kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная полемика, или диспут

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое диспут? Методика проведения диспута. Примеры. 

Просмотр содержимого документа
«Научная полемика, или диспут»


Диспут.

Цели:

-Развитие логического мышления.

-Формирование умений задавать вопросы.

-Формирование умений отвечать в эмоционально-напряженной обстановке.

-Обучение уважительному отношению к оппоненту при разных точках зрения.

Диспут, или научная полемика - это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины (правильной точки зрения). В различных исследованиях установлено, что мышление в споре интенсивно развивается (Д.Болдуин, Э.Риньяно, Ж. Пиаже и др.). Поэтому данная технология должна иметь свое место в педагогическом процессе.

  1. Устно или письменно делается объявление о диспуте как минимум за неделю. В объявлении указываются название, тема диспута, выносимые для полемики вопросы, дата, время, место проведения и состав участников.

  2. Ведущий (им может быть педагог или учащийся) открывает диспут. Он сообщает тему, цель и комментирует их, пробуждает интерес.

  3. Ведущий назначает секретаря и знакомит с членами жюри, специалистами, хорошо знакомыми с данной проблемой. Ими могут быть как педагоги, так и ученики.

  4. Ведущий знакомит участников, занимающих различные позиции.

  5. Сообщается организационный регламент и правила сотрудничества. Вывешивается плакат с критериями оценок и устно комментируется.


Вид учебной деятельности

Допустимое время в минутах

Количество очков за участие

Количество очков, за отказ, оттягивание, пассивность

1. Подготовка, выполнение учебного действия

По необходимости

Дается до +5

Дается до –5

2. Выступление

До 3 минут

До +5

До –5

3. Изложение

До 0,5 минуты

До +1

До –1

4. Ответ на вопрос

До 1 минут

До +2

До –2

5. Возражение

До 1 минуты

До +3

До –3

6. Постановка вопросов

До 0,5 минут

До +1

До -1

7. Дополнение

До 1 минуты

До +2

До -2


  1. Разыгрываются порядковые номера выступлений.

  2. Защитники первой точки зрения в своем выступлении излагают свое мнение по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его.

  3. Сторонники второй точки зрения задают уточняющие вопросы.

  4. Защитники второй точки зрения в своем выступлении излагают мнение сторонников первой точки зрения по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его, стараясь показать свое понимание первой точки зрения.

  5. Ведущий спрашивает у сторонников первой точки зрения, правильно ли понята их противниками. Если нужно, руководитель первой группы дает краткое уточнение.

  6. Защитники второй точки зрения в своем выступлении излагают свое мнение по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его.

  7. Защитники первой точки зрения в своем выступлении излагают мнение сторонников второй точки зрения по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его, стараясь показать понимание точки зрения противника.

  8. Ведущий спрашивает у сторонников второй точки зрения, правильно ли она понята их противниками. Если нужно, руководитель второй группы дает краткое уточнение.

  9. Сторонники первой точки зрения задают вопросы.

  10. Сторонники второй точки зрения отвечают на вопрос. Если ответили правильно, то вопрос задают они, а если неправильно, то опять вопрос задают представители первой точки зрения. Дается время на обдумывание вопросов и ответов. По истечении времени или количество вопросов диспут прекращается.

  11. После вопросов и ответов и та и другая сторона стараются доказать неверность противоположной точки зрения.

  12. Жюри принимает решение и объявляет, какая точка зрения правильная. Может случиться, что ни одна точка зрения не будет правильной. Жюри исходит из фактов и научно-обоснованных аргументов, а не из произвольных мнений сторон, предположений или оценок.

  13. Ведущий называет победителя диспута по количеству набранных очков (это необязательно сторонник правильной точки зрения).

  14. Подводятся итоги и делаются обобщения.


Данная технология разработана хорошо. Требуется время для подготовки проведения технологии, как со стороны педагогов, так и учащихся. Результативность оправдывает затраченное время, если диспут подготовлен хорошо. Требуется особая подготовка педагога. Может применяться как на уроках гуманитарного цикла, так и во внеучебное время. Противопоказания к применению не известны.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Научная полемика, или диспут

Автор: Баймуханова Гульшат Уразаевна

Дата: 05.03.2017

Номер свидетельства: 398004

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства