепенное значение.
Литература
1. Мордва: Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа //Сост.: Юрченков В.А. и др. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004
2. Мордовия: Энциклопедия: В 2-х томах //Гл. редкол.: А.И. Сухарев, В.А. Юрченков, К.И. Шапкарин и др. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.
3. Н и к о н о в а Л. И., М е л ь н и к А. Ф. Этнокультурный мир Республики Мордовия: Историко-культурное исследование региона. - Саранск: Красный Октябрь, 2005.
4. Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи финно-угорских народов: Материалы III Международного конгресса финно-угроведов //Редкол.: Л.К. Александрова, А.А. Крылова, Т.А. Рыбалка. - Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2004.
5. Ч е р н ы х А. В. Методическое пособие по сбору полевого этнографического материала. – Пермь, 2004.
6. Школьные музеи. Из опыта работы //Под ред.: В.Н. Столетова, М.П. Кашина. – М.: Просвещение, 1977.
Исправьте "В условиях обновления страны возрождение традиций и духа краеведческого движения позволяет сохранить нравственные критерии российской духовности, патриотизма, содействовать процессу упрочнения общества", "Краеведение является не просто совокупностью сведений о какой-то конкретной территории, но и школой познания, школой культурного и экологического воспитания, средством передачи накопленных знаний и традиций, формой общения людей разных поколений, разного уровня культуры и образования" (с.4)