Организация работы с медиатекстами в учебной и внеучебной деятельности как одно из условий развития медиакомпетентности обучающихся
Организация работы с медиатекстами в учебной и внеучебной деятельности как одно из условий развития медиакомпетентности обучающихся
Применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности как педагога, так и обучающихся, происходит развитие творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация работы с медиатекстами в учебной и внеучебной деятельности как одно из условий развития медиакомпетентности обучающихся»
«Организация работы с медиатекстами в учебной и внеучебной деятельности как одно из условий развития медиакомпетентности обучающихся».
Современное образование, главными характеристиками которого являются открытость, интегрированность и индивидуализация, должно опираться на широкую информатизацию. Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа). Применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности как педагога, так и обучающихся, происходит развитие творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Соответственно в состав умений, формируемых на дополнительных и внеклассных мероприятиях, входят медиаумения, такие как: профессионально использовать компьютер в различных средах и режимах, включая компьютерную обработку текстовой, табличной, графической информации, реализацию удаленного доступа к автоматизированным информационным ресурсам, организацию поиска информации в Интернете. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени. Одна из главных задач создателей электронных изданий для образования – максимальная эффективность нового продукта. Ясное понимание возможностей компьютера дает в руки аппарат для методического анализа и формирования требований к электронным изданиям. По существу, компьютер нам дает:
• Интерактив;
• Мультимедиа;
• Коммуникативность;
• Производительность.
Как можно использовать компьютер:
1. Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.
2. Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; удобная система навигации на основе гиперссылок; возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
3. Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, тестов, а также представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.
4. Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
5. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
7. Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.
Современные дети более свободно, нежели их педагоги и родители ориентируются в информационном пространстве – от электронных энциклопедий до сети Интернет. Задача педагога, воспитателя для информационной эпохи – развивать критическое мышление ребенка, умение анализировать и отбирать личностно значимую информацию, структурировать, обобщать, использовать и осмысленно создавать для информационной среды собственные медиатексты, формируя при этом медиаумения учащихся, и следовательно медиакомпетентность.
Термин "медиа" происходит от латинского "media" (средство) и в современном мире повсеместно употребляется как аналог термина СМК - средства массовой коммуникации (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет).
Существует несколько определений медиакомпетентности, например отечественный ученый А. Федоров трактует медиакомпетентность, как «суть имеющихся у индивида умений использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме» [Федоров А.В., 2005, с. 62]. В Европе под медиакомпетентностью понимается способность к «квалифицированному, самостоятельному, творческому и социально-ответственному действию по отношению к медиа». Понятие - "медиатекст" ("mediatext", "mediaconstruct") формулируется как сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.).
Медиатекст представляет собой текст нового типа, достаточно емкий и информативный. Часто это текст написан современным нехудожественным языком и имеет прагматическую направленность, что избавляет его от сложных грамматических структур, упрощая тем самым его восприятие. Встречаясь с медиатекстом впервые, ученик теряется, так как он совершенно не похож на материал в учебнике. Но затем, при целенаправленной консультативной работе педагога очень быстро начинает ориентироваться и овладевает различными способами преобразования текста: выстраивание логики подачи материала, выделение главного, формулирование выводов. С помощью Интернет-ресурсов, различных компьютерных программ можно создавать презентации, видеоролики, в которых информация, организованная в виде сюжета, адресована ученической аудитории, создана средствами мультимедиа программ и предназначена для формирования или стимулирования интереса по какой-либо теме.
Использование медиатекстов на дополнительных и внеклассных занятиях имеет большое значение для развития кругозора учащихся. Медиатексты могут содержать знания из абсолютно любой области: науки, искусства, спорта, политики, а также можно применять и при формировании умений выразительного чтения, грамотного изложения своих мыслей, то есть – медиакомпетентности, составляющих культуру медиаобразованности каждого учащегося.. Для развития умения говорить можно просить учащихся высказывать своё мнение о прочитанном, обсудить затронутую в тексте проблему, делиться впечатлениями, своим опытом, сходным с тем, что описан в тексте. Использование медиатекстов на внеклассных мероприятиях позволяет учащимся приобрести новые знания о современном мире и людях, значительно расширить свой кругозор, а также медиатексты обладают и богатым образовательным и воспитательным потенциалом. Так как большая часть медиатекстов содержит в себе информацию о моральных ценностях, культуре взаимоотношений людей между собой, так и человека с окружающим миром в целом, затрагиваются нравственные проблемы общества.
Работая с медиатекстами, учащиеся могут:
• вести поиск информации в электронном каталоге, в информационных базах Интернета;
• публиковать свои творческие работы в виде веб-страничек, статей, репортажей в школьной телестудии, в электронном дневнике;
• использовать в своей работе имеющиеся образовательные ресурсы.
В таких формах работы реализуется основная цель медиаобразования – развиваются коммуникативные способности учащихся, формируется их критическое мышление по отношению к «медиатекстам», а также они могут использовать различные средства коммуникации для творческого самовыражения. Результатом такой работы становиться не только сам медиапродукт, а способность учащихся к оценке и критическому анализу медиатекстов. Учащиеся лучше воспринимают материал на занятиях, если он представлен наглядно (презентации с иллюстративным материалом, фотографиями, звуковым сопровождением, учебные ролики), через подготовку собственных медиапродуктов, с использованием медиатекстов и компьютерных программ. Таким образом, достигается высокая степень пользовательских и креативных навыков.