Образовательное учреждение - Алматинская область, Қарасайский район, ст Шамалған, «КГУ сш.им Ы.Алтынсарина».
Цели урока:
Образовательная: Совершенствование знаний, умений учащихся по правилам выполнения обгона, приобретение учащимися навыков решения ситуационных задач, познавательную активность учащихся, прогнозирования в ситуациях, характеризующихся признаком ограниченного обзора.
Развивающая: Развить творческое мышление учащегося путем решения сложных ситуационных задач.
Воспитательная: Формирование у учащегося чувства профессиональной ответственности за БДД.
Методическая цель: Связь теоретического обучения с практическим обучением.
Межпредметные связи: 1.Предмет “Основы безопасности движения”.
Элементы урока
1. Организационный момент.
Принять рапорт дежурного, проверить готовность учащихся к уроку.
2. Актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний.
Пояснение термина ПДД “обгон”
Определить типы перекрестков на схемах
Какими признаками определяется главная дорога на перекрестке
Самостоятельная работа с книгой.
3. Обобщение ответов учащихся и переход к восприятию нового материала.
Решение ситуационных задач с использованием магнитной доски
Прогнозирование ситуаций, характеризующихся признаками ограниченного обзора при выполнении обгона.
Анализ учебных маршрутов
4. Проведение итогов занятия, выставление оценок.
5. Задание на дом.
6.Окончание урока
Проверить состояние кабинета, мебели.
План-конспект урока
Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня, вашему вниманию предлагается очередная тема – обгон. На вопрос – что такое обгон применительно к дорожному движению – исчерпывающий ответ даётся в пункте 1.2 Правил.
“Обгон – это опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы”.
В самом дорожном движении можно выделить два основных режима движения транспортных средств – движение в прямом направлении и маневрирование. Если в маневрировании рассматривать только те манёвры, в которых присутствует изменение направления движения транспортных средств, то мы получим повороты, разворот, движение задним ходом и обгон. Вот среди этих манёвров обгон занимает особое место. Здесь можно указать на два отличия.
Во-первых, при выполнении, поворотов, разворотов или двигаясь задним ходом, водитель действует по собственной инициативе и может спокойно выбирать место и момент для них. А вот с обгоном дело обстоит иначе. Почему мы вынуждены обгонять? С точки зрения обгоняющего, обгон в значительной мере носит вынужденный характер, поскольку полоса, по которой движется он, занята другим водителем. А тот едет медленнее, чем позволяет дорожная обстановка. Проявляя нетерпение, действуя по принципу “здесь и сейчас” обгоняющий водитель часто делает обгон рискованно. В поддержку этого говорит тот факт, что на многополосных дорогах обгоны редки, а наиболее опасные их виды – с выездом на встречную сторону – зачастую просто исключены разделительной полосой. А вот на узких дорогах и при интенсивном движении обгоны выполняются часто и очень опасны. Во-вторых, в основе обгона, в отличие от всех других манёвров, присутствует элемент навязанного соперничества. Обгоняющий водитель, приступая к обгону, не согласовывает свои действия с соседями по дороге. Он явно хочет обеспечить себе преимущество в движении. В этом отношении все обгоны можно разделить на корректные и некорректные. Корректный обгон – это когда действия обгоняющего не ущемляют интересы обгоняемого или встречного водителей, и не требуют от них какого – либо содействия для обеспечения безопасности. Корректный обгон – это правильный обгон, это – обгон по Правилам. Сказанное, на наш взгляд, подтверждает существующее мнение о том, что обгон является наиболее опасным и сложным манёвром в дорожном движении. Он требует от водителя высокой ответственности и мастерства управления автомобилем. Соблюдение правил выполнения обгона, которые мы рассмотрим ниже, как раз и должно содействовать обеспечению безопасности всех вольных или невольных участников обгона.
[1] Обгон – это опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. (п.1.2) В зависимости от формы траектории движения обгоняющего транспортного средства возможны следующие схемы обгонов:
- обгон с выездом на попутную полосу слева(в дальнейшем – попутный обгонслева),рис. 1;
- обгон с выездом на встречную полосу слева (в дальнейшем – встречный обгонслева),рис. 2;
рис. 1рис. 2
- обгон с выездом на попутную полосу справа(в дальнейшем – попутный обгонсправа, рис. 3;
рис. 3
- двойной обгон (обгон транспортного средства, производящего обгон другого движущегося транспортного средства или объезд неподвижного транспортного средства или другого препятствия), рис. 4;
рис. 4
[2] Как правило, разрешены обгоны только с левой стороны – попутный слева и встречный слева.
Обгон справа (попутный справа) разрешен, как исключение, в случае, когда водитель обгоняемого транспортного средства подал сигнал поворота налево и приступил к его выполнению (п.11.2)
Двойной обгон или объезд запрещены во всех случаях.
[3] Перед началом обгона водитель обязан убедиться в том, что:
- перестроение на другую полосу не создаст помех движущимся по ней другим транспортным средствам (попутным или встречным), рис. 5;
рис. 5
- возвращение на прежнюю полосу не создаст помех обгоняемому транспортному средству), рис.6. (п.11.1)
рис.6
[4] В общем случае обгон состоит из трёх фаз:
- выезд на смежную полосу (I);
- опережение по этой полосе (II);.
- возвращение на ранее занимаемую полосу (III), рис. 7
рис. 7
При смене полосы движения, как и при обычном перестроении, должен включаться предупредительный сигнал соответствующего поворота (выключают указатель поворота, как правило, вручную).(п.8.1)
[5] Обгон должен быть по возможности кратковременным, для чего следует обеспечить превышение скорости по отношению к обгоняемому транспортному средству примерно на 20 км/ч.
Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону повышением скорости или другими действиями.(п.11.3)
[6] После завершения второй фазы обгона – опережения обгоняемого транспортного средства по смежной полосе – переход к третьей фазе – возвращению на ранее занимаемую полосу – обязателен в большинстве случаев. Исключения из этого правила составляют: разрешённый обгон справа и двухфазный обгон, который можно назвать “укороченным”.
“Укороченный” обгон, состоящий из двух первых фаз, когда транспортное средство, совершающее обгон, может остаться на левой полосе (полосе опережения), допускается только на четырёхполосных (и более) дорогах с двусторонним движением, в следующих случаях:
- если после выполнения третьей фазы обгона ему пришлось бы сразу начать новый обгон, рис. 8.
рис. 8.
- если при движении по полосе опережения не создаётся помех для транспортных средств, движущихся сзади с более высокой скоростью, (п.11.4) рис. 9.
рис. 9
“Укороченный” обгон по крайней левой полосе этих дорог разрешается только при интенсивном движении или когда заняты другие полосы всем транспортным средствам, кроме грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 2,5т., которым выезд на эту полосу разрешается только для поворота налево или разворота, рис. 10.11 (п.9.4)
рис. 10 рис. 11
[7] Обгон (всех видов) запрещён:
- на железнодорожных переездах и ближе 100м перед ними, рис. 12;(п.11.5)
рис. 12
– на пешеходных переходах (при наличии пешеходов на них), рис. 13;(п.11.5)
рис. 13
- на нерегулируемых равнозначных перекрёстках, рис.14;(п.11.5)
рис.14
Однако, как исключение, на этих перекрёстках допускается:
– производить обгон на перекрёстках с круговым движением, рис. 20; (п.11.5)
рис. 20
[8] Кроме того, обгон (всех видов) запрещён:
- между перекрёстками – при знаке 3.20 – всех транспортных средстврис. 21;
рис. 21
– между перекрёстками – при знаке 3.22 – грузовым автомобилям с разрешённой максимальной массой свыше 3.5т всех транспортных средств. рис. 22;
рис. 22
- там же, тракторам – всех транспортных средств, кроме гужевых повозок и велосипедов, рис.23;
рис.23
- в местах нанесения разметки 1.1, 1.3, 1.9 и 1.11 (со стороны сплошной линии) между смежными полосами для встречного движения (при разметке 1.11 разрешено закончить обгон через сплошную линию)
(Приложения 1 и 2 к Правилам)
[9] Обгон с выездом на встречную полосу запрещён:
– на регулируемых перекрёстках, рис.24; (п.11.5)
рис.24
– в местах с ограниченной (до 100м), видимостью дороги в любом направлении
(в том числе в конце подъёмов) , рис.25; (п.11.5)
рис.25
– на четырёхполосных (и более) дорогах с двусторонним движением, рис.26; (п.9.2)
рис.26
Требования Правил, связанные с обеспечением порядка выполнения обгона, а также общие требования к порядку маневрирования транспортных средств, поддерживаются следующими статьями КоАП РФ:
– Ст. 12.15 часть 2. “Нарушение правил … обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения … влечёт штраф в размере 2 МРОТ.
- Ст. 12.15 часть 3. “Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения в случаях, если это запрещено Правилами … влечёт штраф … в размере от 3 до 5 МРОТ или лишение права управления транспортным средством на срок от 2 до 4 месяцев с изъятием водительского удостоверения.
(Применительно к обгону – см. пункт [9] выше)
Заключение
Ребята, я представил вам подробное изложение правил выполнения обгона. Хотя по форме, с учётом требований учебного процесса, наш вариант этих правил существенно отличается от текста главы 11 Правил, их содержательную часть я постарался передать точно.
Сейчас же обращаю ваше внимание на то, как выполняется обгон в условиях реального дорожного движения. Можно не сомневаться, что в той, или иной степени, правила выполнения обгона известны каждому аттестованному водителю. Однако приходится с сожалением признать, что знание правил вовсе не побуждает значительную часть водителей к их соблюдению на практике. И это – несмотря на довольно суровые, по меркам нашей страны, санкции, которые мы привели выше.
Парадокс, но водители знают правила, понимают, что пренебрежение ими опасно, что может последовать суровое наказание, и, тем не менее, нарушают. Проще всего объяснить происходящее на наших дорогах злостной недисциплинированностью водителей. Конечно, это – есть, конечно – с этим следует непримиримо бороться. Но ситуация, как нам кажется, не столь однозначна.
Из теории права известно, что не столько суровость наказания, сколько неотвратимость его является главным фактором, сдерживающим преступность. Эту аксиому признают все. Однако, от признания, до исполнения – дистанция огромного размера. Безнаказанность водителей поощряет их на новые нарушения. Начиная от использования электронных систем управления светофорами, оперативно реагирующих на интенсивность транспортных потоков, и до снятия неоправданных запретов, в том числе – и на совершение обгонов.
Вот, собственно, и всё. Как обычно, пожелаю вам всего доброго, благополучия, здоровья и, конечно, спокойной езды под защитой правил дорожного движения.